Проповедь о любви ко Христу
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о мужественных поступках праведного Иосифа Аримафейского и святых жен-мироносиц, продиктованных лобовью ко Господу нашему Иисусу Христу [Мк. 15, 43-47 – 16,1-8].
 

И как уже настал вечер, – потому что была пятница, то есть день перед субботою, – пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова (Мк. 15, 42-43). Поступок действительно мужественного человека. Быть членом совета – значит, стоять очень на высоком уровне социальной лестницы. И вот, он просит у Пилата тела Иисусова, того самого Иисуса, Которого Пилат отдал на распятие день назад. И он не побоялся ни за свою карьеру, ни того, что Пилат может подумать, не побоялся общественного мнения, не побоялся тех людей, которые в огромном количестве заполнили всю центральную площадь и орали, как сумасшедшие: распни, распни Его! (Лк. 23, 21). Он этим всем пренебрёг. Что его заставило это сделать? Он хотел по-человечески похоронить своего Учителя, Которого он любил и Которому он был предан. И вот эта любовь сокрушила его собственную робость и страх перед вышестоящим начальством, и перед толпой, который выражается в словах: «Что люди скажут?». Любовь – это есть сокрушительная сила правды. И поэтому сегодня Иосифа Аримафейского Святая Церковь прославляет вместе с жёнами-мироносицами, которые тоже не побоялись с первыми лучами солнца побежать на Гроб, который принадлежал Иосифу. Иосиф отдал свою усыпальницу, которую он сделал заранее для Господа Иисуса Христа, то есть ещё понёс большие материальные убытки, потому что вырубленная в скале пещера стоила немалых денег. Человек готов на жертвы только при одном случае: если любовь превышает все возможные риски, она не думает, не рассуждает, а творит правду Божию.

И представьте себе, прошло две тысячи лет, и по всему миру, во всех церквах об этом ежегодно рассказывается. Вот так некто совершит один героический поступок, достойный настоящего человека, и это остаётся навсегда в истории.

По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? (Мк. 16, 1-3). Специально обточенным камнем круглой формы приваливала гроб, конечно, целая группа мужчин, используя и рычаги, и верёвки. Если местность позволяла, даже вьючных животных использовали. Потому что вход был очень широкий, и чтобы загородить этот вход, камень должен был быть немаленьким. А они что, слабые женщины, которые пришли с сосудами для благовонных вещество. Кто хочет представить, что это были за сосуды, могут поглядеть – у нас в нашем музее есть сосуды того же времени, I века, которые я когда-то привёз из Святой Земли именно для того, чтобы тем, кто интересуется, дать возможность посмотреть, с какими сосудами эти женщины пришли туда на Гроб.

Последнее время часто приходится повторять, женщина – такое существо: волос длинный, а ум короткий. То есть женщине трудно представить перспективу на будущее, она думает о сегодняшнем дне, о сегодняшнем вечере. Она совершенно не думает, когда орёт на своих детей, что из них вырастет через 10 лет. Не в состоянии. Такой ум женский.

И они пришли на Гроб и стали думать, кто отвалит камень от Гроба. Мужчина обычно заранее планирует. Берёт с собой инструментик, соседей обойдёт: «Ребят, не поможете?». Причём к любому и к каждому не пойдёт, а только к такому, которого он раньше тоже выручил. И вот, собралась бы команда, никаких вопросов, подошли бы, поднапёрли. Ну а бабы – что с них взять?

Вот пришли – а камень отвален от Гроба. И они входят туда, в эту пещеру. Увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь (Мк. 16, 5-6). Представляете, как объясняет: «Он воскрес, Его здесь нет», чтобы дошло, что не надо искать живого среди мертвых (см. Лк. 24, 5). Что такое «воскрес»? «Воскрес» – это был мёртв, а теперь Он жив.

Вот то место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам (Мк. 16, 6-7). Как бы напоминает этим замечательным женщинам о том, что Христос ранее им говорил. О том, что Он будет схвачен, арестован, над Ним надругаются, над Ним будут смеяться, Его оплюют, Его изобьют, Его убьют, причём как убьют, говорил: на кресте будет распят. Это была тогда самая позорная казнь в Риме. Так только беглых рабов и всяких бандитов казнили, и вот, Господа Иисуса Христа, как самого последнего бандита, хотя никто, ни один человек ничего плохого от Него не видел и не слышал.

