Проповедь о настоящей вере
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о настоящей истинной вере в Христа, Бога нашего. По евангельскому эпизоду о сотнике и его слуге [Мф. 8, 5-13].
 

Вошел Господь в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! Слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же отвечая сказал: Господи! Я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой; но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек… (Мф. 8, 5-9). Он военный, а каждый военный подвластен другому военному, сотник – это ротный командир, старший лейтенант или капитан, а над ним майор и так далее до маршала, поэтому он и говорит, что он подвластный человек.

Но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает (Мф. 8, 9). «Эй, боец, ну-ка, поди сюда! Давай, вот тебе зубную щётку, мой унитаз». И он делает, некуда деваться. Реалии жизни. Сотник объясняет, почему ему достаточно того, что Господь просто слово скажет, и слуга исцелеет, за которого он хлопочет.

Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам: и в Израиле не нашел Я такой веры (Мф. 8, 10). Вот этот сотник, римлянин, язычник, не обрезанный, не знавший Священного Писания. Хотя в это время оно уже было переведено на греческий язык, а все образованные римляне обязательно говорили и читали по-гречески, но если б он читал Писание, он бы из Писания что-нибудь Спасителю процитировал, чтобы показать, что он тоже причастен к истинной вере. Но нет, у него такая воинская работа: ать-два, приди сюда, подай ружьё, в атаку и так далее. И вот, Господь так высоко его оценил. То, что он сказал – совершенно искренне. Оказывается, что весь Израиль со своими учителями, школами, обрядами не дотягивал до той веры, которая была в сердце к Иисусу Христу у этого сотника. В чём тут дело? А в том, что сотник с помощью той веры, которая была у него в сердце, разглядел в Этом Человеке, в Иисусе, которого все называли Христом, Того, Кто может одним словом исцелить его слугу. А в Израиле таких людей не оказалось.

Здесь мы вплотную подходим к понятию веры христианской. Нужно обязательно понять, в чём она состоит. Потому что у большинства людей на земле вера не настоящая, а только какие-то фрагменты религиозности есть у людей, даже у тех, которые считают себя христианами. Это не запрещено, каждый может считать, что ему нравится. Даже считать, что трижды восемь – это одиннадцать. Можно так считать, но эта вера не будет истинной.

Почему же в этом сотнике, хотя он не выполнял очень важные религиозные предписания, которые выполнял весь Израиль, и даже не интересовало ими, было нечто большее? Что же это большее, что позволило Спасителю всем нам этого сотника поставить в пример? А потому что то, чем обрастает всякая религиозность, связано с тем, что человек, исповедующий какую-то веру, обязательно должен измениться и стать таким, каким его хочет видеть Бог, Который дал заповеди всем людям, желающим следовать за Ним, повинуясь своей вере.

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39). И вот, этот сотник проявил любовь к своему слуге, который заболел. Когда тот был здоров, он ему говорил: «Так, встал быстро, кругом, одна нога здесь, другая там, принеси мне из колодца воды» – и он бежит бегом. И бегом обратно. А тут сотник видит, что слуга заболел, пожалел его, пошёл ко Христу Спасителю. Почему Господь сказал, что придёт к нему? Потому что потрясающая вещь – офицер хлопочет за солдата. Это что такое? Как «что такое»? Это был очень хороший слуга. Настолько хороший, дружелюбный, неворчливый, исполнительный, что этому сотнику было с ним очень легко. Поэтому он и хотел продлить ему жизнь. И Христос, увидев, что это именно такой солдат, говорит: «Я к тебе приду». А сотник возражает: «Не надо. Достаточно одного Твоего слова».

А современным верующим одного слова не достаточно. Я всё время замечаю, что каждый человек, а мне по долгу службы приходится разговаривать с разными людьми, обычно переспрашивают три-четыре раза. Я иногда даже спрашиваю: «А у тебя со слухом вообще как?» – «Нормально». А почему человек переспрашивает, когда ему говорят? А он не верит, ему нужно ещё и ещё утвердиться. Просто если ты не веришь, не спрашивай. Вот рядом у нас есть больница психиатрическая, на улице 8-го Марта, туда сходи, или в булочную, напротив у нас вообще магазин и аптека. Ты пришёл, спросил, тебе сказали. Чего тебе ещё надо? Дальше – всё твоё. Хочешь – слушайся, хочешь – пошли куда подальше. Ты же свободный человек. Все услуги бесплатные. Это ж не то, что к юристу пойти за 15- тысяч рублей, и в результате – ничего.

Господь сказал эти два слова, и слуга выздоровел. Можно надеяться, что после этого сотник вообще стал учеником Христовым, потому что на его глазах вообще произошло настоящее чудо: когда он вернулся к себе, слуга был уже здоров.

Господь Иисус Христос для того на землю и пришёл, чтобы люди, которые были свидетелями чуда, уверовали. А теперь и мы свидетели этого события через слово евангелиста Матфея, который это нам рассказал. И если мы веруем в Бога, веруем в Церковь, мы веруем, когда из многочисленных свидетельств Церковь отбирает именно те, которые Она считает истинными. Видите, всё зиждется на вере. Сотник поверил в Мессию и получил, что хотел – исцеление.

