Проповедь о христианстве как сораспятии Христу
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая на Крестопоклонную неделю Великого поста, по словам Христа Спасителя Своим ученикам [Мк. 8, 34-38; 9,1].
 

Для Крестопоклонной недели Святая Церковь избирает слова из Евангелия от Марка, где евангелист Марк передаёт речь Христа Спасителя, обращённую к Своим ученикам: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34). Вот в этих словах всё Евангелие. Во-первых, Господь призывает исключительно тех людей, которые хотят, потому что Евангелие, спасение, Царство Божие – это совсем не для всех. Много званых (Лк. 14, 24), потому что Господь зовёт вообще всех, родившихся на земле, но совсем не каждое сердце откликается, а только тот, кто действительно хочет. Так же и в храме совсем не все хотят. Не только «не все», а большинству это совершенно не требуется. Это большинство совсем не хочет идти за Христом, а хочет чего-то своего, идти за чем-то таким своим, что нравится. Всё время какие-то возникают хотения начиная с детства: «хочу, хочу, хочу». И так это всю жизнь и продолжается. И для них Господь говорит: отвергнись себя. Потому что если кто-то из нас вдруг захочет идти за Христом, то это действие должно предваряться отвержением себя. Ведь Христос куда идёт? Он идёт на Голгофу. А что там на Голгофе происходит? А там Христа распинают. А что такое христианство? Христианство – это есть сораспятие Христу. Каждый, кто хочет за Христом идти, он идёт на Голгофу и с Ним, со Христом, идёт на распятие. А большинство людей хотят, чтобы всё было хорошо. То есть задача прямо противоположная. И Господь здесь напоминает сразу же: возьми крест свой, и следуй за Мною. Человек отвергается себя, берёт свой крест. Каждый человек всё хочет мир переустроить: людей, порядок в государстве, хочет заставить всех окружающих поступать по его воле. Это совершенно задача не христианская, даже противоположная христианству. Христианство выражается в этих словах: возьми свой крест. А крест – это как раз то, что предлагает нам жизнь: это наши болезни, это наши родители, это устройство того мира, в который мы родились. Крест – это наши умственные способности или, наоборот, их отсутствие. Это всё крест. Крест – это здоровье наше, крест – это отсутствие здоровья. Почему так Господь устроил? Он это не устраивал. В том, что жизнь превратилась в крест, виноват сам человек, потому что не поверил Богу. Первыми не поверили Ева с Адамом. И мы так же, потому что Господь говорит, а мы этому не верим. Мы всё хотим жизнь переустроить по-своему – так, как мы это чувствуем, понимаем, как нам нравится. Теперь появилось замечательное латинское слово. Все хотят, чтоб им было комфортно. Но ведь нельзя спросить у Человека, Который висит обнажённый, прибитый ко Кресту, под палящим солнцем: «Ну как, Тебе, комфортно?». Разумеется, что если человек произнесёт такие слова, это значит, что он просто присоединился к тем издевательствам, которые вокруг и так звучали, подобно призывам: если Ты Сын Божий, сойди со креста (Мф. 27, 40).

Очень немногие из религиозных людей становятся христианами. Человек сам покинул то райское состояние, которое Господь ему создал. Сначала Господь создал рай, а потом поселил там людей. Но люди сами нарушили это устройство, и пришлось им выйти. И теперь большинство людей хотят устроить для себя рай. Некоторые думают о всеобщем благе, думают: «Вот мы сейчас придумаем такую конституцию, такие законы, и будет рай на земле». Ничего не получается. Как рай ни строй, всё равно получается концентрационный лагерь, потому что человек такое существо, что каждый стремится к чему-то своему. И некоторые люди убеждаясь в том, что нельзя сделать всеобщее благоденствие и блаженство, приходят к выводу: хотя бы сделаю для себя. И тоже не получается. То бабушка нудит, то папа пристаёт, то мама. Меня не понимают! Особенно страшно, когда жена. Я ей говорю, а она меня не понимает. А что там понимать? Один хочет своего, а другой хочет своего. А что такое понимание? Каждый от другого требует христианства: ты своё оставь, а только всё для меня, и тогда всё будет правильно, хорошо, это значит, ты меня поняла. А христианство – это совсем наоборот, это я делаю всё и делаю всё для неё. Ну вот, человек никак с этим не соглашается, поэтому он весь в муках, в страданиях живёт. Годы идут. Жизнь становится бессмысленной. Эта идея фикс, которая им владеет, приносит ему одни только страдания. Но отвергнуться себя человек не то что не может, а он не хочет. Вот в этом трагедия нашей жизни.

