Проповедь о любви ко Христу и об очах веры
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая на всенощной службе 24 декабря 2016 года в храме Благовещения Пресвятой Богородицы (в Петровском парке), по евангельскому эпизоду о явлении Воскресшего Христа Луке и Клеопе [Лк. 24, 13-35].
 

Мы веруем, что в Евангелии ничего случайного нет. Действительно, если человек наблюдает даже свою жизнь, он обязательно увидит, и мне это десятки (если не сотни) раз, говорили, как Господь нас ведёт. Я даже помню, как я исповедовал одного старенького священника, ему уже было крепко за 80. Он говорит: «Я был на войне, был ещё молодым, потом был в ссылке, был в тюрьме. И часто какие-то трудные обстоятельства вызывали ропот, недовольство. А вот сейчас, когда мне уже за 80, я очень глубоко понял, что это всё для меня было благо, что Господь меня проводил через эти испытания, и они на мне очень хорошо отражались, я очень много стал в жизни понимать, и это меня спасло от гораздо более худших обстоятельств, в которых оказывались знакомые мне люди». Вот так бывает, что человек уже на склоне лет это очень хорошо понимает. Если посмотреть на жизнь молодых людей, они очень часто бывают недовольны родителями, учителями, друг другом. У них такая жизнь, они всё время находятся в оппозиции, в борьбе, готовы плакать, кричать, драться, дразниться, друг друга называть разными словами. Так посмотришь, какая-то собачья жизнь вообще. Вроде молодой мальчик или девочка, что ещё хуже: «А вот она скажет, а вот она подумает!». Господи помилуй! Еду в метро, на эскалаторе поднимаюсь, а там какая-то девочка спускается. А вот она подумает! Господи, да пусть думает, что хочет. Я понимаю, если б она там наполовину разбитую бутылку в меня бросила. Ну это ещё как-то могло бы и зацепить. А тут: она подумала! И уже человек приходит в такое состояние болезненно-нервное, состояние страдания. Отчего это происходит? Оттого, что этот человек больной. У него больна душа, она изранена вся. Изранить душу можно и к 12-ти годам, да так, что потом нужно всё заново выстраивать очень долго. Так, чтобы заболеть, достаточно метанольчику выпить 25 грамм, потом будешь всю жизнь лечиться. А если 50 грамм, то на тот свет отправишься.

О чём же повествует нам сегодняшнее Евангелие? Лука, чьё Евангелие сегодня представлено нашему вниманию, один из немногих апостолов, который умел читать и писать по-гречески, и даже был врачом. У него по тем временам какое-то образование было, поэтому из всех Евангелий его – самое обширное. И он очень приметливо всё описал, что с ним было, пока они с Клеопой шли из Иерусалима в Эммаус, который был в 60-ти стадиях от Иерусалима. И понятно, они разговаривали между собой о всех событиях. Даже если б они люди были молчаливые, события были таковы, что молчать было невозможно. А в глубокой древности, когда не было ни интернета, ни телевизора, люди все события узнавали только друг от друга. Иерусалим был очень маленький город, мы знаем практически точно его границы, можно и сейчас приехать, увидеть. Мы так говорим, конечно: «город», но на самом деле это очень небольшая территория, и люди там жили. Если б не было постоянно на праздники тысяч людей, которые приходили туда, потому что там был единственный Храм у народа Израилева истинному Богу, поэтому для того, чтобы принести жертву в Храме или помолиться, для многих нужно было ехать в Израиль. В те древние времена в Иерусалиме и вообще в Иудее жило гораздо меньше евреев, чем по всему миру, потому что занимались торговлей в основном, а для этого надо ездить, путешествовать, деньги менять, кто как устроится. Сами жители Иерусалима практически все друг друга в лицо знали, а слухи распространялись с чрезвычайной быстротой. Сейчас слухи распространяются в гораздо меньшей степени, потому что сейчас, как это именуют, вал информации человеческое сознание переварить не может. Редкий человек может это всё усвоить, а те, кто может как-то анализировать события, обычно даже хорошо зарабатывают, потому что это очень сложно. Поэтому давно уже люди разбились на сектора: один занимается одной проблемой, другой – другой. Как и в медицине: один лечит левый глаз, другой – правый. Всё так поделено.

