Проповедь по евангельской притче о сеятеле и семенах
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова по евангельской притче о сеятеле [Лк. 8, 4-15], в которой дан прекрасный образ сеяния (проповеди) слова Божия, которое, падая на наше сердце, смотря по его состоянию, остается бесплодным или приносит плод - один во сто крат, а другой в шестьдесят, иной же в тридцать.
 

Не много в Евангелии содержится притч, которые сам Господь изъяснил для своих учеников, апостолов. И вот нынче как раз таковую Святая Церковь предоставляет нашему вниманию. Видимо, то, что в ней содержится, представляет для нас очень важные вещи.

Вышел сеятель сеять семя свое (Лк. 8, 5). Очень важные слова: семя своё, потому что под сеятелем в этой притче сокрыт сам Господь, он сеет своё слово, слово Божие. Некоторые люди читают что-то в Евангелии, не понимают, а навыка к обучению нет. Главное, что даёт институт – это не какие-то сведения, а навык и способность поиска материала по данной теме. Человек часто не понимает, где взять информацию, включает рудиментарные остатки своих мозгов, и получается отвратительный результат – он начинает рассуждать насчёт смоковницы, ещё чего-то ему там не нравится. Потому что ума не хватает представить, что до тебя, сынок, две тысячи лет самые умные люди на планете читали эти божественные тексты. И на основании этих текстов строилась Церковь, на основании этих текстов изменился облик городов, школ, семейной жизни. Но человек этого не понимает. Каждый человек в силу убогости своей, ограниченности, думает, что он приехал на землю и он тут хозяин. Потому что человек очень сильно повреждён.

И вот, сеятель, Господь наш Иисус Христос по благословению отца Небесного пришёл на землю. И в этой притче показан весь алгоритм Его действий. Он хочет в душе каждого человека посеять семя Евангелия, чтоб оно выросло и принесло плоды. Каждый садовод или землепашец землю пашет и удобряет только с одной целью – чтобы земля принесла плоды. Никто не сеет семя в землю, чтоб потом выросла пустыня. Для того, чтоб была пустыня либо чёрной плёнкой всё закрывают, либо закатывают в бетон, тогда будет пустыня. А семя сеют только для того, чтобы проросли либо красивые цветы, либо добрые злаки, либо фруктовые деревья, что-то такое полезное для жизни. Господь же сеет слово Божие.

Дальше в этой притче говорится: иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги (Лк. 8, 5-6). К тому же на каменистой почве очень мало земли. У нас в Магаданской области каменистая почва. Я помню, когда-то давно те, кто побогаче, с большой земли привозили землю, насыпали огороды, прям на камень сыпали землю, и возникали огороды, на которых выращивали помидоры. Ещё в советские времена один помидор с кулак стоил три рубля. Если кто помнит соотношение цен, то это в двадцать раз дороже, чем в Москве, очень дорого обходился этот помидор. Но выращивали, возить ещё тяжелее, а потом своё – это всегда приятно.

Когда каменистая почва, мало земли, то, конечно, маленький росточек быстро прорастает, а потом уже не хватает ему пищи из этого скудного слоя земли, и он засыхает под солнышком, особенно если нет влаги.

А иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; – имеются в виду сорняки – а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный (Лк. 8, 7-8). Сторичный – это значит в сто раз больше. И Господь говорил, что тот, кто за ним последует, сделает гораздо большие дела, чем Он сам. Господь, когда был Учителем на земле, созидал первую Церковь, за три с половиной года Своей проповеди Он собрал Церковь меньше нашего прихода. А сейчас это разрослось до более миллиарда человек. Понятно, что на протяжении двух тысяч лет христиане Церкви, ученики Христовы много потрудились. Сейчас стремление послужить Христу в людях ослабевает, и Господь об этом говорил (см Мф. 24, 12). Оскудела любовь христианская и к Богу, и, соответственно, друг к другу, и к своим детям. Человек всё время увлечён чем-то маловажным, и трудно ему определить, что важнее.

