Проповедь о декоративном и настоящем христианстве
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о том, как стать настоящим христианином по словам Господа нашего Иисуса Христа [Лк. 6, 27-33].
 

Сегодня Святая Церковь нам преподаёт слова из Нагорной проповеди Господа нашего Иисуса Христа из Евангелия от Луки. Господь сказал: слушающим говорю (Лк. 6, 27). Большинство людей не слушают, поэтому говорить им бесполезно, напрасная трата сил и энергии. Царство Божие – совсем не для всех. Конечно, было бы желательно и для Господа, и для всех нас, чтобы каждый человек стремился в Царство Божие, но, к сожалению, большинство людей и не слушают, и даже и не способны слушать. Господь слушающим говорит очень важные слова, в каком-то смысле наиважнейшие в Евангелии. Большинство людей Евангелие не разумеют, не понимают в чём его главный смысл, а вот эти слова из Нагорной его проповеди проясняют, поэтому очень они для нас важны.

Итак: любите врагов ваших (Лк. 6, 27). Это говорит тот, кто создал вселенную, тот, кто заповедовал Своим ученикам Евангелие, тот, кто устроил для всех, кто Его послушает Царствие Божие, тот кто пришёл на землю, чтобы нас спасти. То есть никакого спасения человеку без того, чтобы он любил своих врагов, невозможно. Всё христианство без любви ко врагам не настоящее, а декоративное, издали похоже. В кино или в театре на оргалите пишут деревья, а бывает, что и храмы, особенно в русских операх, дома, но это всё фанера, декорации. И христианство может быть декоративным, воцерковлённым – человек научился благословение брать, юбку сделал себе подлиннее, колбасу не кушает по средам и пятницам и думает про себя, что он православный. Один старец, чей юбилей мы недавно праздновали, говорил так: «А ты посмотри, любят ли они своих врагов», потому что это критерий, лакмусовая бумажка. В кислоте лакмусовая бумажка ведёт себя так, а в щёлочи иначе, и по этому определяют, что это – кислота или щёлочь. Так же и христианство. Если человек любит своих врагов, значит это христианство настоящее, а если не любит, то это декоративное и всё насквозь фальшивое. Почему Господь даже гулящую женщину простил, а фарисеев называл змеёнышами? Хотя они тоже два раза в неделю постились, на храм десятину давали, соблюдали закон, всё вроде исполняли. А потому что их благочестие было декоративное. Господь с удовольствием бы, наверно и христиан обличал, но христиан тогда не было, поэтому Он из среды Израильского народа избрал фарисеев, чтобы на их примере показать, как эта декоративность мерзка перед Богом. Постараемся это запомнить.

Благотворите ненавидящим вас (Лк. 6, 27). Если некий человек тебя возненавидел, ты должен творить добро по отношению к нему. Но человеку хочется совсем другого. У меня к человеку какое-то чувство, и я, исходя из этого чувства, этому человеку какой-то дар преподношу. Богу это не важно. Богу важно, чтоб ты и тому, кого ты сам ненавидишь (врага своего), и тому, кто тебя ненавидит, давал этот дар. Для чего? Чтобы преодолеть рознь мира сего, чтобы ты с любовью поступал по отношению к нему, а уж какие чувства в это время у тебя будут, это дело десятое. Юноша, уступающий пусть и не старой женщине место в метро, совершает благородный поступок, даже и не обязательно ему в это время к этой женщине испытывать мощные африканские чувства. Нет, просто женщина вошла, а он мужчина. Если забыл, посмотрел в зеркало. Если зеркала нет, в паспорт загляни. Сморит – мужчина, ага! И встал. Совершенно повинуясь тому, что у него есть в душе. Такой позыв. И так же человеку, который меня ненавидит, я постараюсь сделать добра побольше.

