Проповедь в день памяти мчч. и исп. Михаила, кн. Черниговского, и боярина его Феодора, чудотворцев ---
Воскресная проповедь о должниках и о взаимоотношении человека с Богом.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Проповедь в день памяти мчч. и исп. Михаила, кн. Черниговского, и боярина его Феодора, чудотворцев ---

Господь сказал притчу: »Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими» (Мф. 18, 23). «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин» (Мф. 13, 45). «Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего» (Мф. 22, 2). Речь идёт об одном и том же, но Господь раскрывает разные аспекты Царства Божия. Потому что, как сказано у апостолов, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). И чтобы прояснить это для своих учеников и всех тех, кто хотел Его слушать, Господь прибегал к притчам. Особенность притчи в том, что, будучи словесным повествованием, она даётся в определённых образах, ярких и запоминающихся. Человеческий ум исследует такой образ, и этот образ продолжает жить в нём. Теперь, конечно, у каждого в доме может быть Евангелие, и можно прийти домой, сесть и почитать, ещё раз поразмышлять, – в этом нет никакой трудности. А в древности было не так много людей, знающих грамоту, книга же стоила целого состояния. Нам трудно это представить, но позволить себе купить рукописную книгу (потому что книгопечатание было изобретено уже довольно поздно) могли даже не все церкви. А приточный язык очень способствовал тому, чтобы люди запоминали слышанное. Причём, в древности не было такого, как мы теперь говорим, информационного потока, в котором слово Божие практически не слышно: чтобы на нём сосредоточиться, нужно всё отложить, самому почитать, вникнуть. Иначе, все эти шумы, которые существуют в виде литературы разного пошиба, телевидения, Интернета, – как ластиком стирают всё из сознания. И в этом смысле жить тогда было гораздо легче. Но всё-таки притчи запоминаются. И, когда мы их запоминаем, они через подсознание действуют на нас благотворно. Две тысячи лет прошло, а они своей актуальности не теряют. Хотя и сказаны две тысячи лет назад, но мы-то с вами живём в первый раз, и для нас всё вновь. Мы родились уже в этом информационном шуме, но, если у нас есть желание, мы всегда можем пробраться к истинному слову Божию.

Итак, «захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов» (Мф. 18, 23–24). Десять тысяч талантов – это не какая-то конкретная сумма, но некий образ. У меня есть кружка китайская, на которой по-китайски написано «жить тебе десять тысяч лет». Хорошее пожелание, но, с одной стороны, это невозможно, а с другой – и неохота. Но это, опять же, некий приточный образ, и мы понимаем его условность. Таким образом, и здесь речь идёт не о сумме – в то время ни одно государство не обладало такими средствами, – десять тысяч талантов. Это столько золота, что и на целой флотилии нельзя было увезти. Речь идёт о том, что человек, этот раб, должен был своему господину бесконечное количество.

«А как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему» (Мф. 18, 25–27). О чём это речь? Это говорится о взаимоотношении человека и Бога. Каждый человек почему-то считает, – обычно с этим сталкиваешься, – что Бог ему что-то должен, и он вступает с Богом в отношения «Ты – мне, я – Тебе». Но на самом деле всё, что вокруг, и самого человека создал Бог, и всё принадлежит Богу. Человек должен быть рабом Бога, но по глупости своей он думает, что является самостоятельным существом, и может свою жизнь устраивать как ему угодно. В результате долг растёт, а отдавать нечем. Со времён советского режима считается, что «раб» – это чуть ли не оскорбление. А на самом деле – ничего подобного. «Раб» –от слова «работать», один и тот же корень. Смысл человеческого существования – работать для Бога, «сами себе и друг друга», и всю жизнь предать Богу. Вот какая задача стоит. И жена, и дети – это всё должно принадлежать самому Богу. И потому даже Церковь смотрит на брак, как на домашнюю церковь. «Большая» Церковь состоит из таких маленьких церквей. И если каждая семья – это церковь, то там, внутри, должны быть такие же отношения, как и в самой Церкви, как и в приходе. Но это «должно». К сожалению, люди об этом забывают.