Тут мне одна женщина говорит: «Была у подруги и ужаснулась, как она воспитывает своего сына. В каждом слове, в каждом действии – педагогическая ошибка. То есть осуществляет воспитание наоборот». Ну, я-то поспокойней на это смотрю, потому что с этим сталкиваешься постоянно. Просто человек не понимает ни цели воспитания, ни чему учить. Но самое страшное – не это, а самое страшное, что человек и учиться не хочет, вот в чём дело-то! Научить можно даже медведя на мотоцикле ездить, но вот человека заставить учиться воспитывать своих собственных детей – нет никаких сил! То мамаша своему сынку внушает, что не надо ближним помогать, надо лучше к сессии готовиться. Почему? Потому что у неё приоритет. Потому что главное – чтобы ребёнок окончил институт, который, конечно, никогда в этой жизни ему не понадобится. Ну просто никогда. Как никому из нас никогда не понадобилось то, что мы проходили в школе, кроме читать-писать, а этому за полгода можно научиться. Тут говорят, по телевизору девочку показывали пяти лет, которая вообще уже семья языков знает, свободно говорит. Спрашивается, что в школе делать? Сидеть и зарабатывать сколиоз. Нет, ну как же! Так внушила советская власть, учимся – и в Писании об этом сказано – бесконечно долго, но не можем прийти в познание истины (см. 2 Тим. 3, 7). Потому что даже те люди (и папа, и мама), которые ходят в храм, причащаются Святых Христовых Тайн, склонны учить совершенно не тому, что Господь всевал в их сердце. А Господь всевал семена слова Божия. Что лучше – отзывчивый, добрый человек или скотина бесчувственная с дипломом? Ну это же очевидно. Если твой сыночек с дипломом красным, это значит, он тебе как благодарный человек стакан воды подаст или в аптеку сбегает? Нет, он скажет: «Мне некогда, мам», потому что у него не расставлены в сердце приоритеты, что важно, а что тоже важно, но второстепенно. Не понимает человек, что важнее, поспать или поесть. Не понимает, что лучше, мясо или БАДы. Не понимает, потому что он совершенно дезориентирован. Поэтому нам никак нельзя подвергать сомнению истинность тех слов, которые Господь сказал. Но человек должен понимать, как усвояется слово Божие. Слово Божие звучит по всей земле.

Один гражданин ко мне подошёл вчера и спрашивает: «А где найти Евангелие по-японски?», я отвечаю: «Да нет проблем». Дал ему адресок. Евангелие по-японски – замечательно! Даже интересно, какой там перевод, узнать, от этого только глубже войдёшь в текст, когда будешь читать, как люди совершенно с другой планеты воспринимают Евангелие. Как это важно!

Господь говорит о почве. Нас здесь стоит человек 350, у каждого сердце представляет собой определённую почву. У некоторых это семя падает при дороге. Сейчас выйдем, всякие у нас семейные дела, нынче воскресенье, всякое общение и так далее, и так далее – много всего. Это значит, упало при дороге. То есть если вечером спроси, что читалось в церкви, что говорилось и какой вывод, ответ будет: «Ой, не помню, сейчас в календаре посмотрю». Это хорошо ещё, человек знает или догадывается, что можно посмотреть в календаре, но определённая часть даже не заблагорассудится. Это значит, птицы небесные подхватили и унесли. Человек приходил, оттаптывал ноги, потел, в антисанитарных условиях плечо к плечу в отапливаемом стоял в тёплом пальто. И, спрашивается, зачем? Зачем? Голубей кормить? Чтоб они ухватили и унесли? Бессмысленно. И вот, большая часть человеческой жизни бессмысленна, она не имеет смысла. В голове ничего не застревает. Ни слово про заповедь, ни слово про семя слова Божия.

А другое упало на каменистую почву. «О, – скажет, – проповедь была про сеятеля». Винсент Ван Гог когда-то такую написал картину – даже несколько реплик есть – «Сеятель». Такие яркие краски, на фоне заката идёт фиолетовый человек и сеет. Вот иной человек и вспомнит, что притча была о сеятеле. А спроси: «А о чём там?». Опять напрасный труд.

А третий вообще не только запомнил, но и знает эту притчу и даже может в воскресной школе детям рассказать. Замечательно. Только у него так жизнь устроена, что эти все сведения, которые он получает в институте, в семинарии, в книгах, это остаётся багажом, но чемоданы закрыты на замок и лежат в камере хранения, ими никто не пользуется. Это как когда на огороде сорняки. Да, там семя есть, и росток есть, если лебеду раздвинуть, там колосок, но он чахлый, его нельзя даже обмолотить, сделать из него хлеб. Нет, это никому не нужная трата времени.