Благословляйте проклинающих вас (Лк. 6, 28). «Ой, она меня прокляла! Что мне теперь будет?». Не знаю, что тебе будет, но знаю, что тебе нужно сделать с собой. Тебе нужно прославить этого человека, благословить его, пожелать ему всяческого добра: «Благословен Господь отныне и до века, и подаст Он тебе всяческих благ и здравия, и послушания твоим деткам, и чтоб тебя никто никогда в жизни не обижал!». И чем шибче он проклинает, тем горячей должна быть твоя молитва и благословение твоё в направлении этого человека, если ты христианин, конечно. Если ты просто крашеный оргалит, тогда, пожалуйста, тогда и не надо, тогда исподтишка можно ему гадость какую-нибудь сделать. Но ещё лучше – убить, вообще хорошо.

Молитесь за обижающих вас (Лк. 6, 28). Если человек тебя обижает, надо обязательно за него молиться, и эта молитва самая угодная Богу, потому что раз человек молится за обижающего, значит он хочет быть христианином, а это чрезвычайно приятно для Господа. Человек, который молится за того, кто его обижает, этим угождает Богу, а раз он угождает Богу, он есть угодник Божий. Кто хочет вступить на путь, ведущий к тому, чтобы в конце концов стать угодником Божиим, а не крашеной фанерой или, как Господь Сам говорил, гробом окрашенным (см. Мф. 23, 27), извольте.

Хорошенько надо это запомнить, а вообще всем неплохо и над кроватью это всё повесить – Евангелие от Луки, 25-26-е зачало, глава 6. Ударившего тебя по щеке подставь и другую; и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствую взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад (Лк. 6, 29-30). Ну, во-первых, твоего ничего здесь нет. Ты пришёл на землю голый. Конечно, когда тебя будут хоронить, платьице какое-нибудь оденут и костюмчик. Некоторые даже новый покупают. А так на Западе даже принято в магазине похоронных принадлежностей такие костюмчики продавать, они подешевле, чем обычные, но выглядят очень симпатично. Вот, собственно, и всё. Если ботинок нет, то в белых тапочках, они вообще два гроша стоят. Мы ничего материального в эту землю не принесли, кроме собственного мяска небольшого, всего-то килограммчика три, и уходим – там уже побольше, конечно, червячкам на радость, но, в общем, тоже не так уж много. Поэтому нужно относиться очень спокойно к тому, чем мы временно на этой земле пользуемся. На это есть даже специальная успокоительная формула: Бог дал – Бог взял. Благословенно имя Господне отныне и до века! Это распространяется вообще на всё, что дало возможность апостолу Павлу сказать: Остался ли без жены? Не ищи жены (1 Кор. 7, 27). Даже вот так.

И завершает евангелист Лука такими словами: И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6, 31). Как хотите. Мало кто хочет, чтоб его ненавидели, чтоб его обижали, чтоб его обирали. Замечательно, вот ты не хочешь, чтоб так поступали с тобой, вот ты так не делай. А что остальные так делают, это не твоё дело. Если тебе Господь дал деток, ты их учи, чтоб они так не делали, чтоб мальчики не обижали девочек, чтоб старший брат не бил младшего, а защищал. Христианство, как мы видим, диаметрально противоположно тому, как живут люди. И изменение такой жизни, которой живут люди, на христианскую, называется покаянием, если кто не знает. Если человек сумел поменять этот вектор жизни, значит он стал христианином и покаялся. Если он обижается, когда его обидели, значит он ещё не христианин. Если он не может стерпеть, когда его ударили в одну щёку, ему слабо подставить другую, то он вообще ещё больной пока. То есть надо выздоравливать. Выздоровление человека возможно через покаяние. Здравие наступает, когда человек из жадного становится щедрым. Был завистливым, а теперь готов своё отдать. Меняется его внутреннее содержание с мирского на христианское. Очень важные драгоценные евангельские слова.

