Проповедь о христоподражательной жизни
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова по евангельским эпизодам о просьбе сыновей Зеведеевых [Мк. 10, 32-45] и о прощенной грешнице [Лк. 7, 36-50].
 

Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним (Мк. 10, 32). Повторение – мать учения. Молодые люди, как правило, очень рассеянны, и трудно им усвоить то, что им говорят. Поэтому Господь очень важные моменты всячески в Своей речи выделал. Например, говорил: истинно, истинно говорю вам (Ин. 1, 51). Как бы их старался привлечь что ли к тем словам, которые за этим грядут. Или повторял несколько раз. Господь для того и пришёл на землю, чтобы принести Себя в жертву за искупление многих.

Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет (Мк. 10, 33-34). А вера наша христианская, кто не знает, повторю 8403-й раз, зиждется на вере нашей в воскресение. Хотя появились такие странные христиане – но это в основном в Англии – которые считают себя христианами, но не веруют в воскресение Христово. Если до них донесётся то, что я сейчас говорю, хорошо бы, что б они усвоили, что они христианами не являются. Ещё апостол Павел сказал: если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна (1 Кор. 15, 17), то есть напрасна, это пустое совершенно дело. Господь ещё раз говорил Своим ученикам о том, что с Ним сейчас произойдёт. Он приготовился войти в Иерусалим. Для того, чтоб когда это случится, они этим не смущались.

Ведь большинство людей – это существа плотские. Все люди, опять же, если кто не знает, напомню, по учению святых отцов разделяются на три неравные части. Большинство – люди плотские, которые живут плотью. Для них самое главное – это забота о своей плоти и доставление ей всяческих благ. И первое для них – это покушать, поэтому с древности во всех религиях употребляется пост, для того чтобы обуздывать своё «покушать», чтобы чем-то пытаться походить на людей. Потому что ни одно животное никак себя не обуздывает, такие мысли даже не приходят. А человек может. И для души человеческой это очень полезно.

И вот, вторая часть людей – менее многочисленная – это это люди душевные, для которых не так важно, как покушать, во что одеться, а важнее всякие душевные переживания. Это уже ближе к искомому.

Маленькая же самая часть – это люди духовные, которые стараются жить жизнью духовной. Апостол Павел сказал: Если вы духовны, то по духу поступать должны (Гал. 5, 25). Каждый поступок, каждое слово, каждая мысль имеют источник – либо плотской, либо душевный, либо духовный. Так вот, духовным поступком является тот поступок, который ведёт человека в Царствие Божие. К сожалению, некоторые не знают, некоторые забывают, а некоторые отвлекаются от этой главной задачи.

Сегодня одна женщина, нельзя сказать, что юная, половина головы седая уже, говорит: «Что бы мне сделать, чтобы послужить Господу?». Что за дурацкий вопрос? Люди уже две тысячи лет на бумаге чёрным и красным пишут: алкал Я, и вы дали Мне есть; <...> был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. <...> Так как вы сделали это одному из малых сих, то сделали Мне (Мф. 25, 35-40). И человек, который четверть века ходит в церковь, вдруг спрашивает. Либо что-то уже с головой не в порядке, либо зря ходил. Потому что написано, что ж тут не понять! Причём так подробно. Потому что достаточно было сказать: так как вы сделали это одному из малых сих, то сделали Мне . А тут даже с примерами. Надо было ещё написать: «Если видишь, человек несёт холодильник один, помоги ему», «Если соседка-старуха, у неё ноги больные, в аптеку ей сходи». Можно это без конца, как заладить, и всё перечислять, а потом скажут: «А тут вот не написано, что если свет погас, электрика вызвать, значит этого нельзя делать, а то грех». Или надо позвонить Дмитрию Смирнову и спросить: «А вот если я электрика вызову, это грех или не грех?». Почему человек спрашивает, что такое грех, а что не грех? Потому что он совершенно ничего не понимает и не знает, что такое духовный поступок. А электричество какое отношение имеет к духовной жизни? Никакого. А что же имеет отношение к духовной жизни? А к духовной жизни имеет расположение твоего сердца и мотив. Из каких соображений ты идёшь бабке за лекарством? У тебя какие соображения, ты что этим преследуешь? Может быть, чтоб бабка тебе завещала квартиру? Это один мотив. А может быть, чтоб она не стонала от боли, а успокоилась и заснула и тебе дала поспать. Разные могут быть мотивы. Но только один мотив делает этот поступок духовным – если ты это делаешь ради Христа, потому что Он так сказал, а ты как ученик послушный исполняешь волю своего Учителя. Вот это поступок называется духовным.

