Проповедь в канун праздника Вознесения Господня
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, читанная им накануне праздника Вознесения Господня в храме Благовещения Пресвятой Богородицы (в Петровском парке). О святителе Николае Чудотворце, о Патриархе Московском Гермогене и о празднике Вознесения Господня.

Вот перед нами лежат иконы святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца и Патриарха Гермогена, такого великого подвижника, который жизнь отдал для того, чтобы народ предупредить и для того, чтобы сказать ему правду. В те времена вообще духовных школ, кроме монастырей, не было. Но Патриарх был большим авторитетом, поэтому он посылал письма, где изъяснял людям, что такое Лжедмитрий. Оккупанты-поляки, конечно, были этим недовольны, потому что очень много затратили сил и денег для того, чтоб собрать войско, разогнать войско русское, захватить Москву. И вдруг Патриарх Гермоген пишет в разные концы земли Российской свои послания, и находятся люди, которые, обходя все польские заставы, эти письма распространяют по всей Русской земле.

Третья икона – Вознесения Господня. Господь вознёсся на небеса. Что это для нас значит? Это значит столь много, что ни одна голова на земле не может это в себя вместить. Поэтому мы просто читаем в Евангелии, в Деяниях святых апостолов рассказ о Вознесении, диву даёмся, но представить нам невозможно, как Господь уже после Своего Воскресения собрал Своих учеников на горе, сказал им напутственные слова и стал подниматься на небо. И вот, Его фигура становилась всё меньше, и меньше, и меньше, пока не стала светящейся точкой, и Он исчез. Зачем Он это совершил? Он сам сказал, зачем. Придёт время, когда Он уже на землю придёт, посетит её второй раз, но уже не как сын мнимый Иосифа Плотника, хотя и из рода царского Давидова, а как Царь всей вселенной. И закончится этот период жизни земли. От чего зависит, когда Господь придёт второй раз, а выражаясь церковным языком, совершится Второе славное пришествие Христа Бога нашего. Когда это произойдёт? Когда Господь увидит, что не осталось на земле уже ни одного человека, которому нужна жизнь небесная. Вот представим себе, некий садовод выращивает прекрасные цветы. И то ли земля оскудела, то ли семена уже потеряли свою силу, но вместо прекрасных цветов растут какие-то жуткие сорняки, такие противные, отвратительные. И что тут делать? Либо менять семена, либо перепахивать всю землю и завозить другую. Так и Господь сказал, что будет новая земля (см. Ин. 21) и совсем новый мир, устроенный по-другому. А что будет с людьми? Физически они все погибнут, а те, кто не погибнут, изменятся, то есть с ними совершится то преображение, которое совершилось с Господом на горе Фавор, они приобретут новые свойства, новую жизнь. Все люди разделяются Богом на две части. Это с некоторых пор у нас на церковном языке называется Страшным судом. Это, конечно, не суд в прямом значении этого слова, но сказано: и отделит Господь овец от козлищ (см. Мф. 25, 32). Он сам будет решать. Почему? Он сам знает каждого из нас, и сам выберет, кого Он с собой берёт, а кого отвергает. Тем, кого берёт, Он скажет: «придите, благословенные <...>, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34). А другим скажет: «отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7, 23). Люди будут говорить: «Ну как же, Господи? Разве не твоим именем мы всё совершали?», а Господь ответит: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня» (Мф. 7, 23). Очень многие люди пребывают в таком обольщении, они думают, что они весьма и весьма угождают Богу, а на самом деле они весьма Богу противны.

Вот все три иконы перед нашими глазами. С именем святителя Николая вообще будет связан весь месяц, он нас посетил своими мощами, которые с великой торжественностью принесены в Москву, каждый из нас, если пожелает, может помолиться перед ними, попросить у человека, которого Церковь называет «скорый помощниче и преславный чудотворче», потому что святитель Николай очень отзывчив на каждую человеческую просьбу. А почему он такой отзывчивый? В чём тут дело? А он из всех учеников Христовых, которые были за две тысячи лет с апостольского периода до сегодняшнего дня, Церковью уподобляется святым апостолам, потому что он понял самую суть христианства. А в чём самая суть? В том, что христианин – это самый добрый человек на свете. Он таким и был и так и жил. И для него смысл жизни был не как у большинства людей, чтоб делать добро себе, а в том, чтоб делать добро людям. Он выходил на улицу и смотрел, не требуется ли кому-нибудь в чём-нибудь помочь, и помогал кому золотишком, кому ещё чем. И до сих пор очень много совершает, творя исцеления. Я уж не знаю, как французские или английские, но русские люди говорят, что главное – это здоровье. Поэтому больше всего направлено молитв о здоровье.

