Проповедь об исцелении и благодарности
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова об исцелении телесном и духовном и о том, что человеку надо быть благодарным за всё, посылаемое Богом. По евангельскому эпизоду о десяти прокажённых, исцелённых Иисус Христом [Лк. 17, 12-19].
 

Сегодня Святая Церковь предлагает нашему вниманию эпизод из Евангелия, который повествует о том, как Господь, идя в Иерусалим, <…> проходил между Самариею и Галилеею. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! Помилуй нас (Лк. 17, 11-13). Картина для Востока того времени довольно обычная: прокажённые жили отдельно, ходили группами, болезнь их объединяла, а всякие религиозные, племенные, имущественные расхождения были оставлены. Их объединило это страшное заболевание, которое вторглось в их жизнь. Они всё делали вместе, а если они к кому-то приближались, то в них просто кидали камни, потому что никто не захотел бы оказаться в их положении, а уже давно люди заметили, что общение с прокажённым может в дальнейшем привести к тому, что заболеешь сам. А никаких средств к исцелению не было, только если какое-то чудо произойдёт, Господь сам исцелит. Если сейчас люди сидят у телевизора, то раньше люди сами все новости разносили. Как у нас говорят, сарафанное радио, но тогда в этом участвовали с большой охотой и мужчины, и даже в большей степени, потому что бредущую по улице женщину было встретить довольно трудно, а мужчины всегда в группки собирались и обсуждали, иногда по полдня – так на востоке принято и до сего дня. Поэтому прокажённые, конечно, слышали, что есть такой наставник – Иисус, и Он не только исцеляет больных, выпрямляет увечных, даёт слепым зрение, но есть даже случаи исцеления прокаженных. Поэтому они издали стали обращаться к нему громким голосом. Они уже привыкли так кричать: общение с внешним миром было именно таким.

Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам (Лк. 17, 14). Такая простая команда. Что она означает? Означает то, поверят Ему или нет. Очень часто приходит человек, что-то спрашивает, я ему чаще всего говорю: «Прочитай Евангелие», обычно отвечают: «У меня Евангелие есть, лежит дома». И вот человек уходит весьма разочарованный. Вот если б я сказал: «Поезжай на марциальный источник, окунись четыре раза»… Почему четыре? Чтоб не три, три – это везде так, а тут надо четыре – на север, на юг, на запад, на восток. И он поедет. Потому что поехать куда-то – конечно, не на Камчатку, это и дорого, и далеко, а поближе куда-то, в Карелию – это можно. И окунуться, хоть и холодно, вполне можно. А вот читать толстенную книгу – это уже очень тяжело.

Господь их проверил, говоря: «Идите к священнику и покажитесь». Священник был в Израиле и учитель, и врач, и психотерапевт, и судья – решал всякие домашние конфликты. Христос таким образом их проверил. Когда прокажённые приходили к священнику, он давал справку. Прокажённый раздевался донага, священник осматривал его со всех сторон, если язвы исчезли с него, священник ему давал справку, что этот человек здоров, и он может жить уже среди людей. И некоторое время он с этой справкой ходил, пока все не привыкнут, что он уже не прокажённый. А если у него был дом, он даже возвращался к себе домой, и там начинал новую жизнь.