И вот, Лука с Клеопой идут и говорят о событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус приблизившись пошел с ними (Лк. 24, 15). Молча. Тоже обычное явление. Все путники обычно сбивались в кучки. И сейчас, если какая-то тёмная улочка, одинокий путник ищет, с кем бы пройти, если кто-то впереди, он догонит, идёт вместе, уже не так страшно. Поэтому то, что с ними поравнялся человек, их нисколько не смутило, к тому же они так были увлечены беседой, и, как пишет Лука, глаза их были удержаны, так-что они не узнали Его (Лк. 24, 16). По двум причинам. Первая и главная причина состоит в том, что вид Христа Спасителя после Воскресения изменился, поэтому не только они, но и другие апостолы сразу его не узнавали, и Он им показывал раны Свои, чтобы они убедились, даже Фоме разрешил палец вложить в рану от копья, но тот сказал, что этого не требуется, потому что он и так теперь верит, что перед ним не дух, а именно воскресший Спаситель и Учитель.

Наконец, Господь задал им наводящий вопрос. Он так часто делает. Потому что Бог всегда хочет инициативы от самого человека. Человек часто обвиняет: что же вы не помогли, не научили, не предостерегли? Можно подумать, что если кому-то что-то говорить, то он прям так сразу тебя возьмёт и послушает.

Итак, Он сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? (Лк. 24, 17). Он знал, отчего печальны. Почему Он спросил? Потому что Его это огорчило. Он, Христос как Сын Божий, не был печален, потому что всегда был с Отцом Небесным вместе, и что бы ни происходило, Он исполнял Его волю и этим как Человек он питался. А люди часто расстраиваются оттого, что с ними происходит либо снаружи, либо внутри, в сердце, приходят в состоянии печали. Это происходит от забвения Бога, оттого, что человек забыл, что нужно непрестанно молиться, забыл о том, в чём заключается смысл жизни вообще и его собственный. А жизнь идёт каким-то своим чередом, управляемая самим Господом. А человеку это не нравится, потому что он с детства воспитан в капризах и в попытках добиться от взрослых того, что ему хочется, и все качества греховные он в себе развивает, и это становится его второй натурой.

Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни (Лк. 24, 18). Потому что идёт из Иерусалима, и, собственно, весь город об этом говорит, а человек не знает.

И сказал им: о чем? (Лк. 24, 19). Прямо добивался того, чтоб они начали говорить, потому что очень важно для Него было то, как они к этому относятся. Очень часто меня, например, по долгу службы спрашивают: «А как Вы относитесь…?» о – далее какой-то текст. По тому, как я отношусь, он оценивает меня «свой-чужой». Если я отношусь так же, как он – ага, идём дальше. А если не как он, то стоит ли дальше со мной иметь дело. Такие марочки человек проставляет, потому что сам не понимает, не видит, не чувствует. И он задаёт такие вопросы, чтобы проверить, что там на самом деле есть, и когда в чём-то удостоверится, бывает очень доволен.

Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином (Лк. 24, 19). Интересно, называют Его Иисусом Назарянином, хотя в апостольской общине уже все знали, что Иисус – Сын Божий. И вдруг такой шаг назад. Ещё Пётр исповедовал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16, 16). А уже тут возникло сомнение.

Который был пророк (Лк. 24, 19). Пророк – это очень сильное название, но Сын Божий – это совсем другое, это не пророк. Конечно, Сын Божий всегда и пророк. Как, обращаясь к генералам, можно сказать: «Господа офицеры». Даже команда такая есть: «Господа офицеры» – все должны встать и повернуть голову туда, откуда доносится речь, хотя они генералы. То есть офицеры – это более общее название у командиров, и если человек – генерал, он и офицер, если человек – офицер, это ещё не значит, что он генерал. Если Сын Божий, то значит и пророк. Но они не называют Его Сыном Божиим.