Мы оказались посредине большого праздника. Мы празднуем великое событие, когда Господь в человеческой воскресшей плоти восшёл на небеса. Что случилось? Случилось чудо чудесное. Человеческая плоть навсегда пребывает рядом с Отцом Небесным во Христе Иисусе. Полчаса тому назад этого не было. Это совершенно новая эпоха, новое состояние человеческой души. У каждого человека, если через веру свою приобщится к Христу, есть такая возможность быть вознесённым на небо вместе со Христом. Если только Христос тебя признает своим. Его же обмануть нельзя, Христос смотрит на самую суть человека: добрый ты или злой, кроткий ты или гордый, честный ты или последняя скотина. Никак нельзя обмануть. Поэтому каждый человек сам выбирает свою участь. Никто его судить не будет. Каждый человек в течение всей своей жизни судит себя сам. Каждым своим словом, каждой своей мыслью, каждой своей ленью или трудолюбием. Всё сам. За каждый свой выбор человек несёт ответственность перед Богом. А в итоге каждый наследует то, что он выбрал. Выбор может быть крупным, например, где жить или какую веру исповедовать. Или на ком жениться. Многие так: «Вот, моя жена...» – «Обожди, стоп-стоп. А ты женился-то сам или тебя на аркане привели?» – «Ну сам» – «Ну что «ну»? Вот сам женился, сам и неси ответственность». Ничего другого не бывает. За всё, человечек, ответишь. «А я не знал!». А вольно же тебе было не узнать сперва. Сегодня пришли двое. «Мы, – говорят, – хотим венчаться». Я теперь у каждого спрашиваю: «А зачем?». Он мне, представляете, какую-то глупость отвечает: «А мы хотим и после смерти быть вместе». Я объясняю: «А на небесах ни женятся, ни выходят замуж (Мф. 22, 30). Никаких «вместе» даже и не думайте, это всё сказки безмозглых дураков. Мало ли, что вы там намечтаете! Господь что будет, из-за вас, дураков, которые о вере даже не знают ничего, менять Свои правила? Да никогда в жизни. Вот, Закон Божий почитайте о семье и браке. Если какие-то возникнут вопросы, приходите, поговорим». А он начинает спорить. Ну что, я буду спорить? Щенок, вдвое меня моложе, и я буду спорить? Да пошёл ты! Ещё время на тебя тратить. Одно дело, когда человек спрашивает, а другое дело, когда он заранее спорит. Это же как бы смешно. Приходит студент: «Так, мне эта программа в университете не подходит. Вот эти билеты, что вы мне выложили на экзамен, надо убрать. Или, по крайней мере, вот эти уберите. И вообще, смените ректора. Так, в этой аудитории я сдавать экзамен не буду, надо так». Ну скажут: «Ты больной». Но, к сожалению, такие больные люди всё время нас окружают. Они думают, что они сейчас будут Самому Богу указывать, что Ему, как надо сделать. Они сочиняют всякие там сказки о том, кто на ком будет жениться на кладбище. Это вместо того, чтобы взять из моря книг, которые существуют, и прочесть одну. Вот и всё. Если нет у тебя книг, в интернете найди по ключевым словам «Церковь», «семья и брак». Всё тебе там напишут, где взять, где почитать. Даже не надо в магазин идти, всё лёжа в бане на верхней полке. Но и этого не хотят. Тупое, безмозглое упорство. Да, учить такой народ трудно. Но всё-таки можно. Вот, посмотрим, придёт ли в другой раз, нет ли. Но это как бы его дело.

