Проповедь о бесовской цивилизации и исцелении человека Иисусом Христом
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о порождаемой бесами бесноватости, которая наличиствует в каждом человеке, и о бесноватых, которые устраивают революции, развязывают войны и построили бесовскую цивилизацию. По евангельскому эпизоду о гадаринском бесноватом, исцелённом Иисус Христом [Лк. 8, 26-38].
 

Однажды ученики Христовы приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся – совершенно был раздет,– и живший не в доме, а в гробах. – использовал эти пещеры, где хоронили покойников, как дом для себя – Он, увидев Иисуса, вскричал, пал перед Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляю Тебя, не мучь меня (Лк. 8, 26-28). Вот эта речь бесноватого человека, конечно, приводится евангелистом Лукой в сокращении, но самое основное он сказал, поэтому нам важно на этом остановиться. Во-первых, он пал перед ним на колени. Во-вторых, громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? (Лк. 8, 28). Не многие в Израиле исповедовали Христа Сыном Божиим, даже не все ученики. А вот этот бесноватый определил, что перед ним Сын Божий, и поэтому он перед Ним и пал на колени. И так как он был полностью порабощён теми бесами, которых был целый легион, он просто страдал невыносимо, а особенно приблизившись к источнику благодати, и поэтому и сказал: умоляю Тебя, не мучь меня (Лк. 8, 28). Конечно, его мучил не Христос, а мучили бесы.

Каждый человек, который живёт в страдании, обычно кого-то обвиняет. Кто колдунов, кто домочадцев, кто собственный характер, кто государственную власть, кто погоду. То есть человек всё время находит нечто вокруг него, что можно обвинить, а некоторые и Бога обвиняют, что Бог не такой. Человек в крайней форме беснования обвиняет самого Бога. Открытый ропот на Бога есть признак того, что душа захвачена бесами. А так каждый человек – абсолютно каждый – является бесноватым. И Христос пришёл на землю, для того чтобы всех тех, кто пожелает, освободить от этого состояния бесноватости. И вот несчастный мужчина почувствовал это, и в нём две силы боролись: с одной стороны собственная воля, надежда и вера в то, что перед ним Сын Божий, а с другой стороны – бесы этому всячески препятствовали. И это в большей или меньшей степени происходит с каждым человеком начиная с младенца, который может бесноваться, всякие истерики закатывать и делать «что хочу» вопреки здравому смыслу и собственной пользе и заканчивая глубокими стариками, которые могут и капризничать, и отказываться принимать лекарства и вообще какую-то пытаться вести в доме политику, чем мучить и себя, и всех окружающих. Вещь обычная: дети мучают родителей, родители мучают детей, мужья – жён, жёны – мужей. И так вот живут мрачные бесноватые люди и всем досаждают, творят всякие неприятности, досаду, живут такие угрюмые, очень раздражительные, чрезвычайно нетерпеливые и мучаются. Им даже в голову не приходит, что они, бедные, уже давно живут в аду. Некоторые приходят даже в церковь. Я обычно у таких спрашиваю: «А зачем ты приходишь? Какой в этом смысл?». Никакого. Если человек ходит в церковь, предполагается, что что он хочет стать учеником Христовым. А в этом случае надо начинать покаяние. А если покаяния нет, то никакого в этом смысле нет. И вот вам пример того, что в этом отсутствует всякий смысл: водят-водят ребёнка в храм, он вырастает и в 12-13 лет уже отказывается ходить. Почему? А он не понимает, а что сюда ходить, зачем это нужно. И очень трудно человека заставить делать бессмысленные вещи. Но очень легко чрезвычайно важную вещь, которую для нашего спасения Господь затеял, превратить в бессмыслицу. И беснование в этом, собственно, и выражается, чтоб всё наше житие превратить в бессмыслицу. Бессмыслица – создание семьи. Бессмыслица – учиться в каком-то ВУЗе. Бессмыслица – рожать детей, которые к 10-12 годам выпрягаются, и ничего от них, кроме расстройств, нет. Ну а потом в довершение всего ещё и муж уходит. То есть вообще такую живём жизнь, в результате которой всё рассыпается, всё. Спрашивается, зачем столько страданий? Не «зачем».

