Проповедь об истинных Израильтянах
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова на Торжество Православия по евангельскому тексту о встрече Иисуса с Нафанаилом [Ин. 1, 43-51].
 

Сегодняшняя Неделя посвящена Торжеству Православия. Православие восторжествовало в результате восстановления почитания святых икон. Очень важное событие в жизни Церкви. И, конечно, не каждый человек в те далёкие времена, когда возникло движение против икон, мог в этом разобраться. До сих пор наши братья-баптисты и другие люди, которые не понимают, в чём тут дело, продолжают задавать вопросы, на которые ещё в VIII веке был получен изумительный и блестящий ответ Иоанна Дамаскина. Это движение было по всему миру, потому что в исламе, который только что народился, тоже была война против изображений, которая дошла до того, что вообще изображение человека считалось неприемлемым, поэтому, когда мы знакомимся с исламским искусством, мы там видим только орнамент. Такой мы видим у них догмат.

Господь обещал, кто в миру оставит отца, мать, братьев, сестёр и друзей, тот в Церкви найдёт в сто раз больше (см. Мф. 19, 29). Наш древний брат, Иоанн Дамаскин – само слово ничего вам не говорит? – жил в Сирии и был сириянин. Он написал целые трактаты в защиту святых икон, и когда иконопочитание было восстановлено, а ересь иконоборчества закончилась, растворилась в Церкви в небытии, люди поняли, как это важно, какое значение для Церкви играет икона. Она утверждает важнейший догмат христианства о вочеловечении Христа. Как во Христе есть две природы – Божественная и человеческая, так и в иконе есть две природы. С одной стороны – это дерево, краски или камень, потому что священные изображения были из разных материалов, и из керамики, из мозаики. Они отражают небесный мир. И когда мы смотрим на образ, ум наш возносится к первообразу. Это очень важное и полезное для нашей души действие, которое даёт нам возможность с большей опорой на наш опыт молиться Богу. И поэтому почитание святых икон было в Церкви восстановлено, чему мы радуемся до сего дня.

Когда приходим мы в протестантскую церковь, нам кажется, что мы оказались в каком-то клубе. Там какие-то лозунги висят, стены голые. А наши храмы украшены шедеврами, абсолютно неповторимыми и драгоценными, которые нам также свидетельствуют и о Христе, и о Божией Матери, и о святых. Это облегчает молитву к ним, что весьма полезно для нашей души, по своим грехам и благодаря атмосфере, разлившейся в обществе, в котором мы живём, далеко отстоящей от Бога.

Вот странная вещь: несмотря на то что в сегодняшнее воскресенье мы празднуем восстановление Торжества Православия и установление, что иконы почитать и любить – это есть православно, Святая Церковь избирает для чтения на этот день Евангелие от Иоанна из первой главы, где повествуется о том, как Господь наш Иисус Христос восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром (Ин. 1, 43-44). Тоже очень интересное сведение. Что ж это за городишко такой – Вифсаида, откуда произошло столько апостолов? Может быть, в их синагоге был какой-то человек, духовно близкий господу Иисусу Христу. А может, там жил кто-то из учеников Иоанна Предтечи.

Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему абсолютно правильную вещь: из Назарета может ли быть что доброе? (Ин. 1, 45-46). Нет, не может быть. Потому что Назарет – это город Галилейский, и там живут язычники, еретики и даже хуже.

Филипп говорит ему: пойди и посмотри (Ин. 1, 46). То есть одно дело – формальное знание. Ну, например, один человек говорит про другого: «Я тут познакомился с одним парнем. Знаешь, замечательный человек! Он только вчера вышел из тюрьмы». Его собеседник удивляется: «Ну ничего себе, ты себе нашёл дружка!». Ну может ли человек из тюрьмы быть хорошим? А тот ему отвечает: «Ну ты пойди посмотри». Тот пошёл посмотрел, и говорит: «Да, действительно. Хоть и из тюрьмы, а такого хорошего парня я ещё в жизни не встречал». То есть глаза ему сказали гораздо больше, чем формальный признак. Это замечательно, что Господь Своих учеников учил поступать не как чиновник, который смотрит в бумагу, в резюме, на отпечатки пальцев, а учил смотреть человеку в глаза и изучать, какой человек есть на самом деле. И здесь то же самое произошло. И Господь им в этом помог.

Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства (Ин. 1, 47). А остальные? А остальные не подлинные. У них может быть израильский паспорт, они могут соблюдать субботу, они могут день и ночь читать Тору, они могут одеваться так, как они считают должным одеваться религиозным людям. Они женятся только на своих. Они в полной уверенности, что они истинные израильтяне. У Мессии совсем другой взгляд на вещи. Только тот истинный Израильтянин, в котором нет льсти, в котором нет ничего от дьявола. Почему Господь избрал из всех народов, которые населяли землю, одного Авраама, и его стали называть отцом всех верующих? Совершенно не потому, что он принадлежал к какому-то роду-племени, и не потому, что ему принадлежали большие стада. Нет. Потому что в нём не было той самой льсти и он очень внимательно жил по своей совести и исполнял такую важнейшую добродетель – всегда принимал странников, и однажды под видом странников принял в своём шатре Святую Троицу, Которая ему явилась, и он беседовал с самим Богом. А уже из его чресел Бог произвёл новый народ в надежде, что память о своём пращуре сохранит этот народ в веках, что и произошло.

Но в процессе жизни происходят отклонения. В семье сначала не без урода, потом уродов становится больше. К сожалению, это так. И дошло до того, когда сам Мессия, Которого ждали больше тысячи лет, пришёл, Его благополучно распяли на Кресте, как беглого раба, хотя не мог в Нём никто найти вообще никакого изъяна. Когда человек абсолютно ни в чём не виноват, чтобы его обвинить, его обязательно нужно оклеветать. А что такое клевета? Клевета – это враньё. И вот, оклеветали, что Он хотел Храм взорвать, Он экстремист, Он террорист, Он посягает на государственную власть. Он и Пилату сказал: Царство Мое не от мира сего (Ин. 18, 36). Но Его обвиняли, и никто слушать не хотел, потому что истина льстивых людей не интересует. Что же их интересует? Только собственная выгода. А выгода была в чём? Почему же нужно было обязательно Мессию уничтожить? А потому что за Ним пошёл народ. То все шли за ними, а все ж люди братья, люблю с них брать я. А если они пойдут за Ним, это ж Он будет всё Себе брать. А я? А я потерплю урон. Поэтому я использую лесть, лукавство, обман, оклевещу праведного, что и было сделано. А подлинный Израильтянин – это Нафанаил, который так поступить ну никак не мог. Господь увидел этого юношу, и сказал: «А вот это истинный Израильтянин».

Очень много в разных религиозных системах людей, которые служат истине, и людей, которые хорошо устраиваются не для того, чтобы истине служить, а чтобы неплохо, как у нас модно теперь говорить, себя чувствовать. Ну какое-то время, потом всё равно ждёт преисподняя. Никак нельзя этой преисподней ни одному льстецу избежать. Но он в своём сознании мысль о преисподней отодвигает и всякие рисует себе картинки, говоря себе: «Бог же это любовь, Он меня простит». Да Бог тебя давно простил. И Бог вообще до таких вещей не опускается, чтоб кому-то мстить, кого-то наказывать. Человек гоняет ночью на мотоцикле и попадает под КамАЗ. Это что, Бог его, что ли, наказал? Нет. Это ты сам дурак. Это ты сам. Человек всё делает сам. Бог никого не наказывает. Человек оказывается в преисподней, потому что он её выбрал. Она ему гораздо больше люба, чем то, что обещал Христос. Христос – это единственный на земле Человек, в Котором нет льсти, в Нём нет ничего от греха. А человек – существо грешное, подлое, склонное предательству, лживое, поэтому ему лесть, подлость и враньё любо. А Бог никого не наказывает, человек сам выбирает: либо Царство Небесное, либо смерть под КамАЗом.

И вот интересно, почему же Святая Церковь на торжество православия выбирает именно это Евангелие? Потому что именно в этом Евангелии утверждается Торжество Православия. В этом юноше, Нафанаиле, есть торжество чистоты, веры, благородства. Его сердечное устроение такое же, какое Господь хотел бы каждому жителю земли.

Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам (уже обращаясь ко всем остальным Своим будущим ученикам): отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (Ин. 1, 50-51).

Хотим быть истинными Израильтянами? Об этом уже говорили сто раз. Что такое Церковь? Церковь – это новый, настоящий Израиль, с которым Господь заключил Новый Завет. Те, кто верует в Господа Иисуса Христа и служит Ему, и есть истинные Израильтяне. А другие? А другие, к сожалению, лицемеры и циркачи, которые избирают для себя самоизмышлённые правила. Сами сочиняют правила, сами их исполняют и думают, что вот это угодно Богу. Нет, Богу угодна только чистота твоего сердца. И вот это и есть та истина, к которой человек должен стремиться, если он хочет быть христианином.

