Проповедь о посылаемых скорбях и любви Божией
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о том, что надо видеть промысел Божий и Его любовь в тех испытаниях и скорбях, которые выпадают на нашу долю. По евангельскому эпизоду о воскрешении сына наинской вдовы [Лк. 7, 11-16].
 

Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народу шло с нею из города (Лк. 7, 11-12). От того, как хоронят человека, можно сказать, что это был за человек. На похоронах у одного двое, и некому гроб нести, а на похоронах у другого – двести человек. Отчего это происходит? Это зависит от того, как человек жил. Видимо, эта вдова, а может, и её сынок, были весьма хорошие люди, что в маленьком городке Наин собралась огромная похоронная процессия. Все хотели разделить с вдовой её горе.

Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь (Лк. 7, 13). Трудно нам сказать, перестала она плакать или нет, евангелист об этом умалчивает. Для нас более важно то, что Он над нею сжалился. Закон о том, что земная жизнь каждого человека в определённый момент должна прерваться – это следствие греха Адама и Евы. Если б они не согрешили, жили бы вечно, а земля была бы Раем. Но так как они согрешили, земля постепенно – то быстрее, то помедленнее, то на огромных пространствах, то в локальных местах, превращается в ад. И если бы дана была этому сплошная возможность, то можете себе представить, что бы было сейчас на земле. А так, какой бы злодей ни был, всё равно его смерть освобождает от него и его семью, и, если он занимает какое-то большое положение в обществе, и народ, и все вздыхают с облегчением.

Я помню, читал какой-то лагерный роман. Описывается лагерная жизнь. Не пионерский лагерь, а концентрационный. И там описывается, как в определённый период времени забегали, засуетились, и заключённые сразу подумали, что что-то произошло. Сначала стали думать, что опять война началась, а потом всё-таки информация проникла, и выражалась она в такой формуле: «Сдохло насекомое!». И действительно, прошёл какой-то срок, стали их выпускать. То есть для них это было облегчением. Когда какое-то насекомое сдохнет, наступает помиловка, есть надежда. А если б они были вечные? Не приведи Господь! Поэтому смерть совершенно необходима.

И вот, хозяин жизни и смерти встречает вдову, у которой умер сын. Умер, следуя закону, который Сам Господь установил, и Он над ней сжалился. Это о чём говорит? Что несмотря на то, что Господь попускает и болезни, и смерть детей, и всяких насекомых, которые нам отравляют нашу жизнь своими ядами, миазмами, тем не менее Господь знает об этом и продолжает нас жалеть и любить. Это очень утешительно. Господь любит нас, в каких бы трудных обстоятельствах жизни мы бы ни оказались из-за своих промашек, глупости, несуразности, а часто – гордости.

Я стал часто замечать с некоторых пор (лет десять назад), что даже большинство аварий на дороге своим источником имеют не плохое покрытие, не незнание правил, не неопытность, а исключительно гордость. И как следствие, Господь попускает расшибить машину, чтобы немножко человека смирить. Ты очень спешил? Подожди два часика ГАИ, потом часик ещё с ними поколупайся, всего это три часа занимает.

Если бы эпизод с Наинской вдовой вошёл бы в наш ум, мы бы помнили, что что бы ни произошло, Господь нас всегда жалеет, и мы можем всегда к Его любви прибегнуть, и Он всегда может нас утешить, сказав нам: «Не плачь». И нет ничего такого зазорного, что мы довольно противные дети, конечно. Противные не в том смысле, что мы Ему неприятны, а в том, что мы Ему всё время противимся, как все обычные дети. «Одевайся» – «Не буду», «Вставай!» – «Нет, я хочу спать!», «Убирай игрушки» – «Не хочу!» – это всё про нас, и про маленьких, и про больших. И Господь и Сам смиряется, глядя на нас, потому что мы Его дети и Он хочет заняться нашим воспитанием, но хочет всё сделать с лаской и добром, и только когда уже ничего нельзя с нами сделать, чтобы не было чего худшего, он попускает нам всякие испытания.

У меня тут недавно случай был, я её уже не помню, но произносит такие слова, которые я слышу через день: «Ой, как Вы были правы», я говорю: «Это я в курсе. Ну так что?» – «Ну как, когда мой сын сел в тюрьму, Вы мне сказали такие слова, что я рассердилась и обиделась». (А я сказал тогда: «Радуйся!»). Она продолжает: «И Вы знаете, он сейчас вышел из тюрьмы, я радуюсь, потому что там в тюрьме им наркотики не давали, он переломался и выздоровел. А если бы эти пять лет он бы не в тюрьме провёл, а на воле, его бы уже на свете не было. И вот я теперь радуюсь». Понятно, у неё это первый сын, а через меня таких сынков прошли десятки, поэтому я всегда, когда наркоман садится в тюрьму, радуюсь, потому что Господь продлевает ему жизнь. Продлевает жизнь таким, к сожалению, твёрдым и жёстким способом. А другого пути просто нет, потому что сама тяга к наркотикам столь сильна, что человеку невозможно её победить. Очень редкий человек, один из тысячи, может эту тягу преодолеть. Это стать наркоманом просто, а вот выздороветь очень тяжело. Так что мы с ней очень порадовались выздоровлению сыночка, он теперь и на работу ходит. Всё, в общем, пока, слава Тебе, Господи, хорошо.

Даже когда Господь нам даёт возможность претерпеть какие-то скорби, надо обязательно почувствовать для себя в этом милость Божию, потому что Господь хочет нас через это чему-то научить, и не только нас. Вот давайте посмотрим, что было с окружающими людьми той похоронной процессии, о которой повествуется в сегодняшнем Евангелии: прикоснулся к одру; несшие остановились; и Он сказал: юноша! Тебе говорю, встань. Мертвый поднявшись сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его (Лк. 7, 14-15). Он для чего воскресил? Чтоб отдать матери, чтоб она утешилась.

Ещё вспомнил один эпизод. С одним батюшкой я общался в последние годы его жизни. Он, как все батюшки его возраста, сидел в лагерях. Мало кто выжил, но этот, слава Тебе, Господи, выжил. Он мне говорил: «Когда я был молодой и меня арестовывали, сажали, я был как-то очень недоволен. А сейчас уже, к концу жизни, я понимаю, что в каждом этом эпизоде была рука Господня. Я сейчас радуюсь тому, каким путём меня вёл Господь, и я остался в живых». И прожил он почти до 90 лет, и благодарил Бога. То есть к старости он понял смысл своей весьма трудной земной жизни. От и нам нужно обязательно нужно увидеть благой промысл Божий даже в тех испытаниях, которые выпадают на нашу долю.

И всех объял страх (Лк. 7, 16). Что за страх? Их объял страх Божий, они почувствовали присутствие руки Божией: славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой (Лк.7, 16). Представляете, какое правильное впечатление это событие оказало на людей!

Такое мнение о Нем распространялось по всей Иудее и по всей окрестности (Лк. 7, 17). Какое мнение? Что великий пророк восстал. Это помогало разным людям вслушиваться в Его слова и познавать истину. Нам этого уже не надо. Раз мы в церковь пришли, это говорит о том, что мы веруем в Иисуса Христа Сына Божия. Нам только осталось так же вслушиваться и достигать понимания того, что Он нам говорит, и стараться исправлять свою жизнь по этому слову.



Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Один комментарий

    1. Плинфа:

      Действительно,
      «…все мы имеем нужду в милости Божией».(Свт.И.Златоуст, т.11,с.256, Беседы на Послание к филиппийцам, беседа 4,п.5)
      Слава Богу за все.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.