Дальше Господь пытается это объяснить ещё более подробно: кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8, 35). Смысл существования нашей души не в том, чтобы её всячески ублажать. Чего бы мне ни захотелось, буду к этому стремиться! Нет, совершенно по-другому. Кто хочет душу свою сберечь, он свою душу поставит на службу и будет служить Богу, ближнему. В этом смысл. Тогда он душу приобретёт. Приобретёт для чего? Для Евангелия и для Бога. Потому что цель не в том, чтобы себе приобрести что-то приятное, а цель в том, чтобы как можно шире и больше и глубже послужить Богу через ближнего. А зачем это нужно? Тем более ближний – это такое противное существо, не приведи Господь. Ради него вообще ничего и делать-то не хочется. Но делая, приобретаешь очень важные свойства для своей души, которые совершенно необходимы для того, чтобы тебя посетила благодать Божия, а только она может спасти человека. А спасение заключается в преображении. Вот это противный, никчёмный, глупый человек вдруг преображается под действием благодати Божией и становится источником спасения и для себя, и для всех других. Но этого можно сподобиться только служа.

Так и Христос, Который сказал: Аз посреди вас есть, яко служай (Лк. 22, 27), то есть «служащий». И самый яркий символ этого – когда Он перед Своей смертью взял, налил в таз воды и умыл ноги ученикам. Потому что слова молодые люди обычно не запоминают. Очень часто даже на исповеди, чтобы убедиться, что человек тебя понял, я говорю: «Повтори». Иногда бывает так, что это повторение так далеко отстоит от того, что я сказал, что принимает противоположный смысл. Приходится говорить три раза, четыре, пока что-то в голове застрянет. Но как только человек дойдёт до остановки, он всё равно забудет. Что тут делать? Вот Господь использовал такой приём: Он им показал, потому что часто человек запоминает именно само действие, а слова, которые объясняют эти действия, он не запоминает, а уже потом, когда он вспоминает само действие, что-то до него доходит. И вот поэтому Господь умыл ноги Своим ученикам, чтоб показать, что если Он, Христос, создатель вселенной, Им же вся быша, Он умыл ноги этим ребятам, простым неграмотным рыбакам, которые на 90 процентов вообще не понимали Его, то это и есть самое главное, что нужно запомнить человеку, который захотел стать христианином.

Какая польза человеку, если он приобретет весь мир... (Мк. 8, 36). Все земли мои, вся недвижимость – моя, все армии – мои, все деньги во всех банках в разных валютах – мои, все музеи – мои, все красотки – мои, а всё мужичьё – это мои вассалы. Всё – моё. Приобрёл весь мир. И дальше что? А если душе своей повредит? Ну пожил, всё твоё. Вот антихрист когда придёт, он будет владеть всем миром. Пройдёт всего три с половиной года, и придёт Христос и уничтожит его, и всё. Вот его царство – всего три с половиной года. И будет новая земля и новый мир. И тем, что он приобрёл, он не сможет даже воспользоваться. Это ничто. Поэтому все потуги человека бессмысленны. И Господь это постоянно показывает человеку.

Был такой богатый человек, говорят даже, что он самый богатый, Аристотель Онассис. Сыночек, наследничек, разбился на самолёте, дочка после смерти папочки скоро умерла. Ну и кому это всё досталось? Никому. Сколько он старался! Даже женился на Жаклин Кеннеди, жене убиенного президента Америки. Сколько он людей убивал, сколько он рвался к этому богатству, имел самый крупный торговый флот. Денег столько , что можно что хочешь с этими деньгами сделать. И что толку-то? И пожил-то недолго, и помер. И ничего с этими деньгами доброго не случилось. Всё рассыпалось.

Возьмите хотя бы в Москве любое здание и посмотрите историческую справку. Каждые 30 лет меняется хозяин. Человек строит, платит деньги, всё делает. Раз – умер. Наследники продают, другой занимается, третий, четвёртый, пятый...

Вот была камергерша Анна, умерла её внучка, и она построила храм Благовещенский. Потом пришла советская власть, сделали склад. Здесь, в центральной части шурупы, гвозди, всякие такие скобяные изделия, в алтаре – краски, слева – мясо, рыба, картошка, свёкла, крупы. А вот справа – забыл. Но это не важно. А наверху – старая мебель и гуляющий ветер.

Сейчас в Санкт-Петербурге битва такая идёт смешная за Исаакиевский собор. Монферран построил музей, он бы хотел, чтобы люди ходили в музей, покупали билеты, лезли наверх и смотрели на Санкт-Петербург. А сейчас что? Пришли церковники и требуют отдать им музей. Причём с самого начала, как только Монферран построил этот собор по заказу императора, то сразу церковники пришли, отняли и стали там службу служить. Какое безобразие! И какая ж наглость, что хотят сделать вход бесплатным! Это вообще непредставимо! Когда пришли большевики, они первым делом всё серебро и всё золото с собора из интерьера ободрали. Где то всё? В Швейцарии, в банках.