Вот и здесь пошли они к священнику. Господь не возлагал на них руки, при них не молился. Вот они пошли, сделали первый шаг. И когда они шли, очистились (Лк. 17, 14). Почему они очистились? По вере в Иисуса Христа. Каждый человек – каждый! – кто верит в Иисуса Христа, обязательно очистится. Хотя это эпизод про прокажённых, но есть заболевания, которые гораздо хуже проказы. Например, гордыня или зависть. Потому что если человек болел проказой, а не был завистником, никого не осуждал, кротко переносил свою болезнь, он по смерти своей приходит в объятия Отчии, наследует жизнь вечную, а с гордыней это никогда невозможно – принципиально, никак. Поэтому Господь хочет, Он для этого и пришёл, чтобы каждый человек исцелился от болезней духовных. А тогда зачем этот эпизод приводится? Потому что он очень наглядный, ведь духовные болезни как проказа. Во-первых, они заразны. Каждое новое поколение детей быстро учится у взрослых всяким мерзостям, которые взрослые люди творят перед глазами детей. Если взрослые люди уже приобрели некий опыт и стараются прятать свои грехи, то дети такие открытые люди, искренние, и вся мерзость, которая в них от взрослых, цветёт наружу. Вот взять такое распространённое явление, как хамство. Все люди хамы, за исключением настолько хорошо воспитанных, что это уже вошло в плоть и кровь, но таких на земле почти не осталось. Но есть люди, которые умеют себя вести, а есть такие, которые совершенно не умеют. Так и говорят: «воспитанный мальчик», «невоспитанный мальчик». А суть одна и та же: и от хам, и этот хам. Только один ведёт себя поумней, знает, с кем можно, с кем нельзя, а внутри-то он всё равно хамло, а другой невоспитанный, который поносит и учительницу, и директора школы, и папу с мамой, если они не дерутся. А если дерутся, тогда он на бабушке упражняется и на сверстниках из младших классов, а со старшими – не очень, потому что тут же получишь по башке. Это тоже все дети быстро усваивают: с сильным ты не борись, получишь. Как русская пословица говорила: с богатым не судись. Бесполезно, он всё равно всех купит, ты останешься ни с чем. Я знаю одного человека, который получал зарплату миллион с небольшим в месяц. Он развёлся с женой, отнял у неё детей, и она платила на них алименты, получая 25 тысяч. Вот так. И всё в нарушение всех, какие только есть, законов. Её выписали из квартиры, она проиграла суды, на которые её никогда вызывали и так далее. И это всё в центре Москвы происходит, что тут. Плати, и всё.

Что было дальше? Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин (Лк. 17, 15-16). А при чём тут самарянин? А самарянин – это самый презираемый человек в Израиле, потому что самаряне – это полуязычники. Это всё равно что как для Европы русские, то есть это не христиане, как немцы говорят – унтерменши. Это варвары, они грубые, они не имеют никакой культуры, это всё что-то такое страшное. Ну как – как мы ни приходим к ним с войной, чтобы их просветить, они нас лупят, захватывают наши столицы, парад там устраивают, потом уходят без всякой контрибуции. Ну варвары! Потому что если культурный человек захватывает какое-то государство, он из него вытряхнет всё: всё население превратит в рабов, будет его оккупировать десятки лет, как Японию, Германию, другие страны. А эти уходят, и всё. Более того, побеждённые им деньги предлагают – русские не берут. Ну полные варвары! Почему? У них нет такого благоговения к деньгам. Ну было – не было, Бог дал – Бог взял. Им-то невдомёк, что это всё идёт из Евангелия, которое нашими предками ещё за сотни лет до советских времён было усвоено. Большие поэтому трудности во взаимопонимании.

Так почему самарянин? Господь указывает, что оказалось так, это, можно сказать, промыслительно, а говоря по-современному, чисто случайно, самый презираемый человек оказался единственным благодарным. Потому что остальные эти прокажённые были иудеями, они считали, что им все должны, все. И вот этот наставник должен их во что бы то ни стало исцелить. А этот нет, он упал ниц, прославлял Бога, благодарил. Поэтому Господь и показывает нам этот эпизод из Его жизни тогда, в глубокой древности, который указывает нам на то, как человек, который хочет стать христианином, должен угодить Богу.

Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? Где де девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя (Лк. 17, 17-19). Почему же его вера спасла, а остальных прокажённых вера не спасла? У них было веры аккуратно на то, чтобы спастись от проказы. Они поверили Ему, что надо пойти к священникам, пока шли, очистились. А у этого оказалось веры на то, чтобы стать христианином. А в чём это заключалось? А он сделал следующий шаг – от послушания к благодарности.

