Проповедь в память священномучеников за Христа, в земле Российской просиявших
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая на всенощной службе 5 ноября 2016 года в храме Благовещения Пресвятой Богородицы (в Петровском парке) о священномучениках, молитвами которых Господь открывает нам завесу с глаз, чтобы мы могли познать Иисуса Христа, Сына Божия.

Сегодня день памяти священномученика отца Владимира Амбарцумова, который жил у нас здесь рядом, в Соломенной сторожке, отсюда был арестован и в Бутово расстрелян. А завтра день памяти тоже священноисповедника нашей Церкви отца Павла Троицкого, который был монахом Данилова монастыря, потом его арестовали, он был в ссылке, в лагере, все эти его мытарства длились около 17 лет, а последнюю часть жизни до 90 с лишним он прожил в затворе. И вот, завтрашний день воскресный – день его памяти.

Святые мученики той эпохи очень близки нам, потому что вчера, например, на Казанскую, я был в Горетово, там мы тоже праздновали день памяти предыдущего настоятеля отца Михаила Маркова. Он в этом селе Горетово родился, там его мама похоронена на кладбище, там же он был арестован и также в Бутово расстрелян. И так интересно совпало, Божиим Промыслом было устроено, что родился он как раз на Казанскую. В своём селе Горетово, а само слово Горетово происходит от того, что во время Смуты поляки как раз это село сожгли, в котором он спустя много лет родился. День Казанской иконы Божией Матери – день освобождения от поляков, мы празднуем как День народного единства. И как хорошо, что день отца Михаила, престольный праздник Горетовского храма теперь всегда выходной. Было около сотни причастников там, для сельского храма это очень много. И пришёл на службу его внучок. Понимаете, прямо руку протянешь, и вот, святые люди, которые своей жизнью и смертью запечатлели любовь к Богу. Это тоже очень важно.

В Церкви с древности есть такой специальный термин, его употребляют обычно в службах, которые правят мученикам. Термин такой: мучениколюбцы. То есть как бы от имени Церкви обращаются к тем, кто любит мучеников: «Придите, мучениколюбцы, возрадуемся вот такому торжеству, празднику». К сожалению, у нас такого должного почитания и любви к мученикам среди современных православных не очень много. Это очень печально, потому что на самом деле, если от каждого из нас ниточку родства протянуть, то мы обязательно найдём людей, которые пострадали из-за своей веры, которые были даже по крови наши родственники, потому что их сотни тысяч, это очень и очень много. Почему Святая Церковь настаивает, чтобы у нас к ним была любовь? Потому что Церковь стоит на крови мучеников, благодаря им мы сейчас имеем возможность и в храм ходить, несмотря на ужасающие совершенно гонения, по объёму, масштабу не сравнимые с гонениями древности. Пострадало очень много невинных людей. Даже иногда встречаешься с людьми, которые говорят: «Вот, у меня дедушка был священником, потом его арестовали, и мы даже ничего о нём не знаем». Да и нет желания узнать. Хотя узнать довольно просто. Сохранились огромные массивы всяких документов. Всегда можно найти и фотографии, и даже дела, которые им шили, как это тогда называлось, и допросы, в которых описываются какие-то нелепые обвинения. Можно даже оценить особенности орфографии их мучителей, по которым видно, что собой представлял с точки зрения русского языка мучитель и каков был мучимый человек. Для чего это нам надо? Потому что без этого подлинного православного христианства быть не может. Потому что страдание за Христа, исповедничество, мученичество – это есть лучшее доказательство истинной веры. Чем мы от них отличаемся? Тем, что они от веры не отказались и пошли за Христом до конца, до самой смерти, пошли на совершенно нечеловеческие страдания ради Христа. Поэтому, если наше сердце проникнется к ним любовью, нам будет легче почувствовать и самого Господа нашего Иисуса Христа своим сердцем, и в нём откроется и любовь к Нему. А без настоящей, глубокой, искренней любви ко Христу никакого христианства нет. Всё остальное – суррогаты.

