Проповедь на праздник Преображения Господня
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова на праздник Преображения Господня, описанного в евангельском повествовании [Мф. 17, 1-9], о том, в чём воля Божия, и что хочет Господь, наш Отец, для нас своих детей.
 

Взял Господь Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии (Мф. 17, 1-4). Какую скромность проявил! Мог бы сказать: «Нам с ребятами по одной куще, ну и Тебе с Илиёй и Моисеем одну». Нет: «Тебе, Моисею, Илие. А мы так уже, и на улице побудем». Иногда люди задают вопрос: а почему из всего Израиля Господь избрал Петра, Андрея, Иакова, Иоанна, Филиппа, Варфоломея? Почему? А потому что они были скромные, воспитанные ребята. Это уже качества христианские, хотя они ещё не были христиане, но уже свойства души христианские. Чтоб быть христианином, для начала нужно быть человеком скромны, а уже потом всё остальное. А вот у них уже это было, то есть они перед всеми остальными имели, как теперь говорят, фору. Скромность – это очень важная вещь.

Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17, 5). Ну конечно, все Господни слова очень важны, но здесь особенный случай: это прямая речь Отца Небесного – того, кто создал вселенную, создал всякую и живую тварь, который создал человека. Беда человека в том, что он живёт не по воле Божией, а по воле своей. Вот как я хочу, так я и поступаю. А это неправильно, это чревато бедой, потому что человек даже может быть и в годах, но всё-таки по сравнению с Богом это чрезвычайно глупое существо. А если сравнить с ребёнком, как один мыслитель сказал: «Любая арабская лошадь умнее трёхлетнего человека», потому что у неё и опыт и инстинкт есть, а ребёнок может пойти куда угодно, попасть в любую беду, провалиться в любую яму. А уж сколько детей из окон вываливается – этому вообще нет числа. Поэтому разумные родители, когда ребёнку уже исполняется год, делают на всех окнах специальные рейки из твёрдого дерева для того, чтобы ребёнок не вывалился, потому что никакая сетка не спасёт, а наоборот – ребёночек облокачивается и потом летит вниз. Постоянная ситуация. Почему? Потому что оказался без присмотра родителей. Мы, конечно, находимся под присмотром Господним. Отец Небесный смотрит на нас, но Он не всегда может и хочет вмешаться, если действует наша злая воля, потому что Он нам дал свободную волю, но в надежде, что мы свою волю будем согласовывать с Его волей. И чтобы нам облегчить вот это согласование, Он послал на землю Сына Своего Единородного, Господа нашего Иисуса Христа, Который стал Человеком, чтобы мы лучше могли понять Отца Небесного. Христос говорил: Я и Отец – одно (Ин. 10, 30). И вот, Отец Небесный говорит: «В Нём, в Сыне Моя воля». Тот, кто слушает Сына, тот слушает и Отца. Кто не слушает Сына, то идёт против Отца. и все последствия этого непослушания Отцу Небесному, нашему Создателю, человек расхлёбывает сам. Но, к сожалению, не только сам, потому что все люди связаны друг с другом. Один человек изобретает атомную бомбу, а другой болеет лейкемией, потому что третий человек сбросил эту бомбу на город. Никак этого не избежать. И будет болеть ещё тот, кто родился много позже этого сбрасывания бомбы. И так далее. Все люди связаны, и так вот просто сотворить зло невозможно, оно обязательно отражается на многих людях, прежде всего – на своей собственной семье, на ближних. Всякое зло, которое мы сеем вокруг себя, прежде всего отражается на наших детях, внуках и всех тех людях, с которыми мы общаемся. Представим себе, я пришёл на работу с мрачной физиономией. Как Вы думаете, это на всех, кто со мной встретился, отражается? Да безусловно. Всё отражается. Даже если человек промолчал и ничего не сказал, его мрачная физиономия влияет и на остальных. Отчего мрак на физиономии? Оттого, что мрак в душе. И вот это духовное состояние через рожу передаётся и на других людей, они могут войти в подобное состояние, а некоторые даже ещё в более худшее. Чем чаще по телевизору показывают всякий мрак и говорят о самоубийцах, тем их сразу становится больше, потому что это влияет о людей, которые раздумывают: «А не покончить ли мне с собой?». А тут один канал включил, второй, третий – а там одно и то же, и на него это влияет, безусловно.

