Проповедь о послушании и почитании
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова на праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы по евангельскому тексту [Мф. 16, 13-20].
 

Для сегодняшнего дня, в который Святая Церковь прославляет первоверховных апостолов Петра и Павла, избирается для чтения отрывок из 16-й главы Евангелия от Матфея: Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? (Мф. 16, 13-15). Оказывается, это очень важно. Даже при воспитании детей. Отец что-то говорит сыну, а он никак это не воспринимает. Тогда отец ему говорит: «А я тебе кто?» – «Ну как, ты отец» – «А, ну хорошо. Скажи мне, пожалуйста, а должен ли сын подчиняться отцу?». Он отвечает: «Должен. Но я вот не согласен с этим и с этим» – «Отлично. Но тут, понимаешь, Между отцом и сыном должны быть правильные отношения. Если я тебе отец, ты должен находиться у меня в послушании, а я компенсирую твоё страдание при послушании. Чем? Ну как, ты живёшь в моём доме, я тебя кормлю, я тебе покупаю одежду и обеспечиваю твоё жилище светом, газом, теплом. Если ты из послушания выходишь, тогда: первое – пошёл вон, второе – ни свет, ни газ, ни тепло, и пятое – я не буду тебя кормить. Тебе сколько лет? 17? Отлично, ты уже три года как должен работать». Все дети с 14-ти лет, по закону на два часа меньше, но должны работать и вносить в семейный бюджет то, что на них тратится. Тогда будет справедливо. И по закону.

Мне очень многие женщины жалуются на своих мужей, которые по восемь лет нигде не работают: «Не может, – говорит, – найти работу». Интересно, любой таджик находит. Становится вдоль Ярославской дороги, стоит день, два три, смотришь – кто-то нанял. И нанимаются на любую работу. Я даже как-то вам рассказывал: я нанял таджика, а он не умеет колоть дрова. Ну откуда в Таджикистане дрова? Ещё в Узбекистане поищи! Но научил его, и он очень хорошо колол. Уже вторую поленницу очень здорово смолотил. И очень остался доволен, потом много там в окрестности заработал на колке дров. Не отдал, конечно, мне пять процентов за науку. Ну да ладно! Я рад, что он трудится на благо нашей развивающейся родине, дрова колет. Потому что только в безумии можно жечь древесину, чтобы получить тепло. Это для ХХI века просто сумасшедший дом. Но наша жизнь всегда немножко с сумасшедшинкой.

Но вернёмся к воспитанию детей. Дети многое теряют под воздействием школы, детского коллектива и всяких либералистических глупостей. У них появились права, но они, к сожалению, не знают об обязанностях. Поэтому, чтобы воспитать детей нормальными людьми, в будущем хорошими мужьями и жёнами, гражданами государства, обязательно нужно их приводить в сознание понимания. Всё упирается в эту фразу Господню: «Ты за кого меня держишь?». Я тебе отец? А если мать, тут есть ещё некоторые нюансы, потому что мать – ещё существо противоположного пола. Что это значит? Во-первых, это венец творения, а во-вторых, по физическим свойствам и умственным – это совсем другое существо. И нужно обязательно оказывать снисхождение, потому что женщина не лошадь и навьючивать на неё больше пяти килограммов – это анатомическая ошибка. Поэтому некоторые обязанности должен исполнять как раз 17-летний тинейджер, а совсем не она должна носить сумки из магазина. Но у нас как-то так рассуждают: он учится, ему некогда. А ночь зачем? Он хочет спать. А мать не хочет? И даже у нас в церкви: причащать – сначала маленьких. Простите, это не по-христиански. Сначала надо причащать стариков, потом взрослых людей, а потом детей. Почему? Да потому что они ещё пока никто. У ребёнка трёхлетнего спроси «Символ веры», он даже и не сможет его произнести. Поэтому он ещё даже и не христианин, он должен с утра до вечера благодарить, что его допустили до Причастия. Он орёт, всем мешает молиться, и его почему-то первым. А с какой стати-то? Это совершенно неправильное воспитание. Есть старинная русская пословица, я не знаю, сколько лет ей, может быть, восемьсот: каждый сверчок зная свой шесток. Профессору – одна честь, студенту – другая. Хотя раньше в России и того, и другого называли «господин профессор» и «господин студент». Студента очень почитали как человека, который учится в университете, а значит он своим умом превосходит многих своих сверстников. Это и честь семьи, что он учится в университете, а не банки гоняет, не побирается, не на каторге и так далее.