Господь на Тайной Вечере установил действо, которое мы и ныне совершали – Божественную Евхаристию, её так христиане в дальнейшем и назвали, по-гречески это «благодарение». Что человек может дать Богу? Ничего. Если папа купил сынку кубики, а он из них построил дом, папа, конечно, может быть рад, особенно если сынок скажет: «Папа, вот я тебе построили дом». Это, конечно смешно, потому что папа не сможет в этом доме быть, но папе приятно, что сын о нём заботится, что дом построил папе, хотя кубики-то папины. Что бы человек на земле ни делал, это всё из того, что Бог человеку дал. Бог дал человеку науки, Бог дал человеку материалы, Бог дал жизнь человеку, Бог дал таланты человеку, для того чтобы человек. Вся наша человеческая культура – это просто переработка того, что Господь дал. Даже вот какие-то произведения искусства. Допустим, человек пишет картины. Сейчас Рафаэля привезли к нам из Папской пинакотеки – гляди и смотри. Там и образы Богородицы. Понятно, Рафаэль-то жил в эпоху Возрождения, это XIV-XV век, и конечно, он Богородицу не мог видеть, потому что Она была вознесена на небеса за многие столетия до его жизни. Конечно, он писал тех женщин, которые были перед ним. Конечно, образ облагораживался, чтобы глядя на него, человек возносился в молитве к Пресвятой Деве Богородице. Это понятно, но всё равно и то, что он пишет, и сами краски, и сам холст – это всё из земли. Просто Рафаэль пользовался тем, чему ему Пинтуриккио научил. Не просто же так мальчик – великий Рафаэль Санти. Нет, он довольно долго учился. А талант? А талант тоже Бог ему дал. Поэтому его так высоко ценили, и так неплохо платили ему за его работы. Есть такие идиоты, которые говорят: «Я сам себя сделал! Я, я, я…». Один сосудик в голове лопнул, и ты лежишь, слюни пускаешь и не помнишь, как тебя зовут, где твой паспорт лежит. И если бы не родичи, тебя бы вообще запихнули в дом инвалидов и через полгодика ты бы отошёл на Суд Божий, а там уж непонятно. Поэтому всякая гордость совершенно неуместна. Человек может только Бога благодарить. Он должен войти в такое состояние осознания, что человек без Бога вообще ничто, потому что даже твоё тело и твоя душа созданы Богом, и все твои возможности, все твои таланты. И Бог хочет, чтобы ты, человек, было благодарен. Не потому, что Бог нуждается в этой благодарности, нет. Но это очень важно человеку для его духовного развития. Если сын или дочь вырастают не благодарными, а хамлом, то это горе отца и матери, потому что вырастил не благодарного человека, а вырастил хама. Это ужасная вещь. Это значит, что вся жизнь твоя бессмысленна. Ведь главная цель в жизни человека – это воспитать своих детей. Не строительство карьеры, не покупка 19-ти домов в разных странах, не коллекция из 80-ти швейцарских часов. Нет, главное совершенно не это. Главные плоды человека на земле – это твои дети. А если твои дети – хамы, то твоя жизнь совершенно никому не нужна, она напрасна.

