Проповедь о вере и сострадательной любви
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова по евангельскому эпизоду об исцелении одержимого духом немым Господом нашим Иисусом Христом [Мк. 9, 17-29].
 

Сегодня во всех православных храмах читается Евангелие от Марка, где повествуется о том, как один человек из народа, вроде как один из нас, пришел к Спасителю и сказал: Учитель! Я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет – по описанию болен сынок эпилепсией – Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его – этого немого духа, – и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если можешь, сжалься над нами и помоги нам (Мк. 9, 17-22). Это замечательные слова, потому что страдания дитяти или страдания другого какого-то человека, которого ты любишь, отражается и на тебе. Они страдают вместе. По-разному, конечно. Но сострадание имеет такое свойство, что человек боль другого принимает как свою. И, собственно, Господь и хочет от каждого жителя земли услышать именно это. Потому что любовь и проявляется в сострадании. А когда: «Мамочка, ой, я так тебя люблю!» – «Ну хорошо, доченька, помой посудку» – «Ой, мам, потом», как это называется? Это называется: вот и вся любовь. А здесь он пришёл, просит за него: сжалься над нами и помоги нам (Мк. 9, 22).

Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему (Мк. 9, 23). Если хотя бы хоть сколько-нибудь. У нас же другая манера: мы всё хотим, чтоб кто-то за нас сделал. А все рычаги у нас. Сам Господь сказал: Просите и дастся вам (Мф. 7, 7). А что ж мы так не делаем? Да очень просто – а мы не веруем. Поэтому и не молимся и всё ищем кого-то, кто будет за нас молиться. Нам это, нам то, нам сё.

И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! Помоги моему неверию (Мк. 9, 24). Какая-то вера в нём есть, раз он ко Христу пришёл. А с другой стороны, Господь его обличил, потому что веры, конечно, маловато. Ведь можно было, оставаясь дома, взять и помолиться.

Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался как мертвый, так что многие говорили, что он умер (Мк. 9, 25-26). Люди всегда говорят, и даже чаще, то, что им кажется, а не то, что есть на самом деле. «Ой, мне показалось» – а уже излагает так, как будто он был очевидец, а ничего такого нет. Обычно: «Я свидетель! А что случилось?». Потому что человеку хочется обязательно быть участником чего-то.

Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошёл Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине... (Мк. 9, 27-28). А почему наедине? Потому что каждый человек горд. Ему трудно признаться в своей немощи, трудно признаться в том, что он болван, трудно признаться в том, что он ишак и сын ишака. И что позорней всего, у него ещё есть амбиции. Он хочет обязательно скрыть то, что он болван, и кем-то таким представиться очень важным. Но понимая, что никакой важности нет, хотя бы причёску сделает. Какую? Ну какую, модную. Ты не лыком шит, у тебя причёска, ты очень важный человек – для самого себя. А для остальных всё равно болван. И вот, они стеснялись своей немощи, поэтому остались наедине. Ну, они уже друзья все. Говорят: «Вот, мы ничего не смогли сделать».

Почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9, 28-29). В этом зачале эта завершающая фраза очень важная. В некоторых древних списках Евангелия, сделанных ещё в то время, когда Евангелие переписывали от руки, слова «поста» даже нет. «Род сей изгоняется от молитвы». Вот эти слова очень важны. Если человек имеет веру, как хотя бы зерно горчичное, самое малое из семян, если с твёрдой верой попросит у него, Господь даст, при одном условии – если желание наше совпадает с желанием, или говоря по-славянски, с волей Бога. Воля – это и есть желание. Тогда Господь даст. А если нет, значит, Богу угодно, чтоб ты подождал, потому что сейчас ещё не время. Хочет поупражнять тебя в молитве, чтоб ты помолился подольше – лет 20, 25, 30, тогда да. И то, если будешь молиться непрестанно, с терпением и кротостью. Потому что обычно все люди в таком случае говорят: «Я и так уже молился». Видали! Облагодетельствовал! То есть совершенно неправильно, так молиться нельзя – ничего никогда не получишь. Потому что молится человек с раздражением, терпения у него нет. А для Бога же совершенно не важно, выздоровеет этот человек или не выздоровеет, потому что как бы он ни выздоравливал, он всё равно умрёт. А что для Бога важно? А для Бога важно, чтоб ты возымел терпение, потому что от терпения рождается смирение. А Бог смиренным, и только им, даёт благодать, а она уже очищает человека от всякия скверны и делает человека способным достичь Царства Небесного. А вот это как раз цель божественная. Не так, чтоб все выздоровели, все квартиры отремонтировали, а кто живёт на съёмном, чтоб с неба прям получил ордер, да ещё в таком месте, где мечтал, да ещё чтоб даром, и чтоб потом ни за что не посадили. Вот так человек хочет. Хотеть можно чего угодно, но у Бога совсем другая цель. Это у человечков цель сдать экзамен. «Ой, батюшка, помолитесь, вот мой ребёнок сдаёт экзамен!». Полгорода должны встать на колени и молиться. Сдаст – не сдаст, сдаст – не сдаст? Потому что охота в институт. Непонятно, зачем, но охота. Почему так? А все так. Вот у неё дочка сдала ещё в прошлом году, и моей надо. Зачем? Какая цель? Хочу. Но это очень несерьёзно. Есть другие цели. У Бога, например, насчёт каждого из нас совсем другие цели. И нам надо стараться распознать волю Божию и уже тогда ей следовать. Тогда, когда воля человека совпадёт с волей Божией, тогда, конечно, горы начнут двигаться. Но у человека какие-то свои желания идиотские вроде экзамена, института или квартиры. Тебе что, жить негде? Ну в Новгородскую область поезжай, целые деревни стоят, и дома там пустые с не выбитыми окнами. А в некоторых домах даже есть запас дров. Что тебе, жить негде? Да вон живи. Сейчас скоро уже апрель, а в мае можно уже картошку посадить, да ещё найди две курицы – вот ты уже сыт. А часть картошки продашь – можно уже козу купить. А как тебя институт-то накормит? Что, будешь бумаги где-то бегать, перекладывать. У нас в стране работы нет, есть только для того работа, кто что-то умеет, или у кого папа, и в отдельных случаях – мама, которые могут пристроить. «Вась, ну ты устроился?» – «Да нет, всё работаю». Неправильное целеполагание. А если человек не заботится о завтрашнем дне, а думает о том, как Богу угодить, тогда Господь сам заботится о нём: и об обуви, и об одежде, и о доме, и о пропитании. Он сам. Потому что Он понимает, человеку некогда, он душу спасает, занимается самым важным, драгоценным делом.

Что человек имеет? Вот недавно Дэвид Рокфеллер умер на 102-м году жизни, бедненький. Сколько после него осталось всего? Кому это всё пойдёт? Семь пересадок сердца. За всё заплатил, долго прожил. И что? Конец один, как у любого слесаря с мыльного завода. Ну продлил. Молодец. Всё по деньгам. Но всё, что он имел, даётся в лизинг, на время. Квартира – дело временное, автомобиль – ещё более временное, здоровье – временное. Всё, даже семья, дети, внуки, брат с сестрой – всё это временное. То, чем мы владеем, самая большая драгоценность – это наша душа. Поэтому Господь и старается спасти именно душу. Когда пожар в доме, что выносят? Иконы, паспорт, может, кота можно спасти, если он не забился, дурачок, куда-то под диван, а так сгорит дотла. Всё временное. Забота должна быть только о душе.

А что же душе мешает спастись? Грех. И как же с грехом человек должен бороться? И вот, Господь рассказывает Своим ученикам. Раз вы в церковь христианскую ходите, значит предполагается, что кто-то из вас по крайней мере хочет быть учеником Христовым и научиться. Вот мы учимся от главного нашего учебника, который называется Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Что же Он нам завещал в Своём Завете, что это за заветные слова? Сей род – тот самый род, который вызывает в человеке беснование – не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9, 29).