И только у четвёртых почва плодородная. И теперь последний вопрос: где мы видели плодородную почву? Нигде. Если есть плодородная почва, на ней растёт крапива, борщевик, на ней растут молодые деревья. Плодородная почва может быть только в одном случае – если над ней трудиться и весной, и осенью, а ещё под зиму удобрениями её застилать, вот тогда она будет плодородная. Стоит тебе год землёй не заниматься, обязательно полезут сорняки, и чем более почва питательная, тем сорняки толще. Самого главного не присутствует в жизни. Всё есть: и семя есть, и сеятель есть, и поле, где засевать – всё есть! Нет только одного – усердия по обработке земли. Для земли необходимо, конечно и вспахивать её, удобрять, поливать, а уже когда появился урожай, совершенно необходима борьба с насекомыми . Без битвы с вредителями ничего, даже яблока не вырастишь, и картошку колорадские жуки всю съедят. Так же и сердце. То есть человек должен всё время взрыхлять почву своего сердца молитвой, орошать её слезами покаяния, бороться и со своими дурными поступками, и словами, и мыслями, и чувствами – этими вредителями, которые лишают нас урожая. И вести не рассеянную жизнь, направленную на то, чтоб бесконечно отдыхать. Мы на эту планету с вами приехали не отдыхать, а работать, потому что Богу угодно из нас воспитать не людей, которые мечтают о непыльной работе. Господь не хочет превратить нас в офисный планктон. Он хочет, чтобы мы эту землю Ему, Господу, на радость превратили в рай. Хочет, чтоб, куда ни глянь, была бы красота, и не только в композиции наших садов, не только в питательнице тех продуктов, которые мы выращиваем, а вообще во всём: и в отношениях между людьми, в отношениях между работодателем и тружеником. А у нас какой труженик? Только деревянной киянкой руки отбить. Потому что каждому нужно приставить контролёра и погонялу. Сам – нет. Отчего такое происходит? А потому что воспитание должно происходить в семье. Их семьи в большую жизнь должен выходить и труженик, и человек, который с любовью относится к ближнему и умеет подчиняться старшему. И не стремится с 20-ти лет к праздности.

Подходит здоровый лоб: «Батюшка, благословите, я хочу поехать на юг отдохнуть!». Я помню, мне одна сотрудница храма лет 30 назад говорила: «Батюшка, когда мне было 25 лет, я у мамы спрашивала: «Мам, а что испытывает человек, когда он устал?»». Такая мощная, крупная русская женщина. Она не знала, что испытывает. А мать ей отвечала: «Зиночка, пройдёт лет 50, сама узнаешь». Она говорит: «Батюшка, узнала». Не знаю даже, сейчас жива ли она. Дай Бог ей доброго здоровья! Вот как нужно к жизни относиться. Пока шевелишься, трудиться ради Господа. Вот в деревне, в которой я дом покупал, у меня была соседка Шура, ей 88 лет, и она на реку с двумя вёдрами с коромыслом носила воду на огород. Я однажды подсчитал – 40 вёдер в день. 88 лет. А какой был огород! Это Версаль! Каждая грядочка – как по ниточке, какой глазомер! И она выйдет, руки разведёт и говорит: «Ой, какая у меня тут красота! Слава Тебе, Господи!». Вот какой труженик был человек. Раньше так воспитывали. Нас так приучили. Как же, у меня будет не выметен двор или не скошена трава в передней части? Как же? Стыдно даже перед людьми. А в Сербии вообще обычай: там ни одна хозяйка так просто бельё не повесит, она вешает сначала самое большое, потом меньше, меньше, а дальше уже носовые платочки. И в любом буфете так же тарелки стоят. Во всём порядок. Даже в белье на верёвке должна быть стройность и красота. И так у всех. Почему? Потому что так их воспитали, что должна быть красота во всём и порядок. И найти всегда сразу можно, не надо всё это там шебуршить. А почему? Было когда-то христианское воспитание. Надолго ли это останется, непонятно, сейчас всё перемешивается. Главное – свобода делать что хочешь и вопреки тем, кто тебя любит и тем, кто тебя учит.

Ну и вершина всего, конечно, эвтаназия. Сейчас одной женщине, которая раком заболела в Калифорнии, страховая компания таблетки предложила за доллар и 20 центов. Говорят: «Вы выпьете и отправитесь на тот свет, потому что лечиться Вам бесполезно». А ещё пройдёт годик-другой, и будут принуждать. Начинается всё с разговоров о том, как люди страдают, о том, что у них должен быть выбор отправиться на тот свет по собственной воле. Всё, подготовлена почва. Во многих странах приняли закон об эвтаназии, в некоторых штатах США закон принят. Теперь надо двигаться дальше. А дальше будут заставлять: «Нет, выпей, нет, покончи жизнь самоубийством. Мало ли, что там вам Церковь говорит. Нет, лечить тебя не будем. Либо терпи – никаких тебе страховая компания не будет выплачивать за обезболивающие. Давай-давай, отправляйся, нечего». Потому что совершенно точно известно: большая часть всех средств идёт на то, чтобы поддержать последний год жизни человека. А представляете себе, если всех болящих пенсионеров отправить на тот свет, какой будет прибыток страховым компаниям! Да замечательно, просто замечательно! Главное же – деньги, а не люди. И вот, оно уже в действии. А ещё совсем недавно были всякие передачи, на которых интересовались, вы за эвтаназию или вы против эвтаназии. Вроде бы гуманизм. А гуманизм в чём? Чтобы отправить больного старика – и не только старика, раком и молодёжь болеет – на тот свет. Замечательно. Приехали, называется. А почему? Потому что ложь и лицемерие.

