Проповедь о бесновании
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова по евангельскому эпизоду об исцелении гергесинских бесноватых. [Мф. 8, 28-34; 9, 1].
 

Сегодняшний отрывок из Евангелия для тех, кто ходит в храм и читает Новый Завет, хорошо известен. Церковь его обычно ставит на воскресный день, для того чтобы как можно большее количество христиан могли услышать, потому что апостолы считали этот евангельский эпизод весьма важным для нашего благочестия. И ныне он предлагается нашему вниманию. Попробуем ещё раз, ибо повторение – мать учения, остановиться на главных пунктах этого события.

Как Господь учил людей? Во-первых, своим примером – нечто такое совершал, в надежде что люди сразу, а некоторые спустя, может быть, десяток лет поймут, зачем Он это сделал и что в этом событии содержится для нас полезного. Полезного для души, а не для мошны, потому что бывает польза и материальная, а это уже другая наука, экономика.

Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую (Мф. 8, 28). На другой берег чего? Галилейского моря. Для нас, для русских, это не моря, а так, озеро небольшое. Но там, в Израиле, раз другой берег не видно, другую сторону, называли морем.

Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем (Мф. 8, 28). Много раз я рассказывал, что гробы в Палестине выдалбливали в мягком грунте, делали пещеры, бальзамировали и заворачивали покойника, а потом приваливали камнем. Тело мумифицировалось на жаре и могло сохраняться, пока не рассыпется в прах, не один десяток лет. И даже изнутри красили извёсткой, чтобы не заводилось ненужных микробов, чтоб не было лишних запахов и всё было благопристойно. И вот, эти бесноватые жили в гробах, потому что от некоторых уже камень рассыпался, от усопших осталась только горстка костей, они сгребали в сторонку, и спали прям на том месте, где давеча лежал ещё покойник, а ныне там полторы косточки.

Почему у них не было домов и как они превратились в людей, которых все называли бесноватыми? И вообще, кто такой бесноватый? Это такое состояние души, когда человек не может жить среди людей. Для всех, кто там мимо проходил, они представляли угрозу: они кидались камнями, орали, угрожали, нападали.

На самом деле ещё святитель Игнатий Брянчанинов, епископ Кавказский, даже статью написал сто лет назад, в которой доказывает вполне определённо, что вообще все люди, живущие на земле, кроме святых (такие тоже живут, несколько десятков есть на весь земной шар), бесноватые. Каждый человек имеет имеет внутри себя, внутри собственной души очень много бесов. Эти бесы понуждают человека жить не как Господь заповедовал, а ровненько наоборот. Но беснование может выражаться в очень разных вещах. Например, по тому, какая бесовская у бесноватого болезнь, можно и определить, какой бес крупнее занимает его сердце. Бывает бес зависти. Если вы почувствуете у себя в сердце зависть к кому-нибудь, знайте, это бес поднял голову. Бывает бес гнева. Благодаря ему нас что-то возмущает. Едет человек на дороге, вдруг его кто-то подрезал, он начинает бесноваться, ругаться страшными словами, называть всех идиотами, слепыми, дураками. Отчего это происходит? Как будто сам он никого никогда не подрезал. Если будешь никогда никого не подрезать, станут говорить: «Ну что ты, олень, не видишь что ли, ехать надо, а ты всё тормозишь! давай или в правый ряд». И так далее. То же самое. Потому что это не оттого, что человек не умеет ездить. Я много езжу, вчера триста километров отмахал, и я всегда вижу за сто метров, едет женщина или старичок или человек, который совсем не умеет водить. У нас в стране водить автомобили практически не умеет никто. Потому что управляет автомобилем не человек, а его гордость. Те аварии, с которыми приходится сталкиваться на дороге, в ста процентах случаев происходят из гордости, не говоря о последующих драках. А драки бывают из жадности. Машинку жалко, в нём всё кипит, просыпается бес гнева, и человек, рискуя тем, что сядет в тюрьму или ему башку отшибут, начинает лезть в драку. Заранее-то не знаешь, опытный там боец или нет. Если опытный, будешь без башки. И так во всём. Бес жадности, бес осуждения, бес клеветы, бес превозношения, бес гордости, бес хамства, бес грубости. Это же мы. И вот, мы все бесноватые существа.