А о чём это, что это за желание такое Отца Небесного – посчитаться? Но дело в том, что люди сами устраивают с Богом отношения торговли, отношения «Ты – мне, я – Тебе». В этом нет любви. И, что это за период, когда Господь начинает считаться с любым человеком? Это период сразу после смерти. Ведь, живя на земле, человек может заблуждаться, может заниматься чем угодно, верить во что угодно, иметь свои мнения – более или менее просвещённые, более или менее дурацкие, далеко стоящие от Истины или ей противоположные. Всё это происходит по гордости. Маленький человечка думает, что он такой важный, умный, может обо всем судить-рядить, но на самом деле он может охватить очень небольшой спектр бытия, поэтому попадает в заблуждение. Но вот человек предстал на Страшный Суд, и оказалось, что всё закончилось. И жену, и детей у него как бы забрали. Они остались там, а он умер, и остался без всего: без своей библиотеки, без своего автомобиля, без друзей, без курева, вообще без всего, – стоит голенький. Но что ты, такой голенький, на Страшном Суде скажешь Богу? Я часто задаю вопрос: если ты сегодня вечером умрёшь, завтра что будешь делать? Как твои планы, как твои ссоры, как твоя месть, как желание что-то купить или что-то продать – это всё куда? А это, оказывается, совсем не нужно. И вот раб пал к стопам своего господина и говорит: прости, я всё отдам. Конечно, это смешно, ведь что может человек отдать Богу? Это, наверное, только в кино: «А хочешь, любимая, я подарю тебе эту звезду? А хочешь – эту?» Потому что мне это ничего не стоит. Если подарить букет цветов – это тысяча рублей, а звезду – нет проблем. Их столько, что можно двадцать восемь тысяч любимых одарить, и они через полчаса уже забудут, где она, звезда. Это для дураков сказки, – человек в молодости, он и есть дурачок, а когда влюблен, то подавно, у него вовсе с головой что-то аномальное происходит. И получается, что это обыкновенная пошлость, и ничего интересного, важного за нею не стоит. Очень легко что-то совершать, что тебе совсем ничего не стоит. И очень трудно, когда нужно твоё участие. Поэтому человек ничего не может отдать Богу. Бог – владелец всему. Он даже хозяин нашей жизни и нашей смерти. И можно только одно: «прости». И Господь почему смилостивился? Потому что Господь добр. И что Богу нужно от человека? А чем муравьишка в лесу может угодить слону в Африке? Да ничем. Единственное – это признать, что ты живёшь неправильно, покаяться, измениться. И этот человек покаялся, поэтому Господь его простил. Видите, как просто? Покаяние рождается от любви, это припадение человека к любви Божией.

«Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» (Мф. 18, 28–33). Действительно, после того, как тебе столько простили, неужели трудно простить такую мелочь, как сто динариев? Это совсем не много, на это и пальто не купишь. Но жадность. Эта страсть понудила даже человека в темницу посадить. Хотя и не сказано, как образовался этот долг. Ведь бывают обстоятельства, когда человек надеется всё вернуть: работает на работе, выплачивает кредит, и вдруг контора, где он работал, разорилась, – человек на улице. А банк, имея в своём активе миллиарды, лишает маленького человечка жилья.

Иное дело – какой-нибудь авантюрист, а при нём безумная мамочка, которая для сыночка что хочешь сделает. Я знаю одного гражданина, – «бизнесмена», – лишил квартиры мать, отца, брата, жену. Всех разорил, а они бесконечно ему верили. Это вместо того, чтобы пойти работать. А вот у кого-то взять, вложить, всё проиграть, взять, вложить, всё проиграть – и так без конца, – это пожалуйста. Но здесь человек сам виноват. Не за то отец сына лупил, что играл, а за то, что отыгрывался. Как у казино можно выиграть? Это совершенно невозможно, – математически невозможно. В казино есть не только чёрное и белое, а есть еще Zero. А уж если кому-то случайно и повезёт, то всё одно за тобой придут и всё отберут – вещь совершенно безнадёжная.

И «призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» (Мф. 18, 32–33).

Да, надлежало, по логике вещей, исходя из этой притчи. «И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям» (Мф. 18, 34). Кто эти истязатели? Это демоны, которые мучают несчастную душу после того, как она уйдёт в другой мир, пока не отдаст всего долга. А долг отдать нельзя, поэтому и мучение будет вечно.

«Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18, 35).

«Но как же так, если он не прав? Долги надо отдавать?» – спросите вы.

