Проповедь о падшем человеческом уме, о покаянии и подлинном христианстве
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о падшем человеческом уме, покаянии и подлинном христианстве, произнесённая на всенощной службе 15 октября 2016 года в храме Благовещения Пресвятой Богородицы (в Петровском парке). По евангельскому тексту о встрече воскресшего Христа с учениками [Лк. 24, 33-44].

Сегодня мы во всех храмах читали завершение Евангелия от Луки, где Господь в последний раз явился Своим ученикам, говоря: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа (Лк. 24, 36-37). Любое смущение от дьявола, если человек твёрд в вере, он ничем не смущается, а понимает, что происходит. А смущение в человеке возникает от нетвёрдой веры. Они испугались, а испуг способствует этому смущению, потому что какая-то буря мыслей в голове поднимается. Господь увидел это и сказал: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? (Лк. 24, 38). То есть он увидел, какие мысли их посещают, что они думают, что это дух им явился. Это очень обыкновенное явление, и каждый человек с этим сталкивался. Чтобы ребёнок тебя услышал, нужно повторить 15 тысяч раз одно и то же, тогда, может быть, через несколько лет это в него войдёт. И так во всём.

Сегодня один человек рассказал, что позвонил своей родственнице, а она не могла говорить по телефону, пообещала перезвонить позже и не перезвонила. Ну, я говорю: «Только осталось на балконе удавиться теперь, такая же трагедия!». А что такого особенного? Сидит ученик на уроке, пишет изложение, и вдруг снегирь прилетел, он посмотрел на снегиря, и уже он не слышит, что учитель говорит. Глядишь, целый абзац пролетел. Ну так это ж самая обыкновенная вещь, что человек отвлекается. И наш падший ум так устроен, что он всё время отвлекается от главного и увлекается второстепенным. Вместо того, чтобы вникать во что-то полезное, доброкачественное, человек увлекается таким барахлом, что даже и странно, как этим вообще можно увлекаться. На самом деле очень понятно. Грешный падший ум человека выбирает всё примитивное, всё пошлое, всё невкусное. Что дети любят? Фанту, чипсы, всякую гадость. Если этим питаться, будешь уже в среднем возрасте тяжело больным человеком, причём больным неизлечимо, обратного хода нет. А любят такие продукты, потому что они под рукой, всё вкусненько. То, что доброкачественно, требует большого труда. Чтобы пирамида простояла тысячи лет, нужен тяжкий труд. Вот они и стоят, туристы ездят, смотрят, ничего подобного и сейчас невозможно построить. Очень тяжёлый труд. Всё достаётся трудом.

Вот ребёночек маленький, крохотный. Вот такая задача: давайте его воспитаем не уродом и не скотиной, не алкашом, от которого водкой воняет за версту, а воспитаем добрым, честным, работящим, а если есть у него какие-то природные склонности, давайте их разовьём. Такие люди всем нужны, и он и сам себе будет нужен, и обязательно найдёт работу, потому что всем нужны добрые, порядочные, работящие, знающие, чтобы соображали. Но в каждого ребёночка нужно вложить колоссальный, самоотверженный труд. Если заниматься ребёночком только в минуты отдыха, только с ним играть или им хвалиться, кому-то о нём рассказывать, как он интересно это, как он интересно то, этого будет недостаточно.