Так вот, Господь вознёсся и плоть человеческую вознёс превыше Ангелов, Серафимов и Херувимов. Показывает, к чему призван каждый грешный человек, который покаялся в своих грехах и, как черенок, привился к лозе, ко Христу, а это приращение идёт только через Церковь. Для этого Господь Её и основал из людей – для того, чтобы они постепенно через Церковь становились христианами. И когда станем христианами, сможем применить к себе слова, которые Господь говорит через апостола: вы <...> свои Богу (Еф. 2, 19). Мы откликнулись на Его призыв. Он говорит, что те, кто слушается Его голоса, те идут за Ним (см. Ин. 10, 27). Нам осталось идти на Его голос, слушать то, что Он нам говорит, и жизнь свою исправлять по тому, что Он сказал. И исправлять до самой смерти, как Патриарх Гермоген. Его уморили голодом, но он за то, чтобы поесть и запить это всё, не изменил правде Божией, не стал выпрашивать себе жизнь. Ему очень дорога была и Церковь, и наш бедный глупый народ. И собралось ополчение, и выгнали поляков. С тех пор они очень злые на русских. С тех пор русский народ окреп, и Польша может только из-за кустов скалить зубы, но уж никак не угрожать. И с кем только они ни приходили, чтобы реализовать, как теперь по-латыни говорят, свои амбиции. Ничего не выйдет.

У нас задача – стать такими, как святитель Николай. Это всё очень просто, каждый человек понимает, что такое «добрый», а что такое «злой». Если мы будем добрые с вами, то к нам выстроятся такие же очереди, как сейчас на набережной. И пройдёт 1700 лет, а имя ваше не забудут. Вы можете себе представить?

Вот видите, какой замечательный ряд, и сколь о многом он нам говорит. Поэтому если мы будем подражать вере святителя Николая, патриарха Гермогена, то у нас есть возможность вознестись на небеса со Христом.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 31

    1. СветланаМ:

      Поймите, это личный опыт, и ,как я полагаю, он есть у каждого, кто верует, а не только у святых отцов. Иначе невозможна практика духовная. Просите — и ответ будет. Как однажды рассказал отец Дмитрий, потом при встречах «свои» только и обмениваются рассказами о чудесах. Это счастье приходит как другое ощущение реальности — Бог здесь, с нами.

    2. Sibirianfriend:

      Если слушать внимательно (слушать с 4:31 — «от чего зависит когда Господь придет второй раз?»), то возникнет больше вопросов, чем батюшка дает ответов. Например, как это: о. Дмитрий говорит , что «…Господь вернется на землю тогда, когда увидит, что не осталось на земле ни одного человека, которому бы нужна «жизнь небесная.». А потом рассказывает, что будет с людьми: «…Физически все люди сначала погибнут, а кто не погибнет, тот измениться»… как Сам Господь преобразился на горе Саваоф».
      Итак, вопрос: как же Господь вернется, если те, кто преобразится во время Его возвращения на землю (а значит им Царствие Небесное, т.е. «жизнь небесная» будет нужна), всё-таки будут на земле? Следую сказанному о.Дмитрием и логике, Господь не вернется вовсе :) .

      • ludmila:

        Ну, это очень просто, если Вы прочтете апокалипсис, то поймете, что в последние времена будут такие условия, что о плодовитости христиан вопрос стоять не будет, христиане будут просто выживать. А если христиане плодиться не будут, то уже не будет людей ищущих Господа и тогда придет Господь и те кто выжил и не соблазнился, преобразятся.

        • Sibirianfriend:

          Но, на 4:28 (на двадцать восьмой секунде пятой минуты) Вы послушайте, пожалуйста, от чего зависит «когда Господь придет второй раз» по словам о. Дмитрия.
          «Когда Господь увидит, что не осталось на земле ни одного человека, которому бы нужна «жизнь небесная.» Итак, по словам священника, это условие второго пришествия Христа. А кто же тогда преобразиться, как Господь на горе Фавор (изначально я ошибся назвав ее горой Саваоф — простите), из числа живущих на земле на тот момент времени? Те, кому не надо «жизнь небесная», они не преобразятся тем преображением, каким преобразился Господь на горе Фавор.
          … На данный момент истории, лично я не вижу Бога зависимым от каких-либо условностей, описанных в Библии и в частности в Откровении. Нынче, Когда Он захочет, тогда и придёт, уж не будет таких как я спрашивать :) …Я очень хочу Его второго пришествия, хотя и страшно, ведь — «гадкий я» и исправиться ну никак не могу. А так, — хоть бы разочек Его увидеть…

    3. Галина:

      Скорее всего о.Димитрий говорит для тех, кто не знает или не понимает, но искренне хочет и узнать и понять самую суть, чтобы стать христианином и лучше узнать самого себя. А спорить с о. Димитрием для того, чтобы показать как «я думаю» бессмысленно и нелепо. Так же нелепо, как спорить о законах физики, когда ты их не знаешь или забыл.Лучше ведь послушать того, кто в них разбирается.

