Проповедь о значении храма в воспитании человека
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая на всенощной службе 3 декабря 2016 года в храме Благовещения Пресвятой Богородицы (в Петровском парке) на Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Святая Церковь избрала событие из жизни Пресвятой Богородицы для двунадесятого праздника, Иоаким и Анна привели маленькую Марию в Храм, для того чтобы Её там оставить для воспитания, потому что они дали обет Богу, что если у них будет чадо, они его Богу посвятят. Они решили поступить согласно традиции, потому что при Храме какая-то часть девочек воспитывалась до своего совершеннолетия, когда их уже выдавали замуж. Они решили сделать таким образом, хотя это было, конечно, трудно.

Молодым людям обычно дети бывают в тягость, потому что сначала им хочется во что бы то ни стало замуж, а когда уже появляется ребёнок, все труды, которые с ним связаны, бывают в тягость. Это происходит обычно у нас сейчас от малодетности. Раньше в больших семьях детки воспитывались, девочки с трёх лет уже ухаживали за младшими новорожденными, а уже в пять были профессионалами и уже начинали домашнюю работу. Это всё было одновременно. Лучшее воспитание детей – это их участие в жизни родителей. А сейчас у всех родителей своя жизнь, порой и мать не знает, что у отца на работе происходит, дети – тем более; это всё оторвано. Поэтому такой замечательный воспитательный процесс как родительский труд не действует на детей. И остаётся только школа, где только антивоспитание. Ничего положительного, кроме, может быть, тех начатков весьма устаревших знаний, которые они, может быть, и получают на какое-то количество времени. К 25-ти годам всё забывается начисто. То есть такое бессмысленное времяпрепровождение. А воспитательная функция школы отрицается полностью. Только новый министр осмелилась сказать, что теперь, спустя 25 лет после того, как в России произошёл переворот, опять будем заниматься воспитанием детей. Допёрли. То есть четверть века прошло, выкинули на помойку эти четверть века. Сейчас как-то объявлено уже, что школа будет заниматься воспитанием. По крайней мере, будет пытаться. Я не знаю, что они будут делать, потому что нет педагогов, которые вообще знают, как воспитывать детей. Если посмотреть на жизнь этих педагогов, я не знаю, чему они там будут учить, как воспитывать. Это вообще непонятно. И потом, они даже не имеют представления, кого они хотят воспитать. Представим себе, гончар заготавливает глину, садится за гончарный круг и не знает, что ему делать: не то тарелку, не то кувшин, не то урыльник для свиньи. Что делать-то? Не знает, и никакого плана нет. Вот нечто подобное у современных воспитателей. Когда читаешь какие-то документы о современном воспитании, понимаешь, что это просто бред, как социалистические лозунги вроде «экономика должна быть экономной», такие всякие стихотворные смешные штуки.

Во времена Иоакима и Анны было не так. Весь народ воспитывал молодое поколение, сам уклад жизни воспитывал. А центром воспитания был Храм, который был источником просвещения, потому что не было, слава Тебе, Господи, ни газет, ни телевизоров, ни какой-то беллетристики, были только книги Закона и Пророков и Псалтирь. Вот по этим книгам учились читать-писать, учили наизусть оттуда целые куски. Если наукой заниматься, то только изучением Священного Писания. И Пресвятая Богородица в этом была воспитана. Святая Церковь избирает событие, когда произошло введение во Храм будущей Богородицы нам в назидание, как бы в указание.

Это, вообще, действительно счастье – получить такое воспитание. В нашей советской действительности всё было утрачено, все книги отобраны, и негде было даже вообще найти. Я помню, как мы делали: все выписывали журнал «Наука и религия», а когда там цитата попадалась из Евангелия или Ветхого Завета, мы её вырезали, и в тетрадку, поэтому у каждого скапливалась целая тетрадь с выдержками из Священного Писания. Ещё мы ходили к баптистам. Придёшь к баптистам, говоришь: «Мне нужна Библия», баптисты тебя помаринуют, придёшь ещё раз. И только когда они видят, что человек уже третий раз пришёл, понимают, что значит, действительно нужно, тогда они давали. Им американцы привозили. И уже тогда читали на тонкой рисовой бумаге. Слава Богу. Благодарность нашим братьям-баптистам, что они для православных не жадничали. А все баптисты – это бывшие православные, кроме молодых. А люди пожилые – это все наши бабушки, которых уловили в баптистскую общину. В общем, в советское время очень тяжело Библия доставалась, чем было достигнуто очень многое.

