Проповедь на праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова на праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи о благонравном юноше, о жизни вечной, о царе Ироде и о нас, многогрешных, занятых суетными делами.

В сегодняшний день – день, кстати, постный, кто не знает – Святая Церковь вспоминает Усекновение главы Иоанна Предтечи. И этот день совпал с воскресным днём, который есть малая Пасха, поэтому во всех храмах читается два Евангелия: одно воскресное, а второе – Евангелие от Марка, которое повествует об этом страшном событии, происшедшем чуть более двух тысяч лет тому назад. Такое сочетание двух Евангелий – не частое событие, поэтому очень интересно их сопоставить.

В первом Евангелии, от Матфея, повествуется о неком человеке, как в другом Евангелии говорится, что молодом и очень хорошем, воспитанным с детства своими родителями, которым удалось ему привить различные добродетели. Видимо, в школу не ходил, поэтому не научили ни пить, ни курить, ни матом ругаться, ни воровать. Как-то, в общем, парню повезло. А второй евангелист, Марк, повествует об очень плохом человеке, об одном из самых плохих из всех живущих когда-либо на земле. Человек настолько плохой, что его имя стало нарицательным. Когда мы встречаемся с подлой бессовестностью в ком-то, мы говорим: «Это какой-то ирод!». Сравнивая эти два повествования, мы находим для себя очень много пользы.

И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? (Мф. 19, 16). В Москве сейчас живёт народу больше, чем тогда во всём Израиле, но, положа руку на сердце, я думаю, что меньше десятка найдётся молодых людей, которые задаются этим вопросом. Современные молодые люди думают о чём угодно, только не о том, чтобы наследовать жизнь вечную. Их это не интересует. Больше интересуют другие вещи: телефоны, мотоциклы, драки между собой, как соврать, чтоб не узнали, как сделать, чтоб не спросили. А этот юноша особенный. Обратите внимание на эту фразу: Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? (Мф. 19, 16). Будучи ещё молодым человеком, он понимает: чтобы войти в жизнь вечную, нужно обязательно сделать что-то доброе. То есть прекрасно понимает эту связь. Но даже из так называемых воцерковлённых молодых людей не все так глубоко это чувствуют. Зато они всё знают: «Отче наш», «Символ веры», вечерню от утрени могут отличить, некоторые даже – отпевание от венчания. Большинство-то русских людей, пожалуйста, придут венчаться – отпевание соверши, они даже не разберутся. Только надо венцы надеть, чтобы они думали, что это венчание. А так – отпеть их, и они даже как-то не задумаются. Может, какая-нибудь из бабушек ужаснётся, подумает, что батюшка, наверное, с ума сошёл. А им всё равно. А этот юноша оказался особенным. Не то, что он знает, что нужно сделать что-то доброе – он делает к этому шаг, находит Человека, в Котором уверен, что Он скажет ему. Представляете? Он ответ ищет у Человека, Который сошёл с Небес для того, чтобы таким юношам и девушкам объяснить, что нужно сделать доброго. Потому что объяснять дедушкам и бабушкам бесполезно, они всё равно будут делать по-своему, всё наоборот. А юношу и девушку ещё можно чему-то научить. Хотя тоже усилия нужно обязательно предпринимать.