Я уже рассказывал недавно, и вам тоже расскажу. Были сейчас каникулы. Наш детский дом «Павлин» частично выезжал на экскурсию, экскурсия длилась три или четыре дня. Ездили в Древнюю Владимирскую Русь, посещали святой град Владимир, были в Успенском соборе на Литургии, в Суздаль ездили. И экскурсовод говорит: «Из каких это благородных семей вы набрали таких мальчиков?». Ну, слава Богу, директриса, которая их возила, не сказала, из каких благородных семей, потому что это такие семьи, что у меня б рука не дрогнула в живот обойму выпустить этим благородным семействам. Но целенаправленным воспитанием можно из травмированных родителями детей получать такое поведение в обществе, когда даже искусствоведы восхищаются, которые с детьми каждый день имеют дело, группы приезжают со всей России. Представляете себе, дети умеют себя вести. У нас, так называемых верующих, они не умеют: «Так, подойди, возьми благословение, наклонись, поцелуй руку!» – вот так всё время тормошат его, тормошат. Вот это воспитание, это максимум, на что способны. Это такое обучение христианской жизни, после которого христианином и быть-то не захочется никогда, потому что церковь для тебя – это место, где ничего не понятно и где тебя всё время тормошат и толкают то к аналою, то к батюшке, то от дьякона в обратную сторону, и всё время нужно совершать какие-то совершенно непонятные никому ритуальные действия, в которых для ребёнка нет никакого смысла. То есть заранее предполагается, что он баран безмозглый, и он должен что-то безмозгло так же повторять, как и взрослые. То туда поклонился, то туда. Зачем это нужно? Понимания не надо. Главное, как обезьяна, повторять всё, что делают остальные. Один с зелёной веткой пришёл, и я с зелёной веткой, другой пришёл с вербой – «Ой, а где взять?» – «А вон там сейчас продают» – пошёл, взял, довольный стоит. Что, зачем, что она означает, почему вербное воскресенье, это совершенно уже даже неинтересно. Вот, к сожалению, как происходит.

Естественно, когда человек видит живым другого Человека, Которого недавно распяли на Кресте, он не верит своим глазам, несмотря на то что Господь говорил, что в третий день воскреснет (см. Мф. 16, 21; Мк. 8, 31). Одно ухо влетело, в другое вылетело. Вот я сейчас тоже распинаюсь – в одно ухо влетит, в другое вылетит. Вы думаете, я сомневаюсь в чём-то? Нет, сколько раз даже делал эксперимент. Скажешь что-то, просишь повторить, собеседник: «А? Э-э…». Вот и всё, ничего не усваивается. Почему? Вот такой ум у падшего, но любимого Божьего создания ум находится в тяжёлом состоянии. А что такое христианство? Святые отцы называли христианство умным деланием. Умным. Это совсем дело не пустяшное.

Христос говорит: Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это – Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня (Лк. 24, 39) – то есть Спасителю приходится дать им Себя потрогать, чтобы они убедились. Вот как Он о них заботится! Ему очень важно, чтобы они уверовали в то, что Он воскрес, потому что если Христос не воскрес, как апостол Павел попозже сказал, то вера наша тщетна (см. 1 Кор. 15, 14), то есть она напрасна, никакого смысла в ней нет, потому что спасение только через со-воскресение со Христом. Христос воскрес, и мы можем вместе с Ним (но позже, у каждого свой срок жизни) воскреснуть, для того чтобы вместе с Ним пребывать в вечности. То есть нам такая возможность предоставлена. А мы её используем или нет? Большинство из нас не используют. Вы даже не представляете, какое ждёт разочарование большинство из нас, потому что придя на Суд, мы услышим от Господа: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня» (Мф. 7, 23). «Ну как же, – скажем, – Господи, мы вечерние молитвы иногда читали, утренние – почти всегда, постились плохо, но всё-таки постились, в храм ходили, причащались». Ну так никто не скажет, что вы плохо делали, но это ещё не христианство. А что такое христианство? А это пусть каждый спросит сам у себя – что такое христианство и близок ли я к нему или далёк? Иду я по направлению к нему или наоборот от других всё хочу, всё с других спрашиваю? «Ты должен», «ты должна», «ты это», «вот тут написано, ты должна», «а тут написано, ты должен». Вот в таком непонимании, к сожалению человек и пребывает.