И если каждый из нас на себя посмотрит, он поймёт, в чём мотивы наших поступков. Какая мотивация, что мы детей в школе учим? Какая мотивация в том, что мы отправляем их в кружок английского языка или на фигурное катание? Какая мотивация? И сразу выяснится, что мы очень далеки от Христа Бога нашего. Воспитание детей в христианской плоскости мы вообще не рассматриваем. Мы больше рассматриваем то, как принято у нас, и то, как воспитывали меня самого. Чего я вообще хочу достичь тем, что ору на дочку, чтобы она села за уроки? Чего я хочу достичь? Не прям сейчас, сейчас-то понятно – чтобы она села за уроки. Ну а эти уроки зачем тебе, маманя, нужны? Если ты откроешь учебник на той странице, где задания, ты же ничего в этом не поймёшь, давно забыла, хотя и училась в школе. Ты ничего не помнишь, то есть это всё у тебя пролетело. А ей-то это зачем тогда? Что ты орёшь-то? А люди не понимают и не стараются понять. Не понимают, потому что им нечем. Они могут делать, как обезьянки, только подражая другим: я так, и все так. И надо обязательно быть как все. Одеваться как все, думать как все, своих детей воспитывать как все. Лишь бы как все. А Христос учит противоположному: не как все, а всё наоборот. То есть если не знаешь как поступить, если все так, ты делай наоборот. Почему? Большинство людей – душевные или плотские, и их мотивация жизни – душевная либо плотская. Все замуж, и мне надо замуж. А иначе у меня дискомфорт. Все разводятся, и я разведусь. Одна воспитаю. Ну и что? Одна урода воспитала, и я воспитаю. Ну так и что? Мотивация идёт совершенно не изнутри веры. Вера как бы ни при чём, потому что она нужна для того, чтобы она нам помогала. Так все люди и говорят: «А мне Бог помогает». Помолился – болезнь прошла. Здорово! Помолился – экзамен сдали. Потому что, не поленюсь, почитаю ещё раз: Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет – это всё для того, чтобы твоя доченька благополучно на четвёрочку сдала экзамен. Понятно, что это совсем к христианству, к сожалению моему великому, отношения никакого не имеет.

Вот Господь им это сказал. А как восприняли Его ученики? Подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! Мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим (Мк. 10, 35). Ну прям вот маленькие дети! Нет, ты скажи, что сделаешь, тогда скажу, чего. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? (Мк. 10, 36) Что, Он не знал, что они сейчас скажут? Ну конечно, знал. А почему же Он спросил? Он увидел, что они как бы даже немножко стесняются. Они отошли от остальных десяти, и вот таким образом постарались на Него повлиять, сманипулировать, потому что их задачи, двух братцев-рыбаков, не совпадали с тем, о чём говорил Господь. Поэтому когда Он говорил о том, что Его оплюют, изобьют, предадут, убьют, это они всё пропускали мимо ушей, им это было совершенно неинтересно. Перед ними брезжило совершенно другое. Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей (Мк. 10, 37). Вот они о чём думали. Потому что каждый нормальный еврей их возраста и много старше ожидали Мессию и думали, что Христос – они верили, что Он Мессия – сейчас войдёт в Иерусалим и станет царём Израиля. Уж не знаю как, но римлян Он выгонит. Они не знали, что через семьдесят лет никакого Иерусалима не будет, останется от Храма только одна стена, потому что такая здоровая, что её ломать себе дороже, но все остальные три стены благополучно разломали, и даже через Иерусалим плугом пропашут. Нет города. Всё императоры Тит и Веспасиан смели. А Иаков и Иоанн о своём: кто по правую, кто по левую. Потому что они думают, что сейчас будет царь, царь на троне, и мы тут справа и слева. Человек предполагает, а Бог располагает. «Мы бы, – говорят, – хотели так».

