Проповедь о трёх уроках Господа нашего Иисуса Христа
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая на всенощной службе 19 ноября 2016 года в храме Благовещения Пресвятой Богородицы (в Петровском парке), о лицемерии, любви и отречении.

Сегодня во всех храмах читается последнее зачало из Евангелия от Иоанна, где говорится о том, как Господь восстанавливал в апостольском достоинстве апостола Петра, который по слабости трижды от Него отрёкся во дворе архиереевом, и пропел петух, напоминая Петру, что Господь это предрекал. Когда Пётр сказал, что он готов на всё ради Христа Спасителя, то Господь ему сказал: не пропоет петух, как отречёшься от Меня трижды (Ин. 13, 38).

Одно дело – каким человек хочет быть, а другое дело – какой он есть на самом деле. Почему человек хочет быть хорошим? Общаясь с детьми, спрашиваешь: «Ты хороший мальчик?» – «Хороший», после этого он рассказывает, что он хорошо сделал. Да, наверное, мама и папа страшно довольны. Но вот откуда в нём желание быть хорошим? Очень просто: Господь создал человека не для ада, а для рая. И в каждом человеке есть желание райской жизни, и это у человека не получается по той причине, что райская жизнь требует больших усилий, а адская жизнь не требует никаких – делай что хочешь и будешь в аду. Путь в Царствие Небесное Господь зрительно дал почувствовать апостолам Петру, Иакову и Иоанну, взяв их на гору Фавор – они долго шли по узкой тропе, обливаясь потом, но всё-таки дошли. А если с горы падать, то с любой стороны – можно там, где есть дорога, можно там, где есть ущелье – лети куда хочешь. Конец всё равно один – будешь внизу горы весь изломанный, а может и покойник.

Большинство людей, несмотря на то что хотят быть хорошими, являют образ жизни прямо противоположный. Начиная с самого младенчества. Человек выбирает путь лицемерия. Он вместо того, чтоб быть хорошим, стремится казаться им. Но этот номер с Богом не проходит, потому что Господь, минуя одежду, хорошие манеры, правильную речь, минуя нижнее бельё, кожу, рёбра, миокард и самую мышцу сердца, прямо в душу человека смотрит, она для него совершенно открыта. Если рентгенолог может увидеть внутренний состав, что там происходит в сердце, даже в сосуды пускают такой телевизор, когда коронографию делают, но душу там не видно. А Бог видит душу. Его обмануть никак нельзя, поэтому вот это бессмысленное настаивание на своём просто для Отца Небесного, который создал человека для рая, представляется таким оскорблением, потому что Бог по этому поводу скорбит. Он говорил, обращаясь к фарисеям, которые были во всём примером, но исключительно во внешних делах. Они лишь выглядели благочестивыми, а для Бога это было неприемлемо. И Он говорил: Горе вам, <…> фарисеи, лицемеры (Мф. 23, 25). Человек, кого ты хочешь обмануть? Если человек умён и опытен, какая цыганка его может обмануть? Дураков полно, иди, облапошивай. «А вот, там дочке на операцию» – сейчас, прям тебе поверили, что ты такая бедная, как будто мы не знаем, если надо, что ты сделаешь для своей дочки.

