Проповедь о лицемерах древних и современных
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова по евангельскому эпизоду об исцелении скорченной женщины [Лк. 13, 10-17], в которой говорится о лицемерии, на примерах древнего начальника синагоги и современного заместителя министра здравохранения Российской Федерации, и предлагается создать Федеральную Службу Уничтожения Детей (ФСУД) под красивым звучным названием "Освенцим".
 

В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! Ты освобождаешься от недуга твоего (Лк. 13, 10-12). Каждый недуг, каждое скорбное обстоятельство попускается Богом человеку для спасения. А чтобы человеку спастись, нужна человеку благодать Божия, ибо только она спасает человека. И всякие болезни, трудные обстоятельства, горестные испытания даются человеку, чтобы он смирился. Когда человек смиряется, к нему приходит благодать Божия, которая выводит его из скорбных обстоятельств, или исцеляет от болезни, или научает молитве и спасает его душу. Вот, женщина 18 лет трудилась над своей душой, несмотря на то что была скорчена в три погибели. Израиль – страна горная, холмистая, там всегда один дом выше, другой ниже, очень часто приходится ходить в гору. Но она упорно каждую субботу приходила в синагогу слушать слово Божие и умных толкователей, которые изъясняли это слово Божие. И Господь увидел её. А может быть, специально для неё и пришёл, этого мы не знаем.

Он сказал ей такие замечательные слова: женщина! Ты освобождаешься от недуга твоего (Лк. 13, 12). То есть этот её недуг, эта её скрюченность свою роль сыграла. Он посмотрел на неё, увидел, что перед Ним стоит смиренный, кроткий человек, совершенно уже готовый христианин. И говорит Господь: освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась – а через руки благодать Божия пришла к ней – и стала славить Бога (Лк. 13, 12-13) – что тоже интересно: некий Человек возложил на неё руки, а она стала славить Бога, ещё не зная, что этот Человек и есть Бог. Но она выпрямилась. Почему она стала славить Бога? Почему большинство людей всё время обращаются за помощью к другим людям? И только те, которые вкусили благодать Божию, обращаются к Богу. Потому что у них с Богом есть связь, у них с Богом есть определённые отношения, и Бог реализует эти отношения и человеку помогает, как и этой женщине. Поэтому она совершенно отчётливо поняла, что произошедшее с ней возможно только от Бога, Которого она тут же и прославила.

При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний (Лк. 13, 14). Суббота – день покоя, шабат, и нечего со своими болезнями. Да, действительно, суббота – день покоя. Даже в современном Израиле во многих лифтах управление голосом, чтобы не дай Бог, кнопку не нажать, на которой будет написано: «1», и ты поедешь вниз – потому что это грех. Ибо шесть дней делай (Исх. 23, 12) – шесть дней на лифте езди, а в седьмой – не моги. Идя навстречу заказчикам, изготовители делают в лифтах управление голосом. Это специально для того, чтобы, не дай Бог, страшно не согрешить – нажать на кнопку, и этим самым согрешить перед Богом, Который сотворил весь мир. И когда им удаётся этого избежать, они этим очень утешаются. Почему? Потому что больше утешаться нечем. Господь сказал иудеям: Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23, 38). Он не имел в виду диваны, скатерти, серебряную посуду, нет, Он имел в виду благодать Божию. И поэтому они хотят угодить Богу такими, на взгляд разумного человека, странными вещами. Может, поэтому и выбрали начальником синагоги такого формалиста. Там при назначении начальника синагоги испокон веков всё было демократично, наверняка большинством голосов, а может быть, и коррупционная была составляющая, не без этого, народ торговый, поэтому деньги для них всегда играли большую роль. Он стал начальником синагоги для чего? Чтобы служить порядку.

Порядок указан в Писании: Шесть дней <…> делай <…>, а суббота Господу <…> твоему (Исх. 20, 9-10). И вот, Господь приходил всегда в субботу. С какой целью? Начальники синагог и некоторые из заядлых посетителей синагоги думали, что Он это делает им назло, чтобы подразнить. Пришёл бы в понедельник – и нет никаких вопросов. Но Он-то приходил в субботу почему? Потому что все ищущие Бога иудеи приходили именно в субботу, потому что день субботний должен был посвящаться общению с Богом и совершению всяких дел ради Господа. Поэтому когда Христос приходил в субботу, Он там встречался с людьми, которые неравнодушны к Богу. И, конечно, когда Он столкнулся с таким явлением, что душа согбенной женщины уже вызрела для того, чтобы её освободить от недуга, Он тут же исцелил. Почему? Ну Он-то и был Господином субботы, Он мог её тут же упразднить. Но он просто сказал: не нарушить (закон) пришел Я, но исполнить (Мф. 5, 17). Что такое «исполнить» по-славянски? В переводе на русский язык это значит – «наполнить до верха». Наполнить смыслом. Какой же был смысл субботы? Чтобы народ приучить к общению с Богом, чтобы люди хотя бы один день в неделю вспоминали о Боге и творили дела, угодные Богу. А нет лучше дела, чем помочь ближнему. Особенно старому, одинокому и болящему. И Он это очень наглядно демонстрировал. Но, к сожалению, так бывает, что исполнение какой-то инструкции, какого-то правила довлеет над человеком гораздо больше, чем закон Божий.

