Проповедь о том, почему Господь родился в Вифлееме Иудейском (2017.01.07)
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, читанная в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в вечер 7 января 2017 года, о том почему Христос пришёл прежде всего к народу иудейскому.

Некоторые люди задают себе вопрос: «А почему Господь родился в Вифлееме Иудейском?» Так ли это важно для спасения человечества – исполнение вот этих пророчеств древних пророков Израиля? В чём тут дело? Почему Христос пришёл к народу, которого называл Своим? По очень простой причине – потому что на протяжении полутора тысяч лет этому народу через специальные школы, через книги Священного Писания вдалбливались в голову определённые истины, которые от Бога. А обращаться к другим народам совершенно бесполезно. Это всё равно что о христианстве беседовать с советскими людьми.

Я однажды беседовал с таким дяденькой, он уже умер сейчас, звали его Эльдар Рязанов. И наткнулся на железобетонную стену, абсолютно нерушимую. У него нет ни в голове, ни в памяти вообще никаких сведений о истории, о России, о языке, о христианской религии. Ничего. Набор каких-то обрывочных сведений из журнала наука и жизнь или братьев Стругацких, совершенно на уровне тупого семиклассника, никак не выше. А разговор начался с того, что был у него докладик, в котором он сказал, что все беды России из-за Кирилла и Мефодия, потому что они создали славянскую азбуку. Это такая новая, свежая мысль. Понятно, продолжим эту мысль: все беды китайцев из-за китайской грамоты. А то, что у них особый язык, особое мышление, чрезвычайно сложная графика, которую очень трудно запомнить. Пока будешь осваивать набор китайских иероглифов, уже станешь умным, потому что нужно запомнить массу вещей – и как они выглядят, и как звучат. Это для нас китайцы – это всё одно и то же, но в Китае живут сотни народов, все пишут одинаково, но там десятки языков. Основных китайских языков только 32. Ну что до этого Эльдару Рязанову, которого научили кинокамерой пользоваться и которой создал хорошие кинокартины, как думает он и как думают другие, которым также внушили, что его бездарные произведения чуть ли не открытие оборотной стороны луны. А это всё настолько смонтировано и настолько вещи малоинтересные и пошлые и вообще не вносят никакого вклада никуда и ни во что. А грузинский алфавит? С ним как? Грузины создали такую великую культуру для того, чтобы у них был какой-то латинский шрифт что ли? Да нет. Много ли народов, у которых язык соответствует их народной собственной графике? Нет. И армянский алфавит, и тайский, и корейский, и монгольский – это драгоценность. Но этого не понять и не оценить таким людям, которые элементарно не образованные, как Эльдар Рязанов и ему подобные. Или современные родноверы, которые ни одной книги вообще никогда не прочли, потому что то, что они говорят, их с головой выдаёт. И эта путаница в падежах, и незнание никакой хронологии. Вообще, когда слушаешь такого человека, хочется лечь дней на десять в психиатрическую больницу, немножко отдохнуть.

Отчего же это происходит? Оттого, что человек, как цветок, который срезали и поставили в бутылку из-под пепси-колы и налили туда хлорированной воды. Через три-четыре дня цветок погибает. Одно из самых драгоценных сокровищ, которое дал Бог человеку – это разум. И с помощью разума на протяжении сотен лет люди создавали культурные и материальные ценности, живя в разных условиях. Некоторые народы живут – и о них известно в истории – две тысячи лет, три тысячи лет, пять тысяч лет. А некоторые народы не таковы. У какого-нибудь великого латышского народа письменный источник датируется концом XIX века. А все советские люди считают, что это очень культурные народы, а у них даже письменности нет, то есть темень непроглядная настолько, что туда даже заглянуть нельзя. Если что-то в шведских, немецких или русских хрониках упоминается, только по этим данным можно состряпать какую-то историю великого латышского народа. Хотя мы все дети Адама. Но один народ создаёт высочайшую культуру, науку и цивилизацию, а другой народ не в состоянии создать даже письменность никакую. И поэтому Господь знал, что если Он придёт к грекам, римлянам, к остаткам этрусков, я уж не говорю про славян, а они уже тогда были, то они не поймут, о чём Он им будет говорить. Это будет равносильно тому, как будто говорить с ними по-китайски. Когда апостол Павел выступал в Ареопаге в Афинах, его просвещённые слушатели, которые принадлежали эллинской культуре, сказали: «Ну ладно, об этом мы тебя послушаем в другой раз». То есть в том, что говорил великий апостол Павел, величайший из апостолов – наша Церковь его именует первоверховным апостолом – они ничего не поняли. Понадобилось полторы тысячи лет, чтобы готовить один маленький народ к тому, чтобы к ним пришёл тот, Который явится Спасителем мира, а Его ученики, которых Он соберёт, пойдут по всему миру и разнесут весть о спасении.