И вот, когда всё это случилось, у них как память отшибло. Почему? Волос длинный, а ум короткий. Потому что женщина всегда смотрит на событие, и оно у неё заслоняет всё остальное. Поэтому нет ничего удивительного. И Господь знал такое свойство, и для Него это не важно. Он же сам создал людей, и когда Еву создавал из плоти Адама, Он взял именно те части, которые необходимы для женщины. А для того чтобы быть прекрасной женщиной, необязательно иметь ум, как у мужчины. Это совсем ни к чему. Если женщина такая умная, как мужчина, зачем он тогда ей нужен? Он как раз и нужен, чтобы руководить её жизнью, руководить воспитанием её детей, для того чтобы строить ей дом, для того чтобы добывать для неё деньги, чтоб она себе всякие красивые тряпочки покупала и украшала, чтоб ласкать его взор. Вот для чего. А если она всё может сама, он и не нужен уже. А Господь создал женщину и мужчину для семьи. У Него вот это была главная цель, не чтоб из неё сделать работницу, чтоб она костыли в шпалы забивала, или работала бы хирургом, или поднимала штангу, или мотыгой работала на поле и там же и рожала. Совсем не для этого. Это уже человеческое искажённое сознание её к этому привело, а она глупая, она не знает, какая будет перспектива. Ей говорят: «Женщину надо освободить!». Освободили. Теперь каждая женщина, чтобы быть свободной, бросает своих детей на всякие детские учреждения, а сама работает. А муж? А муж на диване лежит. Раньше газету читал, а теперь телевизор смотрит, а кто уже освоил всякие гаджеты, тот на компьютере играет, как на балалайке. Вот чем занят. А она и работает, и готовит, и по магазинам ходит, и таскает сумки, и за всё несёт ответственность. И вообще, все деньги у неё. А у мужчины что? Заначка только. Для того, чтоб ему себя хоть кем-то чувствовать, чтоб у жены не просить на папиросы. А Богом, конечно, не так задумано. Он бы хотел, чтоб мужчина был бы мужчиной, а не существом, которое и не баба, и не мужик, а незнамо кто, потому что Бог такую клячу не создавал. Это в Его планы отнюдь не входило.

Так что открыло этот камень для них? Их любовь к Нему. И вот, то же самое, что случилось с Иосифом, который своей любовью ко Христу открыл себе все врата, и даже к Пилату, случилось и с этими женщинами – слабыми, беззащитными, по-женски глупыми. Открылись каменные врата гробницы, и Господь оказал им такую милость, Он им Ангела послал, чтоб тот им всё объяснил. Смотрите, миленькие, вот здесь Он лежал, Его здесь нет, искать не надо, надо идти в Галилею Он ответил им той же любовью. И совсем дело не в том, что они захотели исполнить тот обряд погребальный, который в спешке упустили, потому что пятница была, наступала суббота, а в субботу ничего нельзя делать, потому что праздник великий – Пасха. Это совершенно не важно, потому что, когда они с Ангелом поговорили, они про эти склянки уже забыли. Может быть, они там их и оставили. Для Бога важно не это, а для Бога важно, что ими руководило вот в этом шествии с первым лучом солнца. Любовь к Нему. Пусть это связано с погребением, но как сам Господь относился к этому погребению, мы знаем. Он однажды молодому человеку, который сказал: «Господи, я пойду за Тобой, дай только папашу похороню», ответил: «предоставь мертвым погребать своих мертвецов (Мф. 8, 22), иди за Мной, если хочешь идти». Потому что это не важно. На улице покойники не валяются, похоронят и без тебя. Потому что люди суетятся, всякие веночки пошлейшие возлагают. Всё это для чего? Друг перед другом. Людям важно, чтоб всё было как у людей, как бы чего не сказали. Поэтому они сами создают какие-то ритуалы совершенно бестолковые, сами всё сочиняют: «Так, три горсти кидаем!». А я хочу две. Или восемь. А я хочу лопатой. Почему три горсти? А некоторые сумасшедшие ещё деньги кидают. Скажут, а что такую мелочь? Давай пятёрочки кидай красненькие, оранжевенькие. А что так мало? Возьми целое решето, высыпь, бомжи раскопают уже попозже, вечерком, с фонариком. По крайней мере, людям будет польза. А тут какая польза-то? Что, червяки монетки твои будут искать? Сумасшедшие люди, совершенно больные не только на всю голову, но и на весь позвоночник, вообще на всё! Почему? «Как у людей». И вот стоит там мужичок, иногда даже совершенно не христианин, и даже очень часто, и начинает руководить, как вообще тут ритуал соблюдать, потому что людям, не знающим Христа, не любящим Бога, важны какие-то ритуалы, главная мотивация – это чтоб люди чего не сказали. А для Христа – пусть мёртвые погребают своих мертвецов. Это для Бога совершенно не важно. Как крест поставили, какой высоты оградка. А ещё спорят друг с другом – моё место или не моё. Земля круглая. Куда бы человека ни закопали, он, с точки зрения геометрии, находится в центре Земли. Мысленно представьте шар, любое место, любое – это самый центр. Каждый из нас может сказать: «Мой папа и моя мама похоронены в самом центре Земли». С точки зрения экватора, южного полюса могут быть смещения. Но это же условно. У вас меридианы так, а я захочу, нарисую по-своему. Ну и чего? Где захочу, проведу нулевую параллель и нулевой меридиан.

