Проповедь на неделю 9-ю по Пятидесятнице. Успенский пост
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о нашем маловерии по евангельскому эпизоду о хождении по водам [Мф. 14, 22-34].
 

Древние святые отцы нашей Церкви говорили, что христианство – это когда человек проводит христоподражательную жизнь. Поэтому Господь, чтобы давать Своим ученикам и всем людям, которые хотят это усвоить, не только говорил, что нужно делать, но ещё показывал, как это делать. Очень часто, каждый день, можно сказать, сталкиваешься с людьми, которых я знаю по 20-30 лет, но они ещё пока не поняли даже, в чём христианство состоит. Интересно, сколько ещё нужно лет, как это вообще будет дальше происходить. Я уж про новоначальных не говорю, какие-то бывают проблески, а в целом, конечно, человек живёт в полной тьме.

Эпизод, который сегодня для нас описывает евангелист Матфей, действует, как притча, хотя эпизод подлинный. Это не просто Господь рассказал притчу для вразумления, а это был такой случай, и евангелист его описывает: Понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ (Мф. 14, 22). Сказал: «Садитесь в лодку и плывите на ту сторону, а Я ещё здесь побуду», потому что к Нему народ приходил тысячами, у всех свои вопросы, Господь на них отвечал. Из тех людей, которые спрашивали, 99,(9) процентов всё равно делали всё по-своему, но с этим ничего не сделаешь, пока человек не ошибётся миллион раз. А вот когда он в ещё худшую яму провалится, может быть, тогда начнёт слушать, что ему говорят умные и любящие его люди. Такое отношение у людей было к словам Господа Иисуса Христа. Он мог сказать так: «Ладно, ребята, мне пора на ту сторону. Вы оставайтесь здесь, приходите позавчера, не до вас». Но Он, несмотря на очень низкий коэффициент полезного действия, остался с ними, а учеников понудил плыть на другую сторону Генисаретского озера.

И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один (Мф. 14, 23). Хорошо молиться в храме, но хорошо молиться и наедине. Более того, это совершенно необходимо. Когда ты и Бог, и никто тебе не мешает, даже часы. И птицы умолкли, и мышь уснула, соседи уже похрапывают. Тишина. Очень важные для человека моменты. В том, что Господь оставался ночью на молитву, тоже есть для нас научение: если сам Христос так делал, то и нам это было бы весьма преполезно. А в чём польза? А в том, что наше сердце лучше слышит Отца Небесного, когда ничто не отвлекает и ничто не мешает.

А лодка была уже на середине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю (Мф. 14, 24-25). Почему Он пошёл по морю? Не для того, чтобы их удивить: «Ну, смотрите, малыши, как я по воде хожу». Нет, просто чтобы не обходить озеро вокруг (на это понадобилась бы неделя), пошёл напрямую, ветер был противный, лодка плыла еле-еле, поэтому вполне, идя по воде, её достиг. Исключительно из практических соображений. Даже когда Господь творит какое-то чудо, а ходить по водам – это самое настоящее чудо, Он творит его не напоказ, чтобы кого-то удивить, а для того, чтобы выполнить то, что Он наметил. А наметил Он как раз переход на ту сторону.

Ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали (Мф. 14, 26). Когда человек сталкивается с проявлением Божественной силы, он обычно быстрее поверит в какую-то чушь, чем признает эту силу, потому что люди скорее склонны к шизофрении, нежели к трезвости мысли. Много исцелял больных, давал очи слепым, воскрешал мёртвых, парализованные начинали ходить – этого мало, увидели идущего по воде, сказали: «Это призрак!». Представим, что в лодке был бы трёхлетний мальчик – что бы он сказал? Он бы сказал: «Дяденьки, смотрите, Христос к нам идёт». Почему взрослые дяденьки, тем более, Его ученики, говорят, что это призрак, а маленький мальчик узнал бы и сказал бы, что это Христос? А потому что маленький мальчик ещё пока чист душой, он мало ещё жил среди взрослых дяденек и взрослых тётенек, поэтому он что видит, то и говорит. А у этих шизофреническое преобразование сознание. Поэтому очень трудно.

