Проповедь о милосердии и деятельной любви
Проповедь на день памяти Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца, произнесённая протоиереем Димитрием Смирновым 19 декабря 2016 года в храме Благовещения Пресвятой Богородицы (в Петровском парке).

Как хорошо, что вы все пришли, несмотря на будний день, праздновать день памяти этого великого угодника Божия. Но для чего Господь устанавливает праздники и дни почитания святых? С одной целью – чтобы, взирая на их лик, прикладываясь к мощам, мы бы вспоминали их житие. А кто забыл, тот может сегодняшний день посвятить тому, чтобы это житие почитать. Тем самым мы сократим расстояние в тысячу семьсот лет и почувствуем, как святитель Николай к нам близко и через икону, и через святые мощи, и через молитву. А это очень важно. Из всех святых Святая Церковь выделяет его особенно, приравнивая его к святым апостолам, ибо каждый четверг седмицы является днём, когда мы вспоминаем апостольский подвиг, и при этом всегда вспоминаем святителя Николая. Чем же он так угодил Богу, что Церковь его поставила на такой высокий пьедестал? Дело в том, что он тоже является любимым учеником Христовым, как и Иоанн Богослов. Учителя обычно любят учеников внимательных, послушных, усердных и тех, которые усваивают то, что им преподаётся. И святитель Николай в полноте это усвоил. Чем отличалась его жизнь от жизни остальных людей? Обычно люди к страданиям других людей равнодушны, а если выражают сочувствие, то жестами или словами вроде «ай-ай-ай» – ну, собственно, и всё. А Христос через апостола Иакова сказал, что вера без дел мертва (Иак. 2, 26). Каждый крещёный человек должен понуждать себя на сострадание. И детей своих мы должны с самого малого детства учить состраданию. Это очень важно для души. Душа, не умеющая сострадать, не может любить. Эта душа очень эгоистична. Любовь – такое свойство человеческого сердца, которое по замыслу Божию должно направляться из сердца вовне.

Я как-то вам рассказывал историю, которая меня поразила. Иду по улице – я даже зрительно помню вот этот поворот, газон. Девочка лет четырёх лежащую на солнышке на травке кошку стаскивает на асфальт, а кошка спокойно возвращалась на своё место и укладывалась. А девочка ей объясняла: «Ну ты лежишь на траве! Неужели ты не понимаешь, что ей больно?!». Я думаю: какие хорошие родители, что так воспитали ребёнка, что он уже в четыре года имеет такое сострадание. Ничего подобного за всю жизнь ничего не видел. Кто бы из детей, которые обычно всё ломают, портят, отрывают лапки насекомым, чтоб так сострадали даже траве! Даже в нашем парке, как только он появился, дети стали сразу рвать цветы. То есть они заточены на то, чтоб всё рвать, ломать, чтоб всё засыхало, и так далее. И вот такой эпизод на всю жизнь запомнился, и сейчас что-то пришёл на ум, и я решил, раз пришло в голову, надо рассказать, тем более, у нас всегда много новеньких.

И святитель Николай всегда на чужую боль реагировал именно так: думал, как помочь, чтобы исправить какую-то злосчастную ситуацию. И Господь давал возможность это исправить. Почему Господь любит таких учеников? Известно из древности, и так святые нас учили с древних до последних времён, что Господь спасает людей и влияет на наш мир через человека. Очень нужны Богу исполнители воли Божией. Он Своим ученикам дал молитву: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». На небесах волю Божию исполняют Ангелы, а на земле – ученики Христовы. Воля Божия заключается в том, чтобы люди творили добрые дела, а другие, видя их добрые дела, узнавали, почему этот человек не такой, как все. Это, говорят, от того что у него вера христианская. Один человек головы отрезает, а другой человек старается защитить того, кому отрезают голову, или вылечить его, если он остался жив. Это же разные подходы и разная совершенно вера. Вот Христу Спасителю нужны люди такой веры, которые сердцем своим так же переживают чужую боль, как будто это своя боль. Это называется возлюбить ближнего, как самого себя (см. Лев. 19, 18). Такое проявление любви, какое имел святитель Николай, и говорит о христианской любви. Всё остальное – это себялюбие, потому что деятельная любовь всегда чего-то стоит человеку.