Но люди есть люди, к сожалению. И Господь знает, что ума у нас не очень много, потому что только сумасшедшие могут верить во всякие астрологические прогнозы. «А сейчас у нас, – говорит, – астрологический прогноз». Это же для сумасшедших специально. А сумасшедших, говорят, 25 процентов населения. Это очень большое количество избирателей. У нас же всеобщее избирательное право. Они-то в основном на выборы и ходят, потому что нормальный человек разве пойдёт? Он поедет на дачу огурцы сажать или ещё что-то, ну, что-то такое полезное. Поэтому во многих странах больше 25 процентов и не ходит, потому что это совершенно бесполезное дело. Но чтобы это обдумать – нечем. Нечем сумасшедшему человеку думать. Опять же, Господь обо всём этом знает, поэтому для Него важно, чем наполнено сердце человека. Если сердце наполнено любовью ко Христу и всё, что он предпринимает – пост, молитва, помощь ближнему, строительство храма или бани – он делает это для человека и для Бога, Бог это принимает. Хотя сколько ни мойся, конец у тебя один, человек дорогой, это гроб. Если тебя перед этим обмоют, хорошо. Если не обмоют, это вообще не важно. Для Бога это не важно – обмыли тебя, не обмыли, надели на тебя крестик или не надели. Для Бога это не важно. Это некоторую важность создаёт для человека, который это делал.

И вот, мы видим на примере этом, на примере этого замечательнейшего из людей, Иосифа, как открылось его сердце. Он был человеком, который тайком, не афишируя, любил издали Господа Иисуса Христа. И в то время, когда апостолы, которые ходили три года со Христом, разбежались, он набрался храбрости и пошёл к самому Пилату, убийце его учителя, и попросил. И Пилат удивился этому мужеству, потому что все римские начальники были воины и понимали, что такое смерть, что такое раны что такое мужество. Удивился. И велел, распорядился отдать ему тело Христово. А женщинам любовь вообще открыла двери во Гроб, потому что Господь уже воскрес, а при Его воскресении земля содрогнулась и камень упал, и стало возможно войти. Господь сам Своей Божественной силой, которая повелевает стихиями, открыл им вход. Это о чём говорит? Что любовь к Богу даёт возможность и Богу выйти к нам со Своею любовью. Он, собственно, этого и хочет.

