Проповедь под праздник Преображения Господня (2016.08.18)

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова под праздник Преображения Господня о вере, благодати Божией и о преображении человека во Христе.

У каждого народа есть праздники, которые отражают жизнь этого народа. Если народ живёт религиозной жизнью, тогда обязательно народные праздники отражают религиозное мировоззрение, взгляд на мир, исходящий из той религии, которую исповедует этот народ. У древних иудеев тоже были праздники. Каждый праздник у евреев отражал некое событие древней еврейской истории. Для чего? Эти события были столь важны для формирования народа, что каждому человеку, принадлежащему к этому народу, необходимо было эти праздники знать. Каждый родившийся в народе человек через праздничные события имел возможность изучать происшедшее в глубокой древности и извлекать для себя назидание. У каждого народа есть свои особенности. Мы отличаемся не только цветом кожи, формой альвеолярных отростков, цветом волос или степенью их мягкости и жёсткости, ростом, учёностью, характером. Каждый народ имеет свою определённую специфику, хотя мы все дети Адама, все имеем один корень. На нас, людей, влияет всё: географическое положение того места, где живёт наш народ, влияет семья, народные обычаи, и очень глубокое влияние оказывает на человека религия. Если человек исповедует одну религию и, если это исповедание глубоко, он готов родному брату дать возможность его убить, как это сделали князья Борис и Глеб. Если человек исповедует другую религию, он легко отрежет другому человеку голову. И более того, будет считать, что это хорошо и правильно. Влияние религии на человека чрезвычайно глубоко, потому что религия затрагивает самые глубины души. Человек верует, ведь каждая религия основана на вере. Вот, в храм приходит обычно бабушка или мама и говорит, что её дочка или сынок попали в ту или иную секту, спрашивают: «Как нам теперь помочь?». Да практически никак. Потому что ту экзотическую чушь, которая стала для этого молодого человека верой (он уверовал в это), выковырять невозможно, потому что все силы души – там. Никакая аргументация бабушки, мамы, папы не подействует, хоть милицией грози, хоть прокуратурой, тем более, каждая религиозная община вырабатывает определённые защитные свойства. Например, всякая секта старается оторвать человека от семьи. И когда родственники начинают возмущаться, говорят: «Ну вот, мы же тебе говорили, что обязательно вся семья на тебя восстанет, будет тебя называть ненормальным. Видишь, всё как по писанному».

Мы нынче празднуем одно событие евангельской истории. Основатель христианской религии есть Господь Иисус Христос. Все люди отличаются с точки зрения веры христианской друг от друга на две части: одни веруют, что Христос есть Сын Божий, сошедший с Небес, а другие не верят. Что остаётся? Ну, остаётся подождать до смерти, а там уже убедишься, кто был прав. Спорить о религии не имеет никакого смысла. Когда испанские конкистадоры приехали в то место, которое сейчас называется Америкой, они выменивали на стеклянные бусы золотые украшения ацтеков, инков и других племён, которые там жили. Для индейцев золото – это хоть и важная была вещь, но обычная, а стекла они никогда не видели, поэтому они считали, что эти стекляшки разноцветные – это самая большая драгоценность. И убедить их в том, что золото чего-то стоит, а стекляшкам цена – копейка, не представляло никакой возможности. И они утратили полностью свою религию – и слава Богу, потому что эта религия была чудовищной, они в жертву приносили людей сотнями тысяч: убивали, вырезали из живого человека из грудной клетки ножом сердце. Один режиссёр снял фильм, в котором отражается религиозность индейцев, я его посмотрел, но вообще лучше на ночь не смотреть.