А в чём же воля Божия? Что, Господь, наш Отец, хочет от нас, своих детей? Он хочет для нас только одного – чтобы мы признали Его отцовство. А зачем Ему это надо? А Он хочет дать нам наследство. Он хочет, чтобы мы унаследовали Царство, но не какое-нибудь вонючее царство, наполненное деньгами, как Арабские Эмираты, Калифорния или Техас. Нет. Царство Небесное. Царствие любви, кротости, Царство послушания, Царство красоты, Царство творчества. Царство отношения друг к другу не собачьего и волчьего, и не человеческого. Некоторые говорят: «большое человеческое спасибо». Недостаточно. Господь хочет, чтоб мы приобрели ангельские свойства – вот в чём Его благая воля. Всякое богатство, к сожалению, рассчитано только на земную жизнь. Как только у тебя сердечко остановилось, твоё богатство уже не играет никакой роли. От наследников ты ещё несколько зависишь – могут тебя, как пса, за задние ножки и на помойку выбросить, а могут и поставить гранитный памятник, но тебе от этого ничего не прибавится. А вот что ты собрал в своё сердечко, какие качества духовные, это твоё богатство. А материальное – это не богатство, это такая иллюзия. Человек выпил, опьянел, ему немножко повеселело, и вроде хорошо на душе. Хорошо бы, если б не похмелье. Это совершенно бессмысленная вещь. А Господь хочет нас всех научить через Сына Своего Евангелию, чтоб мы достигли вечной жизни в Царстве Божием с Отцом Небесным и с Господом Иисусом Христом, Который хочет нас назвать «други Мои». Вот в чём воля Божия, вот только чем Бог виноват перед нами.

Мама говорит маленькому ребёнку: «Надо, сынок, ложиться спать». Почему? У мамы, хоть ум короткий, но она всё же может предположить, что завтра будет утром. А завтра утром ей надо будет идти на работу, а он будет хотеть спать. Она же не может спящего ребёнка оставить – он проснётся, испугается, незнамо чего наделает, начнёт орать, соседи придут, потом придёт опека и отберёт ребёнка за то, что его истязали. Мама же этого не хочет, и он этого не хочет, но он дурачок, у него ещё короче ум. Он говорит: «Вот я хочу! Я сейчас играю, и поэтому я буду играть!», а что завтра, он не может даже просчитать. Поэтому мама старается его «хочу» преобразовать в то, что надо. И вот, те люди, которые живут «как хочу», попадают потом в беду, а те люди, которые согласовывают свою жизнь с волей Божией, которая нам открыта в Евангелии через Господа Иисуса Христа, достигают Царствия Божия, становятся наследниками Царствия Божия.

Услышавши ученики пали на лица свои и очень испугались (Мф. 17, 6). Представьте себе, вместо моего голоса сейчас бы раздался голос с небес. Я на вас бы посмотрел, какие б вы стали бледненькие, сколько из вас бы начали рыдать и сколько слух начали бы каяться в грехах, потому что на исповеди стеснялись произнести, что-то выделывали из себя, что-то в общем, по-быстрому, дескать, все мы грешные, как всегда человек замазывает, как сметаной. А представьте, голос Отца Небесного: «А ну покайся!». Ну и всё. Вот то же самое и с апостолами случилось.

Но Иисус приступив коснулся их (Мф. 17, 7) – чтоб успокоить. Вот с какой нежностью Он к ним относился, хотя они вообще очень часто поступали не так, как Он хотел. Но Он понимал, они, хоть и взрослые ребята, но ещё совсем как дети глупые. …Коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведши же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. – видение исчезло – И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых (Мф. 17, 7-9). А почему другим не говорить? Ну потому что другие живут иначе, они совершенно не понимают этого пути.

Сегодня одна женщина пришла и говорит: «Я хочу крестить ребёночка». Если уж ко мне приходят, я задаю свой стандартный вопрос: «А зачем?». А она отвечает так, как все обычно отвечают на вопрос «зачем»: «А как же?» – «Да так, зачем? Никакого смысла в крещении нет» – «А Вы знаете, последнее время у меня всё идёт кувырком» – «Ну так и что? – говорю, – Гитлер тоже был крещёный, за 13 лет всю Европу с ног на голову перевернул, 50 миллионов человек погибло! И что, его крещение от чего-то спасло? Да нет, отравился, как пёс. Ничего крещение не даст» – «Ну а зачем тогда креститься?». Я: «О, голубчик, вот давай и узнай. Прочти сперва Евангелие». А у неё дома даже Новый Завет есть. Я говорю: «Вот начнём с этого. Прочтёшь четыре Евангелия, приходи, скажу, что дальше делать». Захочет – пожалуйста, не захочет – иди гуляй, пока не нагуляешь себе желание что-то узнать. Потому что так нельзя. Представьте себе, приходит девочка 15-ти лет в женскую консультацию и говорит: «Вы знаете, мне срочно нужно родить ребёночка». Возможно ли это? Да нет, никак невозможно. А крещение – это рождение в вечную жизнь, это ещё сложнее, потому что родить телёночка и корова может, ничего не понимая, а для того, чтобы родиться в вечную жизнь, нужно очень много понимать, этому надо учиться. Нужно исполнять волю Божию, это всё совсем не просто. И жизнь-то нам дана для того, чтобы всю жизнь учиться, чтобы познать волю Божию, волю Отца Небесного и преобразить и самого себя, и всю свою жизнь, и всю жизнь вокруг себя.



NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Один комментарий

    1. makdalin:

      Спаси Бог!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.