Проповедь на праздник изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова на праздник происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, который издревле утвердился в Константинополе для освящения мест и в отвращение болезней. В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года.

Сегодня в храмах читалось три отрывка из Святого Евангелия и три Апостола, потому что день памяти братьев Макавеев, День изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня и воскресный день.

Ребёночек мешает. Сначала ему нужно научиться вести себя правильно в церкви. А вообще, не только в церкви. Христианство состоит в том, что в любой ситуации, находится ли человек в космическом корабле, или на огороде, или в храме, или за столом в ресторане, он не должен никому мешать. Нехорошо, когда один человек мешает другому, а тут три сотни человек. А ребёночек всё равно ничего не понимает, нужно его сперва научить. Мы видим, что ребёночек ещё совершенно не воцерковлённый, ему никто не объяснял, как нужно себя вести в церкви, хотя он уже речь человеческую понимает. Но, к сожалению, даже не все взрослые это разумеют и этому учат, поэтому ребёночек ведёт себя так, как ему желательно и удобно. Потому что он привык, что всё, что он требует, должно немедленно выполняться. А если не выполняется, он использует свои средства манипуляции взрослыми. Если во время воспитания дать ему возможность, сначала он сядет на шею, а потом вырастет страшным чудовищем, от которого будут страдать все люди. Хорошо ещё, если он попадёт в тюрьму – там ему объяснят порядок жизни. Но не все же настолько глупы, чтобы попасть в тюрьму. Тогда вот это чудовище может занять какой-то пост, стать каким-то руководителем, и вот так вот относиться к людям, как будто они ему все должны. А христианство – это такое устроение души, когда человек считает, что он всем должен Сам Христос пришёл не для того, чтобы Ему послужили. Он не говорил: «Я Царь, Я Сын Бога Вышнего, давайте, вставайте, вот Мои ноги, мойте Мне, педикюр делайте. Так, а ты сбегай за хлебом, а ты – за маслом». Нет, даже сегодняшнее Евангелие повествует о том, как захотел народ есть, а Христос знает, как накормить. «Садитесь, – говорит, – деточки!». Село пять тысяч мужиков. А что такое пять тысяч мужиков? Представьте, это весь Храм Христа Спасителя полный. И женщины и дети – ещё тысяч двадцать человек было. То есть 25 тысяч человек – это вся Красная площадь полностью покрыта народом. И Он всех накормил. Еда не ресторанная, но все и хлебушка поели, и рыбки. Он пришёл послужить. Для чего Он это сделал? Он же не каждый день их кормил. А чтоб показать, что Он пришёл послужить. Христианин – это не тот, которому все служат, а, наоборот, он служит всем. Поэтому воспитание ребёночка заключается в том, чтобы его вырастить из этого греховного самовлюблённого, эгоистичного, гордого существа христианина. Для этого, собственно, и в церковь надо водить, а не для того, чтобы он пришёл и здесь ещё орал, совсем не для этого. Церковь стоит не для того, чтобы здесь дети орали, а для того, чтобы дети учились Закону Божию. А Закон Божий в том и заключается, что мы и причащаемся для того, чтобы нам достичь смирения, которое Господь имел и которое Он показал на Кресте. Его любовь достигает такой высоты, что Он готов за наши грехи сам пойти на страшную смерть. Вот сегодняшнее Евангелие чему учит. А жизнь всегда предоставляет замечательные иллюстрации к тому, что Бог говорит.

Главное Евангелие относится к нынешнему воскресному дню, потому что каждый воскресный день своё Евангелие имеет, и именно с этих Евангелий началось в церквах упорядоченное чтение Священного Писания. Сегодняшнее Евангелие рассказывает о том, что Господь увидел множество людей, сжалился над ними и исцелил больных их (Мф. 14, 14). Вот как Господь поступал. Вот люди пришли, собрались. Он их и научил, и исцелил тех, кто был болен, и накормил тех, кто был голоден. Вот истинное отношение к человеку.