Так что меняются хозяева с каждым поколением людей. И даже когда придёт сам антихрист, он ничего не сможет сделать, потому что жизнь человека на земле, когда человек пытается сделать по своим желаниям во что бы то ни стало, никогда не сложится.

Христианин вроде бы отвергается самого себя. Нынешние психологи говорят: «Понимаешь, ты полюби себя, ты поживи для себя». Дети? Да чихать на них, надо всё для себя, от жизни надо всё взять. Ну возьми всё. А потом куда это всё? Это всё никуда. А ты сам куда? Как «куда»? В преисподнюю. Там собирается народишко, который жил для себя.

Но в это надо верить. В этом-то и загадка, что человек думает, сомневается. Особенно такие дураки находятся, которые утверждают: «Я считаю...». Полторы книжки прочёл и уже считает. «Я считаю это, я считаю то». Ты что, поумнее, чем Василий Великий? И чем человек звонче рассказывает другому о том, что он считает, тем глупее он выглядит. И не только выглядит, он на самом деле глуп. И единственно правильная жизнь – это жизнь, согласованная с волей Божией, которая, к счастью, изложена в Священном Писании, потому что ученики Христовы записали Его слова и нам оставили. Две тысячи лет все те люди, которые хотели стать христианами, читали это слово и в своей жизни обязательно применяли.

Дальше Господь говорит: какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк. 8, 37-38). Это как раз речь идёт о том времени, когда Господь придёт на землю второй раз, но уже не как сын Иосифа Плотника, хотя и царского рода, а во всей Своей славе, в Божественной силе и со всеми Ангелами. И что там антихрист со своими чипами будет делать, со своей тотальной слежкой за каждым? Что он сможет сделать? Да ничего. Всё это в божественном огне расплавится.

Каждый человек в зависимости оттого, что у него в сердце, сам выбирает ту жизнь, которой он живёт. Кому веришь? Какой образ жизни ты выбираешь? Что для тебя является смыслом твоей жизни?

Для чего ты воспитываешь детей, кого ты хочешь вырастить? Спортсмена, учёного или ты хочешь вырастить христианина? А иногда так посмотришь, как родители воспитывают, видишь, что они хотят вырастить урода, потому что таково воспитание и папочки, и мамочки, и бабушки. Слава Богу, дедушка не участвует, он занят либо рыбалкой, либо телевизором, ему всё давно надоело, отстаньте от него. Единственный нейтральный человек. А остальные все аккуратно уродуют детей. Отдают их во всякие заведения уродские, чтобы не только своей силой, но ещё с помощью специально подготовленных уродов уродовать детей. К сожалению, это так. А самое главное упускается. Поэтому дети и хотят не понятно чего. Один хочет быть космонавтом, другой хочет архитектором, третий ещё кем-нибудь. Все занятия вполне приличные, для Бога это вообще нейтрально. Подходишь к могиле, написано: «Сидоров Афанасий Захарович», но никто ж не пишет: «Слесарь 6-го разряда». Ну какая разница? Никакой. Важно только одно – он умер и жил как христианин или нет. Вот это важно для Бога, потому что от этого зависит участь в вечности. Он свою душу-то потерял ради Евангелия, он всё оставил, чтобы Евангелие воплотить в своей жизни? А если получится, и в жизни своих детей. Тогда здорово: сам стал христианином и детей вырастил христианами. Не уродами, а христианами. Хотя по-чешски «урода» – это значит «красавица», от слова «уродился». У нас тоже говорят: «уродился на славу», такое есть выражение.

Надо нам над словами Господними задуматься, которые нам евангелист Марк нынче напомнил, в день, когда выносится на середину всех храмов Крест Господень, который нам напоминает о смысле жизни. Отвергнись себя, возьми крест свой, следуй за Христом – и это лучше. Тогда душу приобретёшь для Бога и для Евангелия в вечности.



Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 3

    1. Avakym 5738:

      Говоря современным языком, проповедь СУПЕР ЛЮКС !!! Дай Бог, Вам здоровья !!!

    2. СветланаМ:

      Благодарю Вас, отец Дмитрий, за Ваше смирение и служение нам, «исчадиям советского ада». Сколько же горней любви нужно иметь в сердце, чтобы повторять снова и снова тупым, одержимым современникам высочайшие истины. В надежде, что дрогнут наши каменные сердца и блеснет из них лучик прозрения. Только сегодня оценила силу Вашего терпения, благородство Вашего Креста.
      Да прославится Господь через создания свои!

    3. Nina V.:

      Спасибо, отец Димитрий! Все верно… Такая короткая жизнь. Материальные блага играют роль, но не дают ощущения полноты жизни, если не помогать другим…

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.