Для Христа Бога нашего было очень важно, за кого Его почитают. Потому что если ты почитаешь Христа за пророка, получишь награду пророчу. Христос сказал: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? “Сын Человеческий” – одно из смиренных самопоименований Мессии, Спасителя. Это не просто один из пророков, это Спаситель. Это высшее послушание от Бога, которое исполняет Человек, отрекаясь от Себя. И вот, Христос исполнял такую очень важную роль.

Воспитание детей должно заключаться в том, чтобы каждое дитя независимо от возраста понимало на каждом этапе своей жизни, за кого он почитает деда, бабку, брата, отца, мать, начальника на работе и так далее. Потому что если эта шкала сбита, то возникает всякая путаница, возникают разные коллизии. У нас это началось в советский период, в старое время такого не было. Я начальник – ты дурак, ты начальник – я дурак. Это не было никогда связано, потому что людей так воспитывали, что должность – это функция. Следует подчиняться по должности другому, который как человек тебе равен, но его должность выше. Поэтому когда ты ему подчиняешься, это значит, что вся структура, в которой ты трудишься – пусть это будет железная дорога, армия, семья, не играет роли – работает нормально. А если каждый решает, кто тут дурак, то получается революция. Был такой анекдот у нас в 17-м году прошлого столетия, когда солдаты выбирали офицеров. Можно дойти до того, что заключённые будут выбирать себе начальника тюрьмы. Можно сказать заранее, кого они выберут. И так далее. Никаких тут прав человека быть не может, потому что человек – это, как Аристотель сказал, животное общественное, он обязательно встроен в какую-то человеческую же структуру. Если его что-то не устраивает в этой структуре, он всегда может уйти в изгнание.

В моём семействе было такое предание, что один член семьи – среди двоюродных дядьёв моей матери – сказал грубость своей матери. Один раз, как это называется, нахамил. Отец сказал: «Встань. Выйди вон. И чтоб я тебя больше никогда не видел». И он исчез. Всё. Вопрос решён. Почему? Позвольте, разве можно хамить матери? А отец разве может допустить, чтоб кто-то в его присутствии хамил матери. Тем более, он был офицер, воспитан в определённых правилах. И всё. Когда я об этом узнал от мамы, мне это очень понравилось. И всю жизнь помнится, это очень яркий эпизод. Я видел фотографии этого человека, он стал потом военным врачом, в мундире, с саблей. И даже я знаю родственников, которые являются его потомками, но от семьи он был оторван. Я думаю, что если б он пришёл с покаянием, бросился б в ноги, скорее всего, простили бы, потому что в церковь ходили, Богу молились, что такое покаяние, может быть, не ощущали, но по крайней мере, об этом читали. И русский народ учил, уже переводя Евангелие на обычный язык, говорил, что повинную голову меч не сечёт. Видите, какие были красивые образные выражения, которые также являлись воспитанием.

И вот, это совсем не праздный вопрос, который Господь задал Своим ученикам. Это важнейшая вещь. Почему? А потому что на этом стоит всё христианство. Я тебе кто? Если Я тебе Мессия, Христос, если Я для тебя именно Он, тогда ты можешь быть Моим учеником. Всё очень просто. В «Символе веры» сказано: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века». И некоторый человек засомневался в том, есть ли загробная жизнь. Бывает, что человек сомневается? Конечно, бывает. Но если ты сомневаешься в загробной жизни, ты должен снять крест. Ты можешь ходить в церковь, потому что сейчас есть такой обычай – пускать всех. Но причащаться тебе нельзя, быть чьим-то крёстным тоже нельзя. У тебя своя точка зрения? Оставайся с ней, катись с этой точкой в преисподнюю. Потому что христианин должен безусловно веровать в жизнь будущаго века и воскресение мертвых. Если он в это не верует, он не есть христианин. Также если он считает, что Христос – это воскресший Иоанн Креститель, это ещё не христианство. Вот поэтому Господь и спрашивал Своих учеников.

Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16, 16). А почему Господь спросил у всех, а отвечает Пётр? Да очень просто: Пётр – старший. Вот в армии: идёт солдат, а навстречу ему – два офицера, старший лейтенант и полковник. Как он действует? «Товарищ полковник, разрешите обратиться к товарищу старшему лейтенанту!», тот говорит: «Обращайтесь!», и он тогда: «Товарищ старший лейтенант, вот такое дело...». А у нас в церкви: идёт священник, устраивают такую цепь, чтоб его окружить, чтоб он никуда не делся. И вот сколько там, восемьсот человек, ты должен, пока не упадёшь, каждого благословлять. Такой вид спорта, который есть результат воцерковлённости. Но здесь мы видим недостаток не только христианского, а вообще обыкновенного воспитания. Понятно, что ни один христианин так никогда не сделает. А большинство людей действуют, как бараны – как все, так и я. Очередь – он встал. «Вы за чем стоите?» – «Не знаю». Он думает, сейчас он пройдёт метров пятьдесят, и там разберётся. Почему? Да ему ничего не надо, просто все стоят, и я.