И ещё одно обстоятельство, которое дало возможность Христу Богу нашему сотворить это чудо – что он просил не для себя. «Ой, батюшка, я завтра на операцию иду, пожалуйста, помолитесь». А что, ты думаешь, что Бог к батюшке ближе, чем к тебе? Зря ты так думаешь. Просто у тебя веры нет. Во что? В твои молитвы. Вместо того, чтоб взять, подойти к иконе и помолиться, ты просишь других. А можно и без иконы, икона для молитвы совсем не обязательна, можно глаза закрыть. Как древние отцы учили: встань перед иконой, закрой глаза и молись. Сказать: «Господи, вот трепещет моя душа из-за больной коленки. И вот, боюсь и устрашаюсь! Помоги». Отчего человек молится за коленку? А потому что он не ищет Царства Небесного, из-за того что он не доверяет Богу. И он хочет каких-то дополнительных ресурсов чтобы с коленкой оказалось всё нормально. А сотник не таков. Он не говорил, чем он болен, не говорил Ему, сколько он денег издержал на врачей, не говорил, сколько десятилетий тот болеет. Говорит: «Даже ходить не надо, скажи слово. Не утруждай себя». Это потрясающе! Потому что человек ради своей коленки готов абсолютно любого, даже человека старше его в три раза, утруждать. Потому что на того, к кому он обращается, ему наплевать. Для него это всего лишь функция, через которую он опосредованно получает здоровую коленку. А сотник не так. Сотник и побеспокоился, чтобы не утруждать Господа Иисуса Христа, и возлюбил так своего слугу, что просил за него. Хотя мог просто его отставить, в лазарет списать и обратиться к младшему командиру: «Слушай, подбери мне паренька нормального». Тот бы ему подобрал из того, что есть. И все бы сказали: «Ну а что ж, все так делают». А он был не такой как все. Потому что быть как все – это ужасно, то есть хуже этого нет, когда человек как все. Потому что все – это совсем не христиане. Христиане – это народ избранный, их отличает любовь ко Христу и любовь к ближнему, которую сотник и явил. И Господь принял его и наградил И вот, когда нам понадобится просить что-то у Господа Иисуса Христа, нам полезно всем, если мы хотим результата, чтобы сотник и его слуга приходили нам на память.

Говорю же вам, что многие придут с востока и с запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час (Мф. 8, 11-13). Потому что он поверил, что Иисус Христос может исцелить.

Мы хотим, чтобы Бог нас услышал. Конечно, это полная ахинея, но тем не менее, почему-то люди всякую ахинею скорее запоминают. Как будто Бог может оглохнуть, как будто у Бога есть барабанные перепонки. Бог слышит всё и всегда, и не только нас, а даже вздохи зверей, потому что у всех зверей, птиц, рыб жизнь очень трудная. И Бог слышит даже каждое растение Бог имеет попечение о всех. Но если хотим, чтобы наша молитва была, как мы выражаемся, услышана, надо обязательно верить в то, что Господь может это сделать. И вот с этой верой нужно и молиться.

Хочу из второго Евангелия от Иоанна тоже прочесть немножко: Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет (Ин. 10, 9). Тоже речь идёт о приобретении. Христос про Себя говорит: «Я – дверь». А кто такой Христос? Христос – это Слово Божие. Войти в общение с Богом можно только через Христа. Или иначе сказать, что одно и то же, через Слово Божие. Вот сегодня мы читали слово Божие о сотнике. Если мы умом и сердцем в себя воспримем, наша жизнь переменится.

Для чего возникли такие обычаи, которых раньше не было? Например, строить храмы, украшать их иконами. Возникло церковное пение, церковная поэзия. От того, что человек слышит и видит в храме, в нём что-то меняется? Нет. Так не бывает, чтобы человек заладил ходить в храм и потихонечку стал бы христианином. Нет. Храм – это школа и лечебница. Он существует для того, чтобы человек на разные лады проникся словом Божиим. Слово Божие как устная речь, слово Божие, обёрнутое в какое-то поэтическое произведение. Конечно, мы слово Божие воспринимаем через перевод с греческого, но всё равно сами образы поэтические сохраняются, потому что и Кирилл и Мефодий, и все последующие переводчики, составители были поэтами. И такую же роль играет и сам храм. У нас, у православных, имеет всегда ориентацию на восток, потому что Христос пришёл с востока, и в память о том, что Церковь ведёт человека ко Христу. И иконы напоминают нам о Христе, о тех, кто умер за Христа. Когда мы смотрим на иконы, мы видим, что все две тысячи лет Церковь в лице отдельных людей веровала Ему и получала от Него вот эту пажить словесную. Люди бывали грамотные, бывали неграмотные. Многие приезжают из Европы и говорят, что в их городе нет русского храма и сербского нет, поэтому они ходят в греческий. Но человеку, который знает Литургию, всё равно, что по-гречески, что по-английски слушать. Потому что он её знает. А так, потихонечку, изучая язык, достигает и полного понимания. И Евангелие по двум-трём английским словам он понимает, что читают. А можно просто взять календарь и прочесть слово Божие.

