Проповедь о тайне крещения и преображения человека
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы (в Петровском парке) 19 января 2017 года на праздник Святого Богоявления, Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Вместо песни «Святый Боже» на Рождество, на Пасху, на Крещение, на Троицу Святая Церковь воспевает: Елицы во Христа крестихомся, во Христа облекохомся (Гал. 3, 27). Этот обычай идёт из глубокой древности. Когда-то в самом начале жизни Церкви тех людей, которые пожелали стать христианами, крестили только один раз в году – в Великую Субботу. Потом по мере увеличения количества желающих креститься стали крестить и на Рождество, и на Троицу, и на Крещение. Как я уже неоднократно говорил, Крещение и Рождество – это был один праздник, именовавшийся Богоявлением, праздник явления в мир Христа Спасителя. Это песнопение всегда исполняется во время принятия человеком святого крещения, как некое обращение Церкви к нему, как призыв.

В сегодняшний знаменательный и очень любимый день в нашем народе неплохо нам подумать, а некоторым людям вспомнить, а некоторым людям с интересом или без интереса узнать, зачем мы крестились или, например, зачем нас крестили. Когда меня крестили, мне было меньше года, я, понятное дело, давно забыл это событие и прожил 14 лет, зная, что я крещёный, зная, что я верую в Бога, но не знал, зачем меня крестили и как это вообще связано. Что связано это как-то, я, конечно, может быть, догадывался, но, по крайней мере, об этом особо не размышлял. А потом пришло время, в 14 лет прочитал Евангелие и стал уже более или менее осмысленно к этому относиться, а уже с 15-ти стал в церковь ходить. Церковь меня всему научила и продолжает учить до сих пор, потому что многое из того, что я знал даже наизусть, я уже теперь и забыл даже. Если мне устроить экзамен, я, пожалуй, что-то очень важное перепутаю, но самая суть осталась.

В этом песнопении заключена сама суть того, зачем человек принимает святое крещение. Так как же переводится это песнопение? Я понимаю, что мало кто запомнит, но сейчас легко найти любой текст и любой перевод, хоть на арабский. Елицы во Христа крестихомся, во Христа облекохомся (Гал. 3, 27). Если человек неплохо владеет русским языком, он может по корням примерно понять, о чём речь. Те, которые крестились во Христа, облеклись во Христа. Что значит «облечься во Христа»? Как это вообще происходит, зачем это надо? Это надо для, если кратко сказать, спасения души. В чём спасение? Спасение заключается вот в чём: чтобы в сердце человека, который крестился, Христос победил грех. Сам человек грех победить не может. Человек может усилием воли и с помощью воспитания достичь того, чтобы не совершать какие-то грехи, назовём их временно ветхозаветными. Но победить грех не может. Ну, какой взять для примера грех? Ну, например, заповедь не укради (Исх. 20, 15; Втор. 5, 19). Если человеку с детства долго внушать и ставить в угол, читать соответствующие сказки, а может быть, рассказ Носова «Огурцы», с такой целью, чтобы у ребёнка твёрдо в голове засело, что воровать, даже огурец с чужой грядки – это плохо, он с помощью такого воспитания может достичь того, что перестанет брать чужое. Но грех преодолеть он не сможет, он всё равно навсегда останется вором, потому что каждый человек есть дитя Адама, Адама дьявол соблазнил на грех, и когда Адам отпал от Бога, вся его природа исказилась. Поэтому каждый человек, родившийся на земле, завистлив, даже те люди, которые говорят: «Я совсем не завидую». Это не так. Просто зависть такое хитрое духовное заболевание, когда зачастую человек даже не знает, в чём причина его недоброжелательства к другому человеку. А когда ему скажешь, а всё время приходится ему об этом говорить: «А не завидуешь ли ты?», человек тут де понимает: да, завидует. Просто он сам иногда это не осознаёт, но в подсознании эта зависть есть. А раз завидуешь, значит и вор. А что такое зависть? Это когда я хочу себе то, что есть у другого, а у меня нет или есть, но в меньшем количестве. И преодолеть во мне вора может только Христос. Когда для меня украсть будет так же тошно и противно, как съесть полуживую раздавленную трамваем лягушку, то есть что-то совершенно для меня невозможное, потому что мне это отвратительно, неприятно, вызывает только рвотные чувства. Вот таким образом вернуть нашу природу к её исконному состоянию может только сам Бог, но для этого нужно облечься во Христа. Облачается человек в разные одежды. Один древний святой однажды сказал, что смирение – это есть одеяние Божества. Все люди, родившиеся на земле с мала до велика горды. Вот сегодня даже мальчонка тут, не достигший трёх лет, выпендривался. Почему он выпендривается? Потому что он гордый человек. Он считает, что он пуп земли, хотя он вообще никакой не пуп. Он ещё никто, и неизвестно, кем вырастет. Но если так будет продолжаться, и родители будут в беспомощности разводить руками, то вырастет очередное чудовище. Это понятно. Потому что нужно же воспитывать. Так что гордость присутствует во всех. А гордость не даёт возможности Христу действовать в нас. Поэтому человек должен облечься в смирение, и тогда наше сердце привлечёт благодать Святаго Духа. И благодать Святаго Духа как величайшая творческая сила и нашей вселенной, и всего невидимого мира, исходящая от Бога, будет нас преобразовывать. С нами произойдёт преображение. Мы из воров, завистников, клеветников, сплетников превратимся в других людей. Мы совершенно изменим знак направления нашей жизни. Это сотворим не мы, а благодать Божия. А чтобы её достичь, нужно смирение.