Наблюдаю вот 37 лет с амвона за всеми нами и вижу, что человек больше поглощён собой: как он чего выполняет, что он делает. И даже такая вещь, самим Богом нам данная – воспитание детей, и то находится в забвении. Не наблюдается. Чтобы родители воспитывали детей для Христа. Любые ставятся задачи – образовательные, воспитательные – но Христос как таковой в расчёт не берётся. В лучшем случае ребёнка отдают в воскресную школу, чтоб он там что-то такое узнал, но само сердце родителей, дедушек, бабушек в этом не участвует. Но реального научения нет. София Премудрая научила своих девочек Веру, Надежду и Любовь вере так, что они, будучи ещё маленькими девочками, отдали жизнь за Христа и пошли на совершенно нечеловеческие страдания, а мать при их казни присутствовала. Я думаю, что бы сделала современная женщина, которая ходит в Благовещенский храм? Ну, она бы говорила: «Ну ты соври что-нибудь, скажи, что ты не веруешь, скажи, чтоб тебя отпустили, скажи, что тебя оклеветали. А так веруй себе потихоньку, чтоб никто не знал». Как-то я с одним мальчиком разговаривал, мама ему сказала: «Ты в школе сделай доклад по поводу одной библейской истории». А мальчик боится, стесняется. Чего он боится? Что его колесуют, или привяжут к двум коням и разорвут на две части, или опустят в кипящую смолу? Нет, он боится, что ребята будут смеяться, он этого боится, что они не поймут. Я говорю: «Ну как вот, смотри, ты бы мог им рассказать. Кто-то из них бы заинтересовался, может быть, потом верующим человеком стал, всю жизнь бы благодарили, что через тебя это получилось, что ты дал первый импульс. О Боге поговорить». Ну посмеялись, но ведь не побили бы. Ну даже если б побили, а что такого особенного? И вот это во всём. Нет какого-то такого желания.

Многие люди – их тысячи – боятся. Чего же? Одни боятся цифр 666, другие боятся чипов, третьи боятся колдунов. Чего только люди не боятся! Они только не боятся в любой момент при любой угрозе отречься от Христа. А Господь сказал: Аще кто постыдится Меня <…> в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего (Мк. 8, 38). Вот этих слов Христа не боятся. Человек думает, что достаточно исполнять какие-то правила постные. Сегодня утром одна женщина меня поразила во время службы. Она пришла и стала мне жаловаться, что некоторые в платках не ходят в храм. Я говорю: «Какая тебе разница-то? Неужели платок как-то на вере отражается?». Она уже старенькая женщина, ей так привычно, она из деревни сама, там все в платках – наверное, единственный головной убор, так и в храм ходят. Почему не в платках? Тут даже и говорить не о чем, но человек думает, что если в платке, значит угодишь Богу, а если не в платке, значит не угодишь. А то, что ты всем своим домашним надоел, это вообще за грех не считается. Представьте себе, живёт пожилой человек, и скоро ему придётся умирать , а он такую жизнь ведёт, что надоел всем: детям, внукам, соседям, правнукам, племянникам – всём надоел. И можно ли себе представить, что этот человек угодил Богу? Да вряд ли. Скорее всего, это какой-то неприятный человек, похож на бабу-ягу. От неё всё время какое-то недовольство, какие-то претензии, всё что-то кого-то учит, житья нет, всё время что-то ворчит, всё не так, всё время брюзжит. Но зато в платке. Да лучше налысо постричься. Сейчас некоторые женщины – молодые, правда – стригутся налысо, им нравится, головку обдувает свежий ветерок, и хорошо им. Так и апостол Павел говорит: если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется (1 Кор. 11, 6). А если уж стричься, так надо под бритву и ходи довольная. Я одну такую женщину знаю, она коротко стрижётся и говорит: «А я исполняю слова апостола Павла». Есть вещи важные, а есть вещи не важные, есть вещи второстепенные, четверостепенные, десятистепенные.

