Проповедь на неделю 16-ю по Пятидесятнице. О чудесном лове рыб
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о воле Божией, о вере в слово Христово и о покаянии Симона, названного Христом Петром, по евангельскому эпизоду о чудесном лове рыб [Лк. 5, 1-11].
 

Сегодня у нас такой тройной праздник в Церкви: мы празднуем и воскресный день, и день памяти любимого ученика Христова Иоанна Богослова, и память святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, поэтому читаем три отрывка из Евангелия, три Апостола. Святительское Евангелие мы хорошо должны знать, то, что относится к Иоанну Богослову – тоже. Я решил наибольшее внимание уделить Евангелию от Луки, которое является ныне Евангелием воскресным, потому что для нас здесь содержится очень много важного для нашей обычной жизни.

Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети (Лк. 5, 1-2). Самое обычное зрелище на Геннисаретском озере. Если мы сейчас туда приедем, увидим ту же самую картину, что и две тысячи лет тому назад. Разница только в том, что сейчас, скорее всего, лодка будет дюралевая, а тогда были деревянные. Вот, собственно, и вся разница. А так всё очень похоже.

Господь тем, что совершает чудо на этом озере, как бы каждому присутствующему там показывает, что, как это, может быть ни парадоксально звучит, чудо вообще-то вещь обычная, потому что жизнь настолько многообразна и молящихся людей так много, что чтобы поспеть на помощь каждому, Господь вынужден творить чудеса. И этот случай и показывает. Вот что этот случай показывает.

Для чего Он попросил подплыть? Потому что народ теснит, хочет послушать. Микрофонов тогда не было, может быть, на озере была какая-то волна, может, ветерок, среди народа, как всегда, у каждого свои дела. Мы тут с вами разговариваем, а там какой-то гул, кто-то что-то кому-то объясняет, потому что совсем не всем нужно послушать, у некоторых свои дела, очень, как они считают, важные. Господь попросил подплыть, чтоб Его не теснили. Вот если я спущусь вниз, будут люди приближаться и затеснят, невозможно будет ничего объяснить. Поэтому делают амвон в виде лодочной кормы. Если посмотреть на амвон, он аккуратно изображает собой эту же самую лодку. Для того, чтобы каждый раз, когда мы приходили в церковь, когда мы слушали какие-то объявления священника, вспомнили, что мы сейчас стоим на Геннисаретском озере. И вот, нам открывается слово Божие. Что же нам Господь через Евангелие хочет сказать, что Он хочет нам благовестить?

Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить... (Лк. 5, 3-4). Представляете, даже не сказано у Луки, чему Он учил. Просто начал учить, а потом перестал учить. Почему так? Почему бы евангелисту Луке не рассказать нам, чему Он учил? Очень просто. Потому что это бесполезно. Никто ничего не запомнит. Если взять, прочитать лекцию по истории, взять какой-нибудь эпизод из отечественной истории или истории Австралии, только профессиональный студент четвёртого курса сможет пересказать, что он слышал. Обычный человек может слушать 12 минут, а уже через час рассказать, о чём шла речь, не в состоянии. Поэтому Лука это пропускает. Совершенно невозможно людям это усвоить, потому что ум рассеян, каждый чем-то своим занят. Как дети в школе. А тогдашние взрослые – это как теперешние дети. Тем более, профессиональных школ тогда не было, когда студенты изо дня в день, из года в год тренируются внимать тому, что им говорят, запоминать, конспектировать, потом читать записи, вспоминать что им сказали. Таким образом можно передавать знания от одного к другому. Поэтому Господь учит через поступки Свои, и поэтому всё внимание не на то, что Он сказал, на это нет внимания, а на то, что Он сделал. И мы теперь посмотрим, что же Он сделал.

Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова (Лк. 5, 4). Симон – профессиональный рыбак, взрослый женатый человек, всю жизнь занимался только рыбной ловлей и только на этом озере, знал всё: все затоны, все заливчики, все течения, всё побережье, всю рыбу, которая водится, причём знал с детства. И папа рыбак, и сам он рыбак. И тут какой-то человек, которого никогда ни со спиннингом не видели, ни с сеткой, вдруг ему говорит: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали – и вот, самая главная фраза, ради которой евангелист Лука и описывает этот случай – но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы (Лк. 5, 5-6) Никогда столько раньше не ловили. Почему? Потому что он исполнил волю Божию. А в чём воля Божия? Некоторые подходят, спрашивают: «Батюшка, а как узнать волю Божию?» В данном случае очень просто. Сам Бог Ему сказал: «Закинь сеть вот там». Он закинул. Вот воля Божия была поймать ему вот в этом месте, где он всю ночь ловил, великое множество рыб.