Господь, знает свойства человеческого разума, потому что Он нас сам создал, знает историю падения Адама и Евы в раю, их отпадение от Бога. И Господь некоторые очень важные вещи хотел запечатлеть в душе Своих учеников, и поэтому на гору Фавор Он взял троих самых близких Ему учеников: Петра и двух братьев – Иакова и Иоанна. И пошёл на гору помолиться. А уже Церковь это событие, которое мы именуем Преображение, запечатлела в празднике, и ежегодно мы переживаем это Преображение, как будто это было с нами. Мы читаем Евангелие, и проникаемся вот этим событием, как будто мы сами вместе с ними взошли на гору Фавор и созерцаем. Я был на горе Фавор дважды, и, особенно когда я читаю эти евангельские слова, очень представляю, как это всё было замечательно, и как ученики увидели стоящего перед ними Христа. Одежда на Нём сияла, как снег, а лицо Его было сверкающе, а рядом с ними стояли два человека, это были пророк Илия и пророк Моисей. И Моисей и Илия беседовали со Христом о том, что надлежит случиться в Иерусалиме, о том, что Христос будет арестован, посажен в темницу, Его будут истязать, а потом Его распнут на кресте. Ученики это услышали, но когда они видели это дивное видение, то Пётр как старший от имени всех сказал: «Господи, как вообще хорошо нам здесь с Тобой, давай останемся навсегда. Сделаем такие три шалаша». Или, по-славянски, кущи. Мы употребляем это слово в словосочетании «райские кущи». А в каком-нибудь сербском языке дом так и называется – куча. То есть Пётр предложил три домика таких построить, или три шалаша, чтобы остаться навсегда. Пётр забыл и жену, и всех сродников, и свою рыбу, и своих собратьев-апостолов, апостола Андрея забыл, своего брата, потому что такое блаженство испытали, которое невозможно вообще ни в сказке сказать, ни пером описать. Подобное блаженство испытал Николай Александрович Мотовилов, когда преподобный Серафим помолился, и его осияла благодать Святаго Духа, он испытал райское блаженство. И они, хотя ещё не были готовы, но, тем не менее, Господь дал им возможность это испытать. Для чего?

Во-первых, для того, чтобы они увидели славу Господню, чтобы вот эти три ближайших ученика покрепче усвоили, что Христос – это воистину Сын Божий, что вот эта благодать Божия, этот сияющий свет с одной стороны, ярче солнца, а с другой стороны, на солнце нельзя смотреть, а они смотрят во все глаза, а глаза не режет. То есть здесь что-то необычное такое разлилось у них по всему телу, и, конечно, уже позже в других книгах Нового Завета есть указание на Преображение, и ясно, что они не забыли, хотя Господь им сказал никому ничего до времени не рассказывать. Потому что не все могли это вместить.

И второе – Господь недаром дал возможность опуститься на грешную землю Моисею пророку и Илие. Это два высочайших духовных авторитета Древнего Израиля. И они говорили о том, что Христу надлежало быть распятым. И говорили для того, чтоб ученики не поколебались в вере, когда это случится. Кое-кто из них не поколебался, как апостол Иоанн. А кое-кто поколебался. Это Пётр. Но всё-таки один остался верен и уже был готов так же отдать жизнь за Христа. Господь, чтобы они запомнили это пророчество, прибёг к авторитету двух величайших подвижников Древнего Израиля, и дал испытать им блаженство, и дал зрительный образ.

Но Господь счёл этого недостаточным. Когда завершилось это зрелище, Христа осенило облако, из облака они услышали голос Самого Отца Небесного: «Это Мой Сын, и в Нём Моя святая воля, а вы Его слушайте» (см. Мк. 9, 7). То есть тот путь, который через слово указал и Христос, Господь Отец Небесный утвердил, санкционировал, и они тоже это никогда не забыли. Как не забыли, когда этот же Голос те же самые словам сказал при Крещении Господнем, когда Он только вышел на проповедь: «Это Сын Мой возлюбленный, в Нём Моя Святая воля» (см. Мф. 3, 13-17). То есть воля Отца Небесного открывается через Сына Божия, поэтому если человек уверовал в Сына Божия, он может стать христианином, от слова «Христос». Христианин – это такой человек, который верует, что Иисус Христос есть Сын Божий, и слушает Его во всём, и жизнь свою выправляет согласно словам Христовым.

Святая Церковь даёт нам возможность каждый год на новом этапе нашей короткой земной жизни ещё и ещё усвоить это важный урок, который даётся нам через праздник. Для маленьких детей – это арбузик съесть с виноградиком, а те, кто постарше, должны понимать духовную сущность того, что происходит.

Быть христианином – это значит преобразиться. Человек рождается грешником от грешных родителей. И некоторый момент своей жизни он может встретиться со Христом. В той или иной форме, по тому или иному случаю, может быть, путём размышлений, может быть, от молитвы, может быть, от посещения храма, может, от встречи какого-то человека. Апостол Павел говорит: вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим. 10, 17). Если человек уверует во Христа, он может преобразиться. Не только внешне просиять, хотя и такие явления были, и люди это замечали и писали в своих воспоминаниях. То же Николай Александрович Мотовилов увидел лицо преподобного Серафима, и оно сияло, как снег, когда он испытывал это райское блаженство. Или когда Моисей сходил с Синайской горы, он вынужден был платком закрыть себе лицо, потому что люди Израилевы не могли видеть его сияющего лица, ведь он беседовал с Самим Богом, Который вручил ему скрижали с заповедями.