Господь сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог (Мф. 19, 17). Зачем Он так сказал? Во-первых, это истинная правда. Человек не может быть благим, а если ты называешь Его благим, значит ты должен признать, что Иисус Христос – это Бог, иначе ничего не получится. Господь даёт ему такую подсказку. Он сделал первый шаг, хочет узнать, что нужно сделать доброго. Сегодня я поисповедовал человек шестьдесят. Ни у одного из них нет проблемы в том, как найти жизнь вечную. У кого в семье, у кого с детьми, у кого с ногой. Что угодно, но вечная жизнь людей, ходящих в церковь, абсолютно не интересует. Занимает внимание только то, как жить на земле, как произвести раздел имущества, как лучше анкету написать, как в суд подать или, наоборот, забрать иск. Вот какие-то такие вещи. Потому что человек хочет жить здесь, на земле. Вроде бы бы пришли в церковь. А церковь существует не для того, чтобы имущество делить. Более того, даже в Церкви существует канон (значит, правило), что священник не может быть душеприказчиком, то есть к священнику по таким вопросам нельзя обращаться. Для этого есть нотариусы. А по канонам священник не имеет даже права участвовать в этих земных делах. Кому дом, кому дача, кому машина, кому ещё чего, это его не должно касаться, потому что священника должно касаться только то, что нужно сделать доброго, чтобы наследовать жизнь вечную (см. Мф. 19, 16). Церковь существует для того, чтобы учить жизни вечной, а не тому, как что-то здесь земное приобрести, чтобы на эти деньги тебя хорошо похоронили, потому что у всех конец, собственно, один. Богатый ты или бедный, все мы отличаемся только ценой гроба. Больше ничем. Цена гроба довольно здорово колеблется, иногда в десять раз, по особым заказам – в сто раз. А так – какое-то время пожить, а потом уже и на кладбище. Можно гроб, вообще, заранее купить, потому что цены всё время растут.

И дальше Господь отвечает юноше: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 19, 17). И тут юноша начинает себя проявлять. Он спросил у Спасителя: «Что мне сделать доброго?» (см. Мф. 19, 16). Он прекрасно понимает, какие могут быть у человека добрые дела. Большинство добрых дел от человека требуют усилий, но большинство людей желает добрые дал делать с помощью кого-то. Сегодня ко мне подошёл человек и просит: «Вот, есть такой гражданин, у него сложная ситуация в семье, надо бы к нему съездить, помочь. Скажите такому-то, пусть он съездит». Я говорю: «И не подумаю. Это твой проект, съезди» – «А у него есть машина, а у меня нет». А зачем машина? Электрички-то ходят, вот и съезди. Потрать денёк, потрать энергию, триста рублей на электропоезд, это меньше, чем на бензин, получится. Если ты хочешь сделать доброе дело, сделай. А когда ты перепоручаешь, это не доброе дело, это называется чужими руками жар загребать. «Батюшка, Вы ему скажите!» Что это я ему буду говорить? Твои дети, ты и воспитывай. Как я уже вам рассказывал, один генерал, мой хороший знакомый, возглавляет кадетский корпус. Он говорит, что родители относятся к детям, как чемоданам, которые надо сдать в камеру хранения. Сдадут в учебное заведение, а потом, когда получают, ещё смотрят, есть ли там какие-то царапины. Сами никакого участия не принимают. Хотят только сдать, а в результате получить и воспитанного, и вежливого, и умного, и работоспособного. А сами-то что? Сами – нет, пусть они, генералы, стараются, учат. Без родителей ничего не выйдет, как бы человек ни хотел избавиться от этой обузы. Один писатель сказал, по-моему, французский: «Воспитывать детей – это хуже, чем быть лаечником». А кто такой лаечник? Это тот, кто на рынке стоит рядом с торговцем и выкрикивает: «Купите бублики! Купите бублики! Дешёвые бублики!». Как бы сейчас назвали – менеджер по рекламе. И вот так целый световой день. Труд огромный, но детей воспитывать – ещё тяжелей. Его, видимо, заставляли в детстве с маленькими сидеть, и он это в полной мере ощутил, как это вообще. Потому что ребёнок требует постоянного напряжённого внимания, и реализовываться оно должно совсем не так, как обычно у родителей и бабушек, которые всё время дёргают за руку: «Не смей! Не подходи!». Это не воспитание. Когда выгуливают пса на поводке, это ещё пойдёт, а с человеком так нельзя, это личность, он сам знает, он сам хочет, он сам думает. А если из прогулки псовую охоту устраивать, потом, конечно, ребёночек начнёт бунтовать.

А юноша хотел, оказывается, лёгким путём пройти: вот скажи мне что-нибудь одно доброе, я сейчас сделаю, и вечную жизнь обрету. Когда Господь говорит исполнять заповеди, он спрашивает, какие. Совершенно точно, что он все заповеди знал, но он не хочет думать обо всех заповедях. Ты мне вот что-нибудь одно. Знаете, за много десятилетий, что я стою на этой площадке, ко мне обращались сотни людей, которые тоже задавались вопросом, как спастись, и решали это вопрос примерно так: «Ну давайте, я буду две кафизмы читать вместо одной». То есть человек хочет автоматом. Но это невозможно. Предположим, человек хочет быть штангистом. Ну давай, указательный палец сгибай-разгибай, сгибай-разгибай. Пройдёт шестьдесят лет, ты будешь штангистом? Да нет, все группы мышц должны участвовать – от широчайшей мышцы спины до разгибателей и сгибателей, и ноги, и руки, и шея, всё работает в том, чтобы поднять вес.