Вот этот самарянин явил благодарность. Благодаря своей болезни, благодаря родительскому воспитанию, благодаря тому, что он долго вынужден был смиряться, потому что отношение в обществе к нему было как к собаке, он сначала терпел, потом притерпелся, а потом смирился. И вот результат. И вот, Господь нам указывает на этот путь. И Господь удивляется: где же девять? (Лк. 17, 17). Да, действительно, благодарными Богу бывают очень немногие. В те времена ещё, видите, каждый десятый, да и то, это из прокажённых. Самая страшная в то время болезнь, и Господь исцеляет, а они не удосуживаются в своей радости исцеления даже поблагодарить. Да не будет с нами этого! Это очень важно – иметь благодарное сердце, нужно его так воспитать. Мы должны быть благодарны всем людям, которые жили до нас, которые поучаствовали в нашей жизни хоть чем-нибудь. Мы должны быть благодарны соседям, которые нам делали замечание. Мы должны быть благодарны учителям, которые нас чему-то старались научить, а некоторые чему-то научили. Мы должны быть благодарны, может быть, тренеру, который занимался с нами спортом, как с родными детьми, и старался так же нас чему-то научить, а может, и привить что-то в жизни настоящее. Мы должны быть благодарны людям, которые взяли нас на работу, когда мы ещё ничего не умели, и научили нас, как нужно и можно трудиться. Мы должны быть благодарны всем, и особенно тем, кто чистит вместо нас нам тротуары на улице. Они бросают дома, бросают свои страны, в которых нет снега, и они вместо нас нам чистят улицы и посыпают песочком, чтобы мы, не дай Бог, не споткнулись. А другие рушат сосульки над нашими головами, потому что мы, как неразумные существа, идём и не думаем о том, что нам эти сосульки могут пробить голову. Мы должны быть благодарны тем, кто нас возит, кто нас корми, кто выращивает хлеб, кто его привозит, кто продаёт. Потому что большинство людей вообще ничего такого не делают, и даже своих детей не могут воспитать, а полностью разводят руками: «А я не знаю, что делать». И заранее умывают руки. Представляете, какое мы должны иметь сердце и как оно должно быть наполнено благодарностью. А неблагодарный человек, хам, к сожалению, не может достичь Бога, потому что Бог сам желает, чтобы эти благородные качества наполняли человека. А благодарность – это благороднейшее свойство. Ау нас-то как у детей Бога Вышнего самое высшее благородство. Это не то что сын графа, или князя, или виконта – это всё ерунда. А то дети Бога Вышнего! В писании сказано: вы <…> свои Богу (Еф. 2, 19). И как же мы должны нести своё достоинство? Через благодарность. Это важнейшее свойство облагороженной души, это очень важное духовное качество.

Второе Евангелие, которое мы читали, посвящено памяти Саввы Освященного. Оно говорит о том, что Господь всех зовёт к себе, не только прокажённых. А лучше сказать, всех прокажённых, имея в виду не только телесные болезни, но и духовные. Если человек хочет встать на путь благородной жизни, которая приводит в жизнь вечную, Господь говорит: Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое – Христово – на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11, 28-29). Почему люди нервничают, беспокоятся? Сегодня одна раба Божия сказала: «Я не чувствую себя защищённой». Что это за текст такой? Текст тождественен следующему: «Я не верую в Бога, я знать не знаю никаких Ангелов Хранителей, я никогда не слышал о молитве». Мне нужна защищённость. Типа полиция, гвардия или муниципальная власть и так далее. Тогда человек будет чувствовать. Почему так? Потому что гордыня и желание во что бы то ни стало настоять на своём, а все, кто дерзают этому не подчиняться, те плохие люди и выпадают, я на них сержусь. А ведь этот человек в храме был, он в храме ко мне подошёл. Вроде бы, если человек в храм пришёл, он должен знать, что он находится в доме Божием, хотя бы иконы должны напомнить о Боге и о том, что надо быть благодарным за то, что есть. Лучше посмотреть, как ты воспитываешь своих детей, доволен ли тобой твой муж, немножко вокруг себя оглядеться и вспомнить о Боге. Если ты не с Богом, какая национальная гвардия тебя защитит? Ну это вообще смешно. Никогда никакая сила оружия ни от чего не защитит. Защитит только Господь с Его волей. Вот где ответы на вопросы. Господь говорит: Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные (Мф. 11, 28). Ты чем, голубчик или голубушка, обременён или обременена? Фобиями, или реальными нападениями, или тебя обокрали? Давай вместе задумаемся: а почему это произошло? Нормальный человек всегда задумается, нет ли тут какой его вины. И очень часто, бывает, её находит. Тогда очень просто – покайся и исправься, принеси плоды покаяния. То есть спасение рядом, оно даже ближе, чем мы можем себе предположить. Нет, мы всё время о том, Кто создал вселенную и нас, совершенно забываем. А чтоб нам не забывать, нам надо всю жизнь выстроить так, чтоб всегда видеть те благодеяния Божии, которые Он нам оказывает сам, по Своему собственному усмотрению. И должно нам быть за это благодарными.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Один комментарий

    1. Татьяна:

      Спасибо, отче Дмитрий! Есть такие «учителя», формирующие удобный для эксплуатации и своего заработка контингент, а то и откровенно к греху приучающие пустые головы.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.