Сегодня ко мне пришла одна бедная сумасшедшая женщина. Я говорю: «Тебе надо к психиатру, голубка. Если хочешь, я тебе дам хорошего, у нас тут рядом, батюшка служит в соседней церкви, он раньше работал в нашей 6-й психиатрической больнице. Очень хороший психиатр, я уважаю его как доктора, и очень хороший священник. Хочешь?» – «Вы, – говорит, – лжёте!». Здравствуйте! Хорошо. Что я могу сказать? Аuf Wiedersehen. Что ж тут? Если человек не верит доктору, не верит священнику, тогда о чём можно говорить? Тогда давай, живи сам, пока тебя полиция не скрутит на улице, а твой психоз перейдёт в острую стадию, когда ты будешь с ножом кидаться на людей. А в той шизофрении, которую она выявила, совершенно злокачественные элементы видны, и так как я с этим уже 40 лет связан, для меня вообще не составляет труда диагноз поставить. Но человек не верит, значит ему нельзя помочь. Нельзя – вне зависимости от того, пришёл человек в церковь, не пришёл. Да, интуитивно он пришёл в церковь, но спасение происходит исключительно через веру. А помочь-то человеку бывает очень просто – двухнедельный курс лечения, и всё встанет на свои места. Но нет! И чтобы побеседовать, человек приехал даже из другой страны, летел четыре часа на самолёте. И что толку? Толку – ноль, только осерчал. Не хочет идти к психиатру. А почему? К стоматологу, значит, можно пойти, а к психиатру нет. А чем отличается стоматолог от психиатра? Да ничем! И зуб, и мозг находятся вообще в одном черепе – всё рядом. Но ничего не поделать. Печально.

Но Иисус – когда услышал, что они от страха вскричали – тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь (Мф. 14, 27). Видите, как он ласково с ними говорит, ободряет, старается утешить, говорит очень спокойно, потому что они вскричали. Встретили Того, кто для них был всем – и отцом, и матерью, и другом, и учителем – и вот, испугались.

Пётр засомневался. Это свойство его характера. Петр сказал Ему в ответ: Господи! Если это Ты, – условие Ему ставит. Кто ты, рыбачок? Кому ты ставишь условия? Тому, кто вселенную создал из ничего? – повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде (Мф. 14, 28-29). Пошёл, как сам Христос. Но надолго его не хватило. Очень многие люди сначала хотят идти за Христом, а потом боятся, всякие у них соображения возникают: «А как же? А что люди скажут? А как на меня посмотрят?». А тут ещё волны. Видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! Спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! Зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий (Мф. 14, 30-33). Ветер утих – экая невидаль! На Соловках каждые 15 минут то ветер, то штиль, то солнце, то сплошная облачность. Ну так и что? Нет, маловерному всегда нужно подтверждение. Почему? Потому что больной грехом ум не может отличить истину от лжи, правду от неправды. Ему всегда всё время постоянно нужно удостоверение. К сожалению, это так. А когда вера христианская поселяется в сердце человека, никаких удостоверений не надо. И человек от первого до последнего дня остаётся верным Богу.

Это эпизод, который описывает евангелист Матфей, для нас очень и очень важен. В толкованиях святых отцов сказано, что в этом эпизоде вообще показана вся человеческая жизнь. Человек через свою жизнь переплывает, как по бушующему морю. Но переплывает не сам – кролем или баттерфляем, а на лодке, которая есть Церковь. В этом корабле, который укрывает его от бушующих волн, он может переплыть на ту сторону. Часто человеку, который переплывает это бушующее море, кажется, что Христос остался где-то там, а он один. На самом деле нет, Христос идёт рядом. И каждый человек, если он верует во Христа и верует в Его слова, так же может ходить по этому бушующему морю, как посуху. Просто маловерие не даёт ему это совершить. А Господь говорил: Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит (Ин. 14, 12). И даже если усомнился, испугался, стал тонуть, помолись: «Господи! Спаси, я погибаю!». Господь всегда даст руку. И что, так за руку поведёт по воде? Да нет, опять в лодку, потому что вне Церкви, Которую Он основал на Своей крови, спастись невозможно. И когда войдёт человек в Церковь, буря утихнет, и человек познает, что воистину Христос есть Сын Божий, сошедый на землю. Господь основал Церковь для того, чтобы каждый человек переплыл житейское море. Вот такой глубокий, космический смысл, поэтому хорошо бы нам каждое словечко этого эпизода знать наизусть. Неслучайно Святая Церковь именно для воскресного дня избрала это чтение для нашего вразумления.



Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 2

    1. dvornick:

      Сказано, как всегда, талантливо, с «солью», и на пользу тем, кто слушает, при условии, что слушатели не будут воспринимать слово как руководство по изучению Нового Завета. Проповеди отца Димитрия довольно оргинальны, святоотеческое толкование иногда отличается от того, что говорит батюшка. Наверное потому, что традиционной экзегезой современную публику не проймешь.

    2. svetlan:

      Проповедь очень понравилась. Спасибо Богу! Что я была на этой проповеди и прослушала ее «в живую». Сейчас приехала домой и еще раз прослушала. Обожаю проповеди протоиерея Дмитрия Смирнова. Они всегда понятные и всегда связаны с сегодняшним днем и с сегодняшними характерами людей. И так стыдно за себя становится. Спасибо Вам, Дмитрий Смирнов, что вы организовали такой Блог. Очень помогает и продвигает к УСЕРДИЮ. Спасибо, огромное спасибо!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.