Что такое христианство? Если кто-то вдруг в полтретьего ночи позвонит и спросит, мы должны сказать, что христианство – это любовь человека ко Христу и любовь Христа к человеку. А уж в чём это выражается, совершенно не важно, если это есть. Только по-настоящему, а не в местах. Потому что так у нас, у людей, бывает: «Мамочка, я тебя очень люблю!». Интересно, и что? «А вот купи мне...». Миленький, это любовь не к мамочке, а любовь к самому себе. Ты хочешь от мамочки что-то получить, поэтому ты говоришь правильные слова. Взрослые люди, лицемеры, обычно говорят: «Ой, спасибо Вам за добрые слова!». Как на конкурсе, детски выступают, получили первую премию, и послушайте, что они говорят, эти маленькие лицемеры. Все одно и то же: «Спасибо маме, спасибо папе, спасибо тебе, спасибо...». Второй – то же самое: «Спасибо маме...». Всех научили, как попугаев, повторять. Это совершенно не идёт из сердца, их просто с пяти или с десяти лет – кто со скольких участвует – учат говорить одно и то же. А в сердце на самом деле никаких слов нет. А что есть? А есть только форма, одно лицемерие. Что? Хорошие слова. И что от этих слов? Что, Господь от нас ждёт слова? Нет. Господь от нас ждёт дела. Покажи мне свою веру от твоих дел. На что подвигла тебя твоя вера? Иосифа подвигла на то, чтобы отдать своё место погребения Спасителю, на то, чтоб испросить тело, чтоб Его куда-нибудь эти самые нелюди не выкинули в какое-нибудь место поганое. А жён-мироносиц привела на Гроб, они желали совершить последние детали погребального обряда, которые и не понадобились. Господь это использовал для того, чтобы через них передать апостолам, чтобы те шли в Галилею. Как интересно. А отчего же Господь им непосредственно сам не сказал? Явился бы и сказал: «Так, ребята, идём в Галилею». Позже же Он приходил. Нет. А у них не хватило той любви к Нему, чтобы они сподобились в тот момент Его видеть. А у женщин было больше любви к Спасителю, поэтому они первые сподобились. Вот за это мы их и прославляем. Также и Иосифа с Никодимом. Две тысячи лет по всему земному шару во всех христианских церквах повторяют их имена. Они совершенно не забыты. Ничего особенного они не сделали, но в сердце у них была любовь ко Христу. Вот это самое важное. И этому хочет нас научить Господь. Поэтому за оставшуюся нам жизнь следует научиться любви ко Христу и впитать в своё сердечко драгоценные слова Спасителя.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 6

    1. MirViktor:

      - «… человек готов на жертвы только при одном случае — если любовь превышает все возможные риски …», — когда говорят о жизни во имя Христа по причине любви к Нему, то мало кто задумывается, что Христос есть Истина, суть Правда.

      Именно по этой причине многие и многие делатели добра во имя Господа, мало внимания уделяют стоянию в Правде — риски великоваты! Вот и приходится лукавить!А это уже не во имя Христа! Чем себя и обличают.

      Истинным христианам надо всегда помнить это тождество: — Христос = Правда = Истина Слова Премудрости Божией. И жить во имя Господа можно только в верном стоянии Этому Слову, суть заповедям спасения от власти греховных вожделений = от рабства греху.

      В первую очередь — обращением к праведной жизни … покаянием!

    2. VIKTOR:

      Низкий поклон батюшке Дмитрию за наставление . Как всегда , все просто и доступно.

    3. Дмитрий Иванов:

      Нечем думать сумасшедшему человеку !Тяжело и больно нам всем слушать правду о себе .

    4. Галина:

      Дорогой батюшка, о. Димитрий, спасибо Вам за то, что любите всех нас ленивых, безвольных, слабых, нерешительных и пассивных. Ведь то, что Вы объясняете, так просто и легко понять. Если бы мы так и жили всегда!

    5. Nina V.:

      Трудное время .тяжелое время переживает человек. когда отправляется к Богу.Душа еще здесь и он (тело его еще здесь )у Христа все по-другому.Мы такие простые и грешные и просто смертные люди. Помоги нам .Господи во всем ..Прости нам (мне грехи и дай .протяни руку помощи при отходе жизни Спасибо Вам. отец Димитрий.

    6. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам отец Димитрий!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.