Человек не хочет страдать. Не только человек, но и лягушка, снегирь – никто не хочет страдать. А страдать заставляет бес, который в человеке, а лучше сказать, легион, потому что я не встречал человека, у которого был бы один бес, это всегда целая группа. Бывает в отдельных случаях, когда один бес выгоняет другого беса. Самый распространённый случай я в нашей деревне встретил. Жил у меня сосед, он был одержим бесом пьянства, обычное в деревне явление. Но не пил. А почему? Бес жадности оказался сильнее: он не мог истратить ни копейки денег на алкоголь, поэтому он старался за счёт других пить или поменять картошку на самогон. Вот как-то так. Или пил одеколон. Я не представляю, как его можно пить, но это ему оказывалось дешевле. Вот как бывает, когда один бес изгоняет другого, потому что у некоторых из этой братии совершенно непримиримый антагонизм. Когда-то в молодости я об этом читал, а однажды наглядно это увидел. Думаю: «Как же он терпит и не пьёт?». Тем более, доступность очень большая. А вот ограниченность в денежных знаках играла службу ограничения его в пьянстве.

Христос для того пришёл на землю, чтобы каждый человек осознал свою бесноватость, перестал бедных других бесноватых, своих братьев по населению земного шара, осуждать за то же самое. Бесов, конечно, много. Есть основные, их имена согласуются с названиями основных смертных грехов, но есть ещё очень много всяких второстепенных. Например, если человек одержим бесом гордости, а это сто процентов населения, то обязательно этот же человек будет и тщеславен. Бес гордости побольше, а бес тщеславия – поменьше, но живут вместе, свив гнездо в сердце человека.

Христос не пришёл мучить этого бедного бесноватого, Он пришёл освободить, поэтому Он так устроил Промыслом Своим, чтобы они встретились. Этот бесноватый находился в полностью безвольном состоянии, потому что бесы приводят человека именно в состояние безволия, человек ничего не может с собой сделать. Не может. Вот эта одержимость полностью связывает человека. Например, за излишнюю разговорчивость отвечает бес велеречивости. Не все люди в языковом смысле развиты, поэтому человек говорит, а потом начинает повторять то же самое. Любой священник с этим сталкивается, потому что одну и ту же фразу в течение восьмиминутной исповеди человек может повторить восемь раз. Ну даже если ты полный маразматик, вряд ли ты забудешь то, что тебе сказали пять минут назад. А настолько хочется это всё проговаривать, что человек в безумии начинает говорить одно и то же, и так по кругу возвращается. Такой человек похож на буксующий автомобиль – колёса-то крутятся, а мы никуда не едем. Вроде человек пришёл, вроде говорит – информации ноль. И в такой ситуации даже объяснить человеку нельзя ничего, потому что он поглощён тем, что он испытывает некое сладострастие от того, что он общается с бесом через свою речь, ему это даёт некое облегчение.

Недаром некоторые говорят: «Я срываю зло на детях». Почему, особенно когда столкнулся с несправедливостью, заорал – и сразу как-то легче, и сразу какое-то покаяние возникает: «Зачем я так ору?», бес сразу отступает, сразу человеку легче. Вот кого-то ненавидит человек – попробуй, возьми, убей. Сразу легче. Потом восьмёрочку отсидишь, потом опять легче. Отчего это происходит? Потому что бес всё время человека понуждает творить те дела, ради которых бес и поселился в его сердце. Поэтому мучение на некоторое время кончается, когда бес отходит или затихает. Человек выпил, и бес спокоен, и этот доволен – может песни петь, вроде на душе хорошо. А наутро – ещё хуже. Зачем это так происходит? А чтобы ещё выпил. А спьяну может чего-нибудь украдёт или подерётся – сядет. А может, кого-нибудь убьёт – сядет надолго. Это вообще хорошо, потому что убил человека – его семья страдает, дети становятся безотцовщиной, сразу для беса какая большая польза.