      • natalianiko:

        Да, жаль, что святой мученик Адриан не объяснил ничего о законах физики своей жене мученице Наталии, которая просила его: «Молю тебя, господин мой, помнить наш союз и мое присутствие при тебе во время твоего страдания и желание тебе венцов; помолись ко Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он взял и меня с собою, чтобы, как жили мы с тобою вместе в этой многоскорбной и исполненной грехов жизни, так неразлучно пребыли и в оной блаженной жизни«. И ещё: «я боюсь того, как бы не принудили меня выйти замуж за другого; тогда осквернится ложе мое и расторгнется союз наш». Глупая женщина, думает, если не выйдет за другого, то и союз не расторгнется. Законов физики-то не разумеет.

        • Петров А.В,:

          Вы правы, «бессмысленно и нелепо» сравнивать мнение нашего пастыря с заблуждения каких-то святых мучеников, в отличии от Галины совершенно не владеющих законами физики. Мне кажется, что даже, если будет произнесено, что «2+2=5», многие на этом сайте уверуют в это и обвинят оппонентов (безмозглых дураков) в незнании законов математики.

        • Галина:

          Физика в этом контексте совершенно не при чем. Вы уделили мне столько внимания, значит сказала все верно. Этого вполне достаточно. Всех вам благ и спокойной ночи!

          • Петров А.В.:

            Вы уделили мне столько внимания, значит сказала все верно
            Браво!!! Суперлогика!!!
            Это почище перла с физикой :)
            Сейчас много времени уделяют некоему Навальному — значит, он прав и всё, что он говорит и пишет в своём блоге, верно!!!
            Бис, Галина! Просто изумительно :)

          • natalianiko:

            Галина, внимание я уделила не Вам, а утверждению о. Димитрия

        • ludmila:

          Если Вы с мужем будете, как св.мученики Адриан и Наталия, то да, будете и предстоять пред Господом, как ангелы, вместе. Чтобы быть вместе на небе, надо супругам иметь одинаковый духовный рост, а это очень большая редкость.

          • natalianiko:

            Речь идёт о христианах и о семье как домашней церкви. Если муж и жена — христиане, значит они стремятся к святости. Так почему бы им не ориентироваться на святых? Какая разница, редкость-нередкость?

            • ludmila:

              Так вопрос состоял «о вместе» (сами же выделили это предложение) в Царствии Небесном, о.Дмитрий не говорил о том, что не нужно ориентироваться на святых.

              • natalianiko:

                О каком вопросе Вы говорите? Если мы христиане, то мы ориентируемся не на то, что сейчас «нередкость», а на то, что есть норма. Норма — это жизнь святых. Слова я выделила, потому что именно на них хотела бы обратить внимание, именно о встрече за гробом говорила святая Наталия. В чём конкретно Ваше возражение?

    4. Петров А.В.:

      Сегодня пришли двое. «Мы, – говорят, – хотим венчаться». Я теперь у каждого спрашиваю: «А зачем?». Он мне, представляете, какую-то глупость отвечает: «А мы хотим и после смерти быть вместе». Я объясняю: «А на небесах ни женятся, ни выходят замуж (Мф. 22, 30). Никаких «вместе» даже и не думайте, это всё сказки безмозглых дураков.
      ————————————————
      Из того, что на небесах ни женятся, ни выходят замуж, никак не следует, что нельзя быть вместе. Или в проповеди имелась ввиду только интимная жизнь, т.е. вместе можно быть только в постели, а духовная и душевная связи находятся вне понятия вместе? И какая в этом случае может быть домашняя церковь, если всё упирается только в интим?

      • irina.schabranskaya:

        Двое будут в одной постели, один берется, другой оставляется (простите,цитирую по памяти).
        Отец Димитрий, да хранят Вас Господь и Матерь Божия. Берегите себя. Будьте здоровы.