Какой самый простой пример, который может быть распространён? Вот, некий человек прогневался на другого человека. Обычно как это бывает? Он тут же высказывает: «Ты неправ, ты то-сё», начинает критиковать, а тот начинает защищаться, возникает спор, иногда и до драки. Хорошо, если не пьяные, а то и до ножа. А по-христиански – надо проявить любовь. А в чём тут может проявиться любовь? Ты очень прав? Отлично. Вот и помолчи. Вот и помолчи, не высказывайся, потерпи. Вроде бы в тот момент, когда человек что-то сказал для тебя неугодное, у тебя в душе гнев. Все мы, люди, борцы за справедливость по отношению к самим себе, готовы рвать и метать, убеждать, кричать, жаловаться, всем рассказывать. А ты прояви любовь и сдержись. А у нас, у людей, не воспитанных в христианском духе, обычно любовь воспринимается как некое чувство. А любовь – это не чувство, любовь – это дело. Поэтому в христианстве любовь называется добродетелью, то есть человек совершает дело любви. А чувства – это вещь мимолётная. Вот воспылал любовью, она подошла и плюнула ему в глаза. Смотрит – а любви у него уже нет, она тут же, мгновенно испарилась, вот прям сразу. Почему? Потому что её не было. Это совсем не любовь, это «нравится», но это совсем никак не любовь.

А вот святитель Николай укоренил в себе, в своём сердце любовь Христову, поэтому и Церковь его вознесла на такую высоту. После Матери Божией наибольшее количество храмов, приделов в храмах посвящены святителю Николаю по всей Руси. Так как он человек чрезвычайно добрый, он и в своей молитве к Богу за нас, грешных, очень быстро отзывается, и поэтому Церковь его именует «скорый помощник и преславный чудотворец». Творит великие дела своей молитвой и очень скоро отзывчив на молитву. Мы не очень отзывчивые люди, мы обычно медлим, забываем. Соглашаемся-то быстро, но семя, не имеющее глубокого корня, быстро засыхает (см. Мф. 13, 5-6). Почему? Чувство-то у нас возникает, мы поэтому так и называем – со-чувствие. Тот страдает, мы посочувствовали: «Ой, надо же, ай-ай-ай, не повезло». А что-нибудь такое сделать – и время нет, и неохота, и сам больной. А вот святитель Николай подходил к этому по-другому, и нам нужно этому обязательно учиться. Почему? Потому что если мы не научимся, не войдём мы в Царство Божие. Потому что настоящая любовь заключается в возможности для человека сострадания. И сострадание должно быть деятельным. Этому надо учиться, это трудно. Потому что во всяком подлинном сострадании содержится обязательно ущерб самому себе. Всякое сострадание деятельное, оно за счёт себя, за счёт своих сил, за счёт своего времени, за счёт жертвования собой, пусть и в малом. Ты должен своё время пожертвовать, вникнуть в проблему, постараться её изучить, помочь наилучшим образом, тем более, когда человек сам это сделать не в состоянии. Человек, будучи в состоянии страдания, теряется в этой ситуации, а рядом находящийся христианин может помочь. Причём когда дело касается наших детей, внуков, тут мы готовы, потому что это как бы мы делаем для самих себя, а очень важно, чтобы этот человек был совершенно к нам не принадлежащий – другой веры или, может, неверующий. Самое замечательное для Бога – когда этот человек является твоим врагом. Господь говорит через апостола Павла: если враг твой голоден, накорми его (Рим. 12, 20). Это показывает, что у тебя действительно в сердце есть любовь. Старец Силуан говорил, как определить, это настоящие христиане или нет. Очень просто: а любят ли они своих врагов? Это значит, есть любовь в сердце не зависимо от того, как человек к тебе относится. Он как-то относится, и Бог с ним. Нам главное – иметь возможность проявить любовь. Вот это перед Богом чрезвычайно высоко. Конечно, если мы не будем в этом упражняться ежедневно, будем только своё оберегать, то мы так со своим и останемся.