А самое сладкое для беса – это развязать войну. А есть ещё слаще. Фёдор Михайлович целый роман даже написал – «Бесы» – о том, как революции происходят и кто их затевает. Такие люди как Ленин – это люди, находящиеся в крайней степени бесноватости. У нас в Музее революции (бывшая Английская масонская ложа) на Тверской улице бюст хранится. Его во времена советской власти даже в экспозицию не вставляли, хранился только в запаснике. А когда советская власть закончилась, его стали напоказ почтенной публике выставлять на разных выставках. Чрезвычайно талантливый скульптор всю его бесноватость выразил в этом бюсте. Я даже его сфотографировал в нескольких ракурсах, потому что вот эта ильичёвская бесноватость там выпукло показана. Революция – это самое сладкое. Народ делится на две части и без всякого извне нападения люди сами убивают друг друга, особенно приятно, когда на одной стороне баррикад один брат, а на другой стороне – другой, на одной стороне – папаша, а на другой стороне – его детки. И идёт война, причём война идёт исключительно в сердце, потому что в таких случаях логика, какое-то размышление совершенно отсутствует, а люди готовы друг друга убивать. Вот это крайняя форма бесноватости, и, чтобы остановиться, человеку надо очень устать или прийти в состояние шока от того, что он натворил.

Очень часто люди, которые бесам уступили, потом не могут это выдержать и заканчивают жизнь самоубийством. Вышел, взял карабин, пострелял-пострелял, а когда уже полиция зашевелилась, пускает себе пулю в лоб. И опять сладко. Почему? Потому что для беса самая большая радость – это когда человек совершает самоубийство: во-первых, душа его идёт на дно преисподней, во-вторых, покаяние уже невозможно. Если я кого-то убил, я могу ещё в тюрьме отсидеть и покаяться, даже на пожизненном могу покаяться, и везде церкви сейчас есть, можно вообще человеком стать, даже богослужение изучить, Священное Писание. В тюрьме можно стать человеком. А если ты уже руки на себя наложил, это безвыходное положение, положение отчаяния, ужаса, кошмарное просто состояние. И бесы над этим и трудятся всячески, для того чтобы человека ввести в такое состояние отчаяния, которое человека приводит к безумию, сумасшествию и в дальнейшем – к самоубийству в той или иной форме. Иногда под воздействием стрессовой ситуации человек налегает на наркотики или тяжёлый алкоголь, что тоже самоубийство, но немного помедленней. Героин в среднем за пять лет человека убивает, водка подольше. Если женщина пьёт, это побыстрей – за пять лет может управиться. И так далее.

Христос пришёл не мучить, а спасти. Но бесноватый это воспринимает как мучение. Некоторые удивляются, ч то храмы повзрывали. Зачем? Сделали бы какие-нибудь музеи или, как в более поздние времена, склады химикатов или зерна. Зачем ломать-то? Хорошее крепкое здание, так без ремонта 200 лет может простоять. То, что священников расстреляли – это правильно, потому что они учат людей вере, а каждая революция всегда безбожна. Если у человека есть вера, он может бороться с бесами, а если у него веры нет или вера фальшивая, псевдовера, то он вполне может, считая себя глубоко верующим, творить дела исключительно стерильно бесовские. Почему, когда началась революция, взрывали храмы? Потому что только вид храма уже мучает бесноватого.

Вот, например, есть у нас на Руси самый главный святой – это равноапостольный князь Владимир Красно Солнышко, который один развернул к свету весь русский народ, и мы тысячу с лишним лет идём тем путём, который он для нас всех выбрал. Благодаря тому, что наши предки выбрали этот путь, господь ответил на это: дал нам самую богатую землю, и кусок этой земли – самый большой. И когда только речь зашла о том, чтоб, наконец – тысячу лет собирались – хотя бы памятник ему поставить как символ нашей народной благодарности, сколько же бесноватых по этому поводу высказались! Казалось бы, ну памятник. Сколько лениных стоит? Тысячи и тысячи! Когда стоит их бесноватый, они относятся спокойно, они его отстаивают. Это, говорят, наша история. Ну да, это наша история. И Гитлер наша история. Разве не он на нас напал? Это наша история, каждый ребёнок знает этот псевдоним – Гитлер. Но это же не значит, что надо ставить ему памятники. О чём помнить? О том, что с тех пор, как этот бесноватый был у власти, а потом его последыши, три населения страны было ими же уничтожено. За это, что ли, памятник поставить? Князь Владимир, будучи воином (он даже с мечом изображается), отменил смертную казнь . Представляете, это в Х веке! Его мысль была в том, что если мы христиане, как мы можем лишать кого-то жизнь. И духовенство византийское объясняло ему, что сейчас без смертной казни невозможно, потому что народ ещё дикий, он не понимает никаких увещеваний. В переводе на тот язык, на котором я говорю, это ж всё бесноватые люди, они ещё недавно поклонялись бесам: Стрибогу, Даждьбогу, Перуну. А кто это такие? Боги язычников – это кто? Это бесы. Написано в Священном Писании: боги язычников суть бесы (Пс. 95, 5). Каждый язычник не просто бесноватый, имеет беса внутри, как любой гражданин планеты Земля, а он бесам поклоняется как богам, он им служит, он приносит жертвы, а в крайнем лимите эти жертвы человеческие. Это для бесов самое сладкое, когда люди приносят друг друга им в жертвы. Это для бесов самая большая радость и сладость.