Я знаю одну хорошую, красивую женщину, способную, разносторонне талантливую, но иметь с ней дело совершенно невозможно, потому что в короткой беседе на четыре минуты она 16 раз скажет «я». «Я закончила то-то, я получила это, у меня синий диплом по этому, красный по этому, фиолетовый по этому, я это, я то». Ну кому это интересно? Вообще никому. Только интересно самой себе. Ну и что? Раздувайся, как жаба, от тщеславия, пока не лопнешь. Благодать Божия в такой ситуации не может даже прикоснуться. И только когда человек смирен, Господь его посещает и может его преобразить. И плод этого преображения описан в Послании к Галатам святаго апостола Павла: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23). Человек становится таким. Не таким, с какими мы встречаемся в институте, на работе, в трамвае, в метро, в магазине, в поликлинике. Нет, это всё бедные-несчастные, больные духовно люди. Потому что они всё время: «Я, я!». Для них это всё важно: бумажки, железки. Некоторые даже не стыдятся фигурировать на доске почёта. То есть это вообще для детского сада. Нет, взрослые люди. Что они делают? Они этим гордятся. А хуже состояния души, чем когда человек гордится, ничего не бывает. Бог создал вселенную и как вершину этого творения создал человека, а он, вместо того чтобы идти к Богу, гордится. То есть находится в состоянии, которое называется мерзостью перед Богом (см. Притч. 16, 5). И никак его в этом не остановить.

Святая Церковь каждому крестящемуся напоминает и призывает: если те, которые во Христа Иисуса Крестились, во Христа облеклись, надо облечься не в звания, не в умения, не в награды, не в дорогие одежды и домы, не во множество блистательных друзей, не в знания. Нет. При условии, если ты хочешь быть христианином. Конечно, не все, ходящие в церковь, хотят быть христианами. Иногда трудно понять, зачем они ходят в церковь, чему они здесь учатся. Ведь как была бабой-ягой, так и осталась, только стала хуже. Человек должен к старости быть вообще как Ангел, все страсти-то угасают. Нет, становится уже окончательно бабой-ягой, бесповоротно. Спрашивается, зачем сорок лет в церковь отходила? Всё напрасно. Вот будет горе, когда душу возьмут от тела. Скажет: «О, Господи!», а Господь ответит: «Отойди, Я даже тебя не знаю, вообще не знаю, кто ты есть» (см. Мф. 7, 21-23). Потому что Бог только благодатью Своей, которая пронизывает человека, его узнаёт. Он его делает своим (см. Еф. 2, 19). Имеется в виду, что каждый, кто хочет креститься, хочет стать. Апостол Павел пишет: Вы граждане неба – а не Российской Федерации – и свои Богу (Еф. 2, 19). Это он объясняет своим духовным чадам, учит. Это нечто гораздо более важное.

Всё для Бога. Если женюсь – для Бога. Выбираю жену не покраше, побогаче, нет. Не это важно, а то, насколько она устремляется к Богу. Потому что цель брака христианского – не такая, как у прочих людей, нет. Цель брака – это создание домашней церкви, чтобы дома было как в церкви. А цель создания домашней церкви только одна – детей вырастить не членами-корреспондентами Российской академии естественных наук с окладом полторы сотни рублей, нет. Цель – вырастить христиан. Мальчиков и девочек. Чтобы они выросли христианами, вот какая цель. Не зарплата, не работа, не какая-то карьера. Это всё абсолютно никому не нужно и малоинтересно. Я имею в виду мир небесный. Все наши карьеры, достижения, всё наше земное строительство Богу не нужно, потому что для Бога важно состояние, устройство нашей души. Для этого Он пришёл на землю, для этого пострадал за наши грехи, для этого Он основал Церковь Божию.

Церковь это праздник нам устроила для того, чтоб мы вникали умом и сердцем в то, что есть крещение, зачем Христос пришёл на землю, что Он говорил, что это значит. Церковь – это совсем не для всех. Для всех вот вода, пожалуйста, почерпните, несите домой, пейте, купайтесь на здоровье, можно и шею намылить, чтоб она была почище. Всё замечательно, гигиена. Да здравствует гигиена! Ибо самое главное что? Здоровье. На этот вопрос советские люди отвечают бодро и весело. И вообще, в здоровом теле здоровый дух. Главное – жить здорово, потому что всё здорово. Всё чтоб было без печали, чтоб, не дай Бог, ничего не болело. Нет, христианство – это совершенно из другой оперы. Христианство – только для тех, кто хочет быть своим Богу. Если ты хочешь Богу быть своим, всё, что есть в христианстве – твоё. Если у тебя какие-то другие задачи, то ты не туда попал, причём это не значит, что мы тебя выгоним. Стой, может, что-то в голову, а может, и в сердце войдёт. И может, тебе захочется, допустим, избавиться от сребролюбия и стать христианином. Чтоб ты не затевал всякие комбинации для прибыли в семейном бюджете, а богател бы, как сказано в Писании, в Бога (см. Лк. 12, 21). Вот единственное богатство, которое Бог приветствует. Нынешний праздник для этого.

Как здорово, все собрались, и все крещёные. Для нас открыты двери спасения. Крещение открывает дверь человеку в Церковь. Он может этим воспользоваться, может этого отречься, может про это забыть, может этим вообще не интересоваться. По миру ходят сотни миллионов крещёных, и им до этого крещения нет никакого дела. Да не будет с нами этого, но, наоборот, пусть наше сердечко загорится, чтобы нам стать своими Богу (см. Еф. 2, 19).



NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 4

    1. veteranjeno:

      Спасибо, батюшка, храни Вас Господь! Проповедь Ваша как всегда чёткая, ясная и познавательная. Мозги прочистили, теперь хорошо бы в голове осталось для чего меня в детстве крестили, да до сердца дошло. Господи, помоги!

    2. Михаил:

      супер, особенно с примером раздувшийся жабы от тщеславия

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.