Пойдём дальше: И сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились (Лк. 24, 40-41) – уже радость пошла: неужели это Он?! Но всё-таки ещё до конца не верили и дивились. Интересно, да? Самому Христу не верят, когда Он Сам им и даёт Себя потрогать, и говорит. Почему не верят? Потому что в одно ухо влетает, в другое вылетает. И с этим любой священник сталкивается. Прямо от Евангелия человеку говоришь, что надо сделать то-то и то-то, а он: «Ну а как же, это же мой сын!». Ну так и что? А Христос сказал: «Кто мне мать, и сестра, и брат, и сын? Только тот, кто слушает слово Божие» (см. Мф. 12, 48-50; Мк. 3, 33-35; Лк. 8, 21). При чём тут «сын»? Да не при чём. Мы либо ищем единство духа, либо для нас мясо – это самое драгоценное, что в нас есть. А если сын – свин? Вместо того, чтоб его к осени зарезать, будем его кормить и утучнять, а он ещё будет огрызаться и нас за лодыжки кусать?

И тогда Господь решается на такой шаг: Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда; и взяв ел перед ними (Лк. 24, 41-43). А перед этим Он прошёл сквозь стену, то есть Он вообще в пище не нуждался, но чтобы их убедить, что Он действительно воскрес, Он даже стал перед ними есть.

И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда – вот здесь важная фраза – отверз им ум к уразумению Писаний (Лк. 24 44-45). Большинство людей, которые читают Евангелие, чтут и не разумеют, читают механически. Поэтому, естественно, в голове ничего не остаётся, как и у большинства учеников в школе. Независимо от того, был он на уроке или не был, приготовил он домашнее задание или не приготовил, он всё равно ничего не понимает. А родители довольны: то такая отметочка, то такая, вот он ходит в школу, «он у нас не двоечник». Но всё равно ничего не понимает. И так же в христианстве. Человек ходит в церковь и ничего не понимает, рожает детей и не понимает, как их воспитывать, замуж выходит, не понимает, как строить семейную жизнь. Я уж не говорю про тех, кто женится – эти уж вообще просто как бараны, вообще не представляют, то есть у них отношение к этому как у какого-нибудь борова.

И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима; вы же свидетели сему (Лк. 24, 46-48). Чтоб они свидетельствовали, что Он действительно воскрес, потому что видели Его своими глазами и трогали Его после воскресения, и Он перед ними ел, это был не дух, это им не пригрезилось, Он действительно воскрес из мёртвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Вот для чего Господь явился им, чтоб они это проповедовали.

Начало проповеди – покаяние. А покаяние заключается в том, чтоб от своей бараньей жизни отойти и вступить в жизнь человеческую. Баранья жизнь лёгкая, потому что не надо думать. Человеческая жизнь очень трудная – нужно всё время решать задачи. Мы стараемся и в нашу церковную жизнь внести что-то баранье, хотим отделаться от Бога: я Тебе читаю правило, я тебе пощусь в среду и пятницу, а Ты уж, будь любезен, давай. Не для того Христос Кровь проливал, за нас умирал, не для того Он воскрес, чтобы мы так простенько, что-то прочтя так рассеянно зевая, в Царствие Небесное попали. Нет, обязательно нужно покаяние, нужно обязательно измениться, из барана стать человеком, из мелочной скотины стать благородным рыцарем. Это должно быть не просто в воспитании. Да, тебя научили, как надо себя вести: даме стульчик отодвигать, ручки целовать, что само по себе неплохо, но этого недостаточно. Нужно, чтоб у тебя внутри была любовь к ближнему. Любовь, а не раздражение, не желание чего-то заставить, превратить человека себе в раба.