Всегда можно определить, что вообще происходит и кто на какой стороне. Вот поставили памятник князю Владимиру с крестом, с мечом – и естественно, едет по мосту бесноватый и, как у нас в школе говорили, зло берёт, кишки дерёт. Просто это зрелище невыносимо. И даже если нет зрелища, само знание, что такой памятник стоит, такого человека мучает. Мучает.

То же самое и с этим бедным бесноватым происходило. Благодать Христова мучила его. И тут два пути. Большинство людей выбирают первый. Они ничего со Христом и Его благодатью сделать не могут. Как тьма ничего не может сделать со светом. Где-то в космосе есть маленькое солнышко, звезда, и она в этом бездонном космосе светит, и она рассеивает эту тьму. Маленький огонёчек или свечку можно поставить в окне, и будет во всей деревне видно, что горит свечечка. А если днём на подоконник поставить свечечку, да этого пламени и не видно. Свет рассеивает тьму, свет Христов просвещает всех. Так как бесноватый человек ни со Христом, ни с Церковью ничего не может сделать, он может только лаять, как бешеный пёс. Он может убивать носителей света, может взрывать храмы, может всякие законы принимать, может семьи разрушать, отнимать детей, вещать молодым невоспитанным девкам о том, что такое есть любовь, всё искажать, превращая их в обезьян с чёрными ногтями. Вот это он может. И они все страдают, они чего-то хотят, им главное – железо на себя нацепить. И только одна задача – чтоб это было круто, и всё, больше вообще ничего. А что это, как не безумная гордость? Потому что дура-дурой, полторы книжки прочла, ничего не имеет, а как выделиться? Только за счёт внешнего вида, как-то себя особенным образом раскрасить или драные портки надеть, чтобы люди обращали внимание, что она в дранье идёт. А потом это, оказывается, становится модным. Знаменитые кутюрье то женщин в мужскую одежду оденут, а на следующий сезон – в женскую, то платье в пол, то не только колени, но и таз вообще на улице. Всё время бросаются из крайности в крайность, и так же из крайности в крайность дурочки шатаются и деньги платят, вместо того чтоб ходить в том, в чём тепло, предохраняет от сырости, жары и ветра. И на этом же дураков ещё лишают их кошельков. Мода – это тоже беснование. В моде самой по себе ничего плохого нет. Раньше в одном платье, которое изготавливали больше года, люди ходили по три поколения, а потом его сдавали в музей, потому что ему сносу нет, и вся эта красота – настоящая, каждый стежок сделан руками, с любовью. А не просто на китайских станках: «дррр», какой-то вьетнамец там рисует всякие вещи через компьютер. Нет, всё вручную, всё подлинное, всё настоящее, всё вечное. Поэтому всё подлинное, здоровое исчезает, а всё бесовское заполняет всё пространство. Только бесовское. Современная безбожная цивилизация создала бесовскую цивилизацию. Всё, что в нашей культуре – это только бесовское. Больше уже ничего не востребовано. Потому что подлинное искусство понимает только специалист, а для остальных – бесовское. Поэтому два выхода: либо человек удаляется от Христа, либо он принимает Христа.

Человек, как говорил Аристотель, животное общественное. Если все говорят: «Я буду голосовать за Клинтон», ну и я говорю, что за Клинтон. А проголосую за Трампа. И так все вроде за Клинтон, а оказалось, что получился Трамп. Как это? Потому что все боятся нечто сказать, что против всех. Поэтому если все скажут: «Долой Христа», то и я буду кричать: «Долой Христа!».