Надо. «А он должен. А как же я?» А ты прости. Ты – прости. Мы живём здесь очень короткий период времени, и тратить время и свою душу на то, чтоб добиться какой-то своей правды – это бессмысленно. Поэтому иной говорит: ну, я тогда вообще никому не буду ничего давать. Отлично. Но если ты не будешь никому ничего давать, то ты станешь очень неприятным человеком, и тебе тоже никто никогда ничего не будет давать, – даже и руки тебе не будут давать. Положим, тебе хорошо жить одному, как сыч, никому ничего не давать. Но вот ты уже состарился, заболел, и надо, чтобы кто-то за лекарством сходил. И как ты будешь? Как будешь, при твоём эгоизме? Нет. Добро нужно делать ради самого добра. У каждого человека есть свой порог жадности, можно сказать. Или, если угодно, щедрости. И не только в материальном плане, но вообще. У каждого человека есть некий ресурс времени, сердца, воспитания, что тоже немаловажно. И нужно исходить из этого, потому что Богом приемлется только доброхотное даяние, – когда человек с желанием делает добро. И делать нужно даже не ради человека, – каждый человек грешен, а нужно делать ради самого Бога, потому что Бог так делает.

Сказано в Писании, что Бог «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 45). Господь на всё взирает милостивым оком, и желает, чтобы и все были такими. Ведь в результате нашей с вами жизни мы не должны стать богатыми, мы не должны стать известными, мы не должны достигнуть каких-то должностей. Это всё абсолютная мишура, которая мало кому будет интересна через несколько лет после твоей смерти или через два года после того, как тебя сняли с должности. Это вещи очень временные. Здесь есть парадокс: каждый человек уже ощущает себя бессмертным, потому что душа его бессмертна, но тело, к сожалению, имеет свойство болеть, стариться, и рано или поздно всё земное заканчивается.

Поэтому Господь в этой притче говорит, что нужно нам богатеть в Бога. Что это значит? Нужно приобрести определённые качества души. Если мы не хотим в результате своей жизни быть отданы истязателям, но хотим быть с Богом, то мы должны приобрести для своей души такие же божественные свойства. Если Господь каждому из нас готов простить десять тысяч талантов, то неужели мы, живя на этой земле, из-за каких-то пустяков будем со своими братьями и сёстрами скандалить, обижаться? Этим самым мы разрушаем отношения между нами. Мы не можем без ущерба для своей души осуждать, ругать, превозноситься. Всё это нашу душу приводит в состояние болезненного разора. А Господь, наоборот, хочет нас собрать, хочет, чтобы душа наша была наполнена любовью.

Вот этот главный запас, которого мы должны достичь. Если бы можно было пойти в некий магазин, а перед этим продать всё: и одежду, и квартиру, и всё, что есть – всё продать и на это купить Любовь Божественную… Ничего не выйдет. Поэтому и сказано: « если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13, 3). Любовь не купишь. Хотя в одной притче сказано, что «подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Мф. 13, 45–46). Он так захотел её иметь, что продал всё имение и купил эту жемчужину. А что мы имеем? Только жизнь. Мы имеем только свою волю. И если мы хотим быть христианами, хотим быть с Богом и в этой жизни, и в вечности, то на это мы должны употребить всю свою волю в течение всей жизни, тогда будет и искомый плод. Всё остальное нужно постольку-поскольку.

Некоторым удаётся уже в течение жизни испытать полное разочарование. Бывают такие люди – ответственные, дисциплинированные, у них всё хорошо. Но не это важно, а важно, есть у тебя в сердце любовь к Богу, или Бог для тебя – что-то такое неведомое. А как достучаться к Богу? Способ только один: через ближнего. Господь Сам сказал: «что вы сделали одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 45). Поэтому, послужить ближнему – значит послужить Богу. Некоторые говорят: и что же, так и будут на мне ездить? Но если этим ты служишь Богу, чего же лучше? Пусть так. Значит, ты всем нужен. Что в этом такого страшного? Больше, чем ты можешь, всё равно не сделаешь. Но нужно заниматься таким деланием, которое нас из плохого человека сделает хорошим, из лживого – честным, из жадного – щедрым, из блудного – целомудренным. Вот этим делом надо заниматься. Это дело и есть духовная жизнь, потому что без Бога это невозможно. Только Бог может изменить нашу падшую природу.

Комментарии.

    Комментариев 3

    1. sever900:

      Простите за замечание, кажется ошибка грамматическая «Болярина его Фёдора» или всё же Боярина»? Спасибо за Вашу работу.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.