Я уже на пенсии, слава Богу, давно. И для меня это очень интересный опыт – говорить с советскими людьми, которые не только ничего не понимают, а и понять им нечем. Совершенно больные люди. Я всегда в этом смысле сразу вспоминаю апостола Павла в Ареопаге. Они ничего не понимают. Не за что в уме и в памяти зацепиться. В голове какая-то куча. Если разбираться в этой куче, то обнаружишь там астрологию, «Битву экстрасенсов», «Воспоминание о будущем» Дэникена. Всё вот так. Я даже однажды с одним очень высокопоставленным чиновником беседовал. Он и сейчас жив, по-моему, депутат сейчас, но уже не при должности, госслужба кончилась, 60-ти лет достиг, генерал. Он говорит: «Я глубоко верующий человек». Дальше он открыл рот и начал говорить, в чём состоит его вера, во что он верует. В любой религии нормальной его бы сожгли на костре, как какое-то чудовище. А у него как-то это всё так слепляется, потому что всё это такая болтушка из каких-то отрывочных лозунгов, которые некогда ему понравились. Такое клиповое сознание, как у современных детей, которые запоминают лозунг из одной рекламы, из другой, из третьей и этими иероглифами начинают общаться между собой. И когда им предлагаешь Пушкина, они не понимают, а что тут, в этом Пушкине. Вообще не понимают. Им просто рассказать о поэзии невозможно. В китайском языке нет иероглифа, который обозначает «личность». Это о чём говорит? О том, что в языке нет такого понятия. Как, простите, человеку, у которого нет такого понятия, объяснить, что такое второе Лицо Пресвятой Троицы? Это очень и очень непросто. С помощью каких лингвистических инструментов постараться это объяснить?

Очень многое из того, что древние пророки передали Израилю, было искажено. Это естественно, потому что человек всегда в силу своей падшей и отпадшей от Бога природы скорее склонен веровать во всякую чушь. Ему объявляют, что «учение Маркса всесильно, потому что оно верно». И тот, кто это говорит, и тот, кто это повторяет, конечно, они никогда никакого Маркса не читали и прочесть его не смогут в силу того, что они не имеют марксового образования. Поэтому они берут готовый лозунг и им, как рапирой, маневрируют. Но Маркс, а вернее, его учение, конечно, сыграло в нашей бедной стране определённую роль. Это важно, но не очень. По крайней мере не так важно, как то, что говорил Христос.