Господь лицемерия в нас совершенно не приемлет. Он хочет от нас настоящего, и прежде всего любви, потому что Он к каждому из нас относится именно с любовью. Хотя Бога всегда обвиняют люди во всём, что-то им не так, что-то бурчат, Бог какой-то не такой, какой им надо. Маленький ребёнок обращается к матери: «Мам, купи!», мама говорит: «Денег нет» – «Плохая мама!». Потому что ребёнку мамина любовь не нужна. Ему что нужно? Только то, что она купит. «Спасибо, дорогая мамочка, что ты мне всё купляешь». Вот, собственно, и всё. Но Бога такие отношения без всяких чувств, в стиле «купи-продай» совершенно не устраивают. Он хочет, чтобы всё сердце человека принадлежало Богу, чтоб оно Им дышало, чтобы было покорно. Покорно не для того, чтобы проявить человекоугодие, нет, совсем не для этого. А просто это есть признание добра. Если кто-нибудь наблюдал, как лечат собаку в ветлечебнице, замечал, что, может быть, ей даже больно делают, она смотрит глазками и терпеливо это всё переносит, потому что чувствует, что это делают из любви к ней. У неё ножка болела, а сейчас гипс накладывают, ходить, может быть, и неудобно, но она терпит, она понимает, что это благо. И так бывает даже в отношениях между охотником и животным в лесу, когда возникает что-то человеческое. Мы знаем из жития преподобного Серафима, к нему мишка приходил. А что такое зимой медведь? Это очень голодное существо, которое ест всё подряд, всё движущееся. Серафим Саровский говорит: «На, миша, хлебушка», и он у святого с руки ел, потому что медведь, дикое существо, почувствовал любовь, доброту, тепло. И Господь хочет, чтобы у человека и Бога были такие отношения. А от лицемерия, конечно, нет тепла, это такой холод. Это как артисты на сцене или в кино любовь разыгрывают. Это же сказки для дураков всё-таки.

Поэтому Господь и спрашивал Петра три раза: Симоне Ионин, любиши ли Мя больше, нежели они?, говоря про других апостолов. Пётр, как всегда, быстро и смело говорит: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя (Ин. 21, 15). Да, Бог знает. И знает цену этой любви, и знает, что ты давеча отрёкся. Пётр думал, что вот, у него такие чувства к своему Учителю, и Он это знает, и как бы всё в порядке. А любовь – это не чувство. Чувство – это только верхнее проявление любви, а любовь измеряется тем, что ты готов для того, кого любишь, сделать. И даже не сделать, а просто что-то тебя раздражает, а ты ради любви сдержишься. Ну ладно, пусть не можешь сдержать язык, раздражает, но хотя бы рожу недовольную не корчить можешь? Не можешь? Ну а тогда что ж ты жениться собрался, если не можешь такого пустяка потерпеть. И тогда где любовь-то? Ну, конечно, её нет, есть только одно сплошное лицемерие. Да, целоваться люблю. А всё остальное – а потрудиться, а ночь н спать, а детьми заниматься? Когда ты весел, счастлив, в отпуске, почему по пляжу не побегать? А когда ты устал, когда ты не выспался, а когда ты голодный? Ты же всё-таки не тигр, а человек. А человек должен всегда поступать по-человечески. А если твоё поведение зависит от того, насколько ты сыт или голоден, тогда где любовь? Тогда это вообще образ отношений связан больше с гастрономией. «Путь к сердцу лежит через желудок». Ну так бы и сказал! То есть корми его, как борова, и он будет доволен, слюну будет пускать, чавкать, и всё. Но для Бога этого недостаточно. У Бога много свиней, очень много всяких пород – и диких, и домашних. Ещё люди-свиньи ему совершенно не нужны, Он хочет, чтобы человек стал бы Ему сыном. Бог говорит человеку: Сыне! Дай Мне твое сердце (Притч. 23, 26).

Еще говорит ему в другой раз: Симоне Ионин! Любиши ли Мя? (Ин. 21, 16). А почему Он называет его «Симон», почему не говорит: «Пётр», Он же сам его Петром назвал? А потому что он уже никакой не Пётр, он отрёкся. А любовь ко Христу должна быть до смерти, а если тебе твоя шкурка подороже, она ближе к тебе, то тогда какой же ты Пётр. Пётр – это есть камень веры. А какая тут вера? «А ты не был ли с Иисусом?» – «О, не-не-не. Не я». Всё, перепугался, что его тоже заарестуют. Не дай Бог, посадят, не дай Бог, будут бить.