Но зачастую человека занимают на этой земле ещё какие-то вещи. Вчера по радио кто-то спросил: «А как относиться к здоровым амбициям?». Да никак. У христианина, если человек хочет им быть, только одна амбиция: чтобы Господь к нему пришёл и обитель в нём сотворил. А всё остальное, что есть в этом мире – это уже заплесневелое барахло, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут (Мф. 6, 19). Так сказал Спаситель мира и Создатель всей вселенной. Остаётся только поверить этому.

Каждый человек живёт по вере. Один верит, что надо жить богато, и думает, что богатство сначала даст ему счастье, а потом он пару храмов построит и войдёт в Царствие Небесное. Нет, с этим ничего не получится. Ничего не выйдет. Потому что строя храм, не обязательно ты строишь своё сердце. А сердце должно быть храмом. А это совсем другой труд. Это неплохо, когда строит человек завод какой-то, или храм, или фабрику колготок, ничего плохого в этом нет. Но самое главное, что он должен строить – это своё сердце, как обиталище Святаго Духа. И вот это и есть Торжество Православия в сердце данного человека. Так вот православие – так угодно Богу – должно в нас восторжествовать. По замыслу Божию. Конечно, не во всех, это совершенно очевидно. Как священник, который вас исповедует, готов присягнуть: большей половине это всё совершенно не нужно. А нужно там по работе, чтоб с детьми, чтоб у внука операция прошла, чтобы всё было благополучно, соседи чтоб не заливали, чтоб пенсию не задерживали. И уже человек счастлив. Ну и хорошо. Кроме одного: Царствия Небесного не видать, как своих ушей. Человек получает только то, к чему он стремится, причём не просто удовлетворяя доброкачественные амбиции, а всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею (Мк. 12, 30), всем своим существом. Только в этом случае. Когда уже ни мать, ни отец не дороже, чем Господь Иисус Христос. Недаром Господь сказал: «Кто любит отца, мать, мужа, жену, детей больше, чем Меня, тот Меня недостоин» (см. Мф. 10, 37). Сколько в нашем сердце внимания уделяется спасению и Спасителю, а сколько – родичам или ещё чему-нибудь?

Подходит ко мне молодая леди и плачет, говорит: «У меня нет подруг». Стоит в церкви. А другом Создателя вселенной не хочешь быть? Что твои подруги? Да они тебя сразу на любого дружка сменят. Подруга – это вообще очень ненадёжный элемент, а уж когда замуж выйдет, вообще про тебя забудет, ты ей вообще будешь не нужна. Как так – стоять в церкви и плакать о чём-то ещё, кроме как о том, чтобы в объятия Отчии прийти? Странно и смешно. Это говорит о том, что человек может и в церкви пребывать, а мысли, чувства, стремления очень далеко от этого отстоят. Кому чего. Вот ребёночек плачет. Он что, о Боге плачет? Нет, просто душновато. Вот, ему надо на природу. Чтоб стать христианином, ему нужно до этого перестать быть зверьком, которого только и надо, чтоб было тепло, сухо и сытно. И ещё хорошо бы, чтоб ласково. Всё, как котёночек, от которого он ничем не отличается.

А христианин живёт ангельской жизнью, чего Господь нам в этот праздник Торжества Православия всем и желает.



Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 8

    1. sergobor:

      Огромное спасибо за ваши мудрые слова и смелое сердце. Храни вас Господь.

    2. Димитрий:

      Спасибо Вам, батюшка Димитрий, за все! С прошедшим Днем рождения! Многая лета!!! Храни Вас Господь много, много лет…

    3. HanlyNeximus:

      Эту проповедь (и не только эту) надо транслировать по всем каналам в прайм-тайм.

    4. Lenok_:

      Дорогой батюшка ДИМИТРИЙ!
      Вы, как заботливый отец, учите нас жить: тянуться к Богу, создавать семьи, воспитывать детей, помогаете нам становиться разумнее, добрее, чище душой, крепче в вере. Спасибо Вам за мультиблог, календари, книги, выступления на телевидении и радио — за все Ваши труды — они нам помогают жить!
      С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!!!
      Крепкого здоровья Вам и Вашим близким, радости, бодрости, много-много сил, долгих лет жизни, помощи Божией во всех делах и начинаниях. Пусть Господь хранит и милует Вас везде и всегда!

    5. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам отец Димитрий!Поздровляю Вас с днем рождением!Хранит Вас БОГ!Гаихарет!!!

    6. irinamir:

      СПАСИБО! Очень мысль про брата понравилась. Как можно разглядеть себя по отношению к родным и близким. Одно дела когда говоришь «Ты же мне Брат» и совсем другое когда — «Я же тебе брат» СПАСИБО Вам за труды.

    7. VIKTOR:

      Спасибо,батюшка.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.