А что такое покаяние? А покаяние – это преображение обычного человека – грубого, завистливого, жадного, гордого, нахального, ругающегося, пьяницу, курильщика, вора, обманщика, и вообще всяческого хамла – в сына Божия. Откуда учится дитя? От папы – во-первых, от мамы – во-вторых, от старших братьев и сестёр – в-третьих. И так далее – дяди, тёти. И наконец – школа, самый отвратительный учитель на свете. Иной скажет: «Ну как, вот я в школе учился, у нас было всё не так, всё было прекрасно». Ты в каком году учился? В 1960-м? Так то ж была совсем другая школа, дурачок. Сейчас совершенно всё по-другому. Школа – это то, что учит детей самой концентрированной мерзости, которая только существует в мире. Не просто мерзость, а знаете, есть такое понятие – эссенция. Не просто уксус, а есть уксусная эссенция, которую нельзя даже пить, а обязательно нужно разбавить водой, чтобы употреблять. Не надо забывать, что дети с помощью тех приборов, которые им родители покупают, окунаются в мир такой мерзости, которую даже взрослые не знают. И они на том языке, который они специально выработали, который нормальный человек уже и не понимает, изъясняются и живут в этом мире. Им этот мир так интересен, что, когда едешь в автомобиле (особенно если с шофёром еду, смотрю по сторонам), можно наблюдать такую картину: идёт человек через дорогу, уткнувшись в планшет и нажимая там какие-то кнопки. Но есть ещё смешнее: едет водитель или водительница и точно так же, уткнувшись в смартфон, жмёт какие-то кнопки. То есть тот мир настолько интересен, что даже интереснее того, что происходит на улице вокруг твоего автомобиля. А вокруг твоего автомобиля десятки источников повышенной опасности для тебя, ты находишься на волосок от гибели. Для тех идиотов, которые не понимают, написано: «Не отвлекайте разговорами водителя трамвая». А куда трамвай уедет, если он едет по рельсам? Но всё равно он может и задавить, и врезаться в машину, которая нарушает правила и так далее. Разговоры отвлекают. А если человек сам отвлёкся, ушёл не только ушами, но и глазами, это чрезвычайно опасно.

Каждый день приходят ко мне родители. Сегодня одна женщина пришла: «Как помочь поему сыну?», я спрашиваю, сколько лет. 21 год. Отнять от груди надо, уже пора. Уже всё, ничем помочь нельзя, только молиться. Вот когда ребёночек на ручках, очень многое можно сделать. Очень многое. Один наш прихожанин с женой взяли мальчика-сироту, совсем младенца, сейчас ему уже 18 лет. За 18 лет он даже на папу нового своего стал похож. Сейчас поступил в очень хороший ВУЗ. А если бы он остался в детском доме, он сейчас бы был в тюрьме. От воспитания очень много зависит, чрезвычайно. Поэтому если мама или папа, или они вместе спрашивают, что им делать с сыном или дочерью, которым 15 лет, это говорит о том, что они 15 лет ничего с ними не делали. А воспитание – это целенаправленный процесс, как выращивание курицы, или яблоневого сада, или кактуса. Это постоянный процесс. Даже растения требуют обрезки, подкормки, окучивания мульчирования, борьбы с насекомыми. А как иначе? А ребёнок – как трава в поле… или в школе. А это вообще страсть Господня. Получаешь готовый продукт, который есть нельзя, потому что ингредиенты несъедобные. Однажды мне один небольшой ещё мальчик сказал: «Никак не могу начать читать книжку». Я спрашиваю: «Какую?» – «Приключения Тома Сойера». Я говорю: «Интересно. Когда я был твоего возраста, меня от этой книжки оторвать было нельзя, я её прочёл вообще за два дня». Совсем другая жизнь: ребёнок должен предпринимать героические усилия, чтобы заставить себя читать книгу, написанную очень талантливым автором, переведённую очень талантливым переводчиком, и которая абсолютно соответствует его возрасту. И он должен заставлять себя, ему это трудно – из буковок складывать слова, предложения, вникать понимать. Потому что он привык получать всё готовое, всё разжёванное и переваренное. На эту кашицу и смотреть-то нельзя, она и пахнет не очень, а ребёнок привык к этой интеллектуальной пище.

