Проповедь о смысле христианской жизни
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о смиренном служении человека Богу, произнесённая на всенощной службе 1 октября 2016 года в храме Благовещения Пресвятой Богородицы (в Петровском парке).

Человек приходит в храм по разному поводу, но остаётся в храме только тот, кто хочет, как это называется у нас, спасения души. И вот здесь существует некоторая трудность. Вот сегодня, например, день памяти замечательного человека, который жил в ХХ веке и в конце XIX. Старец Алексий, который своим именем прославил Зосимову пустынь. Он вошёл в историю Церкви тем, что как раз именно он как самый достойный человек вынимал жребий из специального ларца на соборе 1918 года, и был избран Патриарх Тихон на Патриарший Престол. Две сотни лет не было на Руси Патриарха. Вот он появился через святые ручки старца Алексия, Господь так управил, что именно он этому делу послужил. Совершенно понятное дело, что ни один из нас таким образом не сможет послужить Церкви по разным причинам. Первое, что, слава Богу, сейчас у нас процедура избрания Святейшего Патриарха не зависит от жребия, а тайным голосованием выбирается Патриарх, всё совершенно спокойно, никакой случай тут не может подействовать. Во-вторых, скорее всего, среди нас и такого человека не обрящем, которого могли бы призвать на такое дело. Но это же не значит, что каждый из нас не может спастись. Но нельзя спастись, если не совершить в жизни главное. А главное в жизни христианина заключается в том, чтобы послужить Богу и Церкви. В этом смысл христианской жизни, потому что Христос, чтобы Церковь создать, пролил Свою кровь. А о том, чтобы создать Церковь, ещё было решено на Предвечном Совете Святой Троицы. Существование Церкви – это есть самое главное, что происходит во вселенной. Во вселенной очень много всяких вещей интересных происходит как в масштабе нашей планеты, так и в масштабе галактическом. Но самая сердцевина духовная этого процесса, как нам ни покажется странным, является церковная жизнь. Не все это чувствуют. Для большинства людей Церковь – это кусочек приходской жизни, который можно окинуть взором. А на самом деле в этом состоит такая огромная глубина милости Божией к человеку. Бедный человек создан Богом для того, чтобы унаследовать от Бога Царство Небесное и жизнь вечную, быть несмотря на своё отпадение прощённым от Бога. Вот для этого человек предназначен. Но не у каждого человека, для чего-то предназначенного, получается исполнить своё предназначение в жизни.

Я помню такой случай. У нас в бараке жил один человек. И моя мать сказала: «Человек такой странный, его почти никогда не слышно, но когда он немножко выпьет, он так запоёт, что уже никто не может никакое дело продолжать, а останавливается и слушает». И однажды я это услышал, и действительно. Я даже сейчас говорю, хотя это было, слава Богу, 50 лет назад, но слышу отчётливо его голос. У него был такой дар природный, и если бы у него хватило дерзости прийти в консерваторию, его бы сразу взяли, потому что уже дальше научить можно, когда у человека такие дарования. Но он шофёром, по-моему, работал, ему это в голову не приходило. Но, видимо, он как-то осознавал этот дар в себе, поэтому время от времени, особенно, когда осмелеет, он решался что-то спеть. Так это бывает, что человек имеет дар, но не может этим даром послужить. Может быть, не складывается, может быть, ещё что-то.