Собственно, то же самое происходит и в нашем обществе, и в любом другом. Вот, приезжает прокуратура. На что она смотрит? На документы, на числа, на печати, на нужный комплект. Если все документы в порядке, значит всё в порядке. А люди могут торговать гнильём и, например, если это торговля продуктами питания, находиться в полностью антисанитарных условиях. А они – раз! – на стол бумагу: вчера была санэпидстанция, и вот бумага, печать, что всё было в порядке. Звонят туда и слышат: «Да, мы проверили, всё в порядке». Формально всё в порядке. А практически? А практически – антисанитария и преступная деятельность. Но людям главное – формальность соблюсти. Так же и суды не смотрят на человека, на его внутреннее состояние, они смотрят только на одно – на документы. Каждый судья имеет дело не с людьми, а с документами. Почему? А потому что если он увидит нечто и будет судить невзирая на документы, то судья следующей инстанции это опротестует, потому что судья следующей инстанции уже с людьми дело не имеет, а с теми же точно документами.

И такой же формалист был этот начальник синагоги, которого эта ситуация, когда Господь женщину болящую исцелил, не устроила. 18 лет женщина страдала. Попробуйте кто-нибудь из нас, согнитесь по форме буквы «Г» и 18 лет так поживите, как это симпатично, приятно, удобно. Господь сказал ему в ответ: лицемер! (Лк. 13, 15). А в чём лицемерие? Лицемерие в том, что ты вроде начальник синагоги, которая существует для того, чтобы люди приобщались к Богу, а ты вместо этого способствуешь как раз противоположному, отвергаешь людей. Вот этот внешний порядок, который ты устроил, никому не нужен, а нужно совсем обратное. В данном конкретном случае порядок, который ты установил, нужно нарушить ради этой женщины. Поэтому твоя забота о порядке – это сплошное лицемерие, потому что это фашизм и это совершенно бесчеловечно.