Цель каждого христианина, и вообще смысл того, что человек приходит в храм, смысл всего, что в храме происходит, заключается в преображении. Зачем человек крестится или крестит своих детей? Большинство людей этого не понимают. Большинству людей даже нечем понимать. Можно усадить за парту, дать им листок бумажки, карандаш, попытаться ему объяснить, всё отскочит, как об стену горох. Ни одного слова не запомнит и ничего не поймёт. Потому что чтобы это усвоить, нужна вера, что Иисус Христос – это Сын Божий, сошедший с Небес. А для большинства это обычай. Когда я ещё крестил детей, я всегда спрашивал: «Зачем вы крестите? Какой в этом смысл?». За тридцать лет я ни разу ответ не получил, ни одного маленького разика. Если бы мне кто-нибудь ответил, я бы устроил себе праздник. Нет. Просто вот «обычай», «мы русские». Ещё очень интересно, чаще всего мне отвечали: «У меня бабушка была крещёная». Ну хорошо, а у апостола Павла бабушка была некрещёная. И что из этого? А Гитлер был крещёный. Дальше что? А, ты хочешь, чтобы дети твои были, как Гитлер, крещёные? Что ты хочешь? Но вот ответ на этот вопрос очень простой: «Я хочу христианского преображения для себя и для моих детей». Жизнь моя и воспитание моих детей должно быть направлено не на то, чтобы они закончили хороший институт, получили красный диплом, стали директорами завода или банка, не на то, чтобы они в армии получили генеральские погоны («потому что плох тот солдат, который не хочет быть генералом»). Но перед Богом это ничто. Ничто. Это не значит ровным счётом ничего – серебряная медаль олимпийская или золотая. Перед Богом это ничто. Можешь весь гроб потом засыпать медалями, это ничто, вообще ничего не значит. А что же важно? А насколько ты преобразился во Христе? Был последний грешник, а стал предпоследним, но всё-таки праведником. Был злой, стал добрым. Был раздражительным, стал терпеливым. Был жадным, стал щедрым. И так во всём. Был таким, которого все ненавидят, а стал таким, которого все любят. Был никому не нужен, а теперь нужен всем, и не только при своей жизни. Вот взять преподобного Сергия: человек жил в XIV веке, а все до сих пор к нему ездят. Почему? Да он нужен! И обращаются к нему, и он помогает. Он нужен. Его тело нетленное излучает благодать, потому что при жизни Святый Дух жил в нём. Хотя институтов не кончал, князем не был, богатства никакого не было. А что было? Благодать Святаго Духа. Вот это главное драгоценное богатство, которое преображает человека. И это не сам человек, это Господь, потому что благодать – это сила Божия.

Тот же преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух благодати Божией, и вокруг тебя спасутся тысячи». В этом и заключается христианство. Вот это главное, в чём смысл христианской жизни – в стяжании Святаго Духа. Не в посещении святых мест, не в строительстве полутора тысяч храмов, совсем не в этом. Большинство людей ищут совсем не там, где есть. Один мужик под фонарём стоял и искал что-то. Его спрашивают: «Ты что ищешь?», отвечает: «Я кошелёк обронил», – «А где?», – «Вон там» – указывает в сторону. «А что ж туда-то не идёшь?», – «Ну там темно, а здесь фонарь». То есть большинство людей ищут совсем не там, где сокровище лежит. А ключ к сокровищу – в Евангелии. И каждому из нас надо поднять труд изучить слово Божие. Это не я придумал, сам Христос сказал: Исследуйте Писания <…> они свидетельствуют о Мне (Ин. 5, 39). Если мы усвоим Священное Писание, у нас не будет никаких вопросов, у нас будут ответы на всё: как воспитывать детей, как обращаться с ближними, как сохранить свою семью, как вообще угодить Господу Богу. Вот в этом смысл. Значит, Христос не зря приходил, а именно для тебя, если тебя коснулось преображение. Поэтому Церковь этот день ставит в ряд 12-ти самых важных праздников – для того, чтобы мы запомнили, что в нём содержится самого главного.



Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Один комментарий

    1. anna gud:

      Спасибо, отец Дмитрий! Как всегда, блестяще. Преобразиться… Как хорошо слышать это после Причастия в праздник Преображения Господня! Вот же милость-то Божья нам, грешным! Вот это праздник так праздник! Всю жизнь искала мира душевного — там, сям, а нашла только в Православии. Всю жизнь отвращалась от праздников и банкетов всяких мирских — вот просто до отвращения вся это еда-питье-шум-разгул. Какие это праздники? Думала уж, что нет в жизни не только мира душевного, но и праздников. А вот в Церкви нашей нашла. Вот здесь, в Церкви нашей — праздники! Душа радуется. Ликует. Всех поздравляю и желаю Преображения. Слава Богу за все.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.