Проповедь о женах-мироносицах и о привычке не думать
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая на всенощной службе 17 декабря 2016 года в храме Благовещения Пресвятой Богородицы (в Петровском парке) по евангельскому эпизоду посещения женами-мироносицами гроба Господня. О нелёгкой привычке не думать и необходимости включать голову на пути к покаянию.

Такое величание поём мы в церкви преподобному отцу Савве, и это в наибольшей степени к нему относится. Я по милости Божией был в его монастыре, там и мощи его почитают, и можно паломникам прикладываться. Правда, только мужчинам. Монастырь мужской, и женщины там могут быть только в соседнем здании, и сверху на дворик им разрешается смотреть, где эти мощи помещены. А так это настоящая пустыня. Он, конечно, был настоящим наставником, очень мудрый был человек, умудрённый, знавший хорошо и Писание. А ещё про таких людей поют: «собеседник Ангелов», потому что когда монах-отшельник молится, его же никто не слушает, ведь большая часть молитвы у него проходит в келии, и только Ангелы, которые возносят слова его молитвы Богу, слышат, о чём говорит сердце его. А в пустыне обычно молятся не вслух, а одним только умом.

В этот день я очень отчётливо вспомнил такое красивейшее место, внизу поток. Такое ощущение, что отец Савва жил не полторы тысячи лет назад, а как будто совсем недавно он умер. Тем более, одна достойная женщина вышила нарядные пелены ему на гроб, и когда приходишь, кажется, что ты в России, потому что русскую работу сразу видно. Так очень интересно.

Сегодняшнее Евангелие повествует о том, как жёны-мироносицы пришли ко гробу и вместе с ними некоторые другие из тех, которые почитали Христа Спасителя. Они смогли войти, потому что камень оказался отвален от гроба. И войдя, не нашли тела Господа Иисуса. Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих (Лк. 24, 3-4) – это как раз были те Ангелы, которые собеседовали отцу Савве Освященному и ещё многим другим преподобным. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? (Лк. 24, 5). Очень интересно, что и сам Господь иногда обращал Свои вопросы к тем людям, которые пришли Его слушать или спросить. Он спрашивает сам. И вот Ангелы задают вопрос этим женщинам, видя, зачем они пришли. Об этом и любой человек бы догадался, потому что пришли ко гробу, в руках у них сосуды со всякими благовонными веществами, всякими благовонными тканями. Для чего это? Для того чтобы завершить погребальный обряд, потому что настала Пасха, они всё прекратили, наскоро похоронили во гробе, камень привалили и ждали, когда кончится день Пасхи, чтобы на следующий день, как только краешек солнца поднимется надо горизонтом (что и возвещает наступление следующего дня), побежать. А Ангелы задают вопрос.