Недавно министерство здравоохранения обсуждало предложение нашего Святейшего Патриарха Кирилла о том, чтобы вывести аборты из обязательного медицинского страхования. Почему? Потому что верующие люди – евреи, мусульмане, буддисты, христиане – не хотят платить налоги, из которых идут деньги на то, чтобы убивать их граждан. Каждый, кто хочет прикончить своего ребёнка, должен оплачивать это сам. Вот женщина решила, может быть, под давлением мужчины, что этот ребёнок нежеланен – ей нежеланен или мужчине нежеланен, а может быть, даже и мужу. Ведь у большинства женщин теперь нет мужей, у них есть любимый мужчина. Такая временная функция. И вот она с этой функцией и живёт. Зато любимый. И этот любимый её-то любит, а её детей-то нет, хотя они наполовину его. И когда ребёнок всё-таки зачался, они его убивают. Идут в государственное учреждение и там за мои налоги, за налоги Василия Сергеевича их убивают. Я против. Почему? Я своими деньгами участвую в убийстве детей, хотя я этого совсем не желаю. Я считаю, что было бы правильно в том государстве, где практически отменена смертная казнь, не казнить своих детей за счёт государства. Если люди уж так хотят убивать своих детей, прям удержу никакого нет, пусть убивают за свой счёт. Им кажется, что ребёнок очень много ест: сто грамм кашки – это же разориться можно на этих только кашках, а если уж ползунки покупать, то это вообще сумасшедший дом. Как это дико дорого – взять у многодетной семьи, которая иногда целыми возами в контейнер спускает эти ползунки, потому что один ребёночек сносить столько одежды не может. Почему я так говорю? Потому что ситуация полного абсурда. И вот, этот лицемер, который является заместителем министра здравоохранения, сказал потрясающую фразу об изъятии абортов из медицинского страхования. Хотя непонятно, при чём тут медицина, потому что аборт калечит женщину, а не лечит, а многие вообще после этого остаются бесплодными. Но почему-то это относят к медицине. Я предлагал создать структуру: федеральная служба уничтожения детей. При чём тут медицина? Детей убивать. Назначить туда какого-то бывшего врача, и сделать прям с крематорием. Может, какое-нибудь название звонкое придумать, например, «Освенцим». Звучит? И всем сразу ясно, что здесь убивают, а потом сжигают. Всем бы сразу всё было ясно. Пришёл, заплатил, убили. И вот, этот заместитель министра сказал, что если это совершить, то это будет дискриминация женщин, хотя четыре пятых женщин делают себе аборты платно, и только одна пятая обращаются в государственные структуры, обычно в роддома, где в одной комнате ребёночка спасают, выхаживают, а в другой комнате такого же ребёночка уничтожают. Разве это не лицемерие? Берём большие весы: на одну чашу кладём убийство ребёнка, а на другую кладём дискриминацию женщин. И что важнее? Фёдор Михайлович Достоевский говорил, что есть такие вещи в нашей цивилизации, которые не стоят даже слезы ребёнка. А здесь пролитие его крови – крови невинного. Он вообще ни в чём не виноват, его зачали, Господь благословил его на жизнь, а мама с папой его убивают посредством палача – врача, который клятву Гиппократа давал, а в клятве синим по зелёному написано: «Я, врач, не дам абортивного средства беременной женщине». Это было ещё до всякого Христа, язычники, и то давали клятву, чтобы не убивать во чреве матери детей. Современные язычники убивают, это является наглядным лицемерием. Мы живём в такой ситуации, что и начальник синагоги, и большинство врачей являются с точки зрения Евангелия (я, конечно, это поддерживаю), самыми натуральными лицемерами. Поэтому когда они говорят о спасении жизни, об этом высоком служении, о гуманной профессии – это только красивые слова. Что это за гуманная профессия, в результате которой миллионы убиваются ежегодно? Миллионы. И потом это называть гуманной профессией? Это что, такой гуманизм что ли? Под названием «Алеппо», или «мировой террор», или «Мосул». Интересный такой получается гуманизм. А почему? Это лицемерие.

Что такое лицемерие? Это когда человек на себя надевает маску благородного человека. В древнегреческих трагедиях все актёры были в масках, потому что тогда так арены были устроены, что только на первых рядах можно было увидеть игру мимики человека. А чтобы можно было увидеть, кто в гневе, кто злой, кто добрый, кто весёлый, надевали такие маски. На лицо примеряли маску. Человек мог быть в плохом настроении, но на морде у него маска, изображающая веселье. Это и есть лицемерие – маска, за которой человек прячется. Лицемерие – это есть богопротивная вещь. У людей это очень принято. Как мы это наблюдаем? Среди детей: они могут капризничать, плохо себя вести, но если кто-то войдёт в комнату незнакомый, они сразу меняют поведение. Или в классе шум, гам, входят завуч, все садятся смирно. Что это такое? Лицемерие. Они все из себя изображают тут же послушных, внимательных, отличников. Лицемерие натуральное, хотя ему семь лет. Это свойственно всему грешному человечеству. Но одно дело, это в себе видеть и всю жизнь до смерти с этим бороться, а другое – ставить своё лицемерие во главу угла, говоря: «Приходите в будние дни, не приходите в субботу», вопреки воле Божией.

Не отвязывает ли каждый из вас – лицемеры поганые – вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? (Лк. 13, 15). Отвязываю и веду. Почему? Вол-то мой, моя скотина. Когда касается меня, я для себя, для своих внучков всё сделаю, а бабка пусть ходит горбатая ещё два дня, это ничего, она же мне не внучок. И какой же ты после этого начальник синагоги и как ты после этого будешь читать Пророков и Закон Божий, где сказано: люби ближнего твоего, как самого себя (Лев. 19, 18). А получается, себе-то всё, как наши академики – каждому сыночку, а кто и жене институтик подарил. Позор на весь мир. Все стали академики, один в 31 год стал. По наследству передают должности, институты. Почему? Ну как не порадеть дорогому сыночку? Полный он дурень, не полный, ну не важно, главное, что он наследует медицинский институт, который построили за государственный счёт. Мы все, кто постарше, построили. А если не мы, то наши отцы. А почему это переходит в собственность его сыночку? Это по какому такому праву? По праву лицемерия. Он изображает из себя крупного учёного. А у всех этих крупных и средних учёных такая круговая порука. И получается, что вся Академия наук состоит из мужей, жён и их сыночков. Интересно. Хочешь быть крупным учёным? Брось учиться! Родись у дорогого папочки и наследуешь его институт и зарплату. Зарплаты тоже неплохие. Там про одного рассказывали – 21 миллион рублей в год. Неплохая, на первое время хватит, жить можно. А скрюченная бабка – она всё равно скрюченная, что ей особо надо? Давай «Диклофенак» ей пропишем, обезболивающее, которое сожрёт её желудок, и всё. А всё равно ей помирать. А сынок молодой, 30 лет, сейчас членкор, а через некоторое время будет академик, а потом, может быть, директор Академии наук. Жаль, нельзя стать директором райкома, а то бы открыл райком ещё, и вообще деньги бы лились рекой сами. Вот, ещё две тысячи лет тому назад Господь сказал об этих вещах, на которых современная цивилизация стоит, и всё это продолжается до сих пор.

Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И, когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его (Лк. 13, 16-17). Все стыдились. Две тысячи лет спустя, когда уже наступила эпоха христианства, не стыдятся. А спросишь – все крещёные. Крещёные, но бесстыжие. Если в человеке нет стыда, можно его крестить хоть сто раз, это ничего не меняет. Для христианина очень важное качество, и в конце этого евангельского текста оно подчёркнуто: они стыдились. Стыд жжёт совесть человеческую, но вылечивает. Кто потерял стыд, тот вылечиться уже не может. Нет того горчичника, который можно прикладывать к его сердцу и который может вылечить. Какое резюме? Не надо нам, дорогие сестры и братья, терять стыд.



NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 17

    1. OlegMS:

      Всегда кто ни будь да виноват — правительство, Путин, власть, олигархи и т.п. Делают не так, говорят не то… Напоминает слова Адама — та которую Ты мне дал, она мне дала и я ел. Может лучше не митинговать, а по наказу святых «себе внимать». У «наших детей нет совести», а кто виноват? Мы сами, своим примером их учим жить без совести. Получается, что обвиняя их в бессовестности, мы должны в первую очередь обвинять себя. Господь фарисеям сказал: вашими же словами сужу вас. Часто можно услышать: сейчас такое время, раньше было лучше и люди были лучше, добрее. Не было лучше, внешнее изменилось, а внутреннее все так же осталось и люди не поменялись, ибо страсти те же и враг тот же.

      • Иванов:

        Полностью согласен с Вами! Им всегда кто-нибудь да виноват, то правительство, то Путин, то власть, то олигархи (они-то здесь причём? ведь Путин уже давно предложил им легализовать наворованное в России и даже несколько раз объявлял амнистию) и т.п. Нам самим надо активнее каяться, бить земные поклоны и посыпать голову пеплом, а не осуждать правительство, которое печётся о нас, о нашем образовании по болонской системе с ЕГЭ, бесплатной медицине, либеральном пути развития экономики (путь уникальный, нигде в мире не применяется) и малом бизнесе, а также о Путине, властях и олигархах. Короче неча на зеркало пенять коли рожа крива!

        • OlegMS:

          Позволю себе ответить на Вашу иронию: 100 лет назад уже был опыт митингов и протестов, «Любая кухарка сможет руководить государством», последствия руководства чувствуются до сих пор. Оставим Историю и вернемся к частности. Путин, власть и т.д. каким образом могут повлиять на мою совесть? «Давайте кесарю кесарево, а Богу — Божье». Господь сказал — «вы не от мира сего», зачем жить заботами мира? Не лучше ли собой заняться? Каяться и посыпать голову пеплом за власть я не буду, но и осуждать ее тоже, причина банальна: мое невежество(я ничего не знаю о том, что происходит в стране и мире). Не владею т.с. достоверной информацией чтобы иметь свое суждение.
          Всякая власть от Бога, и если мы имеем то, что имеем, значит мы этого достойны. Правительство и Путин не мешают мне славить Бога и молиться в храме. Заботиться о себе и о своем благополучии я буду сам. Воспитывать детей буду тоже сам. Все ответы на жизненно важные вопросы найду в Евангелии и у святых Отцов. Для защиты моих интересов перед властью есть Святейший и священноначалие, они и есть голос Церкви членом которой я являюсь, и слава Богу, что они говорят и их слышат. В моей жизни 55 лет, такой диалог Церкви и власти впервые.