Зачем пришёл Господь на землю? Его цель, если не говорить о богословии, заключалась в том, чтобы каждого желающего освободиться от своего беснования приобщить к Церкви, и чтобы он, получая в Церкви благодать Божию из четырёх источников (из чтения Священного Писания и духоносных книг, из молитвы, из Таинств церковных и из добрых дел), постепенно освобождал свою душу от бесов. И в тех, можно условно сказать, пустотах, в которых жили бесы, поселялась бы благодать Божия, которая изгонит злобу, зависть, сребролюбие, хамство и все те приятные вещи, которые нам создают на земле горе. Потому что Господь хочет освободить нас и сделать счастливыми. Но, к сожалению, люди не верят этому, поэтому никак не хотят слышать, что Господь говорит. Поэтому начинают жить своим умом или тем, что подскажут. А что подскажут обычно? «Ну-ка, дай ему! Ну-ка, дай ему!». Ну дал. Тюрьма дальше. А взял бы, сдержался и не сидел бы в тюрьме.

Дальше говорится у апостола Матфея, что когда Господь приблизился к этим бесноватым, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас (Мф. 8, 29). Почему же такое мучение им было от Иисуса Христа? Некоторые удивляются, что большевики, когда захватили власть в нашей стране, первым делом стали убивать епископов, священников, монахов, монахинь. Почему они ломали, взрывали церкви? Какая радость? Стоит памятник русской архитектуры. Она как бы исчезла как таковая, остались только памятники. Почему бы не оставить? Оставить его, и он бы существовал в виде какого-нибудь музея. И некоторые люди добивались, превращали монастыри в музеи или в тюрьмы. Например, Троице-Сергиева Лавра была музеем, а Соловецкий монастырь был тюрьмой, про которую тем, кто там трудились, говорили: «У нас власть тут не советская, а соловецкая». То есть закона вообще никакого нет. Вот как хотим, так тебя и порешим. Одного расстреливали в затылок. А другого? А другого привязывали к бревну верёвками, к обрубку сосны, и спускали с горки. А саму горку поливали холодной водой, она замерзала, и человек летел вниз, пока не убьётся насмерть. А его туловище превращалось в крошево. А им весело. Отчего им весело? А потому что бесам, которые жили в их сердцах, это было радостно. Отчего мальчики, девочки, вместо того, чтоб собраться из тех денег, которые дают им родители на школьные завтраки или ещё на что-то, и какой-то своей подружке из класса взять всем вместе, купить платье, лучше будут бить её ногами, пока не выбьют ей передние зубы и не поломают ей рёбра? Почему? Ну потому что они бесноватые. И бесноватые у них родители. И бесноватые учителя, которые вместо того, чтоб их посадить, чтоб там в тюрьме охладить их пыл, они всё это тщательно скрывают. А почему? А потому что если это не скрыть, их будут ругать. А бесноватый человек не любит, когда его ругают, потому что главный бес, который сидит в сердце человека, это бес гордости. А гордый человек не выносит ни малейшего замечания. Так что маленькие дети наши, которых мы родили, тоже все бесноватые – произошли от бесноватых родителей, воспитаны бесноватыми няньками в детских садах и бесноватыми дедушками и бабушками, которые даже при детях и матом ругаются, и курят. Моя любимая сцена: идёт мамаша с коляской, курит, а ветер прям на коляску. Ей совершенно всё равно. Как это так – чтобы мать не испытывала жалости к своему ребёнку? Почему? А потому что жажда покурить столь сильна, а любовь к себе настолько сильно преобладает над любовью к дитяти, что готова даже дитя травить никотином, который есть страшный яд, особенно для младенца. Но любовь к себе вот эта бесноватая очень сильна, и бес властвует.