Господь терпеливо сказал: «не убивай»; «не прелюбодействуй»; «не кради»; «не лжесвидетельствуй»; «почитай отца и мать»; и: «люби ближнего твоего, как самого себя». Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? (Мф. 19, 18-20). Так вот, жизнь вечная – это относится только к христианам, потому что никакая религия – никакая религия, подчёркиваю – не даст человеку жизни вечной по определению. В основном журналисты и люди, которые считают, что они всё знают, думают, что жизнь вечная – это загробная жизнь. Загробная жизнь есть для всех, но она не называется жизнью вечной. Жизнь вечная – это жизнь человека с Богом в вечности. Вот это по определению называется вечной жизнью. Все смертные люди умирают только телом, да и то на время. Потом все тела воскреснут, и одни пойдут в жизнь вечную – таковых очень небольшое число, по сравнению с остальными, – а остальные пойдут в муку вечную, которую никак нельзя назвать жизнью. Многие люди, живя здесь в нашей земной жизни, часто проклинают свою жизнь, говоря: «Да разве это жизнь?!». Постоянное истязание. Так что жизнь вечная – это совсем, совсем не для всех. Он спросил: чего еще недостает мне? (Мф. 19, 20), потому что ощущал, что не чего-то не хватает ему, хотя он жил, исполняя эти заповеди, которые исполняют большинство людей. Поднимите руки, кто когда кого убил? Ну вот, раз-два, и обчёлся. То есть не убивать при наших условиях развития цивилизации в нашей стране – это вполне возможно. Конечно, две тысячи лет назад убивали почаще, безусловно. Это было такое же обычное явление, как у нас – гибель на дорогах, которая, в общем, тоже есть убийство, хотя и невольное.

Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, – чтобы войти в жизнь вечную, нужно достичь совершенства, причём совершенства христианского – пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19, 21). Вот для этого юноши имение было тем малым, что ему мешало. Нужно было расстаться с имуществом, которого, к сожалению, было много. А много имущества – это многопопечение. И когда человек имеет много имущества, очень трудно ему войти в Царствие Небесное, об этом Господь и говорит (см. Мф. 19, 23), потому что надо заботиться об активах. Надо их размещать, надо всё время смотреть на ситуацию на бирже и т. д. Иначе деньги будут таять, а для человека богатого это просто непереносимая ситуация, как будто у него кровь из жил уходит. Но самое главное: приходи и следуй за Мною (Мф. 19, 21). Чтобы наследовать жизнь вечную, человек должен не поступки какие-то совершать, которые только как некоторые ступени, но очень важно прийти ко Христу и следовать за Ним, полностью понимая, что значит – следовать за Ним. Куда Христос следовал в течение Своей 33-летней жизни? Он следовал на Голгофу, Он следовал на Крест. Вот что такое христианство. А большинство людей хотят пожить получше, и чтобы Бог в этом помогал. А Христос кровь Свою проливал не для того, чтобы у нас суставы в ногах не скрипели, и не для того, чтобы мы все выздоровели от диабета, и не для того, чтобы мы в хороший институт поступили или каждые два года машину меняли. Он на Кресте не за наш автомобиль проливал кровь, потому что это кусок железа, пусть и ездит быстро и даже удобней, чем на электричке, но всё-таки не для этого. Он это делал, чтобы каждому, кто пожелает, дать жизнь вечную вместе с Ним.

И как сказано в конце, услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное (Мф. 19, 22-23). Трудно – не невозможно, но трудно.