Почему у нас все родители орут на детей? Потому что они относятся к ним, как к рабам, которые постоянно досаждают. Вместо того, чтобы добиваться от них послушания, обучать их, действуют только с помощью насилия, чтобы заставить, обязательно подчинить, орать, бить. Если с ребёнком заниматься, это всё не понадобится. Тут вот одного моего знакомого мальчика милиция в четыре часа утра в участок отправила. Три приятеля сидели ночью. Чем они занимались? Им по 16 лет. Конечно, пили. Потому устали пить, а может, кончилось. Ну что, пошли на улицу. И что же они на улице делали? Листья, что ли, подметали осенние? Нет, эти молодые бараны стали раскачивать машину. Это же интересно, потому что сознание 16-тилетнего, когда он выпьет, опускается до уровня трёхлетнего. Вот он её качает, она начинает петь. Не хозяин даже, а соседи вызвали милицию, и взяли их пьяненьких. Один из них говорит: «Не имеете права, мы подростки». Видите, какой народ уже грамотный, сейчас ещё в Генеральную прокуратуру напишет. Хорошо, им по морде не дали. Милиция есть милиция, а тут какие-то сопляки ещё на что-то указывают. Спрашивается, почему хороший молодой парень с очень хорошими задатками пошёл пить с приятелями, причём ночью? Что, дня что ли нет? Очень просто. Он совершенно не нужен своим родителям, то есть абсолютно, его только шпыняют, только «Отстань!», «Иди, живи у бабушки», то есть не хотят даже с ним просто поговорить, как он там, что. Парень очень способный, учится вообще без троек. Его спрашивают: «Кто машину качал?» – «Это не я» – «А кто из них?» – «Не скажу». Потому что сейчас они другого заберут, а как он будет жить без друзей? У него никого, кроме этих дурачков-приятелей, нет: ни папы, ни мамы – он никому не нужен. Вот так и получается, по глупости куда-нибудь загремит первый разик, ему так милиционер и сказал: «Да, ты сейчас подросток, а через год мы на тебя навешаем всё, потому что уже привод есть, чуть что случится, мы сразу знаем, кого искать». Так и сказал: «Мы на тебя всё навешаем». Всё как в кино нам показывают во всяких детективах, как людям, чтоб добиться информации, людям угрожают, говоря: «Мы сейчас на тебя всё навешаем. Пиши сознанку, может, тебе помиловка выйдет». Вот так. Вот такая жизнь. А кто виноват? Ещё одно скажу: и папа, и мама ходят к нам в Благовещенский храм, в левом престоле стоят, я их часто вижу, исповедуются: что-то не то съел, сметанки в борщ переложил, ещё там чего-то. Рядом ребёнок возрастает, когда ему как воздух нужно общение с родителями, они это ему не дают, он предпочитает какую-то гадость пить с такими же дураками-приятелями. Вот оно такое христианство. А если, не дай Бог, что случится, они будут обвинять, что он во всём виноват. Интересно, да? Потому что у нас любого мужа послушаешь: во всём виновата жена. Любую жену послушаешь: во всём виноват муж. Я, собственно, этим и занимаюсь – целыми днями выслушиваю, кто к чём виноват. Один исповедуется в грехах того, а тот исповедуется в грехах этого. И так я получаю искомое. Но, к сожалению, я вообще не любопытен, поэтому я через пять минут всё забываю. У меня своих грехов полно, личных.

Дорогие братья и сестры! Покаяние – это изменение своей собственной жизни. Не попытка наладить жизнь, другого исправить, а исправить себя, увидеть в себе эту неисправность и с этой неисправностью беспощадно поступить.



Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 5

    1. Вадим З:

      Спаси Вас Господь! Какие хорошие проповеди у отца Димитрия. Не в бровь, а в глаз.

    2. Анна:

      Низкий поклон Отцу Димитрию, помоги Господи!!!

    3. Igotom:

      Спаси,Господи,Отца Димитрия.Да даст Вам Господь долгоденствия.

    4. nikolay160877:

      Спасибо Отец Дмитрий.

    5. Плинфа:

      Действительно,
      «Вот…пять путей покаяния: первый — осуждение грехов, второй — отпущение грехов ближним, третий — состоящий в молитве, четвертый — в милостыне, пятый — в смиренномудрии. …КАЖДЫЙ день проходи по ВСЕМ этим путям, потому что и пути удобные, и ты не можешь отговориться бедностью.» (Свт.И.Златоуст, т.2,с.295. Беседы о бессилии дьявола. Беседа_2,п.6).
      Слава Богу за все.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.