Теперь осталось нам додумать, почему Господь ему дал такой улов, чего ради? Да потому что он Ему послужил. Рассказывается-то быстро, но, может, Господь там с этой лодки вещал целый час, а может быть, два. Амортизация за использование лодки какая-то должна быть. И каждого человека, который задумает чем-то послужить Господу, Господь так вознаградит, что он никогда в жизни столько не заработает. Потому что человек потрудился над тем, чтоб дать возможность осуществиться самому главному делу на земле, чтобы слово Божие хотя бы кем-то из слушателей хотя бы кем-то было усвоено. Это много важней для Творца нашего и Создателя и для Единородного Сына Господа Иисуса Христа, Божественного Логоса – чтобы люди просветились от евангельского света. Поэтому Он наградил Петра рыбой и тех, которые были с ним.

И даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начали тонуть (Лк. 5, 6-7). Ещё раз повторю, о том, что говорил Господь, не сказано ни слова. А тут: вызвали другую лодку, позвали товарищей, насыпали обе лодки рыбой, лодки начали тонуть. Вот это все видели и все запомнили. И вот это очень важно было им это запомнить, потому что это было действительно чудо для всех. Таким образом Господь утвердил то слово, они убедились, что слово, которое Он говорил, это слово со властью, что и стихия озёрная, и даже рыба безгласая и то подчиняется слову этого Человека, что в дальнейшем и помогло Петру убедиться, что это не просто наставник, а это воистину Сын Божий.

Увидев это, Симон Петр... (Лк. 5, 8). Обратите внимание, сначала евангелист называл его Симоном: Симон сказал Ему в ответ (Лк. 5, 5), потому что его папа назвал Симоном. А тут евангелист говорит уже «Симон Петр», уже всплывает его имя, которое дал Христос. Почему? Вот в эту минуту, в эту секунду из Симона рождается Петр. «Петрос» по-гречески значит «скала». Евангелие написано по-гречески. Почему скала? Как символ твёрдой веры в то, что Иисус Христос есть Сын Божий.

Припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный (Лк. 5, 8). К нему пришло покаяние. С чего оно начинается? Обычно каждый человек, даже дитя, всё время оправдывается. Оправдываясь, всегда врёт. И дети, и взрослые. Все всё время оправдываются, хотят выглядеть лучше, чем они есть. Всё время стараются объяснить, чего это он опоздал, чего это он схалтурил. А дети вообще такие умные: «Это, – говорит – она сама разбилась». Да, конечно, чего-то так вот у них всё бьётся само, у папы что-то не бьётся, а у них всё само. И так далее. А Пётр говорит: «Выйди от меня, потому что я человек грешный». Он ощутил истину. Истина заключается в том, что он, а вместе с ним и все мы – человеки грешные. Он всем своим существом ощутил, что присутствие Христа в его лодке неуместно, потому что Христос свят, а он грешен, о чём он и заявил.

И вот при этом рождении из Симона Петра ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных (Лк. 5, 9). Всегда, когда человек сталкивается со сверхъестественным, его сердце, конечно, охватывает трепет сродни ужасу.Также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним (Лк. 5, 10-11). Почему? А всё остальное стало неинтересно. Когда человек открывает Бога, все остальные прекрасные вещи отходят на второй план. В мире много всяких интересных вещей: наука, всякого вида творчество, литература, поэзия, искусство – всё становится пресным и малоинтересным по сравнению с высшим художеством и с высшей наукой, которая есть познание Бога. То же с ними и произошло. Господь говорит: сделаю вас ловцами человеков (Мф. 4, 19). «Будешь людей уловлять – для чего? Для Царствия Божия. Отныне это будет твоё служение». И вот, представьте себе, рыбачок, у которого впервые в жизни такой улов, оставил эту рыбу. Вот всю, обе лодки, с лодками. И пошёл за Христом. Произошёл покаянный переворот. Он осознал себя грешником. И Господь увидел в нём этот переворот. Это же не должно пропасть даром. Хотя Господь ему помог вот этим чудом, но всё-таки рыба и есть рыба. Ну много поймали. Тут была работа и его души. Потому что где-то в глубине души, в глубинах своего ума, он, конечно, думал и о жизни вечной, и о спасении, и о покаянии, и о пришествии на землю Мессии Спасителя. И вот в один миг под влиянием этого чуда и слов Христа Спасителя он прозрел. И вот это прозрение для каждого человека, который хотел бы быть христианином, заключается в покаянии. В чём человек должен прозреть? В чём должно открыться его духовное видение? Что должен человек увидеть? Ангелов что ли? Да нет. Он должен увидеть, что он грешник, причём он должен увидеть, что из всех его ближних он самый грешный. И что это такое он увидел? Он впервые в жизни увидел правду. И с этой минуты он никогда не будет уже оправдываться, защищать своё. Есть такое пошлое выражение – «человеческое достоинство», потому что его нет. Даже у жабы достоинства больше, потому что жаба безгрешна, а человек – существо жалкое, подлое, лживое, коварное. Ни одно земноводное этими качествами, которыми обладают люди иногда в совершенстве, не обладает.