Например, сегодня спрашиваю у одной молодой дамы: «Есть такая заповедь: почитай отца твоего и мать твою (Исх. 20, 12). Знаешь?» – «Знаю!». Я говорю: «Ну а как дальше?». Дальше не знает. Ну нельзя же каждому объяснять, если есть книги. И по Закону Божьему всего полно, и так далее. Нет, человек живёт так, как будто он в тёмном лесу в 1937 году.

Большое счастье, что Матерь Божия воспитывалась в Храме. Тем самым Господь наглядно показывает, как храм воздействует на человека. При советской власти даже возникло такое название – действующий храм, потому что большинство храмов было недействующих, а перед войной действующих храмов вообще осталось около сотни на всё РСФСР. Гитлер помог. Называется, не было бы счастья, да несчастье помогло. Он дал указание своим сатрапам, чтоб они разрешали открывать православные храмы на оккупированных немцами территориях. И открыли 10 тысяч церквей, как говорят. Ну и Сталин всполошился, как бы Красная армия штыки не повернула в обратную сторону. И стал тоже открывать храмы. И открыл – соцсоревнование с Гитлером он проиграл – только шесть тысяч церквей. А потом Хрущёв 10 тысяч закрыл. Остались те же самые шесть тысяч, но благодаря им люди могли слышать Священное Писание в церкви, они могли петь священные тексты. Они ходили на богослужения. Каждый, кто хотел, через храм воцерковлялся и находил какие-то возможности проникнуть в Священное Писание. В общем, кто хотел, получал.

Так же, как и сейчас. В церковь никто никогда никого не затягивает. Хочешь – ходи, не хочешь, баран – не ходи. Хочешь спастись – спасайся, не хочешь – никто заставлять, вынуждать не будет. Это не потому, что ты Богу не нужен, а только потому, что Бог тебе не нужен. Потому что если Бог тебе нужен, ты будешь землю зубами грызть, чтоб к нему пробить ход.

Храм – это есть самый замечательный указатель на все времена. Всё, что есть доброго в нашем русском народе, это воспитано через храм, а всё, что есть поганого, это вошло в него через отрицание храма, через всякие пороки, что дало возможность однажды Достоевскому сказать, что русский человек без Бога – это проходимец. Проходимец – прожил жизнь, навонял, оставил после себя кучу всякого барахла, всякой гадости, всякого греха и подох, как пёс, и о нём никто не вспоминает, только говорят: «Фу, слава Богу, сдох!». А всё, что в человеке доброго – это только от храма, от благочестивых родителей, а может быть, от бабушки что-то проникло, что-то вспомнил. Люди помнили многое из Священного Писания. Кто-то научить не мог, но некоторые учили своих детей.

Я вот на всю жизнь запомнил, с самого моего детства, с детского сада мать говорила: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1). Я, прежде чем прочёл эти слова в Писании, от неё слышал их десятки раз, когда мы с братьями начинали спорить друг с другом, осуждать: «А вот он!». Мать говорила: «Этого делать нельзя. Это неправильно». И это запомнилось на всю жизнь замечательно. А много ли человеку надо? Представьте себе, Господь сказал: «Если не будешь осуждать, и я тебя не осужу». Как спасение близко! Всего-то научиться не осуждать. Если мы будем прилежны к храму, храм нас всему научит.



NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Коментарии
  1. irina.schabranskaya:

    Сильнейшая проповедь. Спаси Господи!

  2. Добавить комментарий