А второе Евангелие повествует не только об Ироде, потому что в этом эпизоде раскрывается вся человеческие пороки – и гордость, и гнусность, и пьянство, и подлость, конечно. Напился пьяным, его падчерица плясала, девчонка молодая, наверно, красивая, не хуже маменьки. На маменьке он женился, хотя она была женой его брата, то есть это было кровосмесительство. Иоанн Предтеча ему говорил, что царю такой пример не годится давать своим подданным. Но он, чтобы уста пророка замолчали, посадил его в темницу, убивать не стал по тогдашнему обычаю, а посадить – посадил. За что? Ни за что. За то, что он правду говорил, что негоже царю подавать такой пример. Но незаконная супруга Ирода затаила злобу, оказалась женщиной очень мстительной. Ей нравилось, что она царица, не какая-нибудь рвань подзаборная, а царица, ей кланяются, её принимают, за человека считают, хотя это всё было, как теперь можно говорить, нелегитимно. И вот, она свою дочку подучила. Царь-то спьяну расхвастался: «Что хочешь тебе дам, мне так понравилось, как ты танцуешь!». А мать ей подсказала: «Ты скажи ему, пусть голову Иоанна Крестителя принесут». Да ещё на блюде. Вот представьте себе, у вас день рождения, гости пришли, и вдруг кто-то из гостей раскрывает коробку из-под торта, там блюдо, на блюде человеческая голова. Как бы, я думаю, все бы были рады такому подарку. Просто говорит о том, какие нравы сейчас, и какие тогда. Тогда это, в общем, вполне в порядке вещей было. Что, царица сказала царю, царь велел, принесли голову. Человека не только невинного, а про которого сам Христос сказал, что лучше него на земле не было (см. Мф. 11, 9). И не будет. Самого лучшего человека из всех людей земли вот так из-за пьяного обещания лишили головы. «Ну, я же обещал!». Ну хорошо, обещал, но если ты видишь, к чему это приводит, откажись от своих слов. Кем лучше быть – клятвопреступником или убийцей? Из двух грехов надо всегда выбирать наименьший, а из двух добродетелей – наибольшую. А он по тщеславию, по гордости выбрал наихудший вариант. Вместо того, что он сделал, он мог бы сказать: «Так, палача мне, пожалуйста», а когда палач придёт, приказать: «Так, девку выпори в подвале и на хлеб и воду на месяц». Потом бы выпустить со словами: «Чтоб я такого больше не слышал». Все бы ахнули: какой справедливый царь, как он прав! А он взял и убил не то что невинного, а убил прекрасного человека.

И сколько нам в этом поучения! У каждого человека, даже у такого скверного, как царь Ирод, всегда есть возможность найти путь к лучшему, к исправлению. И у каждого хорошего человека иногда не хватает одного шага, что-то ему препятствует, чтобы стать христианином. Поэтому очень важно, чтобы мы, не боясь ничего, могли бы в жизни выбрать тот путь, который выбрал Иоанн Предтеча.

***

Имя Иван было самым распространённым на Руси, потому что мы празднуем Рождество Иоанна Предтечи, мы празднуем день его кончины (это нынче), мы празднуем обретение его главы, празднуем другое обретение главы, празднуем Собор Иоанна Предтечи, а называли всегда по дню рождения – в какой день родился, в честь того святого и называли. Так как имя Иоанн в святцах встречается чаще других имён, поэтому и Иванов на Руси было всегда много до 1917 года. А большевички имя Иоанн ненавидели. И если посмотреть мартиролог, больше всего убитых и репрессированных как раз Иванов. И только сейчас уже, в ХХI веке, опять Иванами стали более или менее называть чаще и чаще. Это очень интересное явление, я отношу это к тому, что что-то на Руси возрождается, потому что в русском Иване содержится огромная сила.



Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 5

    1. irina.schabranskaya:

      «И сказал Бог: вот знамение завета, который я поставляю между Мною и между вами, и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтобы она была знамением завета между Мною и между землею» (Бытие 9:12-13).

    2. eleonora.fedoseeva:

      Батюшка, спасибо за то, что Вы есть!!! Каждое слово как бальзам на душу. Дай Вам Бог многие и благие лета, терпения и сил на вразумление нас, забывших о самом главном.

    3. Vase4kin052:

      Всероссийский день трезвости ещё в этот день!

    4. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам отец Димитрий.

    5. Анна:

      Спаси Господи!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.