«О, я и так, – говорит, – баранину не ем!». Нет, имеется в виду пост не только пищевой, а подразумевается пост как вообще воздержание. Воздержание от осуждения, от скверных мыслей, от сплетен, от того, чтобы рассказывать о том, чего ты не видел и не слышал, воздержание от всего того, что греховно. И молитва. Молитва Богу о том, чтоб Господь нас вообще избавил от всех грехов. Потому что избавиться от греха человек сам не может. Я уже много раз говорил: человек может перестать воровать, но перестать быть вором он не может, ведь в душе ему всё равно будет хотеться чужого, потому что зависть живёт в сердце. Просто люблю блатную жизнь, а воровать боюсь. Тюрьмы боится больше, но в душе всё равно вор. И только Господь избавит от этого греха, не от поступка, а от самой поражённости души вот этой завистью, этим желанием себе того, что есть у другого.

Что это они все замужем, а я нет? Я тоже хочу. И начинает душа самоё себя пожирать. Человек недоволен, раздражается, всё не так. Вынь да положь! Не с того конца начал. Если Богу помолиться и если Богу угодно, если Он сочтёт возможным, если Он увидит, что ты готов, Он тебе даст. Для Него вообще не составляет труда никакого. Это нам нужно потеть, потому что нам Господь заповедовал: В поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт. 3, 19). А Господь только, если можно так выразиться, подумает, и это уже исполнится. Вы почитайте, как Господь мир творил: да будет свет. И стал свет (Быт. 1, 3) – словом Своим, причём это не значит, что оно вербальное, что Он произнёс это слово. Нет, это внутри Божественного Существа происходит. А нам надо добиваться, тренироваться, что-то осваивать. Молитва и пост. Вот в этом, собственно, и всё христианство.

Совсем маленькую крошечку веры этот несчастный папа нашёл в своём сердце и нашёл, что очень мало. И тут же к своей скудной вере приложил молитву: верую, Господи! – но я чувствую, что этого мало – помоги моему неверию (Мк. 9, 24) И Господь тут же его наградил, потому что он на правильном пути. И его сынок выздоравливает. Для чего? Да Богу не жаль его исцелить, но его отец вступил на правильный путь, поэтому Господь закрепляет его успех тем, что Он даёт ему то, что тот просил.

И теперь каждый из нас может вспомнить десятки случаев, когда Господь нам, как мы говорим, помогал. А почему Господь в одном месте помогает, а в другом – нет. Да потому что Он знает, что нам полезно, а мы, как дети малые, не знаем. Дети малые часто же просят того, что им ну никак нельзя давать в руки, с чем никоим образом нельзя знакомить. Почему? Ну потому, что им это вредно.

Хотим ли мы не на словах избавиться от своих грехов? На словах мы уже всё это выучили: «спаси вас Господи», «Ангела за трапезой», трали-вали. Это мы всё очень хорошо усвоили, но цена этому – ноль рублей и ноль копеек. А если мы действительно хотим, то мы должны засвидетельствовать это перед Богом: у нас должна быть борьба с грехом. Но победить грех можно только благодатью Божией. Поэтому надо Бога умолить, как наши предки говорили, нужно это вымолить. Почему такой глагол возник? Что, Господь не слышит что ли? Ну конечно, слышит, на любом языке, хоть по-арабски говори. Это не важно, можешь даже ничего не говорить, просто обращайся к Богу, а Господь и так знает, чего ты хочешь. Вот если Он увидит, что мы своё воздержание направили на то, чтобы сохранять свою душу от греха, и если будем молиться, то Господь нас и очистит.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 3

    1. detkiiya:

      Спасибо, батюшка! Благодаря Вашим вразумлениям постепенно начинаю понимать, что такое Христианство (после 20 лет воцерковления…)

    2. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам отец Димитрий!

    3. Инна с Украины:

      Замечательнейшая проповедь, как и многие другие. С таким юмором, живыми примерами)))… Многая лета отцу Димитрию, за его наставления и проповедь настоящего христианства!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.