И уж когда Господь спросил в третий раз: “Симоне Ионин! Любиши ли Мя?”, Петр опечалился (Ин. 21, 17). Понял, наконец, о чём речь, что в третий раз спросил его: «любиши ли Мя?», и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих; истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состареешься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь (Ин. 21, 17-18). Этим Он предсказал петрову смерть. Так и лучилось: связали, отвели, распяли на кресте. Но к тому времени он уже окреп в своей вере. Единственное, что попросил: чтоб его распяли вверх ногами. Он считал, что он недостоин висеть так же, как висел Христос. Ну, пошли навстречу, как говорят, прибили ногами вверх. Так смерть петрову всегда и изображают, что он прибит ногами вверх. Любовь выросла в нём настолько, что он готов был отдать свою жизнь и отдал её, уподобился Христу Спасителю. То есть любовь Бога к Петру уровнялась с любовью Петра к Богу. Такая любовь и даёт возможность прийти человеку в Царствие Небесное и сделаться его наследником.

Когда Господь сказал ему, какой смертью ему придётся умирать, говорит ему: иди за Мною. Петр же, обратившись, видит идущего за ним (Иоанна Богослова будущего) ученика, которого любил Иисус, и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! Кто предаст Тебя? (Ин. 21, 19-20). Это единственный из всех учеников, который не убежал и был с Господом и при Кресте – Богородица и он. Только два человека и ещё несколько жён-мироносиц стояли при Кресте.

И Пётр вдруг говорит: а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока не прииду (имеется ввиду во Второе славное, страшное Своё пришествие), что тебе до того? (Ин. 21, 21-22). Я Бог и Я знаю, у кого какая жизнь, у кого какая награда, у кого какая кара. Это вообще не твоё дело. Тебя самого только что восстановили в достоинстве, а ты уже смотришь по сторонам: а он что?. Господь не хочет, чтоб мы смотрели по сторонам: «А этот как молится? А этот как постится? А в чём это она одета?» Какое твоё собачье дело, что ты в этом понимаешь? Это отношения двух любящих существ – самого Бога, Отца, и Его чада возлюбленного, отношения любви. А ты строй свои отношения с Богом. Вот что Господь хочет от нас, и об этом и сказал Петру. В этом вторая наука, которую Господь даёт нам через евангелиста Иоанна Богослова: что тебе до того? Ты иди за Мною (Ин. 21, 22).

Ну и как всегда, как народ реагирует? Очень здорово: слышат звон, а не знают, где он. Поэтому беспокоятся не о том, чтобы угодить Богу, а один о чипах беспокоится, другой о чипсах, третий про цифры беспокоится, какие цифры. И вот, он всё время думает о цифрах, о чипсах, ещё о каких-то компьютерах. Хотя нужно только думать об одном: угодил ли ты Богу твоей жизнью? Не есть ли твоя жизнь сплошное лицемерие, сплошной цирк? Не выделываешься ли ты всё время перед людьми, желая им доказать, что ты шибко православный? А ведь очень просто проверить, православный ты или нет: подойти и плюнуть в глаза, и весь мир сразу увидит, какой ты православный. Может быть, ты и сам увидишь, потому что по плодам узнаётся вера. Чему ты научился? Чему тебя научило Евангелие, чему тебя научили священники, чему тебя научили книги, чему тебя научило богослужение? Господь прямо говорил: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Ты чего возмущаешься? Юпитер, ты сердишься – значит, ты неправ. Старинная римская пословица. Это давно древние язычники, римляне, и то это прекрасно чувствовали. А почему человек сердится? Он считает, будучи грешным, что он достоин, чтобы к нему относились, как вообще незнамо к кому. Поэтому нет ни смирения, ни терпения, ни послушания, ни знания Писания.