Христиане должны учиться заново воспитывать своих детей. Сто лет назад, двести (и так далее в глубь веков) детей воспитывало всё общество. Ребёнок на улице играет – за ним следит вся деревня. Никто никогда не пройдёт мимо, если он что-то не то делает, обязательно тут же родителям скажут, а если рукой дотянутся или смогут догнать, обязательно остановят. А сейчас родители только и думают, в какую бы школу его спихнуть. «О, очень хорошая школа, мне сказали». Или в детский сад. Только родила, ещё в декретном отпуске, сразу в детский сад. Только куда-нибудь его пристроить. И получаешь воспитание, как раз соответствующее данной эпохе. Выращивают не христиан, а монстров. Когда монстр маленький, его можно ещё понудить ходить в церковь, но дальше 15-ти лет дело не пойдёт. Потому что формальное воспитание. В истории такое было. Был такой человек по имени Юлиан, он учился в одной из лучших школ, его соучениками были Василий Великий и Григорий Богослов, и были из христианских семей, а он, хотя тоже был из христианской семьи, возненавидел и Христа, и Церковь. И даже один из его великих соучеников сказал: «Мир ещё не знает, что за змею выращивают в этой школе». И он стал императором, и стал закрывать церкви, и организовал ужасающие гонения на христиан. Но по милости Божией был убит в сражении, поэтому всего четыре года христианская империя страдала от Юлиана, которого история прозвала Отступником. У любого историка спросите, кто был Юлиан Отступник, и любой историк вам обязательно расскажет. Вошёл в века как тот, кто отрёкся от Христа.

А сейчас у нас практически в каждой русской семье выращивают Юлианов и Юлиан Отступников и Отступниц. Глядя на всех нас можно спросить: «А где же ваши дети? Где они? А где же внуки?». Что мы ответим? Мы можем ответить только их словами: «Ой, я устал, мне некогда». «Ой, батюшка, он устал. Ей некогда, она учится». Чему можно учиться в этом мире, как только не христианству? Чему ещё в этом гнилом совершенно, продажном, извращённом, развращённом мире можно учиться? Только христианству. Всё остальное – второ-, третье-, квадро-степенно. На двадцатом месте всё остальное. Это совершенно не важно, никто на Страшном Суде не спросит: «Ну, какая у тебя программа? Что ты сейчас играешь на фортепьяно?», никто у тебя не спросит: «Ну хорошо, а задачку какую решил? Теорему Ферма решил? Нет? Ну, жалко, для Царствия Небесного не подходишь». Никто этого не будут спрашивать, будут только смотреть на качество твоей души. А ты что, такое же хамло, как был 15 лет назад? А ты так же куришь и пьёшь? А ты так же бросил своих детей? А ты так же… и так далее, и так далее. Ну так и что? Не люди, а монстры. И если человек не каннибал, мы уже по него говорим: «Ну это хороший человек.

Вот поэтому Христос на землю пришёл и показывает нам пример любви, сострадания к обычным грешникам, причём к людям некрещёным. Его окружала-то толпа. Из этих 25 тысяч человек, что Он накормил, разве были люди воцерковлённые? Да ещё и Церкви не было. Нет, обыкновенные Его соплеменники. Как Он обещал, Он к ним пришёл как Мессия, как Помазанник Божий, как Спаситель, для того чтобы им рассказать, что надо идти дальше. Недостаточно проститься два раза в неделю, недостаточно десятую часть того, что имеешь, отдавать на храм, недостаточно помогать бедным. Этого недостаточно. Нужно ко всем ближним относиться с такой любовью, как к самому себе: что не желаешь себе, то не желаешь и ближнему. И, конечно, понятно, этому надо учиться и не пять лет, и не десять, и даже не двадцать, а всю жизнь. Вот тогда наступит то Преображение, которое будем праздновать через несколько дней.

Спаси всех Господи!



NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 2

    1. Анна:

      Спаси Господи!

    2. makdalin:

      Спаси Бог!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.