Христос не сразу пришёл на землю. Он обещал Своим ученикам, что Он придёт второй раз. Его слово в те времена не имело никакой конкуренции, потому что не было ни у кого никаких СМИ, никаких журналистов, никаких писателей. То, что Христос сказал, а апостолы записали, начинало действовать. И люди воспринимали это непосредственно. И Христос говорил на простом языке, и апостолы на этом же языке написали. Это наречие по-гречески называется кини. Это не высокий язык эллинской мудрости, а для самых простых. И говорил очень просто, а более сложные вещи объяснял притчами, для того чтоб каждый рыбак, каждый пастух, каждый земледелец, каждый торговец тканями или рыбой, если захочет, он может прочесть и сам понять. Но должен быть некий понятийный аппарат. Нужно иметь представление какое-то, пусть и смутное, о загробной жизни, о Суде Господнем. То, что Он пришёл именно в Вифлеем – это для того, чтоб облегчить народу веру в Самого Себя как Сына Божия. На самом деле это не важно, Он мог и в современном Бангладеш родиться, и за полярным кругом, где сейчас Нарьян-Мар. Конечно, не играет роли, ведь вся земля – Господня. Но Господь родился именно в Вифлееме, потому что каждый иудей знал, что Христос родится в Вифлееме. Каждый иудей слышал это от своих родителей, потому что вообще во всех странах дети получали домашнее образование. Так что рождение Иисуса в Вифлееме было лишним косвенным доказательством того, что Он Христос, в переводе с греческого на еврейский – Мошиах, или в нашей транскрипции – Мессия. Это не просто человек, это Сын Человеческий, Который есть Посланник Бога Вышнего. Потому что такие сложные вещи как то, что Он Сын Божий, были им непонятны. У них уже сознание начинало двоиться, троиться. Нет, они веровали в одного Единого Бога.

Представьте себе ситуацию. Она очень похожа на теперешнюю российскую или американскую. Каждый верует во что хочет и во что может. В какую секту его привели, то он и исповедует. А некоторые, вообще, одни веруют в экономику, а другие веруют в себя. Тоже очень интересно. А чего в самого себя веровать? Посмотри в зеркало – вот он ты. «Я, – говорит, – верую в себя!». А что ты можешь? А если тебе по морде дать? А если сильно дать? Человечек, 10 минут – и ты котлета, беззубая и молчаливая. Вот и все твои «человек – это звучит гордо». Человек – это звучит смешно, когда человек гордый.

Было очень важно, чтобы каждый израильтянин знал, что Мессия придёт в Вифлеем. И вот, Он родился в тишине этой Вифлеемской пещеры. Родился зачем? Чтобы спасти. И каждый человек, принадлежащий народу Израиля, знал слово «спасение». Только, понятно, что для того, чтобы детям объяснять, приучать их к музыке, бывает, что учителя для музыки подбирают какие-то картинки. Что такое музыка? Иногда сам композитор поступает подобным образом. Это особым образом сгармонизированные звуки. А композитор говорит: «Времена года». Никакие это не времена года, и даже и совсем не похоже. Но люди потихоньку привыкают и начинают от «Времён года» стараться в своей душе вызывать некоторые образы. Так же и здесь: некоторые детские образы вызывало и слово «спасение». В то время, когда Христос родился, все мечтали о спасении от римлян, потому что самое дорогое у человека – это не жизнь, как Островский написал в своём романе, самое дорогое – это денежки, это ради них он трудится, ради них воспитывает детей, ради них даёт детям образование. Всё ради денежек. Ради денежек он и работает. Всё самое дорогое. А тут трагедия – часть своих денежек, которые ты зарабатываешь, ты отдаёшь римлянам. Мало того, ты-то принадлежишь народу Божьему, ты знаешь, что Бог – Един. А римляне? А римляне – язычники. В дом к язычнику нельзя зайти. Поговорка на случай, если ты с человеком в какой-то распре: пусть будет он тебе как язычник и мытарь (Мф. 18, 17). Это самое презренное существо на свете, а ты в силу того, что у римлян есть когорты, легионы, должен отдать им самое дорогое на свете – свои собственные денежки. Поэтому можете себе представить, как римлян не любили. Поэтому думали, что спасение – это спасение от римлян. Но Христос сразу сказал: Царство Мое не от мира сего (Ин. 18, 36), кесарю платите кесарево. Это вообще не имеет никакой цены. Твои денежки – это просто ничто, это смешно, это для дураков. Денежки – это сказки для дураков. Сегодня у денежек одна цена, а завтра посмотришь в эксчейндж, увидишь там другую цену. Всё зависит от того как люди, которые этими деньгами манипулируют, договорятся. А ты будешь пожинать плоды их договора. Обыкновенный человек в этой ситуации вообще никто, он вообще ни на что не влияет. А есть вещи, которые влияют. И влияют не только на нашу земную жизнь. Конечно, на земную жизнь денежки каким-то образом влияют, а на некоторых людей влияют настолько сильно, что они денежкам посвящают вообще всю свою земную жизнь, и жизнь собственных детей, и все мечты вокруг этого. Нет, Господь говорил о другом – о качестве души. Выражаясь простым языком, хороший человек или плохой, или совсем дрянь.

