Проповедь о фундаментальных признаках отличия человека от животных (2011.11.13)

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы на Неделю 22-ю по Пятидесятнице 13 ноября 2011 года. По Евангельскому эпизоду о Гадаринском бесноватом.

Однажды ученики вместе со Христом прибыли в страну Гадаринскую. «Когда же вышел Он (Господь) на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, — потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус» (Лк. 8, 27-39).

Вот этот замечательный эпизод, о котором нам повествует евангелист Лука, читается, как притча, потому что это событие очень запоминающееся, очень яркое и остаётся в памяти. И в нём очень много для нас назидательного. Буквально каждое слово представляет для нас большую важность. Человек под воздействием нечистой силы может так одичать, что практически превратится в животного. Подчёркивается то, что он даже ходил совершенно раздетый.

Есть несколько фундаментальных признаков отличия человека от животного. Первое – это разум. У животного нет разума, оно подчиняется инстинкту. Иногда делают такие чудесные вещи, что поневоле человек начинает думать, что животное разумно. Все, кто держат собаку или кошку утверждают, что они всё понимают, – настолько это бывает удивительно, эти взаимоотношения с домашними животными. Но ещё больше, кто держит пчёл, – вообще удивляются их разумности. Ну как в маленькой головке пчелы запечатлеваются такие сложные команды, как они вместе живут и как вообще организована жизнь улья – диво-дивное. Но тем не менее это всего лишь инстинкт пчелы. А вот эту разумность дал ей, пчеле, маленькому насекомому, Сам Господь. Когда Бог кого-то хочет наказать из людей, чтобы не вменять ему в вину то, что он творит, Господь отнимает у человека разум. И человек такой становится невменяемым: что бы он ни творил, ему в вину то, что он делает, не вменяется. Потому что он считается душевнобольным человеком, и он не ответственен за свои поступки.

Второе свойство – это слово. Если человек в своём лексиконе имеет сто, двести, триста тысяч слов, то он становится ещё более разумным. Ещё полезней иностранные языки. Кто знает два языка, тот в два раза умней, чем тот, кто не знает. Потому что этим очень развивается ум. Те, кто ограничивают свою речь каким-то небольшим количеством слов (обычно это матерные), то человек сразу сближается с животным миром.

Третье отличительное свойство человека от животного – это наличие в нём совести. Иногда про какого-то человека мы говорим: «Ну он совсем бессовестный». Так не бывает. Человек всегда в себе внутри чувствует, что он делает: хорошо или плохо, даже если человек утверждает наоборот. У животного совести нет и быть не может. Показателен вот тот диалог у Ивана Андреевича Крылова с котом, когда человек пытался кота увещевать (а он слушает и ест, люди тоже так поступают)... Но кота увещевать – это бессмысленно. Чтобы он чего-то не украл, не съел – нужно изолировать для него вожделенный объект его пищи. Только так. А у человека есть совесть, на которую можно воздействовать. И древние говорили, что совесть – это голос Божий в человеке. Поэтому чем меньше в человеке и глуше голос совести, тем он ближе к животному.

Есть ещё один признак, который отличает человека от животного – это брак. Современный человек стал почти как животное. Ну, я имею в виду европейский человек, в отличие от азиатского человека, среднеазиатского, североафриканского. Потому что у тех людей хотя и искажённое понятие о браке, но брак и семья существуют. У нас в Европе это практически полностью распадается. Потому что люди стали соединяться друг с другом наподобие животных. И это не только потеря человечности, но и человек может сползать ниже, чем животное. Потому что Бог-то создал человека не как индивидуума со своими правами. Отнюдь нет. Бог создал человека как семью. И семья есть образ Божий. Пока существовала семья ещё сто лет тому назад (хотя уже разрушения начались), то человек сохранял образ Божий. Подобие Божие он потерял давно, ещё в раю вследствие греха нашего праотца Адама. А образ Божий сохранялся. С уничтожением семьи уничтожается и образ Божий в человеке. Потому что образ Божий в человеке – это Троица. Бог задумал человека по образу своему, как трёхипостасное существо: мужская ипостась, женская ипостась и ипостась дитя. Человек на земле существует в трёх ипостасях: либо это мужчина, либо это женщина, либо это дитя. А современный вал гомосексуализма (а теперь уже наступает и педофилия) – это говорит о чём? Что человек не только стал животным, разрушив семью, а он уже стал демоном. Потому что испытывать такие чувства к своему полу – это исключительно демоническое бесовское воздействие.