Любить сердцем тех, кто пострадал за Христа – это значит любить самого Христа. И вот над этим нам надо поразмышлять, потому что без любви ко Христу, без настоящей любви к Нему как к Учителю, к Господу, как к Человеку, Который преклонил Небеса и сошёл на землю к людям для того, чтобы их напитать словом Божиим, чтоб они что-то важное поняли в своей жизни. А человек от этого уворачивается чисто по-фарисейски: изобретает какие-то правила, чтобы их выполнять, но чтобы отстраниться от самого главного. Любовь к мученикам показывает, есть ли у человека в сердце главное в его вере, есть ли в ней вообще христианство, является ли человек учеником Христовым. Если есть, значит является учеником Христовым. В этом, собственно, смысл христианской жизни. Вдумайтесь, насколько наши мученики к нам близки. Не знаю, ощущаете вы или нет, но я, например, даже к полу нашего храма отношусь с особым чувством: знаю, что по этой дорожке сам патриарх Тихон ходил. А сейчас мощи его в Донском монастыре, в понедельник пойду туда с утра, молебен там будем служить. Вот он, близко. Мощи его обрели на нашей жизни, не так давно. Слухи всякие ходили, что чекисты их выкопали, уничтожили. А вот он открыл, случился пожар, стали разбирать пол, нашли склеп, открыли – мощи нетленные. Какая красота! Я лично знал человека, который мальчиком ездил верхом на собаке патриарха. Когда патриарх Тихон жил в Донском монастыре, у него была большая собачка сенбернар, и этот мальчонка на ней верхом ездил, как на лошади. Некоторые говорят: «Собака – это нехорошо, нечистое животное», а вот у патриарха Тихона, который всем патриархам патриарх, была собачка, и мальчик на ней ездил, а умер архимандритом. С детства ездил на собачке патриарха, а уже в зрелых годах стал монахом, и всю жизнь он в Церкви прожил, всю жизнь. И дочку воспитал, что она из храма вообще не выходит, так любит Господа. А у нас что получится? Привит любовь ко Господу можно, только если мы сами Его любим. А любовь к мученикам показывает нашу любовь к Богу, это есть прибор, лакмусовая бумажка. А нам способствует в этом даже наша местность. Взять другой наш храм в Сельскохозяйственной академии в честь отца Иоанна Артоболевского. Он тоже был великий человек, преподавал в академии духовные предметы, а сынок его, академик, преподавал механику, очень известный учёный, то есть сумел воспитать сына такого разумного, что он до академиков вырос. И вот, храм в честь него. То есть куда ни пойди, везде мученики говорят о себе. Один здесь служил, другой там жил, третий служил, четвёртый преподавал. А ведь отец Иоанн Артоболевский был особо приближен к патриарху Тихону человек, очень много ему помогал. Собственно, за это его и арестовали, потому что вокруг патриарха Тихона всех арестовывали, а его келейника просто застрелили. Шли убивать патриарха Тихона ночью, а тот вышел вперёд, они думали, что это святитель Тихон, и выстрелили и убили его. Его звали Яков, Царствие ему Небесное! Он эту пулю, которая предназначалась патриарху, принял на себя. Тогда уже пошли другим методом: отравили святителя Тихона в больнице. Совершили такую подлость. Тогда не только расстреливали. Если человек более или менее знаменитый, как его застрелить? Это скандал. Поэтому Горького отравили, писателя Короленко отравили. А сейчас «да здравствует Сталин!» кричат. Что делать с нашим народом? Что мы можем этому противопоставить? Только нашу глубокую сердечную любовь к тем, что пострадали за Христа, к тем, кто отдали жизнь за Него.

Ещё одного вспомнил. Когда памятник воздвигли князю Владимиру, мне позвонил один мой друг и говорит: «Вот, батюшка, мы каждый год 15 лет уже в Донском монастыре служим панихиду на могиле одного великого человека – генерала Каппеля». Там же похоронены великий наш философ Иван Александрович Ильин и генерал Деникин. Говорит: «А вот теперь и памятник князю Владимиру! Наверное, и наша молитва там присовокупилась». А когда привезли мощи генерала Каппеля, похоронили, выяснилось, что его мама ходила в Благовещенский храм аккурат до его закрытия. Представляете, как это всё близко? Генерал Каппель 300 тысяч русских людей спас от красных, увёл их в Китай. Сам ноги обморозил, ему отрезали обе ступни, и он всё равно каждый день садился на лошадь, у него была уже гангрена, а он всё показывал войскам, что он впереди на боевом коне. И так и умер, но делал своё дело. Ему ещё и сорока лет не было, этому генералу, можете себе представить? А мамочка его сюда ходила, тоже на этом полу стояла, молилась. Это так близко к нам, только руку протяни.

И их молитвы дают нам возможность находиться в церкви – совершенно диким людям, у которых родители далеко, большинство из нас никакой вере никто не учил, про дедушку с бабушкой вообще мало кто знает, прадедов забыли, как имя-отчество. А Господь открывает нам за их молитвы завесу с глаз, мы можем познать Иисуса Христа, Сына Божия. Надо знать, что это за их молитвы. Поэтому наше сердце обязательно должно отозваться своей любовью.



Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 3

    1. SvetlaV:

      Спасибо батюшке за замечательную проповедь!

    2. DOCTOR MAKAROF:

      одна из лучших утонченных проникновенных и горестных проповедей о.Димитрия

    3. Анна:

      Спаси Господи!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.