Для каждого человека, который хочет стать последователем Христа, пойти за ним, очень важно сперва увидеть, что ты есть первый грешник. Не так, что ты не хуже Мани, но лучше Васи. Это не годится. Не на словах, потому что на словах: «Ой, ой я такой великий грешник!». Проверяется просто – берёшь, плюёшь ему в лицо, и он сразу тебе рассказывает, какой он на самом деле не грешный человек: «Да какое ты имеешь право мне плевать! Да ты на себя посмотри!». Обожди, стой, ну ты же грешник? Великий? Ну а как ещё с тобой обращаться? Тебе только в физиономию и плевать. С чем ты не согласен-то? Ты великий, и я тебе в рожу плюю. Всё спокойно и нормально. А-а... Значит, это только слова. Цирк на Цветном бульваре. А подлинное покаяние – это открытие глаз.

Поэтому вот этот эпизод, о котором нам повествует евангелист Лука, чрезвычайно важен для тех людей, которые хотят последовать за Христом, стать христианами, а может быть, некоторые и станут ловцами человеков. К этому призван каждый человек – и мужчина, и женщина. Некоторым это удаётся. Нам нужно обязательно уловить для Царствия Небесного в этот невод – а этим неводом является Церковь Божия – своих детей, своих внуков. Мы их должны уловить, потому что при слове «церковь» лица наших детей выражают такую скуку, такое неприятие. Отчего так? Потому что мы не можем явить чудо покаяния, мы не можем явить чудо ловли рыбы, мы не можем явить чудо заботы, как Христос позаботился о них. Не можем. Поэтому для них – для людей, которые нас прекрасно знают – наша вера неубедительна, потому что она формальна, поэтому мы-то здесь, а наших детей здесь нет. Если внуки ещё пока есть в храме, то потом их всё равно не будет, потому что то, что предлагает им этот мир со своими пакостями, всякими извращениями, с тем, что называется популярной культурой, с этой абсолютно безвкусной мерзостью слаще, чем красота духовной жизни. А кто им мог бы помочь увидеть красоту духовной жизни? Папа, мама, дедушка, бабушка, тётя, дядя, старший брат или старшая сестра. Но они не являются ловцами человеков. А почему они не являются? Потому что не знают истинного покаяние. А истинное покаяние только в Петре видели, как оно его посетило. Вот давайте, дорогие братья и сестры, этому учиться у Петра. Тогда вера наша будет как скала – твёрдая. Тогда, глядя на нашу веру, и другой захочет такой же веры. Только таким образом. И действительно, когда Пётр стал апостолом, он проповедовал, после его слова тысячами обращались ко Христу. Тысячами! И шли и в тюрьмы, и в ссылки, и на пытки, и на смерть. Только то, что имеешь, можешь передать другому. Если у тебя нет двух рублей, что ты можешь кому завещать? Если у тебя нет мастерства, чему ты можешь другого научить? Только обладающий чем-то может передать другому. А источник всего – Господь. Вот Господь и учит нас, приводя такие примеры из того времени, когда Он как Человек ходил по земле.



NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 3

    1. Elena Pearl:

      Спасибо, батюшка! Я получила утешение и поддержку через ваше слово, Слово от Господа в мою жизнь. Господь хочет, чтобы я служила Ему в первую очередь, а о материальном Он Сам позаботится. У меня сердце — помогать сиротам, но мой разум меня постоянно атакует, заставляя беспокоиться о материальном, а не о Божьем. Очень трудно отказаться совсем от материального улова, для этого нужна вера, но именно ее Господь и хочет в нас увидеть, я так понимаю.

    2. Роман/ Россия/ Новомосковск:

      Если проповедники наших времен, после проповеди, творили бы такие же чудеса, что творили когда-то Апостолы, то христианами становились бы сотнями тысяч… И то, не факт! Ведь даже при Апостолах, после их проповедей и явных чудес, вживую видя их, слыша их, не все верили им, не все становились христианами. Что уж говорить о нас, грешных?

    3. Плинфа:

      Действительно,
      «…покаяние доставляет нам полное прощение и подает великую смелость». (Свт.И.Златоуст, т.5,с.645, SPURIA,Собеседование о псалмах, беседа на на надписание псалма 50, п.7)
      Слава Богу за все.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.