Бог задумал человека прекрасно и поселил его в раю. Бог желал бы, чтобы человек мог это оценить, не просто смотреть на рай, как баран на новые ворота, а чтоб мог оценить его красоту, чтоб полюбить мог и насекомое, и птицу, и земноводных, и рыб, и прекрасных животных, и возделывать эту землю, как сад, радуя этим и себя, и своих деточек, и Самого Господа Бога, Который был ему Отец. Но человек нарушил заповедь, преступил то, что Господь велел ему не переступать, и вкусил – это такой образ художественный – от древа познания добра и зла. Что за этим скрывается – это не важно на самом деле. Важно, что он согрешил, он поступил против воли Божией. И в результате стал и смертным, и болезненным. Конечно, он не так скоро умирает, как мы теперь, едва до девяноста доживая. И то это при очень хорошем генетическом материале. А Адам-то жил почти тысячу лет. Но всё равно пришлось умирать, и ничего с этим не сделаешь. Это стало новым законом.

Господь любит Адама, а в Адаме и всех нас, мы любимое творение Божие. Господь всех любит, но стал только Человеком, для того чтобы научить и показать всю красоту замысла Божия во Христе Иисусе. Он вырос среди людей и явил себя людям. Не только Его речь, не только смысл Его слов, но и все Его поступки, каждый Его жест – это есть то, чему Господь хотел бы научить каждого из людей. Но для этого человек должен сохранить в себе нечто, что было в Адаме и осталось неуничтоженным в каждом из нас, несмотря на все перипетии нашей жизни, жизни наших родителей, испорченности нашей природы – не только умственной, душевной, но и телесной. Вот такая задача. Действительно, она по масштабу и по смыслу цели она величественная, как вселенная, и под силу одному Богу.

В силу того, что человек согрешил, и ему помог в этом другой человек, то и Богу так угодно, чтобы спасение пришло через людей. Поэтому самое главное дело Христа Бога на земле было создание Церкви, где одни люди с помощью других людей, которые уже восприняли учение Христово, могут помочь человеку в его спасении. Спасение заключается в том, чтобы соединиться со Христом. И в этом соединении спасение. Не в том, чтобы человека воцерковить, его всему научить, чтоб он без ошибок в ударениях читал по-славянски. Это хорошо, но это не приводит к спасению. А приводит ко спасению то, если человек, как некая веточка, привьётся ко стволу, который есть Христос. Он так и говорил: «Я есть истинная виноградная лоза, а вы вот эти росточки» (см. Ин. 15, 1-4), то есть в нас должны быть такие же мысли, такие же чувства, такие же слова, как были в Нём. Понятно, что никаким усилием воли это невозможно добиться. Представьте себе, кто-то из нас последний гад. И вот, он задумает стать с завтрашнего дня очень хорошим. И что? Да ничего. Расслабился – опять гад. Это невозможно. Должно произойти чудо преображения. И это может сделать только Бог. Бог может исцелить и тело человека, и душу. И в Евангелии об этом написано, как один прокажённый Ему сказал: Господи! Если хочешь, можешь меня очистить (Мф. 8, 2). Господь ответил: хочу, очистись (Мф. 8, 3). Вот, собственно, и всё. Вот и пришло спасение. Спасение – от веры. Христос может спасти и хочет. Спасение не оттого происходит, что мы топаем ножкой, плачем, что вот «я несчастный, я никому не нужный, я такой, вообще всё не так». Это просто в человеке говорит неверие. Он ещё не нашёл Спасителя. А Спаситель сказал Своим ученикам: «Я пошлю вам Утешителя» (см. Ин. 15, 26). Спаситель всегда утешит человека. Человек обретёт то, что не купишь ни за какие деньги, потому что он приобретает Самого Бога и становится проводником и носителем Божественной благодати. И Божественная благодать и спасает, и преобразовывает человека. Человек может стать другим только под воздействием благодати Божией. А какая ж роль самого человека? А роль человека заключается в том, чтобы вести такую жизнь, чтобы благодать Божия захотела прийти в твоё сердца. Бог смиренный, никому Себя не навязывает. Хочешь, человек, живи так. Не хочешь, живи по-своему. Если ты чего-то не понимаешь, вот тебе Евангелие, написано на самом простом языке, переведено на русский величайшими специалистами пушкинского времени под руководством митрополита Филарета. В то время на Руси это был самый умный и самый образованный человек. Он не один, целая группа была церковных учёных, но сам митрополит Филарет – это вообще дивный старец. Мощи его почивают в Храме Христа Спасителя, каждый может прийти, помолиться у его мощей и попросить премудрости от него.