Но это бы ладно, потому что ещё в глубокой древности встречалось такое осатанение среди некоторых людей. Но самое страшное другое: что люди это считают за норму. Вот это страшно. Когда министр германского правительства женился на мужчине, первой из всего германского народа его поздравила Ангела Меркель с этим браком. То есть так она спешила заявить о том, что очень это всё ей как бы нравится. Уверяю вас, внутри себя её тошнит. Но правила таковы, что обязательно нужно подчёркивать свою лояльность к педерастам. Если ты этого не делаешь, то ты уже изгой. То есть общество из христианского, потом расхристанного превращается в общество демонов. Потому что такие отношения между людьми – это отношения демонические. Это можно только исключительно по внушению дьявола. И вот это вот постепенно захватывает Европу.

И наша элита насквозь этим пронизана. Даже, если приглядеться, можно увидеть, кто и как. Поэтому всякие законы против этого тормозятся. И одним из первых законов, которые новая Россия приняла – это прекратить преследование педерастов. Это было изъято из Уголовного кодекса. Опять, почему? Неужели в стране нет никаких проблем, кроме защиты от преследования закона педерастов? Огромное количество. Потом, спустя какое-то время, вдруг Дума принимает закон, чтобы понизить возраст ответственности за сексуальные преступления до четырнадцати лет. То есть, если девочке или мальчику четырнадцать лет, то они уже считаются совершеннолетними, и ты можешь с ними делать всё что хочешь. Опять, кто вдруг принял эти законы в стране, где только законодательство ещё образовывается, кто этим занимается? Ну в Думе оказалось чуть большее количество людей, ещё имеющих совесть, чем людей бессовестных. Поэтому это не прошло. Но это была очень серьёзная угроза. Поэтому наша общественная жизнь она ещё находится в каких-то рамках, но тем не менее очень многое, что существует на Западе, принимается и у нас, и ничего с этим уже не сделаешь.

Вот, например, последний закон о здравоохранении. Там есть главы совершенно фашистские, направленные против народа в пользу богатых и так далее. Суррогатное материнство, например. Уже на женщину смотрят не как на вторую ипостась троицы человеческой, а как на некую ферму, как на корову, которую за деньги покупаешь. А что такое – покупаешь женщину? Это проституция. Она тебе рожает ребёнка. А если она раздумала тебе его отдавать (женщина, когда родит, – у неё возникают материнские чувства, это инстинкт), у неё отрывают этого ребёнка. Его будут теперь юридически отнимать. Мало того, что её использовали, как корову, как ферму, мало того, что её изнасиловали за деньги, за немалые, у неё будут ещё отнимать ребёнка, который вдруг для неё стал очень желанным. Ну это фашизм. Просто калька. Потому что и в фашистской Германии для увеличения арийской расы солдат загоняли к незамужним женщинам, они их оплодотворяли для того, чтобы они родили в дальнейшем настоящих арийцев. Это делали и эсэсовцы и не только, и вообще солдаты вермахта, и это было по закону Германии. А сейчас это – пожалуйста, в стране, которая победила фашизм. Какой фашизм победили? Вот он – фашизм. И вот он – закон. А народ? Ну а народ-то чего? Народ спит. Ему – водка, колбаса – и он будет очень доволен. Вот, к сожалению, осатанение идёт и сверху, и снизу, и с запада, и в каких-то формах и с востока.

Но есть ещё один признак: чем отличается человек от животного. Последний. Это стыд. Древние говорили, что, если женщина потеряет стыд, то никто не спасётся. Современная женщина в основной своей массе стыда не имеет. Женщина уподобилась гулящей женщине. Она готова бесплатно... Если женщины гулящие хоть за это деньги берут — в этом есть какое-то оправдание. А здесь: только помани пальцем – и она готова на все услуги, не вступая в брак. Вот именно об этом говорят древние отцы.