А Господь им говорит: не знаете, чего просите (Мк. 10, 38). Потому что Господь-то знал, что будет через семьдесят лет. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? (Мк. 10, 38). Что это такое за крещение? Крещение кровью. Они отвечали: можем (Мк. 10, 39). Очень многие люди приходят в церковь, говорят: «Мы хотим креститься». Я спрашиваю: «Зачем?». Не знают, что ответить. Самый распространённый ответ, я уже как-то вам рассказывал: «У меня бабушка была крещёная». О, аргументация! «Я хочу быть как бабушка». А бабушкой хочешь быть? Сейчас чтоб ты сразу сгорбился и стал бы старенький? А за то, что ты в церковь ходишь, отсидеть хочешь? Или хотя бы ссылочку в Караганду? Не хочешь? Потому что человек хочет креститься, сам не знает зачем. А некоторые ещё говорят: «Я хочу, чтобы Бог моего внучка оберегал». То есть крещение – это такой оберег. Но разве мы не празднуем Крещение Господне? Празднуем. Ну и что? Господь крестился в Иордане, Дух Святый в виде голубя сошёл на Него. И что, оберёг? Распяли, оплевали, избили, унизили, оскорбляли. Нет, ничего не оберёг. Люди ищут, как тогда Иоанн и Иаков, совсем не того. Они хотят от Христа-Мессии себе успехов в экзамене, успехов, чтоб квартиру дали, успехов, чтоб работу найти. Вот зачем нужен Бог-то. Может быть, это какая-то вера и есть, но она совершенно не христианская, для этого креститься совсем не надо. Когда мы (духовенство) крестим народ, мы читаем послание к Римлянам святаго апостола Павла: все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились (Рим. 6, 3). Ты хочешь креститься? Ну ты хоть понимаешь, что ты крестишься в Его смерть? За пятьдесят лет, что я в церковь хожу, я ни разу не встречал человека, который крестился бы, чтобы креститься в смерть Христову. Люди о чём-то мечтают, на что-то надеются, во что-то, может быть, веруют, но это всё не христианское. Вот такая беда.

И вот такая же беда по недоумию на наших глазах развернулась на страницах Евангелия. Я всегда с таким стеснением сердца слушаю эти слова. Господь им и так, и так старается намекнуть. Нет, одному по правую сторону, другому по левую.

Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься (Мк. 10, 39). Но, конечно, это уже случится позже, много позже, а совсем не тогда, когда Христос входил в Иерусалим. Христос знал, что даже если б Он сказал: «Яша и Ваня, садитесь справа и слева», они убегут, потому что они все убежали и Христа оставили. Они тоже уже к этому времени были все крещёные, но крестились не в смерть Христову. Никто из них не выразил желания умереть за Христа. Один из учеников сказал: пойдем и мы умрем вместе с ним (Ин. 11, 16), потому что они знали, как неплохо фарисеи относятся ко Христу. Некоторые из них поклялись не есть и не пить, пока Его не убьют. О любовь-то! И знали, что Его там вообще ждёт. Но и этот ученик убежал. Очень часто человек думает о себе гораздо лучше, чем он есть на самом деле. А он обычный трус, как и все.

А дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано. И услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна (Мк. 10, 40-41). Прекрасные слова. А что тут особенного? Просто евангелист говорит, что апостолы – такие же люди, как и мы. Потому что мы все осуждаем других людей точно за то же, в чём мы сами грешны. И вот, когда Христа арестовали, все разбежались.

Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими (Мк. 10, 42). А почему не сказано «князьями», а сказано «почитающиеся князьями»? А потому что князь – это ничто, это просто некий титул, который может быть получен по наследству, может быть куплен за деньги, но все люди на самом деле перед Богом одинаковы. Поэтому если человек князь, то это потому, что его почитают за князя, а не потому, что он сам по своей природе княжеской – как в определённое время говорили, голубая кровь – чем-то отличается от человека, который трудится рыбаком или крестьянином. Это совершенно не так. Это египтяне, потом за ними римляне стали повторять, что если ты император, то ты бог, и уже ставили себе статуи при жизни.

Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом (Мк. 10, 43-44). Господь, видя, что высокие предметы им недоступны, хотя бы постарался им объяснить, в чём сущность христианства. Все родители учат детей, как прожить непыльную жизнь, хорошо в этой жизни устроиться, иметь хлеб с какой-нибудь икрой, пусть даже с кабачковой, но чтоб не сухомятка, дети упираются, не хотят ни учиться, ни в школу. Они хотят играть, спать, веселиться, всякие такие игры, а родители всё от них хотят, чтоб они получше и пожирнее устроились в жизни. А что хочет Христос, крест Которого мы носим на шее? Он хочет, чтоб того из детей, кто желает быть большим (потому что дети всё время кричат: «Я первый!» – «Нет, я!» – «Я» – «Нет, я!»), мы научили быть всем слугой. А кто из них захочет быть первым из всех слуг, чтоб был рабом. Видите, совершенно противоположная задача той, которую мы решаем, воспитывая своих детей и устраивая жизнь свою. Вот прямо противоположность. К сожалению.

Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили (Мк. 10, 45). Для этого достаточно Ему Ангелов. Целый ангельский собор служит Богу. И Господь хочет возвысить человека до Ангелов, чтоб каждый человек служил бы Богу. Но человек по своему окаянству не в состоянии видеть Бога. Человек, который увидит Бога, сразу умрёт, потому что Бог свят, а человек чёрен, и он не может. Сила благодати Божией его испепелит. Поэтому Господь дал человеку такой алгоритм: служа своему ближнему, ты служишь Мне.

Сын человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10, 45). Вот в этом смысл христианства – отдать душу свою, чтобы послужить многим. Вот это христианство. И кто такую жизнь ведёт, которую святые отцы называли христоподражательной жизнью, только тот является христианином.

И ещё два слова о Марии Египетской, ради которой мы сегодня читали Евангелие от Луки. Пришла женщина в дом фарисеев, где был Господь, и Он говорил слово Своё о Евангелии, именно об этой новой жизни, часть которой мы описали, исследуя Писание, читанное перед этим.

Став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница (Лк. 7, 38-39). А Он знал и не стал ей в этом препятствовать. Он даже не только это знал, Он знал, что эта женщина куда ближе к Богу, чем этот фарисей, который думал, что Христос не знал, а он-то знает, оттого что живёт сплетнями и осуждением других. А Христос знал, что требуется для Бога. И вот, Он ей сказал: «Прощаются тебе твои грехи, потому что ты возлюбила много» (см. Лк. 7, 47-48). Дело вот в чём. Служить и стать рабом может только человек, который очень и очень любит. Весь, без остатка, который готов даже жизнь отдать. И вот, она именно такая. А все её грехи по сравнению с этим, по сравнению с её сердцем, которое так возлюбило Христа, не играют никакой важной роли. Поэтому кичиться тут нечем. Взять, допустим, фарисея, у которого не было, конечно, таких грехов, которые были у неё. Ну и что толку? Он, глядя на Христа, не увидел в Нём Сына Божия, а она увидела. У него не было никакой христианской веры, а у неё появилась. Потому что вера – это видение.

И вот, когда мы научимся с вами (или некоторые из нас) любить ближнего, как самого себя, и служить ему, как слуга и как раб, когда будет у нас готовность к этому ради Христа, это значит, что мы наконец увидели, в чём состоит вера христианская. Это значит, недалече от нас спасение и близко к нам прощение всех грехов. Вот в этом смысл жизни. Даже если тебя убьют, всё равно ты спокойно пойдёшь в объятия Отча, зная, что жизнь твоя удалась.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 3

    1. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам отец Димитрий!

    2. s2235:

      Батюшка это не Христиане, это британские учёные, они просто по недоразумению себя так называют, потому что учение ихнее(они же учёные :) ) не от Веры а от скудного опыта(пусть и скрупулёзного, но собранного закрытыми глазами), поэтому бедные они и не могут знать.
      Истинно так и есть, всё к чему прикасается Господь Бог приобретает Смысл, даже смерть приобретает Смысл. Воскрес Христос и жизнь приобрела Смысл, иначе нет в ней Смысла, иначе тщетна и безсмысленна не только она и вера христианская, но и любая вера и любая жизнь и вообще всё.

    3. Irina:

      Благодарю Вас, батюшка! Спаси Вас Господь!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.