А для Бога совершенно не важно, народный ли ты артист или крановщик. Для Бога важно только одно – как ты эту жизнь использовал, учитывая дарование, происхождение, ещё какие-то свои ресурсы, послужил ли ты Богу. Но это служение должно быть в смирении. Это очень важное дополнение, потому что люди бывают амбициозные. А современная цивилизация вообще человеку голову сильно морочит; одному внушает, что он гений, другому внушает, что он должен сделать карьеру, стать совершенным и успешным: «У тебя должен быть успех!». А на самом деле, чтобы послужить Богу, этого ничего не надо. Нужно просто то, что ты делаешь – стрижёшь ли травку, клеишь ли обои, печёшь блины – делай это очень скромно, предельно, насколько для тебя возможно, не хвалясь, и делай это так, как будто к тебе на блины придёт сам Господь, чтобы Он был доволен, чтоб Он был рад. И рад твоему служению, и рад твоей скромности. Не требуй от Него за каждые полблина какой-то награды или каких-то особенных дарований. Делай это для Него, не ожидая ни похвал от людей, ни благодарности, а только исключительно перед Богом. И если это нам удастся, а это очень важно ещё при условии веры, потому что Господь нас учил так: если ты что-то делаешь, левая рука не должна знать, что делает правая (см. Мф. 6, 2). Научиться жить так перед Богом, чтобы об этом никто не знал, только Он сам. Подлинное христианство – это когда между человеком и Богом складываются особые отношения, как ни с кем другим. И глубина этих отношений, исполненных настоящей любви, такова, что два существа – человек и Бог – находятся в таком соединении, что друг без друга жить не могут. А то, что вовне – это второстепенно: и родственные связи, и какая-то государственная жизнь, национальная, материальная, любое проявление человеческой жизни при всём её богатстве.

Бог – автор книги, которая называется бытие. Нам только нужно прожить так, чтобы Он как Отец был нами доволен как Своими детьми, чтобы мы тем малым, что мы можем, Ему послужили. Что может маленький ребёнок, до года, чем он может помочь своим родителям? Да ничем. Но его присутствие в мире радует. Даже если он просто улыбнётся или как-то особенно смешно дёрнет ногой, сразу вокруг клубы умиления начинают распространяться, и всем от этого радостно, тепло, спокойно, весело. И вот это чувство ни с чем нельзя сравнить. Никакая музыка, никакая поэзия, как бы она ни напрягалась, она не может изобразить этого улыбающегося ребёнка, который дёрнул ножкой. Это совершенно не под силу. Это так просто, так обычно. И это вообще для всех, и каждый человек может это увидеть, почувствовать, понять, осмыслить. Христианство вот в этом состоит. Очень часто меня люди спрашивают: «А вот где грань?». Вот в этой грани это находится. И вот это надо осмысленно искать. Может человек творить какие-то великие дела, быть гением или спасителем человечества, это для Бога совершенно не важно. Это важно для человеческой истории, для примеров юношеству и подобных вполне достойных вещей, но не для спасения. Для спасения нужно исключительно в смирении совершать своё служение в любви.

Как замечательно апостол Павел сказал: едите ли, пьете ли <...>, все делайте во славу Божию (1 Кор. 10, 31). Ах, если бы нам удалось этому научиться, причём научиться внутренне, потому что тут не может быть какой-то школы, тренировки. Нельзя прочесть определённое количество молитв, чтобы в результате это получилось. Нет, это происходит через покаяние. А что такое покаяние, к сожалению, современный человек не знает. Почему? Потому что нет реального опыта. А покаяние – это есть мыслительный процесс, когда человек, воспитанный и думающий определённым образом, всё то, в чём он воспитан и то, о чём он думает, выбрасывает на помойку. И это древние церковные учителя называли отвержением от мира. Потому что в мире похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2, 16), больше вообще там ничего нет. Всё остальное – украшения всего этого, которым цена, может быть, рыночная какая-то есть, но с точки зрения небесной жизни, это всё тлен. Ну что такое бриллиант? Ну просто это есть такое состояние углерода, а по химическому составу это тот же графит, и ничего такого в нём нет. Ну просто в таком виде он получился, алмаз, его обработали, и он теперь такой прозрачный, блестящий, вот он и стал бриллиантом, у него цена больше. А с точки зрения химической ничего в этом таинственного нет.