И этот бедный человек бесноватый, ходящий совершенно голым, а это говорит о том, что он озверел, он не имел стыда. А современная наша жизнь, современная мода, современная демонстрация моды – это как раз демонстрация полного человеческого озверения. Вот две тысячи лет тому назад отдельные люди доходили до такого состояния. Мы теперь приехали: живём в обществе, которое беснуется. Беснуется почему? В чём это беснование? А бунт против Бога. Во всём. Против того, что называется природой или естеством человека, которое тоже создано Богом. Человек же не сам себя создал. Это всё создания Божии: человек – посложней, пчела – попроще, а шимпанзе – где-то посередине.

Поэтому, конечно, к этому миру, в котором мы с вами очутились, мы оказались не готовы. С тех пор, как поднялся железный занавес, через эту переборку вся вот эта мерзость приплыла сюда. Поэтому многим не утверждённым в вере людям очень трудно устоять. И все вот эти злосчастные бесовские инфекции, которые пришли вместе с так называемой европейской культурой, отравили, к сожалению, и наше общество. В отношении многого мы даже не могли предполагать, насколько глубоко там это пустило корни: и в Америке, и в Европе и так далее.

Поэтому совершенно понятна стала природа так называемого мирового терроризма, исключая, конечно, весь этот проект, который служит для того, чтобы держать в некоторой узде народы. А вообще мир ислама просто возмущён тем, как живёт Европа. И поэтому многие молодые люди, и образованные и нет, готовы умирать, чтобы только эта зараза не пришла к ним. Вот в чём причина терроризма. А не в том, что вот человек живёт-живёт, смотрит телевизор и вдруг – оп! – стал бандитом, ушёл в леса. Нет, он просто не хочет, чтобы эта мерзость бесовская была на его земле. Он не хочет разрушения своей семьи. Он не хочет, чтобы его девчонки стали проститутками, как за понюх табаку отдавались направо и налево. Он не хочет, чтобы его сынки стали педерастами. Он вот против чего восстаёт. Поэтому бороться с терроризмом — это бессмысленно. Нужно, как всегда говорят, устранить причины. А причины – в бесновании бывших христианских народов. Вот в чём причины.

Поэтому каким-то образом вот это движение против Европы, европейцев и, к сожалению, в силу того, что те люди, которые исповедуют ислам, они сами, как это обычно бывает, и в исламе-то не очень хорошо разбираются, поэтому, естественно, что они обвиняют во всём христианство. Потому что мы – наследники великой христианской культуры. И они думают, что вот христианство этому учит. На самом деле богословы исламские прекрасно понимают, что христианский идеал нравственности он даже выше, чем исламский. Но, тем не менее, он абсолютно не доступен. И вот эти все люди, которые являются носителями вот этой бесовской духовности, они всячески препятствуют, всячески ограждают. Они не дают возможности Церкви влиять на молодое поколение, всякие технологии устраивают для того, чтобы детей оторвать от семьи и так далее. Ну сначала слабые звенья: бедные семьи, слабые социально. А потом это пойдёт и дальше. Это обязательно пойдёт и дальше.

Поэтому, конечно, я просто счастлив, что я уже пенсионер. Может быть, до самого страшного разгула вот этого Содома и Гоморры не удастся дожить. Но то, что было когда-то в древности в отдельно взятом городе, представьте себе, – весь мир в это превратится. Я совершенно уверен, что и ограничения с педофилии будут сняты. Это совершенно очевидно. Потому что люди исполнены сатанинского духа, они не могут остановиться. Так не бывает, так, что вот некий алкоголик пил-пил-пил, а потом говорит: «Фу, всё, надоело. Больше не пью». Или кто-то сидел, играл в компьютерные игры, и потом сказал: «Ну нет, всё, я наигрался. Больше играть не буду». Так не бывает. Страсть всё время требует всё нового и нового. Но набор-то тут не очень велик: молодые, средние, старухи, дети. А дальше что? А дальше – извращения. И тут дьявол (он такой художник!) может так вообще всё придумать… Например, изнасиловать, убить, а можно потом изнасиловать и съесть, и всякие блюда готовить. Можно до чего угодно дойти. И в древности доходили. Ведь были целые племена каннибалов – разве мы не помним? А человеческие жертвоприношения? А избиения младенцев? Это всё было. Тот мир, в котором мы родились, он просто кошмарен.