Другое Евангелие, которое читалось ради памяти священномученика Дионисия Ареопагита – о Царствии Небесном. Когда человек становится христианином, Царствие Небесное приходит к нему в сердце, оно там воцаряется. У обычного человека в сердце воцаряется грех. В течение всей своей жизни человек заполняет своё сердце грехом плотно-плотно. А Царство Небесное – это свобода, свобода от греха. Что такое Царство Небесное? Для тех, кто забыл, повторяю: это благодать Святаго Духа, которая пришла в сердце и заполнила всё. Благодать Святаго Духа изгоняет из сердца всякий грех, и в сердце по благодати воцаряется Сам Бог, и человек уже подчиняется в своей жизни не греху, а подчиняется благодати Святаго Духа, то есть делает всё аккуратно противоположно тому, что делают люди в обычной жизни и тому, что ты делал до того, как в твоей душе воцарился Дух Свят, Который тебя от этого освободил. Поэтому ты и страдал то от обид, то от болезни. А когда благодать Святаго Духа, человеку всегда с Богом хорошо, он в блаженстве. Человек, облагодатствованный Святым Духом, блаженствует. Царство Небесное – это блаженство. Кто поверит Спасителю, пойдёт этим путём, тот приобретёт блаженство. Тот, который пренебрегает словом Господним, тот, как и все нормальные люди, будет несчастным. Все люди несчастны, они всё время плачут, и с этими слезами и в церковь приходят, они вечно недовольны, они всё время что-то хотят– ничего у них не получится. Чего они хотят достичь, этого не будет. А то, чего они достигнут всё-таки – есть такие упорные – вообще не принесёт счастья. То есть вообще нет никакой радости. Вот увидел: хочу купить! Купил, принёс домой – и где счастье? Столько денег угробил! Пошёл продавать – можно только за четверть цены. Обманули дурака на четыре кулака.

Подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое нашед человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет и покупает поле то (Мф. 13, 44). Поле – это мир, который лежит перед нами. Царство Небесное здесь находится, на этом поле, совершенно рядом с нами, потому что на этом поле много людей ходят, которые и ненавидят, и обижают, и негодуют, и постоянно врут. Огромное поле, для того чтобы нам изменить свою жизнь и потренироваться в покаянии. Но оно скрыто, обязательно нужно увидеть возможность для того, чтобы смириться. И когда ты нашёл возможность для смирения, не надо об этом звонить на весь мир, это должна быть тайна твоей души и Бога. Только Бог должен знать о том, что ты совершил во славу Божию, а если ты кому-то об этом рассказал, то ты это уже совершил во имя тщеславия. А некоторые и на исповеди начинают себя расхваливать. То есть с детства сохранили стремление к тому, чтоб выглядеть получше. Это на суде человек стремится выглядеть получше, чтоб ему хотя бы полтора годика скинули. А для Бога всё открыто, в этом никакого смысла нет. Поэтому обязательно нужно, чтобы, найдя, человек утаил.

И от радости – об этом сокровище, которое он приобрёл – идёт и продает все, что имеет и покупает поле то (Мф. 13, 44). Для чего? Потому что на этом поле лежит сокровище для него. Сокровище. Он может постоянно смиряться, постоянно терпеть, он может поболеть, он может всякие пройти испытания. Это для него самое драгоценное. А то имение, что у него было – дома, деньги, одежды и многое-многое другое – становится ненужным, неинтересным. А интересно только то блаженство, которое даёт благодать Божия. Перед этим блаженством всё тускнеет, люди за этим блаженством уходили в пустыню, где даже трава не растёт, потому что какие бы вкусные яства ни были, благодать Божия насыщает гораздо больше и гораздо лучше.

Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который нашед одну драгоценную жемчужину, пошел и – опять – продал все, что имел, и купил ее (Мф. 13, 45-46). Царство Небесное – это спасение души. Допустим, ты самый славный человек на земле. Ты – a) самый известный; b) самый богатый; c) самый красивый; d) имеешь все самые замечательные награды. По сравнению со спасением души это вообще ничто. Поэтому, раз ничто, он пошёл (как купец, разбирается в этом деле), продал всё, купил эту жемчужину. Потому что Господь сказал: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф. 16, 26). Вот весь мир твой, и всё, что внутри, и то, что снаружи, вся движимость, вся недвижимость, все деньги в банках, все недра всех стран, все леса, вся пушнина, все рыбы, крабы, осьминоги, кальмары, креветки – всё твоё! И после этого душа твоя погибла. Вот ты лежишь в гробу, у тебя твидовый костюм, бабочка, все там плачут, нанятые, артисты, хлопают в ладоши, они провожают твой гроб на Новодевичье кладбище. А дальше что? Дальше преисподняя, дорогой. Спасения-то нет. Главное – спасение. Купец продаёт всё, покупает жемчужину.

Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода (Мф. 13, 47). Это уже о Церкви. Невод закинут, и всякая рыба всякого рода уловилась – и мужского пола рыбка, и женского, и лысые, и курчавые, и одетые в юбку до пят, и в джинсах – всякие. Крашеные, некрашеные, в очках, без очков, умные, полные дураки – всякие.

Когда наполнился, вытащили на берег и севши хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон (Мф. 13, 48). В церкви – все: и хорошие, и плохие, и люди прекрасные, и отпетые гады – как в универсаме. Поэтому не надо думать: вот я в церковь приду, а там меня ангелы сейчас встретят! Тебя так же обхамят, как и в булочной, не расстраивайся, ты будешь чувствовать себя здесь, как дома. Как на улице, так и в церкви, всё то же самое, как на площади. Потому что Господь всю рыбку в этот невод загоняет. Для чего? Чтобы рыбка здесь, в церкви, под влиянием слова Божия преобразовалась, чтобы с ней произошло преображение, чтобы она из рыбы плохой сделалась доброй, то есть чтобы её приготовить таким образом для Царствия Небесного. Но, понятно, что это дело не автоматическое. Не надо думать, что ты будешь аккуратно ходить в церковь, и спасение придёт. Нет, ничего подобного. Только ежедневный собственный труд – для того, чтобы достичь Царствия Небесного.



NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 5

    1. Ольга К.:

      И святые отцы Церкви говорят,что через человека мы или спасаемся,или погибаем.И если мы по попущению Божию от людей получаем какую-нибудь скорбь нужно пожелать им искренно спасения,чтоб Господь не погубил моего обидчика из-за моих грехов,считая себя виноватой во всем(это о себе). «Господи,не вмени ему во грех,а вмени ему в добродетель,как орудие моего спасения.Благослови его в этом веке и в будущем.Назначь ему из вечных Твоих сокровищ обильные награды.Да будет воля Твоя святая!»

    2. Vera57:

      Батюшка, спасибо за Ваши беседы и проповеди! Они нужны нам, как воздух, как вода.Но как же трудно следовать Божьим заветам.Как не старайся, это дано немногим…

    3. Staslisovskii:

      Дмитрий Николаевич,Ваши проповеди для меня это не только разбор и толкование библии,но и отличная возможность отвлечься от своих страстей,слушая очередную проповедь.Рекомендую всем тем ,кто встает на путь исправления своей души ,слушать проповедь Смирнова сразу как только возникает желание сделать какую нибудь дрянь.Вот такое превентиное средство в борьбе против страстей получается.

    4. Elena Pearl:

      Батюшка, как же я люблю Ваши проповеди! Вы можете говорить с тонким юмором, но об очень серьезных вещах! Очень хочется быть настоящим христианином, но как же это трудно бывает! Слава Богу за Вас и дай Бог Вам здравия и долголетия!

    5. Плинфа:

      Действительно,
      «…если мы не простим ближних, то чрез это им нисколько не сделаем вреда, а себе приготовим невыносимую геенскую муку. Поэтому …не будем никогда злопамятствовать и питать вражду к тем, кто сделал нам неприятность или другую какую — нибудь обиду, но …поспешим и не замедлим (примириться с врагами), и размышляя о происходящей от того пользе, покажем такое расположение к врагам, как если бы они были истинными нашими благодетелями.»
      (Свт.И.Златоуст, т.4,с.282. Беседы на книгу Бытия, беседа_27,п.7)
      Слава Богу за все.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.