Есть единственная книга на земле, где нет ни капельки ни лжи, ни лицемерия, ни обмана. Это книга слова Божия. И каждому из нас нужно взрыхлить почву своего сердца молитвой, оросить слезами, уничтожить греховные наши навыки, и тогда почва нашего сердца это усвоит, и мы станем христианами, и проживём так, чтоб наш Отец Небесный радовался нашей жизни, а не печалился.



Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 14

    1. moroz:

      Спасибо, дорогой Батюшка!

    2. tatjanjska:

      Очень понравилась проповедь!

    3. Плинфа:

      Действительно,
      «Хотя мы должны все относить к Богу, однако же и сами должны быть деятельными, должны брать на себя труды и подвиги». (Свт.И.Златоуст, т.11,с.607, Толкование на второе послание к Фессалоникийцам, беседа_5,п.1)
      Слава Богу за все.

      • neonilla:

        ну, с этим не поспоришь
        а свои-то мысли посещают ?
        а то вот одна сестра тоже читала-читала, а потом такую «исповедь послушницы» выдала…типа высоко летала, а тут на земле (монастыре) оказались совсем не ангелы, а вполне себе грешные люди

        • Иванов:

          Действительно, когда человек увлекается цитированием Святых отцов, это означает, что он ощущает себя как бы представителем Святоотеческого наследия, в данном случае, Иоанна Златоуста, вразумляющим грешную заблудшую и невежественную паству.
          Слава Богу за все.

          • Плинфа:

            Привет! Действительно, угадали, цитирую потому что это мотивирует меня дочитать оставшиеся 6, 7 и 12 тома, за что батюшке отцу Димитрию большое спасибо. Отличные проповеди! А так, вообще, я очень люблю жареную картошечку со шкварками.
            Слава Богу за все.

            • s2235:

              Не обижайтесь Плинфа :) , Неонилла и Иванов за Вас волнуются. Если кому-то поручают или кто-то берёт на себя смелость САМ донести каку ценность до того кому она передаётся, то у передающего возникает соблазн присвоить эту ценность(ну а как? это же ценность всё-таки) и тем больше соблазн чем больше ценность. И тогда тот из «благодетеля» может(и часто становится) взявшим чужое то есть вором, тому очень много примеров и оправданий со стороны ворующих. И этот кто-то начинает любить темноту(её они называют светом) а не свет(думаю понимаете почему). То у них заступником и оправдателем «закон»(ими же выдуманный как правило) они обязательно трясут или библией или «кодексом», то у них «общее голосование жильцов» так решило, вот говорят, сам не видишь, говорят, «ЧЁРНЫМ по белому» — РАСПНИ, мы говорят совсем не причём… не нравится нашему тсж, твоё «вето». То есть опасность есть, об этом и речь.

              • Плинфа:

                Спасибо. Простите меня :)

                • s2235:

                  Ладно, прощаю :) , а так Вы мне ничего плохого не сделали :) . Вообще большое дело знание Меры, невнимание её из блага всё во вред может перевернуть. В чём она…? Спаси и сохрани Господи Боже.

          • olga.I:

            Не обязательно.

            • regent:

              Подтверждать слова проповедей о.Димитрия цитатами как-то не очень тактично и IMHO заносчиво, и выдаёт неофита, как бы изумляющегося, что до него кто-то тоже читал святых отцев и Библию :)

      • olga.I:

        Спасибо, Плинфа. Читаю вместе с Вами.)

    4. SeSHA:

      Про эвтаназию это ,как говорится, стопудово! Только тут лицемерие еще ужаснее, друзья. Наркотические анальгетики — САМАЯ НЕДОРОГАЯ ГРУППА ПРЕПАРАТОВ. Другими словами, под предлогом помощи «безнадежным онкологическим» больным, хотят заставить врачей, особенно в стационарах, убивать ВСЕХ ПРОБЛЕМНЫХ ПАЦИЕНТОВ! Поверьте, это очень выгодно, убить больного, который «залежался» в реанимации (стоимость 1 койка-дня в реанимации обходится для госпиталя 1000-10000 у.е. на одного пациента, в зависимости от профиля). Хотите сделать клинику и здравоохранение в целом окупаемыми — придумайте, куда девать «овощей», которых всё равно домой не выпишешь, а оплатить своё лечение они сами уже не смогут. И тут выход — ЭВТАНАЗИЯ!!! Пара бесед с родственниками на тему: «А оно вам надо?». Подпись. Печать. И в морг. ПРОФИТ! ДАЕШЬ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, КАК УСЛУГУ, А НЕ КАК ДОЛГ ОБЩЕСТВА ПЕРЕД БОЛЬНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ!!!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.