Для чего вообще задают вопросы? Учитель в школе. Или я, часто, когда силы есть, задаю вопрос, для чего человек, приходящий в храм на исповедь, сначала поворачивается ко мне задом и наклоняется. Что это значит? Ни один не может объяснить. Просто не все люди далеко ушли от приматов, поэтому у них очень сильный подражательный инстинкт, но одно дело, когда это наблюдается в трёхлетнем ребёнке, а другое дело, когда так поступает человек лет 45-ти. Совершенно неприличная картина. Что ими движет? А они как раз в каком-то монастыре видели, что так монахи делают. Но там же монахи, они живут в монастыре все вместе, всем вместе жить очень трудно. Космонавтов, которых отправляют не на всю жизнь в монастырь, а на полгода в космосе полетать, очень долго тренируют. В чём тренировка заключается? Их помещают в закрытое пространство и смотрят, как они будут взаимодействовать. Потому что известно, что если два-три мужика с ружьями идут в тайгу, для того чтобы охотиться на зверя, очень часто, когда весной они не приходят, в результате поисков находят три трупа простреленных. Бесы настолько их распаляют, что они начинают стрелять друг в друга. Самая обычная вещь. В космосе такого же нельзя допустить. Во-первых, человек должен быть определённого строя души, он должен быть очень терпеливый, доброжелательный, не угрюмый, не раздражительный. А во-вторых, он должен притереться к другим. Когда человек раздражительный, то ему нос не нравится, то зуб кривой, то ещё чего-то. А иногда женщина бывает космонавтом, и тогда появляется мысль: «И зачем эту бабу сюда?! Господи, как на корабле баба? На море всегда старались от баб избавиться, а тут ещё космический корабль. Мы бороздим просторы вселенной, а тут какая-то баба!». А бабе иногда лет за 50. Вообще! И начинает раскручиваться, это очень опасное дело, преопаснейшее. И вот такие меры предосторожности. К чему я это говорю? Ангелы, чтобы задать женам-мироносицам импульс задают вопрос: «Зачем вы это делаете?». Ангелы-то знали, зачем. Человек не должен ничему тупо подражать. Надо понимать, в чём смысл. Одно дело – медведь в цирке ездит на мотоцикле, он не понимает, просто он знает, что он сейчас два круга проедет, ему дадут лакомство, и он едет. Зачем? За лакомством. Он дрессирован. А человек должен понимать, что монахи в монастыре проводят целые дни друг с другом, и между ними возникают недоумения. Поэтому, чтобы отходить ко сну спокойно, они друг у друга просят прощения. Они знают, кто Феогност, кто Феофил, кто Герасим, кто Макарий – все друг друга знают, поэтому очень естественно взять, поклониться, сказать: «Прости, брат». А тут спрашиваю: «Ты этого знаешь?» – «Не знаю» – «Знаешь?» – «Не знаю» – «А что ты?» – «А я прощения прошу». Какое прощение? Ты что, его при входе матом обругал? Какое прощение, что ты ему сделал? Ничего, всё сплошная фантазия. Какие-то глупые ритуалы, за которыми ничего не стоит.

Или второй ритуал. Сижу на исповеди, 37-й год уже сижу, подходят люди, иногда четыре в ряд и друг на друга смотрят, кто пойдёт, кто вперёд, каждый перед другим раскланивается. А я? А я сижу, жду, как пенёк. Вы, собственно, друг к другу, что ли, пришли? Что вы там раскланиваетесь? А другой стоит вообще что-то топчется. Ну так и чего? Ладно, я домой пойду. Вот опять, играют в вежливость. Вот интересно, какие христиане прям замечательные! Друг перед другом расшаркиваются, перед незнакомыми людьми, а через священника, которого видят уже 30 лет, переступают, на него вообще наплевать, что он там себе думает, что он там сидит. До него вообще дела нет. Он сидит, ждёт. За это время, пока они раскланивались, можно было двоих поисповедовать, а сейчас придётся на завтра переносить.

Это говорит о том, что христианство лубочное, внешнее. Почему? Нет понимания того, что надо. А всё элементарно до предела. Например, человек метёт пол. Цель какая? Поднять пыль наверх, чтоб все чихали, и грязь развести? Или чтоб была чистота? Чтобы тебя похвалили или чтобы действительно было чисто? Какая цель? У христианина всегда должна быть цель.

Поэтому Ангелы и спрашивают: что вы ищете живого между мертвыми? (Лк. 24, 5) Разве он вам три года не говорил, что Его убьют в Иерусалиме, что Он в третий день воскреснет? (см. Мф. 16, 21; 17, 22-23; Мк. 8, 31-32; 9, 31; 10, 32-34). Ну мало ли, что говорил. Забыли. «Ой, я забыла! Ой, простите!». О чём это свидетельствует? Об отношении к тому, что Он говорил. А самое главное, зачем Он пришёл – это как раз говорить. Рассказать им, в чём состоит благая весть, как слово Божие направлено на мир, что это значит, что Господь от нас хочет. А они? А для них важнее тряпочками завернуть, чтоб всё было как положено.