…Сильный в деле и слове перед Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его; а мы надеялись-было – то есть было надеялись, а сейчас уже не надеемся – что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля (Лк. 24, 19-21). Что они понимали под избавлением Израиля? Что Он воцарится как царь в Иерусалиме и устроит новый политический порядок. Как будто Христос сошёл с небес для того, чтобы делать пошлейшую революцию. А большей пошлости и глупости, чем революция, не бывает. Можно с первой до последней революции посмотреть, всегда одно и то же. Пошлость – в силу того, что это уже затасканное слово. Это я не знаю, кем надо быть, чтобы слово «революция» воспринимать как нечто положительное. «Культурная революция» – Господи помилуй! После культурной революции остаются одни руины от культуры. Любая революция – это есть деградация. И думают, что Христос пришёл ради этой пошлости, чтобы устроить другую власть, к этой власти прийти, установить новый порядок, написать новые законы. Господи помилуй! Это вообще не стоит выеденного яйца, эти все человеческие занятия. Что человек может такого придумать? Более того, это совершенно бессмысленная вещь – и сама революция, и новые порядки, и новые законы, вся вот эта машина огромная с парламентами. Это для людей совершенно безбожных, которые обнаглели до того, что думают, что они сами сейчас что-то построят. «Мы новый мир построим». Можно так: «Кто был никем, тот станет всем», а потом другие поживут-поживут, и опять скажут, что это несправедливо, скажут: «Надо, чтобы мы были всем или наши дети». И так всю жизнь, вне зависимости от того, монархия это, буржуазная республика, теократия или диктатура. Не играет никакой роли. Почему? Потому что это всё настроено на заточенность человека на грех и на собственные интересы: что мне выгодно, то я и делаю, а остальное всё только форма. Почему Черчилль однажды сказал, что несмотря на всю мерзость демократии, лучше ничего не придумано. Для кого? Для Черчилля. Потому что ловкие и определённым образом воспитанные люди это могут использовать в своих интересах, что уже давно делается. Началось всё с Англии, но это настолько удобная для них система, что они хотят её распространить на весь мир, и экспорт демократии идёт, и мы оказались в такое счастливое время, когда мы видим, как это происходит. А Сын Божий пришёл не ради этой пошлости. Например, ввести новую моду на одежду: всем отныне длинные юбки носить в пол, всем платки. Что, ради этого что ли? Некоторые думают, что религия – это о том, что должна быть такая юбка, такие брюки, и тогда всё будет православно. Неужели ради этого Христос на Кресте кровь проливал? Ради длины юбок? Ну это же пошло. Неужели это непонятно? Нет, к сожалению, непонятно, потому что человек очень непонятлив. И Лука и Клеопа тоже были очень непонятливы, потому что глаза их были как бы закрыты. И у большинства людей глаза закрыты совершенно, они не видят, что с ними происходит. Как ребёнок, который впадает в состояние истерики, бросается на пол на спину, дёргает ногами, орёт, не понимает, сколь он, этот ангел трёхлетний, в этот момент безобразен. Просто жуть какая-то. А он так хочет добиться своего.

А мы надеялись-было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло; но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли Тела Его, и пришедши сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив; и пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как женщины говорили; но Его не видели. Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! (Лк. 24, 21-25). Ну если глаза души закрыты. А что такое вера? Вера – это видение того, что невидимо. Надо, чтобы спала эта пелена. И вот, Господь Себе выбирает тех, кто способен открыть своё сердце, для того чтобы увидеть очами веры то, что Христос есть Сын Божий. Мы видим, что Лука и Клеопа на какой-то момент это видение потеряли. А что же Господь? А Господь их догнал, стал с ними говорить и потом, когда они уже пригласили Его к совместному ужину, Он преломил хлеб, дал им и стал невидимым. И тогда они поняли.

Как они поняли? Вот тоже очень интересные слова: И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его; но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? (Лк. 24, 30-32). Нет, не горело, к сожалению. Оно горело только у Христа Спасителя. Для чего Он пришёл на землю? Для того чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9, 22). Для этого Он, уже воскресший, пошёл, догнал их на пути в Эммаус, явил им Себя как воскресшего Спасителя, указал им путь: чтобы быть всегда с открытыми глазами, нужно причащаться Святых Христовых Тайн, как Он им заповедовал. Это они ещё недостаточно усвоили, тем более, ни Лука, ни Клеопа, на Тайной вечере не были. Конечно, старшие братья в их апостольской общине наверняка им рассказали. И это уже дело важное. Ради спасения любого человека Господь готов идти за ним и убеждать его, особенно того, у которого уже душа тронута Им и готова идти навстречу Ему. Это очень для нас утешительный эпизод, потому что Сыном Божиим руководит любовь к нам, которая выражается в том, что Он хочет каждому из нас открыть глаза на Себя, чтобы мы увидели в Нём своё спасение. Не в какой-то человеческой пошлости в виде денег, домов, какого-то отвратительного успеха и так далее. На земле очень много всякой красоты, но, к сожалению, вся красота тленна. Всякая. Даже египетские пирамиды, и то подвержены разрушению, ограблению. Всё разрушается. И сам человек. Не разрушается только качество души человека. И ради этого Господь и пришёл на землю, и Он не хотел, чтобы апостолы потеряли то, что они уже приобрели. Они приобрели любовь ко Христу, поэтому когда Его распяли, они опечалены были. То есть Он им стал не чужим.