Но слово Божие недостаточно знать даже наизусть и недостаточно понимать, что сказано. Потому что все грешники понимают, чем они грешат. Каждый маленький мальчик и маленькая девочка понимает, что такое хорошо и что такое плохо. Подходит ко мне пятилетний мальчик и говорит: «Я озоровал». То есть он прекрасно понимает, что это он делал неправильно. А христианство начинает не тогда, когда человек понимает, что он озоровал, а когда он взывает: «Ты меня, Господи, прости! Я больше так никогда не буду». И с этого дня дня уже не озоровать. С этого момента. И всё, что в Церкви есть – и сам храм, и иконы, и песнопения, всё прекрасное богослужение – нужно только для того, чтоб человека подвести к такому шагу, какой сделал сотник. И если мы его не делаем, то мы никогда не станем христианами, и поэтому никакого спасения для нас невозможно. Это всё равно что стоять на берегу бушующей реки, рядом лодка – и стоять и ждать у моря погоды. Для этого и лодка, для этого к ней весло. Эти орудия нужны для того, чтоб тебе спастись. Человек должен сам сесть в лодку. Не достаточно знать. Христианство – это не знания, христианство – это есть умение. Это есть искусство. Искусство жить по-христиански и сердцем, и умом, и поступками.

А так вроде человек – христианин, крестик носит, юбка до щиколоток. И всё вроде нормально. Ну и что? А очень просто проявляется. Как узнать, человек христианин или нет. Подойди и плюнь в лицо. И сразу увидишь, какие у неё рождаются чувства, все будут отражены на лице – гнев, злоба, раздражение, ненависть. А, может, и драка возникнет. Вот, всё христианство сдулось, как шарик, который прокололи булавкой. Всё остальное – это всё дутое, ненастоящее. Я теперь стал даже задавать такой вопрос в ответ на жалобу, что дочка перестала в церковь ходить: «Зачем в неё ходить?». Церковь же не для того, чтоб неё ходить. Это ж не аптека, не магазин и даже не Большой театр. Не для этого Господь Кровь проливал, чтоб нам была возможность в церковь ходить. Ну пришёл, ну постоял. Ну и что? Ушёл такой же, как и пришёл. Христианства же нет, христианство – только в изменении: пришёл такой, а вышел другой. И вот только это движение есть христианство. Или можно по-гречески сказать – покаяние. Вот, если мы с вами это усвоим, у нас шансы стать христианами больше. Поэтому каждый, кто ходит в церковь, в конце концов обязательно услышит о покаянии. И может, это проникнет через ум в сердце. И он начнёт это движение изменения. И в нём начнётся христианство. И об этом Господь говорит: семя слова Божия падает на разную почву, одно на бетон, другое на асфальт, а третье просто в щель туда в метро проваливается. В темноту. И ничего не вырастет. Только на плодородной почве приносит плоды. Поэтому в церковь можно ходить десятки лет, и никаких плодов.

Особенно интересно смотреть на тех, кто в церкви работает. Человек думает: «Ну что, я работаю в церкви, неужели Господь не спасёт!». Да никогда. Потому что достаточно посмотреть, какие отношения у тебя с другими работающими. Как дома, как собака, так и в храме. Только здесь лицемерия больше. Надо всё время из себя что-то изображать, благочестие. И кому нужен этот цирк? Никому и никогда. Он отвратителен. Господь пришёл на землю не для того, чтоб устроить ещё одну цирковую площадку, а совсем для другого. Чтоб всё было настоящее. И ждёт от нас встречного шага, в чём нам всегда поможет. Можно Его об этом просить, а можно просто даже ждать. Он сам прежде нашей просьбы знает, что нам надо. Каждому живому существу нужно спасение. Дай Бог, чтобы спасение достигло каждого из нас.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 6

    1. Liza_P:

      Низкий поклон Вам, о.Дмитрий за ваше служение. За проповедь от сердца. За важные, очень важные мысли и слова. Спасибо, спасибо, спасибо… Милости Божией Вам. И Покрова Царицы Небесной…

    2. Proh.A.:

      Всегда удивляюсь актуальности,искренности слов отца Димитрия,и еще его сопереживанию и ревностному служению другим людям.

    3. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам отец Димитрий!

    4. Игорь:

      Благодарю Вас отец Димитрий. Весь катехизис за полчаса! Одна из сильнейших проповедей. Да что и говорить, у вас все проповеди лучшие. Спаси Бог за откровенность.

    5. Nina V.:

      Все верно. Немного резковато.в Вашем стиле отец Димитрий.Трудно в миру оставаться настоящим христьянином. затолкают . собъют с ноги пройдут мимо Кто-то еще на камеру снимет.

    6. Вадим З:

      Верую, Господи! помоги моему неверию.
      Спаси Вас Господи, отец Димитрий!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.