И поэтому пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду, что тебе до того? (Ин. 21, 23). Вот интересно. Работаю на радио, звонит человек и начинает клеветать на Евангелие: «Вот, в Евангелии написано…» – дальше идёт какой-то бред. Ну ты возьми, прочти, вникни, плохо видишь – возьми лупу, прежде чем какую-то говорить ерунду. Берёт текст, не дочитал до конца, сам не понимает смысла, а уже делает выводы: «А вот как же так?». То есть получается, Иоанн Златоуст недостаточно умён, а он или она, Маша с мыльного завода, рассуждают: почему вот так? Вместо того чтобы смириться, если я не понимаю, дурачок, прости меня, Господи, найду какую-нибудь книгу с толкованием, буду читать, находить, изучать. Но не надо думать, что ты, дожив до ХХI века, один умный оказался, что до тебя были одни дураки. Ну никому в голову не приходит такая простая мысль, что он сам дурак. И поэтому начинают всякие сплетни распространяться: вот он никогда не умрёт, вот он будет теперь вечно жить. И ещё что-то городят незнамо что. Человек остаётся таким же, что две тысячи лет назад, что две тысячи лет вперёд, к сожалению.

Поэтому Господь и третье нам даёт указание: что мы должны – опять же, по Его слову – исследовать Писание. Оно свидетельствует о Нём, о Его правде Божией, потому что Он есть воплотившееся Слово Божие. Вот такое третье поучение из этого отрывка Священного Писания, который нам передаёт любимый ученик Христов Иоанн. Какие ученики любимые? Те, которые слушают, ловят каждое слово, хорошо делают задания и хорошо, толково объясняют, которые действительно научились. Не просто так: «А я учил…» – «Ну, садись, болван, два». Потому что учить смысла нет, лучше б ты в футбол играл. Если ты учил и не выучил, значит ты болван. Хотя бы признайся: «Простите меня, болвана, я ни в футбол не играл, ни банки не гонял, а вообще, понимаете, телевизор смотрел». Вообще полная бессмыслица.

Бог человеку дал и дар любви, и дар ума, дар познания творения Божия и дар познания самого Бога – для того, чтобы человек достиг общения с Богом такого, чтобы быть с Богом навсегда. Почему? Потому что Бог нас любит и по нам скучает. Он нас создал, потому что Он нас любит и ждёт, уже 2000 лет ждёт, когда все, кто может, обратятся к Нему, обернутся, заметят Его, выйдут из своей жизни которая состоит из: «а вот дочка, а вот зять», «а мой племянник», «а вот это», «а вот заболела», «а вот отобрали», «а вот нога болит», «а вот…» Господи, помилуй! Неужели Христос распялся на Кресте, чтоб тебя маляры не обманывали, когда ты делаешь ремонт? Вот для этого? И надо вот молиться, чтоб попались честные? Ну их нет в природе ни одного! Их просто нет. Это всё равно что найти обезьяну, которая бы не прыгала. Это невозможно, такого нет. Сами условия их жизни, воспитания таковы, что обязательно облапошат. Речь идёт о том, что облапошат больше или меньше, всё украдут или часть. Ну если министры воруют миллионами, что с бедных маляров спрашивать? Вор на воре сидит и вором погоняет. Ну что тут ждать от ближнего своего? Если он тебя пока не режет, благодари Бога, потому что может прийти время, когда люди из-за еды будут друг друга убивать. Это всё очень просто организуется, это недавно было – наши деды, которым уже за девяносто, это всё прекрасно помнят. Очень просто человек превращается в животное, и очень долго и очень трудно человек превращается в Ангела. Но Господь хочет нас видеть Ангелами.



NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 6

    1. fotiniya 1:

      о. Димитрий — Педагог с большой буквы. И для детей, и для взрослых. Талантливый человек. Спаси его, Господи, и продли его лета, подай ему и его близким здравия и благоденствия !

    2. M_P:

      Всё правда! Спаси Господи за лекарство!

    3. Раиса:

      Низкий поклон Вам, батюшка! Храни Вас Господи.

    4. ElenaP:

      Спаси Господи!

    5. makdalin:

      Спаси Бог!

    6. Анна:

      Спаси Господи дорогого нашего Отца Димитрия, сил и крепости, здравия ему и его родным и близким!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.