        • VIKTOR:

          Ирина, не стоит толковать о. Дмитрия и выступать в роли его защитника.Он в этом не нуждается.Авторитет О.Дмитрия не пострадает ,если кто то его не понял.А вы со своими попытками можете оказать ему медвежью услугу или , что вероятнее ,показать свою (наивность?) .Присоединяюсь к вашей молитве об отце Дмитрии и пожелании ему здоровья и милости Божией.

          • Петров А.В.:

            Хорошо, что есть люди, которые всё понимают и не знают такого слова, как теологумен :)

      • СветланаМ:

        Лет 20 назад, в период неофитских колебаний по моей отчаянной до срыва просьбе мне было «откровение» — почему я все равно буду с Христом. Я тогда не очень-то этого желала, жила- поживала в свое удовольствие.
        Сказали: «За тебя просили и я обещал».
        - Кто?
        И из-за плеча я увидела бесконечную колонну людей — мужчин и женщин… Я поняла, что это мои предки (и не только),потому что было много мужчин в сияющей статской и военной форме…
        Вот, если все сложится, с ними и будем. Они за нас просят.

        • Сделано в СССР:

          В секте родноверов тоже думают, что их, далеко не святые, умершие родственники могут помочь живущему. Попробуйте перечитать притчу о богатом и Лазаре.

      • natalianiko:

        Дополнительный вопрос. Какой смысл в браке, если общение не имеет продолжение в вечности? Какая разница, прожил ты в браке год или 51 год, если в итоге в вечности вы будете раздельно? Если бы люди допускали такую мысль, никто бы из верующих и не женился и замуж не выходил. Потому что для верующего есть смысл только в том, что имеет продолжение за гробом. Зачем вся эта канитель, если в итоге вы всё равно расстанетесь?

        • Сделано в СССР:

          А кто вам сказал, что «вы всё равно расстанетесь»? Приведите цитату из Святого Писания или Святого Предания.
          «… ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах….», — это не о том. Не о расставании.

          • Петров А.В.:

            на небесах ни женятся, ни выходят замуж (Мф. 22, 30)
            Никаких «вместе» даже и не думайте, это всё сказки безмозглых дураков.
            Протоиерей Димитрий Смирнов
            ———————
            О, великий и могучий русский язык, даже глубокие и очевидные слова можно соединять в странные логические связки о расставании :)

            • Сделано в СССР:

              «…ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах…»

              Это ведь о том, что после воскресения между женщинами и мужчинами прекратятся всякие плотские отношения. А те люди, которые при земной жизни были связаны духовными узами (любви, дружбы, взаимной молитвы), будут иметь тесное общение и в будущем веке. «Ибо сказано: два будут одна плоть».
              Кстати, ознакомьтесь с молитвами, которые читает священник при обряде венчания. Например, это:
              «Боже, Боже наш, пришедый в Кану Галилейскую, и тамошний брак благословивый, благослови и рабы Твоя сия, Твоим промыслом ко общению брака сочетавшияся: благослови их входы и исходы: умножи во благих живот их: восприми венцы их в Царствии Твоем, нескверны и непорочны, и ненаветны соблюдай во веки веков».

              • Петров А.В.:

                Спасибо за поддержку, я тоже придерживаюсь такого же мнения. Но почему Вы постеснялись, побоялись, стушевались высказать всё это прямо в адрес о.Димитрия, который считает, что это всё сказки безмозглых дураков? Кишка тонка что ли? А ещё сделаны в СССР и небось даже со знаком качества :)

                • irina.schabranskaya:

                  Сказки для безмозглых дураков — это то, что в Царствии Небесном душа ни о чем не будет думать, кроме как о Христе Иисусе Господе нашем, и растворится в любви к Нему.

                  • Петров А.В.:

                    в Царствии Небесном душа ни о чем не будет думать, кроме как о Христе Иисусе Господе нашем, и растворится в любви к Нему — зря Вы называете это мнение многих богословов и святых отцов «сказками для безмозглых дураков». Это просто неверно и неприлично.

                    • irina.schabranskaya:

                      Шуток Вы не понимаете.
                      Когда о благоверной-то будете думать, если растворитесь в любви ко Господу?

                      • Петров А.В.:

                        Над святыми отцами негоже допускать подобные разухабистые шуточки на грани безбожного ёрничества.

    5. Раиса:

      Благодарю Вас, батюшка. Прониклась проповедью как причастилась.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.