И единственное, где мы можем сохраниться и постараться воспитать детей, – это только в лоне Церкви. Это единственная ограда. Это ограда не в виде каких-то стен там железобетонных. Нет. Это ограда духовная и нравственная.

И вот в этом эпизоде показано, что пути нет. Либо мы превращаемся в свиней и всё равно утонем в житейском море, либо мы придём ко Христу, и Он нас освобождает от нашего беснования. Другого пути нет. Поэтому каждый из нас может делать собственный вывод и поступать согласно этому выводу. Сам человек выбирает: либо свинское беснование, либо в здравом уме у ног Христа Спасителя, и Он тебя посылает на проповедь, как послал этого бывшего бесноватого. «Иди, – говорит, – и расскажи своим соплеменникам». Почему? Он часто, наоборот, говорил: «Никому не рассказывай». А здесь, наоборот, сказал: «Иди, расскажи». Потому что жители Гадаринской страны Христа не приняли. Им их поросятки оказались дороже. Собственность своя, пусть она и движимая, оказалась дороже спасения. Так тоже очень часто бывает: то имение, которое имеет человек, является препятствием к духовной жизни.

Поэтому здесь, как в некой притче, сказано обо всём. И если я останавливаюсь, то потому что ну не хочу ваше внимание долго удерживать и вас этим утомлять: конец службы. Но на самом деле этот эпизод неисчерпаем, как и всё Евангелие.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 9

    1. Pavel1958:

      По поводу добродетельных мусульман не соглашусь с отцом Димитрием.
      Да и не боятся они, что толерастия к ним придет. Они сами толпами прут в Европу и … в Россию. И пытаются там установить свои порядки, которые на мой взгляд ничем не лучше безбожных европейских, а на самом деле, такие же бесовские, а к тому же и крайне агрессивные

      Со словами о.Димитрия о том, что рано или поздно буду сняты препятствия по распространению педофилии полностью согласен. Косвенным подтверждением этому, как мне кажется, является неожиданно мягкий приговор американской супружеской паре — усыновителям и убийцам русского мальчика Вани Скоробогатова.

    2. Sergiy_Ru:

      Высший «пилотаж». Отец Димитрий! не забудьте передать свою «милоть». Буду благодарен, если ее хотя бы часть окажется у нас в Усть-Куте. С глубоким уважением священник Сергий.

    3. Santabull:

      Отец Дмитрий, каждая Ваша проповедь кладезь мудрости и любви. Спасибо Вам.

    4. kuzma_prutkoff:

      Мало чего знаю, что просить у Бога. Но есть нечто, что хочу всем сердцем. Было бы очень хорошо, если такие проповеди крутили по телевизору с утра до вечера вместо того, что сейчас в преизбытке.

      • ak:

        Представляю как К.Епрст или О.Злодеев вырубают программы «Подвал-666″ и «Сплетни» и врубают в 24-часовом режиме О.Дмитрия :)) Самому то не смешно, Кузьма ?

      • fanat:

        Присоединяюсь. А до той поры, чтобы не приблизиться к животному состоянию — смотрю только спортивные каналы…)

    5. RB_Ta:

      Как дополнительная иллюстрация к словам батюшки — новость из Америки: две лесбиянки, усыновившие мальчика, вкалывают ему гормоны, замедляющие мужское развитие. Им показалось (!), что мальчик хочет быть девочкой, и они готовят его к смене пола. Мальчику 11, и никто не может двум изуверкам запретить издеваться над ребенком — нет правовых рычагов.
      Просто косы дыбом! Неужели и к нам это дойдет?!

    6. Михаил:

      Ев. от Матфея (гл. 11, ст. 15; гл. 25, ст. 30):
      «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
      Цитируется с тем, чтобы подчеркнуть важность какого-либо заявления, сообщения и т. д., а также чтобы показать, что сказанного самого по себе достаточно, оно в комментариях не нуждается.

      • regent:

        не совсем соглашусь, уж на что казалось бы Священное Писание — Библия — великая и абсолютно самодостаточная книга… а сколько толкований, комментариев, суждений…

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.