Это очень важно, чтобы Христос был не некой фигурой двухтысячелетней давности, а тем, Кто участвует в нашей жизни и тем, Кому мы своей жизнью служим. Большинство людей растерянны, они не знают, как жить. Какой смысл в нашей пошлой жизни с её наипошлейшими лозунгами, планами, стремлениями? А что важно в этой жизни? Важно накормить своего ближнего. И Лука с Клеопой сказали: «Пойдём с нами поужинаем», предложили то, что у них было, хотя Он формально был просто путник. Можно было бы подумать: «Что мы, с собой тащили столько километров, чтобы его кормить?». Но в сердце есть любовь к ближнему. Есть самое главное – они неравнодушны, они захотели Ему дать возможность отужинать с ними. И были вознаграждены тем, что спала пелена с глаз. Потому что существуют четыре источника благодати Божией. Один из них – это молитва. Другой – это слово Божие (а тут Слово Божие шло рядом), это Писание, а Христос им привёл на память всё от Моисея и всех пророков, всё, что Писание говорило о Нём, и то, что Он сам им говорил, что Он будет распят и в третий день воскреснет, и они это стали это потихонечку вспоминать. Обычно люди не слышат, что им говорят. Каждый человек занят собой, какие-то у него мысли, переживания. Не слышит.

Сегодня я с одним человеком говорю, он рассказывает: «Вот, сижу, ничего не делаю», я удивляюсь: «Зачем ты сидишь-то? Займись чем-то. Какой смысл ходить на эту учёбу, если тебе это совершенно неинтересно?». Какой смысл? Чтоб мама была спокойна? А каждая советская мама хочет, чтобы у её сына был диплом. Если б она так же хотела, чтоб он вырос бы нормальным христианином, это было бы замечательно. Почему-то к Луке мамаша не приставала: «у тебя какой диплом?», «что ты плохо учишься?». Чтоб чему-то научиться, нужно понять смысл этого, а не просто так – долби, зубри. Никакого смысла. А жизнь человека должна быть наполнена смысла. Что бы ты ни делал, ты должен знать, зачем ты это делаешь или, наоборот, зачем ты это не делаешь. Я не делаю, начинаю размышлять, и вижу, что я это не делаю, потому что мне лень. Но лень – это разве аргумент? Тогда я преодолеваю, заставляю себя делать вместо того, чтоб не делать. Потому что неделание – это тоже дело, только отрицательное. Господь их отблагодарил за их сердечное участие, потому что ещё один из источников благодати Божией – это есть добрые дела, а накормить путника – это самое доброе дело, поступок, равный поступку Авраама, который тоже решил накормить трёх путников, а это оказалась Святая Троица, пришедшая к нему как к отцу всех верующих. Сама Троица, все Три Ипостаси пришли к нему в гости и вместе с ним разделили трапезу. Это совершенно невозможно даже осознать. И здесь нечто подобное.

И каждый из нас, если захочет послужить Богу, если смысл будет в этом, он сможет это сделать. Для этого не надо строить пирамиды или храмы. Можно построить, и ничего это тебе не даст. Очень важно соблюдать завет апостола Павла, который говорил: едите ли, пьете ли <…> все делайте во славу Божию (1 Кор. 10, 31). Потому что можно есть, как свинья, а можно вкушать, как благодарное дитя Божие, которое кормят. Всех людей кормит Господь, и крестьянина, и директора завода. Всё от Бога. Это очень важно для нас, потому что в этом есть смысл жизни, потому что жизнь должна быть осолена тем, что что бы мы ни делали, мы бы делали это во славу Божию. Даже такие простые вещи, как еда и питие. И тут именно этот момент подчёркивается – что во время ужина у них спала пелена с глаз. Великие вещи человеку могут открыться в самом простом деле, в самом обыденном. В самом обычном деле нет никакой пошлости, это Бог благословил нам наполнять эту землю, благословил нам добывать из этой земли то, что нам приходится есть в силу того, что мы смертные существа. Но это надо делать именно таким образом.

Вот если из Евангелия мы сумеем достать эту премудрость, которая там содержится, она даст нам возможность научиться жить, и иметь смысл в нашей жизни, и радоваться этому, потому что жизнь с Богом приносит человеку радость совершенно неизбывную. Что бы человек ни делал, он всегда ощущает, что Бог рядом. И он всю свою жизнь соотносит с Ним.



NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 2

    1. kesil:

      Спасибо. Силы вам Божьей навсегда! Излучать Боголюбие и истинное человеколюбие. (И мне и нам того же. Помоги нам, Господи!)

    2. Marina V.:

      Слава Богу, что он дал нам Вас в научение Слову Божьему, дорогой Вы наш батюшка Димитрий.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.