Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о смерти и о воскресении в жизнь вечную
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая на всенощной службе 29 октября 2016 года в храме Благовещения Пресвятой Богородицы (в Петровском парке).

Мария стояла у Гроба и плакала (Ин. 20, 11). Самое обычное дело, люди у гроба плачут, потому что ни один человек не может согласиться со смертью. Смерть, конечно, пройдёт каждый из нас, но считать её чем-то свойственным человеку для нашей души невозможно. Почему человек плачет? Потому что не соглашается. Каждый день приходят люди, и сегодня приходили, которые рассказывают, что они частично виноваты, что человек умер. Это, конечно, не так, потому что жизнью и смертью распоряжается Господь, Он сам знает, кому, какой душе в какое время покинуть своё тело. Но так как человек по замыслу Божию существо бессмертное, и наше расставание с телом временное, то наш ум этому противится, поэтому нет ничего удивительного в том, что Мария стояла у гроба, где положили её любимого Господа и Учителя, и плакала.

И, когда плакала, наклонилась во гроб (Ин. 20, 11). Напоминаю, если кто забыл или не знает, гробами в Древнем Израиле служили пещеры, которые выкапывали в очень рыхлом известняке (отложение древних моллюсков). Очень легко было копать. Потом закрывали эту нишу камнем, он служил крышкой.

И вот, она наклонилась во гроб и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса (Ин. 20, 12). Ангелы – посланники Божии, когда мы с вами будем умирать, нас тоже будут встречать два Ангела. Один Ангел был к нам приставлен после нашего рождения, а второй – после крещения. И вот эти Ангелы участвуют в препровождении души в мир иной. Этих Ангелов Мария видела, или Господь других послал, мы не знаем. Главное – произошло чудо, она их увидела. Бывает, конечно, и земной человек видит Ангелов, но это чрезвычайно редко. Но это и не так важно, мы все молимся нашим Ангелам-Хранителям, для этого необязательно их видеть, достаточно иконы или просто твёрдо веровать, что он нас слышит.

Особенное чудо состоит в том, что Ангелы обратились к ней, говоря: жена! Что ты плачешь? (Ин. 20, 13). Это не значит, что они не знали, почему она плачет. Представьте себе, вы пришли на кладбище (у нас тут ближайшее – Ваганьковское), видите, на могиле стоит женщина и плачет. Ну кто из вас будет спрашивать: «Женщина, что ты плачешь?»? Ну ясное дело, раз человек на могиле стоит, чего она плачет. А они это спросили, чтоб ей как-то помочь, они бы ей в ответ сообщили очень важную весть, потому что Ангелы – это посланники Божии.

Она им отвечает: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его (Ин. 20, 13). Люди часто путают, и можем на похоронах слышать такие фразы: «Ну как, Василия Петровича вынесли?», хотя его уже нельзя вынести, более того, его здесь вообще нет, есть только его тело. Мария тоже говорит: «унесли Господа». Нет, душа Христа Спасителя в это время уже сошла во ад.

Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса, стоящего; но не узнала, что это Иисус (Ин. 20, 14). То есть почувствовала, что кто-то стоит сзади. Не узнала по двум причинам. Первая – Он был на контражуре, она была в тёмном помещении, смотрела на свет, видела только силуэт. Вторая причина – такая же, как у апостолов, которым являлся воскресший Иисус, а они не узнавали Его. Узнали только по косвенным признакам, когда Он показал им раны, которые на Нём, по голосу узнали. Потому что Он явился уже воскресший, Его тело было преображённый. Когда мы воскреснем, наши тела тоже преобразятся. Мы уже не будем, как сейчас, старые. Какие-то будут признаки нашей телесности на воскресшем теле, но мы будем совсем другие. Вполне возможно, что нас тоже не будут узнавать.

Иисус говорит её: жена! Что ты плачешь? Кого ищешь? (Ин. 20, 15). Ну уж Он-то вообще всё знает, кто кого ищет и, наоборот, почему живёт на земле человек и не ищет Бога. Но Он послал Ангелов, чтоб они предварили Его появление, чтоб её не испугать, потому что Он её очень любил. Любил за то, что она оставила свою греховную жизнь и стала Его ученицей. Поэтому Он отнёсся к ней с такой доброжелательной нежностью. Ангелы её некоторым образом подготовили.

Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его (Ин. 20, 15). Для чего? Чтобы завершить погребение, потому что погребение Христа Спасителя было без соблюдения необходимых для этого обрядов. Тело необходимо было умастить специальными благовониями, потом обернуть плащаницей, а потом уже погребать. Но наступила суббота, день покоя, который очень строго у иудеев соблюдался, поэтому просто положили тело и закрыли камнем в надежде, что когда суббота пройдёт, они быстро-быстро доделают, что необходимо. Поэтому жёны-мироносицы, когда бежали ко гробу, каждая из них взяла с собой сосуды с драгоценными умащениями, всё необходимое, бежали и думали: кто отвалит нам камень от двери гроба? (Мк. 16, 3). А когда Мария первая подбежала. Оказалось, что камень от гроба уже отвален, и там Ангелы сидят. Когда Господь воскресал, сам камень просто упал, и воины, которые охраняли гроб Господень, бежали в страхе, потому что была огромная вспышка света, и на них напал ужас. Представьте себе, вы вечерком пришли на Ваганьковское кладбище, вдруг плита падает, оттуда свет, и выходит усопший. Кое-кто из нас инфаркт бы получил, это сто процентов. Про инфаркты среди римских воинов в истории ничего не пишется, но то, что они испугались и бежали – это очень обыкновенная история.

Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! – что значит: «Учитель!» (Ин. 20, 16). «Раввуни» – это уменьшительно-ласкательное слово. Она узнала Его и назвала так, как она всегда называла – с особой лаской, с любовью. Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а или к братьям Моим и скажи им: «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей (Ин. 20, 17-18). Ну а что ученики? А ученики ей не поверили, слишком фантастический рассказ. А то, что Господь им многажды говорил о том, что Ему надлежит воскреснуть в третий день, как-то у них из головы улетучилось.

Очень интересно, что Господь выбрал именно Марию, в прошлом очень тяжкую грешницу, про которую в Писании сказано, что Он из неё изгнал семь бесов, а каждый бес – это есть носитель какой-то страсти. Как вирус возбуждает в человеке ту или иную болезнь, так и каждый бес вызывает страсть по имени этого беса: бес сребролюбия, бес пьянства, бес гордости, бес жадности, бес гнева и так далее. И семь страстей по милости Божией были ею побеждены. Господь её удостоил первой увидеть Воскресение Христово. Это говорит о том, что Бога воскресшего человек увидит не потому, что он праведник, а потому что он, как Мария, оставит свои грехи, покается перед Богом. В Царствие Небесное входят только кающиеся грешники. Ни один человек, который считает себя правым, в Царство Небесное войти не может. А первым входит тот, кто глубоко понимает, что он грешник. Это первое. А второе – он не то, что на Бога не обижается и ножкой не топает, а он чувствует, что недостоин вообще никакой милости Божией по своим грехам, по своему состоянию души. Мария именно достигла такого христианского устроения, поэтому сподобилась самой первой увидеть Христа Спасителя.

Что такое есть Царство Небесное? Это есть познание и соединение с Богом навсегда в Его Царстве. Если мы хотим понять, как нам этого достичь, нам тоже нужно очень глубоко покаяться. Разбойник на кресте в тот же день, как умер, был взят Спасителем в райские обители. Он так ему и сказал: ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43). А в чём причина, ведь он разбойник? А причина. А причина в том, что он сказал: «По делам моим приемлю!». Он не говорил: «О Господи, да за что же мне так?! Да почему же я это?». «По делам моим приемлю». И Господь, вися на Кресте, потрудился голову к нему повернуть и сказал: ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43). Почему, что в нём изменилось? Он принял страдание и крест за Христа и согласился с тем, что то, что с ним произошло, произошло по его грехам. Господь от каждого человека, который стремится быть христианином, хочет такого понимания и жизни, и смысла пришествия Господня, и такого же преображения.

В большом заблуждении находятся люди, которые ищут неправду в других, этим утешаются и даже пытаются превозноситься. Это путь, который закрывает нам гроб Господень. А есть путь, когда человек признаёт себя первым грешником, как апостол Павел, Иоанн Златоуст и Мария. Такие люди видят воскресшего Господа и соединяются с Ним навсегда.



Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 4

    1. Плинфа:

      Действительно,
      «…будем искать единственного утешения в том, чтобы принести покаяние в грехах и держаться доброго пути, ведущего на небо, чтобы мы могли получить царство небесное…» (Свт.И.Златоуст, т.11,с.690, Толкование на первое послание к Тимофею, беседа_10,п.3)
      Слава Богу за все.

    2. Tatiana Vasilieva:

      Спасибо, отец Дмитрий за вашу проповедь. Удивительно красивая по смыслу, проникновенная, без всякого сарказма. Спаси Господь!

    3. fotiniya 1:

      Спаси Вас Господь, дорогой отец Димитрий ! Как же легко Вас слушать, все ясно и просто.

    4. Irina L:

      я люблю слушать ваши проповеди, отец Дмитрий. Ирония и сарказм, обычно свойственные им, достойны и Гоголя, и Салтыкова-Щедрина, и Уинстона Черчилля вместе взятых. Но больше всего меня впечатлили ваши проповеди о смерти. Сегодняшняя и на Успение Богородицы. Они обнадеживающие, светлые и безмятежные, как никакие другие. Спасибо вам.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.