У меня умер одноклассник, звонит другая одноклассница, у неё важнейший вопрос. Я говорю: «Здравствуй-здравствуй! Сколько лет, сколько зим!» – «Слушай, а какой должен быть стол?». Я уточняю: «Что ты имеешь в виду – дубовый или липовый?» – «Да нет, а вот что на стол надо подавать?». Еда, она и есть еда, что дадут, то и будут есть. Людей беспокоит соблюдение правил во что бы то ни стало. А их нет. Если вы крещёные, православные, в Бога веруете, в храм ходите, значит в среду или пятницу ваш поминальный сто будет постным, остальное время – нет. О чём речь? А почему так? А веры-то нет христианской, поэтому селёдка под шубой начинает играть какую-то важную роль, как салат оливье на Новый год. Даже высчитывают уровень благоденствия населения от того, сколько нынче стоит салат оливье. Ну это правильно, не бигмаки же мерить, на сколько бигмаков заработал. «Оливье» и звучит красиво, очень по-русски, и можно всё рассчитать, корзинка будет поподробнее.

Очень большая беда каждого человека, живущего на земле – отсутствие смысла. По идее, школа должна этому учить. Но та школа, в которой учатся наши дети, таких задач-то не ставит вообще. А главная задаче – это научить ребёнка, пока он возрастает, смыслу жизни. Каждый проживает свою жизнь. И в чём её смысл? В чём смысл смерти? В чём смысл болезни? В чём смысл войны? В чём смысл мира? В чём смысл книг? Чем одна книга отличается от другой? Почему одна хорошая, а другая плохая? И так далее. Человек должен, когда он вырастет и станет взрослым, понимать, зачем он живёт и какой в этом смысл. Иначе жизнь будет бессмысленна. Зачем ты выходишь замуж? У тебя инстинкт, да, как у шимпанзе? Ну и будет у тебя жизнь, как у шимпанзе, так сказать. Ничего. Ты женишься, да? Молодец. А какой смысл? «Она, – говорит, – мне понравилась». Отлично, это вообще неплохо. Так же и шимпанзе делает. Если мы женимся оттого, что «она мне понравилась», тогда мы недалеко ушли от шимпанзе, поэтому когда тебе другая понравится, понятное дело, надо будет разводиться, потому что у шимпанзе это называется «любовь». И всё. Тут двое детей, там трое, там один. А почему? Потому что человек вообще не склонен думать. Это уважительно очень и понятно. Почему? Потому что думать сложно. Гораздо легче не думать. Но, тем не менее, всегда вообще в любой человеческой деятельности эта дума человека очень востребована.

Ангелы показывают, как Господь хотел, чтобы пришедшие ко гробу себя вели. А лучше бы вообще ко гробу не ходить, потому что они должны были знать, их научили или по крайней мере учили тому, что Он в третий день воскреснет. А что значит воскреснет? Это не значит, что Он будет в гробу сидеть и их поджидать, нет. Но если уж Он воскрес, Он сам знает, когда Ему Себя явить, что Господь впоследствии и сделал. И это очень важно.

И дальше тоже интересная коллизия. Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть (Лк. 24, 6-7). Потому что эти грешники, и Господь так и сказал, не знают, что творят (Лк. 23, 34). Тысячи лет ждали пришествия Мессии, Он пришёл, они Его распяли. Потому что они думали, что Мессия – это тот человек, который правила выполняет. Нет, Он пришёл устаревший к тому времени закон, который был дан, наполнить новым содержанием – не формальным, а духовным. Потому что они уже к этому времени усвоили, что надо почитать отца с матерью, не надо клеветать, не надо завидовать, нельзя соблазняться на чужую жену, надо почитать Бога. Уже усвоили. Эти заповеди вообще даны для диких людей, которые не понимают, что нельзя воровать, нельзя хамить отцу с матерью. Заповеди для дикарей. Нужно идти дальше. Просто не убивать, не воровать – это ещё не значит жить достойно, по-человечески. И собаку можно натренировать. Дрессированная овчарка никогда, даже если будет голодная, не возьмёт с руки чужого еду. Надрессировать можно, и Ветхий Завет надрессировал определённую часть народа, но Богу-то не дрессировка нужна. Бог хочет, чтоб человек всей душой понимал, что хорошо, что плохо, что можно, а что нельзя ни в коем случае, лучше смерть.