Если хочешь на какой-то маленький период избавиться от мучений, надо потешить дьявола. Тогда дьявол на некоторое время отпустит, а потом опять всё сначала. И можно полностью очиститься от дьявола, но для этого надо принять Христа. Но надо быть готовым к тому, что вся бесовская рать в каждой стране, и в твоей собственной, и даже часть твоей семьи (те бесноватые, которые живут в твоей семье) на тебя восстанет. И ты узнаешь, что значит враги человеку – домашние его (Мф. 10, 36). Ну а некоторые идут на компромисс: ни Богу свечка, ни Его антиподу кочерга. Так, в церковь пришёл-ушёл, месяц прошёл – причастился, Вход Господень в Иерусалим – вербочку купил, мощи привезли – очередь отстоял, приложился. И что? А ничего. А ничего не происходит, покаяния нет и движения ко Христу нет. Есть что? Лицемерие, самообман, фарисейство. Горе вам, <…> фарисеи, лицемеры (Мф. 23, 15). Самое противное, хуже беснования – это фарисейство, когда человек принимает такую позицию, как будто он ученик Христов, а на самом деле делающий беззаконие человек, лицемер. Одним седалищем на двух стульях – так не бывает. Благодать Божию нельзя с чем-то смешать. Если взять краску чёрную, взять краску белую и попробовать смешать, будет серая, то есть грязь или, как художники говорят, фуза. А если мы выбираем путь Христов, надо нам по нему и идти. Этот бесноватый дошёл до крайней степени: уже голый ходил, жил на кладбище в старых забытых могилах. И он всё-таки нашёл путь ко Христу, чтобы упасть Ему в ноги и покаяться.

И что было дальше? Это замечательно, в заключение напомню вам. Уже после того, как бесы вошли в свиней. Вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме – и как отреагировали? – и ужаснулись (Лк. 8, 35). Вот ужас-то! Был человек псих, а теперь в здравом уме – их это ужасает. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, – то есть Христос не нужен – потому что они объяты были великим страхом (Лк. 8, 36-37). Кто нагнал этот страх? Бесы. Бесы нагоняют страх. Он вошёл в лодку и возвратился. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним (Лк. 8, 37-38). Представляете, естественно. Как Пётр, когда был восхищен с Иаковым и Иоанном на гору Фавор, говорил: «Господи, давай здесь останемся, сделаем три кущи: Тебе, Илии, Моисею. И будем здесь всегда». Забыл и про лодки, и про сети, и про жену свою забыл, всё забыл, только хотел с Господом быть на этой горе (см. Мф. 17, 4). И так же этот бывший бесноватый.

Но Иисус отпустил его, сказав: Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус (Лк. 8, 38-39). То есть он на глазах у всех из бесноватого превратился в апостола. Почему мы не можем воспитать детей христианами? Потому что мы, будучи крещёными людьми, продолжаем быть бесноватыми. Со своей бесноватостью мы не можем воспитать никого, только таких же бесноватых, как и мы. А вот он, бесноватый, буквально за несколько минут смог преобразиться, настрадался. Когда придёт время, что мы устанем от этой нашей бесовской страдальческой жизни, может быть, и мы покаемся и станем учениками Христовыми.



Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 4

    1. Goodday:

      Бездуховность – превращение абсолютных ценностей в относительные – также является крайностью. Другой крайностью по отношению к бездуховности является безумие – превращение относительных ценностей в абсолютные. Бездуховность и безумие сходятся в хаосе, психопатии. Хаос есть сочетание в одном человеке или группе людей (толпе) бездуховности и безумия, разрушения и саморазрушения, маниакальности и депрессии, садизма и мазохизма. Хаос связан с красотой иллюзорного мира и удовольствием. Входя в процесс хаоса носители безумных идей объединяются с бездуховной массой и начинаются масштабные разрушения (как это бывает при взаимно-разрушающих войнах, нацизме, революциях и т.п.).

    2. СветланаМ:

      Как сильно голос истины звучит, какою болью сердце истекает.
      Пророк все видит, проповедь гремит…
      Возьмемся за руки все те, кто понимает.
      Ну сколько нас дойдет?
      Увидим ли друг друга сквозь бесовскую маску бытия,
      которую сорвет лишь сердце друга,
      и Божий дар — счастливая семья.

    3. Jota:

      вроде как по толкованию бесноватый не по своей воле прибежал и поклонился Иисусу…

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.