Посмотрим, а что же у нас такого своего? Своё у нас – гордость, тщеславие, жадность, осуждение, клевета, сплетни, безделье. Вот с этим своим останемся, и это всё барахло мы принесём на Суд Божий. Нам скажут: «С чем ты пришёл?». Поэтому один человек проживёт жизнь – и исчезает, и из памяти в том числе, и ничего не остаётся, а другой человек что-то такое сделает – и остаётся в веках. Я вот тут недавно узнал, что один мой предок построил два придела к одному храму, один из них – святителю Николаю. Представляете, сколько прошло времени. Храм-то старый, ХVII века, а он это всё сделал в ХVIII, и память есть, архивы есть, храм сейчас по милости Божией начинает восстанавливаться. Видите, как интересно. Он постарался. Даже есть письмо церковному начальству, в котором он просит благословения на то, чтоб пристроить ещё два придела в силу того, что народу стало больше ходить, а храмик там маленький. Видите, как хорошо: сделал человек одно доброе дело – века проходят, а он остаётся в памяти не только родственников. Мне-то это интересно, потому что прямой предок, очень любопытно, я об этом даже и не знал. А для всех, кто хочет интересоваться, открыта информация.

И так – каждый из нас. Если ты будешь жить так, чтобы жить с состраданием, с добром, то, что ты сделаешь, останется в веках. А если, как мы – равнодушно, тогда сотрётся память о нас в истории, какую бы мы должность ни занимали и какое бы жалование мы ни получали. Жизнь напрасна. Жизнь, в которой нет любви, никому не нужна. А жизнь человека, который творит дела любви, нужна Богу. Каждый, творящий добро, есть посланник Божий. Христос, когда пришёл на землю, на глазах у апостолов творил добро. Сыночек у вдовы умер, не на кого ей надеяться – Он его воскресил. Прокажённые идут – Он их очистил. Тем, чем Он располагал, Он служил людям. Две тысячи лет назад по всему миру, на всех континентах, и даже в Антарктиде об этом читали. Это всё записано, и люди этим живут, берут с этого пример. Почему? Добро вечно. Зло – нет.

Ты христианин, ты крестился, Господь тебя выбрал, дал тебе веру. Много же людей не имеют веры и даже не знают, что это такое, а верующих сумасшедшими называют. А христианин делает добро во имя Христово, делает ради Христа. И Господь его избирает таким посланником добра в этом мире. Поэтому каждый из нас может послужить себе, сиречь самому дьяволу, а может – Христу, сиречь самому Богу. Каждый себе выбирает тот путь, которые ему более желателен. Многие выбирают любовь к себе. Сейчас советские психологи утверждают: «Ты себя полюби!». Да спаси и сохрани от этой заразы! Человек и так рождается уже с искажёнными чувствами, всё в человеке перевёрнуто грехом. Любовь существует для того, чтобы любить ближнего. А мы люди, извращённые грехом, поэтому у нас любовь к себе. Это не любовь называется, а эгоизм. Это для Бога отвратительно. И когда мы сталкиваемся с эгоизмом или с эгоистом, нам очень нехорошо. И нам надо думать: а если я проявляю эгоизм, человеку рядом со мной хорошо? Если ты такой правильный, такой справедливый, такой хороший, что ж тебя так все не любят? Что ж ты такой для всех противный? Потому что ты заботишься о себе, о своём покое, хочешь, чтоб всё делали по-твоему. А это совсем не правильно. Господь даёт полную свободу человеку, силком никого не заставляет быть добрым, это никому не нужно. Человек должен сам действовать по любви, и любовь должна его и понуждать на делание добра. А святитель Николай указывает нам правильный, добрый, христианский путь.



NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 4

    1. OlegMS:

      Шел Господь пытать людей в любови,
      Выходил он нищим на кулижку.
      Старый дед на пне сухом в дуброве
      Жамкал деснами зачерствелую пышку.

      Увидал дед нищего дорогой,
      На тропинке, с клюшкою железной,
      И подумал: «Вишь, какой убогой,—
      Знать, от голода качается, болезный».

      Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:
      Видно, мол, сердца их не разбудишь…
      И сказал старик, протягивая руку:
      «На, пожуй… маленько крепче будешь».

      Сергей Есенин

    2. irina.schabranskaya:

      В парке плакала девочка: «Посмотри-ка ты, папочка,
      У хорошенькой ласточки переломлена лапочка, -
      Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю»…
      И отец призадумался, потрясенный минутою,
      И простил все грядущие и капризы, и шалости
      Милой, маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.
      Игорь Северянин

    3. kotova:

      Удивляюсь терпению и выдержке человека, который стоит с микрофоном в руке. Бывает проповеди и дольше, а он так стойко проводит запись. От души желаю ему здоровья и поздравляю всех с днем Святителя Николая.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.