          • Иванов:

            Спасибо, что вразумили наконец-то, да и цитаты такие никогда и не слыхивал, жалко, что про щёки (право-левые) ещё не вспомнили, а так всё правильно и совсем согласен, ну кроме ЕГЭ :)

            PS Да, ещё не согласен с тем, что нынешняя власть давеча фактически обозвала нашего Святейшего Патриарха Кирилла людоедом. Ну, не согласен и всё, хоть режьте меня, дорогой OlegMS, окаянного :(

            • OlegMS:

              И Вам спасибо. За терпенье. Что касаемо Патриарха, то много чего можно «услышать и даже увидеть» и часы и счета и много чего еще… и что? Даже не интересно знать кто сказал? когда? зачем? За говорившего помолиться нужно, болящий он. Это по христиански будет. А про щеки Вы и так знаете лучше меня. Что до «вразумления», то мне лучше учиться чем учить. По основной теме дискуссии лично «мое мнение» — конечно у нас в стране все сложно и многое не согласуется с принципами христианства. Конечно многое нужно изменить, и в первую очередь узаконенные убийства детей. Много чего еще нужно «конечно сделать». Но т.к. для моего ума недостижимо как это сделать, только как поставить свою подпись под призывом Церкви к власти, я руководствуюсь словами «терпеньем спасайте души ваши» и «претерпевший до конца — спасен будет». Терплю. Пытаюсь стать христианином.

              • Иванов:

                Не огорчайтесь и терпите, Вы тоже людоед, если подписали ту же петицию, что и Патриарх, которая и получила от власть имущих наименование людоедской. Можете даже помолиться за этого руководящего (и очень богатого) дядю из Минздрава — удачи Вам в христианском делании по вымаливанию чертей из нашего правительства. Ведь, возможно, Вы действительно большой молитвенник и терпила земли Русской — типа новый Исаак Сирин :-)

                • OlegMS:

                  Спасибо за пожелание. Давайте уж тогда вместе молиться будем, ведь сказано «где двое или трое собраны…» и «просите и дастся вам». Вам желаю успехов в богоугодных делах и внутреннего совершенствования.
                  Христос посреди нас.:-)

                  • Иванов:

                    Нет, за чертей не молюсь, если их не образумил сам Господь, то где уж мне грешному :-(

    2. Раиса:

      По моим наблюдениям ( я преподаватель ) за последнее десятилетие стыд не только исчез как чувство, но даже само слово «стыд» воспринимается как иностранное,не переводимое для разумения. Спасибо, батюшка,за такую пронзительную проповедь.

      • s2235:

        Совершенно верное наблюдение, но а как будет по другому? «духовность» (коррозия, агрессивная среда) современного мира диктует(навязывает) настаивает на том что «стыдно» на самом деле стыдиться, стыдиться стыдно, это совсем не «круто», так поступают «жалкие неудачники» а у поганых «неудача» и «жалость» и то как ты выглядишь это причина стыда, а стыдиться это совсем не круто.

    3. Димитрий Т.:

      С начала 2000-х годов ситуация во всех сферах и областях жизнедеятельности в рф только ухудшалась… При ком стала возможным такая антинародная антирусская в первую очередь чудовищная ситуация?! Кто стоял все эти годы во главе всех этих процессов и поощрял и поддерживал такую политику назначая на все должности именно таких людей, кто убивает наш народ.. Все знают, но все молчат КТО возглавлял все эти убийственные для страны и народа процессы… Розовые очки и иллюзии начинают постепенно таять и испаряться. Ну может быть оно и к лучшему.. Нельзя же безконечно себя обманывать на этот счёт…

      • s2235:

        Уж не намекаете ли Вы что Асадддолженуй…(Каддафи(старина МуаммАр), Николай второй и тд), а ЯцеКлинтон ддолженприй?

        • Димитрий Т.:

          Какой-то странный ответ, по-детски искажающий русский язык и совершенно неожиданный на данной площадке.

    4. SeSHA:

      Про деток в РАН это еще цветочки. Вот когда узнаете реальную смертность в этих «легендарных, уникальных и не имеющих аналогов в мире головных научно-исследовательских медицинских центрах», вот тогда волосы дыбом и встанут. Но эта информация для обывателя недосягаема.

    5. Aigyptos:

      Батюшка,а что делать чтобы правительство делало то,что нам угодно?Собирать митинги,подписи?Я просто не понимаю что делать в этой адской ситуации,ведь действовать надо прямо сейчас.

    6. Aleksandr Zenturion:

      Спасибо, о. Димитрий! Прослушав Вашу проповедь, как-будто напился чистой родниковой воды в жаркий день. Очень точно подмечено, не в бровь, а в глаз!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.