Христианство древними отцами называлось умным деланием, то есть голова должна быть всё время в работе. Нельзя быть бессмысленной вещью. Я у многих спрашиваю: «Почему ты, когда подходишь к исповеди, сначала поворачиваешься к священнику задом, а потом наклоняешься? Что значит этот жест?» – «Я, – отвечает, – так видел в монастыре». Ну хорошо, а в бане ты что видел? А может, ты ещё куда заходил до бани? Это что значит? Человек не понимает. То есть он совершают бессмысленный поступок.

Люди совершают бессмысленные поступки по разным поводам. Например, крестят детей. Спрашиваешь, зачем – «Не знаю». Их мама настаивает на том, чтоб они венчались. Зачем? Мама не может это объяснить. Сами брачующиеся тоже не знают, зачем им это надо. Мать говорит: «Вырастут, разберутся». Им что, по семь лет? Вместо того чтобы взять книжечку, каких сотни, и прочитать, он должен там в чём-то разбираться. «Я, – говорит, – ещё к этому не пришёл». Но если ты дома сидишь и смотришь телевизор, ты никогда не придёшь. Чтобы прийти, нужно идти, а это умное делание, нужно обязательно ум свой направить на это, почитать. Если уж такой ленивый, ты посмотри на людей, подумай, кто из этих людей мог бы тебе ответить, подойди, спроси: «А ты не знаешь ли, зачем люди венчаются? Не мог бы ты мне объяснить?». Потом прикинуть на себя и решить. А что решить? А ты христианин или нет, желаешь ли ты Царствия Небесного, тебе это надо? Почему так: одни стоят на Литургии, а другие гуляют вокруг храма? Каждый что-то хочет. Каждый Христа Бога за кого-то почитает. Вот это очень важный вопрос. Если бы кто-то сказал, что здесь, в храме, сегодня будет президент, сколько бы ломилось народу! Я уж не говорю, что наш Версаль вытоптали полностью бы и передавились до смерти. Обязательно было бы, может, не дай Бог, но передавились бы, переломы рёбер обязательно были бы. А что такое президент? Президент – это первая должность. Но неужели Сын Божий ниже президента? Что важнее – утром поспать или принять Тело и Кровь Христа Спасителя из рук Самого Господа? Ну-ку взвесим. А если ребёнок говорит: «Мам, я спать хочу», значит он не понимает. Значит он не христианин. Мама – христианка, папа – христианин, а ребёнок кто? А он никто. Потому что рядовой необученный – это ещё не солдат. Солдат – это тот, который прошёл обучение, умеет с элементарным оружием обращаться.

Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин – по отчеству его назвал – потому что не плоть и кровь открыли тебе это – то есть имеется в виду: ты не собственным рассуждением этого достиг – но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 17-18) – уже назвал его не «Симон Ионыч», а назвал его Петром, дал ему новое имя. «Петрос» по-гречески – а Евангелие написано по-гречески, кто не знает – означает «камень», «скала», «большой камень». И вот на этом камне Господь строит Церковь. Что же это за камень и почему Господь назвал его «Петрос»? А потому что Церковь строится на вере. Один человек верит, что здесь каждый день утром Сам Христос даёт Себя в пищу Своим ученикам из Своих собственных рук, тем самым созидая Церковь. Кто от этой пищи вкушает и стремится к этому, тот христианин. Как Иннокентий Московский, просветитель Сибири, Дальнего Востока, Америки, Аляски, говорил: «А кто к Святым Тайнам не стремится, тот и не христианин вовсе». Потому что у каждого христианина есть эта жажда. И эта жажда не такова, как у человека, который ест, пьёт, и если подойти к нему, предложить: «Пойдём пообедаем», он скажет: «Не хочется». А христианин не может не жаждать причащения Честнаго Тела и Крови Христа Спасителя. Это не потому что мама сказала или бабушка меня в церковь привела. Некоторые говорят: «У меня сегодня именины», а другие говорят: «Праздник сегодня Петра и Павла». Можно ответить на это, что ещё тысяча семьсот лет тому назад Иоанн Златоуст, учитель Церкви, не просто кто-нибудь, один из святителей, нет, Иоанн Златоуст – учитель Вселенской Церкви, а не только Константинопольской, говорил, что праздник – это не повод для Причащения, повод для Причащения – готовность сердца и души. Потому что праздник, не праздник, а у Бога все дни равны. И каждая Литургия – это есть Пасха, и один день не ниже другого. Хотя, понятно, Церковь избрала этот день для празднования памяти первоверховных апостолов. А завтра – память всех остальных десяти будем праздновать.

Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). И Он её создаёт уже две тысячи лет на вере. А почему врата не одолеют? А потому что если у человека поселилась в сердце вера во Христа, её отнять нельзя. Мне рассказывали, был такой случай, когда ещё на дворе бушевала советская власть, в классе у мальчика увидели на шее крестик. Учитель подошёл, сорвал, а мальчик говорит: «Ну и что? У меня ещё есть», учитель приказывает: «Давай» – «А Вы не сможете, – возражает, – его забрать» – «Ну отдай сам». А он накладывает на себя крестное знамение. Называется – а ну-ка, отними! Ничего не выйдет. Вера либо есть, либо её нет. Человек либо поступает по вере, либо против веры христианской. И этим, собственно, определяется, христианин он или нет.

Христос говорит Петру: дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16, 19). Ключи от Царства Небесного. У человека, который верует во Христа, есть ключ. Он может открыть дверь. А что это за дверь? Христос говорит: Я есмь дверь (Ин. 10, 9). Каждый человек, христианин, может ключом открыть эту дверь и войти в Царствие Небесное. Может. Но необязательно войдёт. Это зависит от того, насколько он любит Христа, почитает Его, слушается Его, верит Ему. Тогда да. А так можно ключ на шею повесить и даже в море утопить этот ключ. Всё зависит от человека.

И в завершение прочту вам слова, которые не входили в чтение, но уж очень важны эти две с половиной строчки: Тогда [Иисус] запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос (Мф. 16, 20). Очень странно. Он же пришёл спасти, для этого нужно было бы как можно шире распространить молву о том, что Он есть Спаситель, чтобы было учеников побольше. Нет, для Бога важно не это. Ему не важно количество, сколько миллиардов на свете христиан. Не знаю, много или мало. Это не имеет никакой цены – сколько. Много на земле разных металлов, но ценится только платина, золото, может быть, ещё серебро и медь. А потом железо. Но больше всего ценится платина, самый дорогой металл. Христианство – это есть именно вот эта платина, самый драгоценнейший из металлов. Потому что в христианине важно качество. И один Христу верный христианин стоит сотен тысяч христиан, у которых просто крест на груди, и всё, а само христианство им безразлично, и сам Христос им совершенно неинтересен, как большинству крещёных людей. Потому что христианство – это не есть принятие святого крещения. Крещение – это просто подойти к двери, которая есть Христос, но это не значит, что уже человек вошёл и прошёл.

Христос сказал: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14, 15). И любящий Бога соблюдёт Его заповеди не из-под палки, ему не придётся себя заставлять не есть сметану. А для многих христианство заключается в том, чтобы не есть сметану или шоколадную конфету. Я буду весь до Успения мучиться, не есть шоколадку «Алёнка», для того чтобы к Успению стать христианином. Ничего не выйдет, потому что это упражнение для трёхлетнего ребёнка, а не для 17-ти, 27-ми, 38-ми и так далее лет. Потому что у каждого своя мера роста, мера понимания.

Вот и каждому из нас нужно определиться, что такое для меня христианство, кто такой для меня Христос, какой смысл в моей жизни, что я хочу от Христа, что такое Царство Небесное. Именно для меня. И надо эти вопросы для себя выяснить. Иначе наш приход в церковь не имеет смысла. Конечно, если мы окинем свою жизнь, куда бы мы могли сегодня утром пойти, пойти в церковь – уверяю вас – это самое лучшее времяпрепровождение. Но хотелось бы, чтоб в этом было больше смысла, потому что наша жизнь очень коротка. И даже такой небольшой срок, как одно утро, должен приближать нас к Царству Небесному. При условии, что мы хотим быть христианами. И вот стремление к христианству должно выражаться во всём: и в изучении Священного Писания, и в Причащении Святых Христовых Тайн, и в жажде совершать христианские поступки. Представьте себе, вот идёт человек, который не христианин ещё пока, но очень хочет быть – ну что ж, попробуй, возьми и соверши христианский поступок. Потом посмотри себе в сердце – что с тобой произошло? Что, хорошо тебе? Это же очень хорошо для твоего сердца, когда ты, ещё не будучи христианином, совершаешь христианский поступок. Сердце твоё умягчается и делается таким, которое может воспринять тот самый ключ от Царства Небесного, который даёт тебе твоя вера.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Нет комментариев

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.