К сожалению, человек очень увлекается всякими посторонними для своего спасения вещами. А Евангелие нам показывает всю простоту спасения, и поэтому Господь избрал для того, чтобы проповедовать слово Божие самых простых, не знающих грамоты рыбаков. Чтобы понять, что нужно обуздывать свой язык, много ума не надо. А что нужно? А нужно много терпения. Вот, собственно, и всё. Если у человека много ума, очень много, как у царя Соломона, но нет у него терпения, на кой этот ум? Он не только не нужен, а он просто вреден. Человеку больший вред.

Чтобы искать Бога, не надо куда-то ездить, к чему-то прикладываться, чего-то особенного читать, чем-то намазываться, или во что-то окунаться, или с кем-то очень великим беседовать. В этом нет нужды. Бог рядом с каждым человеком. Скажи: «О, Господи!», и Он здесь и ближе Он не будет. Но по нашему маловерию человеку нужны всякие опоры. Мы живём в очень смешной стране, в которой чтобы выписать нотариальную доверенность на управление автомобилем, надо сначала фамилию, имя, отчество, ещё подпись, ещё подпись нотариуса и ещё печать – для того, чтоб он взял твою машину и куда-то съездил. Челвоек всё хочет печатями себя обезопасить. Обезопасил? А если сосулька упала на башку? Вот и всё, вся твоя безопасность, все твои старания сведены на полный ноль. Вот даже министр образования говорит, что всяких отчётов у учителей больше, чем общения с детьми. Да. Т.е. Мы живём в театре абсурда. Довели жизнь до полного абсурда.

А нужны очень простые вещи. И каждый из нас может это увидеть в своей жизни. Если мы это увидим, то Бог нам откроется, и мы сумеем и свою душу спасти, и наследовать Царствие Небесное.



Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 4

    1. Anton jivopisec:

      Как замечательно, что любое дело, не беря в расчет некоторые, можно преобразовать! В этом есть легкость , даже некий полет! Будь в связи с Господом, помни о Нем, не рви эту благую нить и занимайся , чем хочешь или чем необходимо.
      Когда человек заявляет:»Я гений!», -то слишком много на себя берет. И дает повод либо гордыне- в случае » успеха» проекта , либо унынию и отчаянию, когда проект не удался и приходится расплачиваться за ложь самому себе. Либо, как часто бывает с гениями, сначала первое, а потом второе. И люди талантливейшие кончают жизнь самоубийством.

      С другой стороны, не внимание к своему таланту, который Господь подарил человеку, не проявление его, не развитие в нем, а прятание, мне кажется, часто приводит к обесцениванию своей жизни и жизни других. Раскрытие в себе дара творческого- это глоток чистого воздуха! Вот, Господь даровал мне талант живописца, и по каким причинам я его не развиваю? Почему я не служу Богу именно через этот прекрасный дар, заменяя его на труд менее творческий, зато более понятный людям? И вроде бы более нужный? Может быть потому, что художник свою душу раскрывает в картинах и на выставке он предстает как на публичной исповеди? Тоже и с певцом,раскрывающем свою душу в пении. Это же страшно- душу свою вот всем пришедшим распахнуть!

    2. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам отец Димитрий.

    3. s2235:

      «Если бы у него хватило дерзости, прийти в консерваторию, ну его бы сразу взяли…» (7-9мин) Батюшка, Вы консерватории по себе меряете :) , вполне возможно он приходил и возможно не раз, возможно и не в одну, до тех пор пока Слава Богу не осознал что в его положении можно лоб повредить и не понял что это становится опасно. Возможно, там в консерваториях его встречало не столько желание научить и отточить талант, а что-то совсем другое и не одно, ему не по плечам.

    4. Плинфа:

      Действительно, «…будем постоянно хвалить Бога и непрестанно благодарить Его за все и словами и делами. Это — наша жертва и приношение; это — служение самое лучшее и достойное ангельской жизни.» (Свт.Иоанн Златоуст,т.5,стр.559(497),Беседы на псалмы,псалом 150).
      Слава Богу за все.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.