Для этого пришёл Господь. Не для того, чтоб мы светло праздновали. Не для того, чтоб мы восклицали: «Желаем вам мира, света, любви…» и 28 тысяч каких-то ничего не значащих слов. Христос пришёл, для того чтоб спасти всех, кто хочет спасения. И Он уже спас. Нам нужно только это усвоить. Потому что Церковь – это уже спасение. И некоторые люди даже понемножку это чувствуют. Говорят: «Выхожу из церкви и чувствую, что что-то во мне изменилось». Да, меняется. С некоторыми бывает сразу, а с некоторыми бывает через десятилетия. Это зависит и от самого человека, и как Господь решит. То, что легко достаётся, то мало ценится.

Так что с Рождеством Христовым, мои дорогие.



Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 8

    1. andych:

      Дорогой Димитрий Николаевич!
      .
      Э. Рязанов вовсе не пребывает во тьме непроглядной. Как сказал Шота Руставели: «И когда заходит солнце, светят звёзды и луна». Угасло Красное Солнышко князя Владимира, «закатилось солнце земли русской» Александра Ярославича, так и засветили золотом денежки западной цивилизации, на которую многие смотрят с благоговением. Вот и В. В. Познер не устаёт высказываться в том духе, что для России лучше было бы принять католицизм, а все беды связаны с выбором православия. Напрасно, видно, потрудились для земли русской великие князья: не оценили их потомки. Да и тогда многие не понимали: как это — спасать веру и отвозить Батыю золото и серебро?!

    2. Eugenia69:

      Каждое слово, каждая мысль, каждое движение души этого человека исполнены любви, истинного ума, правды и силы. Какое счастье быть так близко! Хотелось бы, чтобы так было всегда:) Сил Отцу Дмитрию, доброго здравия, помощи Божией и вечной благодати. СПАСИБО!

    3. FotinaS:

      Отец Димитрий, СПАСИБО ВАМ! Без Ваших проповедей чувствую себя сумасшедшей. Когда слушаю Вас, хочется плакать от радости. Дай Бог Вам здоровья и многие лета: Вы как глоток воздуха. Без Ваших бесед можно задохнуться.

    4. irinamir:

      Как Вы правы Батюшка, хочется чтобы благодать поселилась в сердце, а делать для ее прихода почти ничего и не делаешь. СПАСИБО ВАМ ЗА ПРОПОВЕДИ.

    5. Lena.it:

      Спаси Господи за «единое на потребу»!!! Последние проповеди прямо «до разделения составов и мозгов».

    6. Elena_Eleonora:

      Спасибо, отец Дмитрий! Это проповедь просто деятельность скульптора — стругаете нас как пеньки, это больно, но потом видишь что у тебя внутри.

    7. galinapostnikova:

      Многая и благая лета Вам, дорогой отец Димитрий! Спасибо за вразумление. Спасибо за огромное утешение, которое дают Ваши проповеди и беседы.

      • MikhailSht:

        Присоединяюсь к Галине. Вы, батюшка, будите рассуждение и мозги. Бывает, просто себе раньше говорил — «башкой надо думать», после ваших проповедей понимаю, что это вполне нормальный и правильный позыв. Спаси, Господи, отец Димитрий, помолитесь о нас пожалуйста.

        р.Б. Михаил.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.