И вспомнили они слова Его; и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим (Лк. 24, 8-9). Почему одиннадцати? Ну двенадцатый уже к этому времени удавился. То были – это кто возвратился – Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которыке сказали о сем Апостолам. И показались слова их пустыми , и не поверили им (Лк. 24, 10-11). Ну что там бабы говорят, Господи, что их слушать! Не поверили. Тоже забыли. Вот оно, всё случилось. Они ко гробу не побежали. Но не поверили, когда уже новость пришла от тех женщин, которых они знали давно, вместе ходили за Христом, всё слышали. Не было никакого основания не верить, но показались слова пустыми. Почему? Потому что обычный грешный человек верит всегда в какую-нибудь чушь: в попугайчика Кузю, в экстрасенсов – чем таинственнее, тем лучше. А когда вот так просто, сомневаются.

И что же? Сами побежали проверять: Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему (Лк. 24, 12) Дивился: «Во! Что же это значит?». И так сознание ещё не проснулось, чтоб вспомнить о том, что говорил Христос. К сожалению, это так.

Такая тяжёлая привычка – не думать. Григорий Богослов и другие святые отцы говорили: в человеке всё – привычка. Если мы хотим быть христианами, на одной привычке далеко не уедем. Есть хорошие привычки: по утрам и вечерам молитвы читать, по воскресеньям в храм ходить, причащаться святых Христовых Тайн, чтить двунадесятые, великие и воскресные праздники. Это всё хорошие привычки, но само по себе это человека не спасает. Человеку нужно обязательно понять, что Господь через все Свои заповеди, слова от него хочет. Вот что Он, Отец Небесный, желает? В чём состоит моё спасение? Если это нам станет ясно, то мы сможем идти путём спасения, потому что нам будет ясно, куда мы идём и в чём смысл нашего шествия. И будет понятно, что такое спасение.

Видите, воскресное Евангелие раскрывает перед нами глубокие смыслы. А в том, что апостолы и их подруги жёны-мироносицы в то время ещё не усвоили, нет ничего страшного, потому что жизнь человека, он сам и его ум весь погружён в грех, он как бы спит. И вот нам нужно пробуждаться, и это пробуждение – это и есть покаяние. Нужно научиться освободить свой ум от совершенно ненужных привычек, нужно понять главное, нужно в своей жизни во всём разобраться. Церковь у нас в основном женская, и очень многие женщины не знают вообще как им быть. Приходят со всякими вопросами, с совершенно полностью растерзанным сознанием – не знают, как быть. К священнику подходят, как будто он дельфийский оракул. Сейчас он скажет. А некоторые прям так и говорят: «Хочу знать волю Божию». Молодец, давай, читай Евангелие, там воля Божия изложена. Если ты не знаешь Евангелие, какая тебе воля Божия? Хотят знать волю Божию: «Мне ездить на 3-м трамвае или на 15-м, какая воля Божия?». Я однажды присутствовал при таком явлении: одна молодая особа не знала, ехать ей в Англию или остаться в России, потому что папа остался в России, а мама поехала в Англию, разведясь с папой. И эта молодая особа спросила у одного почитаемого замечательного священника, он помолился секунду, говорит: «А всё равно». И в Англии есть православный храм, и даже не один, и в России есть много других вредных заведений. Ничего, человек не погиб, в монастырь она ушла, и даже стала очень учёным человеком. Так что не место красит человека. Некоторые думают: «Надо уехать в лес, где грибы, я там буду свёклу сажать, антихриста мы будем встречать». Антихриста. Надо помнить о том, что человек красит место. И для этого нужно обязательно, чтобы голова была в работе, а лучшее упражнение для головы – это молитва.

Спаси всех Господи!



NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 2

    1. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам отец Димитрий.

    2. Anastasya BD:

      Да, увпжаемый батюшка! только так можно отрезвить нас, только так… Ваш взгляд проникает в самое сердце! Заполняет и режет правду!
      Господи, дай нам возможность очищать свои мозги через отца Дмитрия как можно дольше!
      Сохрани отца Дмитрия!, Господи!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.