Проповедь на память преподобного Амвросия Оптинского
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая на всенощной службе 22 октября 2016 года в храме Благовещения Пресвятой Богородицы (в Петровском парке).

Сегодня Святая Церковь чтит память преподобного Амвросия Оптинского, замечательного святого угодника Божия, весьма образованного и начитанного человека, и сразу вспоминается вся плеяда Оптинских старцев. Оптина пустынь в том виде, с первой трети XIX века и до конца, до революции просуществовала, пока не была фактически уничтожена, но память об этом, естественно, в Церкви сохранилась. Амвросий был самой яркой фигурой, даже в образе Зосимы, которого нарисовал в «Братьях Карамазовых» Фёдор Михайлович Достоевский, люди угадывали образ Амвросия Оптинского. Хотя понятно, что Фёдор Михайлович, несмотря на свой ум, не мог исчерпать глубину этой личности, хотя он часто излагал мысли людей, их чувства. Но всё-таки, как всякий писатель, он изображает поверхностно. Чтобы понять, кто такой был Амвросий Оптинский, очень полезно почитать его жизнеописание и его письма разным людям, в которых сосредоточена вся его пасторская мудрость, превосходное знание Священного Писания, память, начитанность в святоотеческих творениях.

Оптина пустынь во времена Амвросия и позже издавала как раз труды святых отцов, поэтому очень многие монахи, особенно из образованных, вставали на путь поддержания огня старчества. Это удивительное явление, и, конечно, в наше время мало кто может в этом разобраться. Это происходит от того, что у людей нет никакого опыта. Опять же, большинство людей как-то очень поверхностно смотрят, и на этом поприще бывают разные ошибки. Чтобы усвоить опыт старцев Оптинских, необходимо очень хорошее знание Священного Писания, и не просто текста, фабулы, а глубоко понимать, что за этим стоит. Священное Писание – это только часть Предания. Ценность в том, что оно записано, это большая ценность. Если пятилетнему ребёнку показать морскую карту, он ничего в ней не поймёт. В Священное Писание нужно погрузиться умом и сердцем – не только его изучать умом, но и принимать сердцем и жизнью, тогда у человека возникает собственный опят жизни по Писанию, и происходит такое явление, о котором в Писании тоже сказано. Господь Своим ученикам открывал ум разуметь Писание. Большинство людей чтут и не разумеют.

Большинство людей, учась в школе, читают разные произведения – Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Достоевский. Ну и что? Да ничего! Просто ничего не понимают, хотя учителя пытались что-то объяснить. Но на иного учителя посмотришь и увидишь, что и он ничего не понимает. А если придёшь в педагогический институт на филфак, зачастую и профессор, который объясняет будущим учителям, окажется, что и он ничего не понимает. Доцент не понимает, студент не понимает, учитель не понимает. А что со школьников взять? Тоже ничего не понимают. Вот такая беда.

То же самое происходит со Священным Писанием. А Священно Писание требует совершенно другого разумения. Художественная книга воспринимается читателем хотя бы через восприятие красоты текста или образов, всё-таки что-то в душу проламывается. А Священное Писание написано совершенно не с такой внешней эмоциональностью. Обычно как происходит? Люди начинают читать и видят, что в них это не проникает, и говорят: «Я не понимаю».

Бывает, муж жене говорит: «Ты меня не понимаешь!». А что там понимать? Простой, как дважды два. А дело вот в чём – он желает, чтобы она угадала, что он хочет, и ещё бы для себя сформулировала, и чтоб это было совершенно адекватно тому, что у него там болтается в совершенно неопределённом виде. Задача совершенно невыполнимая на самом деле, потому что чтобы люди друг друга поняли, они должны общаться и разговаривать друг с другом, а большинство людей не умеют разговаривать, у них очень маленький запас слов, они не знают, как их употреблять. Мне сегодня одна женщина рассказала. Она познакомилась с 18-летним мальчиком. Что он говорит? Он говорит: «Короче, ништяк, круто!». Попробуй в это всё вмести какую-то информацию. Во-первых, «короче» – а когда коротко, тут ничего не разберёшь. Во-вторых, «круто» – яйцо, что ли? А что такое «ништяк»? Это, извините, уже блатное, надо побывать в тысячах ситуаций, в которых произносят эти слова. Как переводится «ништяк»? А фраза кончилась, за этим ничего не стоит. Как жене понять мужа, если он хочет, чтоб было всё «круто», всё «короче», а в итоге бы получился «ништяк»? Нет, это уже чревато разводом, договориться невозможно, нет запаса слов. Русский язык тем и прекрасен, за то его и хвалил Иван Сергеевич, что в обороте 500 тысяч слов существует. Но человек в силу неразвитости и неначитанности своей весьма сужает возможности родного языка. А разговор принципиально примитивный, развития никакого не происходит, и поэтому они вынуждены вращаться в обществе «ништяковом», выхода из которого нет, потому что с таким языком никуда не возьмут, ведь в другом обществе люди говорят о чём-то более широком с точки зрения восприятия жизни.

Есть целая сфера духовного знания, недоступная современному советскому человеку, который об этом ничего не знает. Большинство людей церковь воспринимают как помещение, в котором жгут стеариновые свечки зачем-то, пишут имена. То есть непонятно. У Фёдора Михайловича даже в одном романе высмеивается, как человек, живя в одном доме с адресатом, писал ему письмо из одной комнаты в другую. Так и здесь: один пишет, другой переносит в алтарь, и это читают. Нормально, да? ХХI век! Что люди делают? Они какие-то странные изображают ритуалы. Кому это написано, кто должен читать? Откуда это пошло? Приходит деревенская женщина, которая, конечно, никогда нигде не училась, а если училась, то давно забыла, и грамотному человеку за ящиком говорит: «Напиши поминовение» и диктует, а тот пишет, а потом это передаёт священнику, чтоб тот помолился. Это понятно. А сейчас-то все грамотные, даже 5-летние дети всё пишут. Спрашивается, что делают грамотные люди? Они вообще не понимают, что в церкви происходит, зачем это всё. Это очень печально, потому что очень много времени, сил и недоумений уходит незнамо на что.

А Христос умер на Кресте, чтобы даровать человеку жизнь вечную. А что такое жизнь вечная? Господь отвечает: да знают Тебя, <…> истинного Бога (Ин. 17, 3). Какую великую народную пользу принесли святые Оптинские старцы? Они знали Бога. К старцам приезжали люди на лошадях, позже уже и по железной дороге, для того чтобы от их духовного знания, знания Бога почерпнуть ответ на вопрос о том, как им тоже прийти к Богу. как им вырваться из этой темноты обычной жизни. Старцы, зная Бога, если можно так выразиться, лично, имели возможность людям показать этот путь, потому что они сами шаг за шагом этот путь прошли. Научить другого можно только тому, что умеешь сам. Всё остальное – это просто разговоры в пользу бедных, то есть совершенно бессмысленная вещь.

Святая Церковь очень чтит Оптинских старцев, это наша драгоценность. Почитаем Макария, Варсонофия, Анатолия, другого Анатолия, Амвросия. Много осталось из их наследия, в котором для каждого из нас заключается огромная польза.



Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Один комментарий

    1. Плинфа:

      Действительно,
      «…оно (Писание) проповедует истину, объясняет таинство, открывает силы». (Свт.И.Златоуст, т.5,с.694, Spuria, Собеседование о псалмах. На Пс.92,п.6)
      Слава Богу за все.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.