Страшно подумать, что бы было, если бы не было правоохранительной системы, которая в какой-то части предохраняет от того, что бесноватые с развитым беснованием начали всех убивать. В определённый момент истории, когда правоохранительная система умирает, всё беснование выплывает на улицу. И вот это называется революция. И люди начинают убивать друг друга вообще ни за что. Возбуждаются, есть законы толпы, появляются специальные ораторы, которые ещё больше их заводят. Или как в «кровавое воскресенье» – из толпы из браунингов стреляли в солдат. Они падали, а потом им надоело и они дали залп-ответ, и сто человек уложили этих демонстрантов и пошли на них в атаку. И получилось «кровавое воскресенье». А кто его создал? Те, кто стрелял с целью провокации в солдат. Вот и в Киеве. И у нас. Я вот знал одну молодую девушку, которая стояла у окна в здании прям напротив Белого дома, и ей пуля попала прямо в сердце. Потому что где-то на крыше там сидел снайпер, а ему человека убить, что муху. Он увидел, что в окне какая-то фигура, взял да её и, как они говорят, снял. Для него развлечение. И когда начали стрелять, убили одного солдата внутренних войск, а второго милиционера. Я думаю: а, ну всё, сейчас будут сталкивать две этих силы, чтобы заварушка была побольше. Откуда они приехали, эти снайперы? Может быть, с Садового кольца из американского посольства, или Ельцин откуда-то послал. Но «Альфа» не хотела участвовать в этом, были отказы, авиация не хотела бомбить Белый дом, была такая коллизия. А кто стрелял? Тот же, кто и на Майдане. Люди, идейно связанные с устроителями этого беснования, которое называется у нас в стране Великая Октябрьская (хотя она была ноябрьская) – но что в ней было социалистического, это надо поискать – Революция. А это никакая не революция. Обыкновенное беснование. Можете почитать, что самые бесноватые из них пишут в своих произведениях. Почитайте Ленина, «Государство и революция». Я когда в восьмом классе прочитал это, подумал: «Вот это бесноватый!». Это просто совершенно бесноватый человек. Самое худшее состояние народа – когда все беснуются. Сейчас, например, в Гамбурге идёт беснование. Потому что там на улице совсем не те, которые за что-то борются. Им просто дали деньжат, сказали: «Ну-ка, ребята, дайте жару полиции!». Это в любой стране мира ребята 20-ти лет, если им дать деньжат и разрешить бить витрины, жечь автомобили, это завтра же начнёт происходить.

Так, это я ушёл в сторону, чтобы показать, насколько связано Евангелие, которое было написано две тысячи лет назад, с нашей теперешней жизнью – непосредственно. Мы можем просто читать или смотреть какой-то фильм, например «Ленин в декабре» или «в ноябре», и то же самое происходит и сейчас, только по земному шарику это меняется, то там, то здесь.

И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас (Мф. 8, 29). А потому что даже слово «Церковь» ненавистно. Вот ездит Владимир Познер на ягуаре, никого не смущает. Ездит епископ на ауди, это «вот, почему попы». Что он, украл что ли? Украл – давай, уголовное дело заводи, посадим, раз он такой плохой. Или часы не те надел. Почему там какой-нибудь примадонне можно замки строить пятиэтажные и искусственных детей выводить, как в оранжерее, всё можно, а тут нет, «не моги». А, собственно, почему? Нет, без всяких аргументов. Потому что сами слова «священник», «Христос», «Церковь», «храм», «Евангелие», «спасение души» ненавистны. Ещё Алексей Константинович Толстой, когда решил русской коммуне преподнести свой первый поэтический опыт, он так и написал: «Российская коммуна, прими мой первый опыт». И там были золотые такие слова: «Сад испортить надо затем что он цветочный».

Вот когда мы сделали тут Версаль – я десять лет о нём мечтал – в первые же два дня сколько там всего было изломано, заплёвано, появились окурки, фекалии собак! Мы подсчитали, сразу на 120 тысяч убытка. Интересно, да? Потому что бесноватый человек не может вынести никакой красоты. Он на Афинском акрополе может написать: «Здесь был Вася» или «ВДВ», потому что никакой красоты, как кроме того, чтоб ладонью сломать кирпич, он не знает. Ему надо засвидетельствовать о своей гордости. Вот тысячелетние памятники стоят – нет, я напишу на нём своё гнусное имя. Бесноватым является каждый, кидающий окурок на мостовую, потому что он по своим внутренним качествам – свинья.

А христианство с церковной культурой – это создатель всего того, что есть на земле прекрасного. Если без Церкви, без духовной, как теперь говорят, составляющей, то получается серые бетонные коробки, которые ещё сгнили изнутри. А на церковную архитектуру приезжают смотреть люди со всего света – из Китая, из Японии. Как китаец может оценить произведение Монферрана? Я не представляю, это ему надо лет десять учиться. Вот они приезжают, смотрят, им интересно. А русские бесноватые? Они пишут на этом всякие матерные слова. Вот такая ситуация.

Потому нет ничего удивительного, которые чувствовали, кто перед ними, боялись. А вообще бесноватые боятся. Это очень трусливые создания. Почему? А потому что храбрость, мужество, героизм – это продукт души христианской. А подлость, зависть, гнусность, предательство – это удел бесноватых. Поэтому они могут только исподтишка. Мыльного порошка насыпят, пробиркой потрясут, а потом полтора миллиона людей уничтожат. Потому что всё время любят загребать чужими руками. И таковы же и дети наши бесноватые. «Ты зачем Васю побил?» – «Это не я, он сам»; «Ты почему вазу разбил?» – «Это она сама», «Это бабушка мне сказала принести ботинок, я побежал и упал». Потому что ложь на лжи постоянно. А никто этому, к сожалению, не сопротивляется.

Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде (Мф. 8, 30-32). Поэтому у нас в русском языке есть такое понятие как свинство. Может, это из Евангелия пришло. Бесы хотели где-то поместиться. Из этих двух бесноватых вышел целый легион бесов, и они просили: «Ну хоть в стадо свиней, свинство – это нам родная стихия», Господь говорит: «Ладно, идите». И вот, очень интересный момент: взяли бы эти бесноватые свиньи, очумевшие, побежали бы на поле, стали бы щипать травку, свиньям очень полезна всякая зеленушка, там витамины. Нет! Представляете себе, они бросились в море и утонули. Почему? Каждый бесноватый в своей жизни вредит только себе. Когда отец, мать ребёнку что-то внушают: «Ты вот с этим мальчиком не дружи, туда не ходи, шпильку не вставляй в розетку, тебя стукнет током», он не слушается, потому что в нём бес непослушания. И что, от этого какая польза? Пожар в доме, ожог руки, испуг, некоторые после этих экспериментов становятся заиками на всю жизнь. Из беснования ничего доброго не получится.

Бесноватый фюрер за 13 лет перекроил всю Европу, убито было 50 миллионов человек в общем, из них чуть побольше половины – русских. И чего он добился-то? Разделения Германии. Того, что половина Европы стала под протекторатом ненавидимых им русских. Целые города германские, для которых он старался, превратились просто в руины. И многие военнопленные здесь работали. В Москве до сих пор есть дома, которые немцы строили. Без аннексии и контрибуции. Всё, что хотели, вывезли и оставили. Что этот бесноватый мог принести? Да ничего.

Никогда беснование не даст возможность человеку ни доказать свою мнимую правоту, ни чего-то достичь. Это совершенно бесполезно. Если Бог не благословит, ничего не будет. А Бог может благословить только такое желание бесноватого: пойди и утопись. Вот твой удел. Это тоже нам очень важно запомнить. Когда мы начинаем бесноваться, мы должны вспомнить картинку, как поросята с крутизны бросаются в море. Пока ты беснуешься, вот это твоя участь. А так ты ничего не докажешь.

Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми (Мф. 8, 33). Настучать – это самое сладкое. Бесноватые предательством пастухи пошли и в городе рассказали всё, что было. А почему так? Чтобы выгородить себя. Как каждый государственный служащий – он что, заботится о людях, о народе? Нет, как бы ему не снизили зарплату, как бы его не уволили! Две ситуации. В прошлом году дети, которые были в государственном лагере, утонули – репрессии были страшные к тем аппаратчикам, которые это допустили. Сейчас утонуло трое или четверо детей – никого не волнует. Вообще. Ни шума, никакой кампании, ни всяких оргвыводов. Ну потому что дети мамины, папины, за них никто не отвечает. А, не отвечает, и тоните все. Потому что все разговоры о том, что самое дорогое у нас – это дети, это полная чушь и демагогия. Это только разговоры. Потому что если бы дети были самым дорогим, у нас бы было такое образование, за которым бы ездил весь мир, как когда-то в Константинополь. Сейчас – нет, всё разрушено, даже слово «корова» пишут с тремя ошибками.

И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их (Мф. 8, 34). Вежливо так просили. Почему? Боялись Его. А вдруг Он скажет домам этим: «Идите и бросьтесь в море»! Он же говорил, что верующий в Него скажет горе сей: «Передвинься и ввергнись в море» и она это сделает (см. Мф. 17, 20). А почему? А потому что свиное мясо в обилии людям бесноватым гораздо дороже, чем общение и послушание Самому Создателю вселенной. Каждый из нас с вами должен выбрать – либо мы свиньи и участь наша в озере солёном, либо мы дети Божии и хотим избавиться ото своего беснования. Это два пути. Один – путь спасения, путь христианской жизни, очень трудный путь. Другой – путь беснования, когда мне кажется, я делаю, что хочу. А на самом деле ты делаешь что тебе скажут, во-первых, твои страсти, а во-вторых, твоё начальство.

Вот, замечательный эпизод, который описывает всю борьбу, которая происходит на нашей земле во имя правды Божией.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 5

    1. romiros1981:

      Спасибо батюшка! Однако ваши проповеди мне полезны за что еще раз Вас благодарю.

    2. Галина:

      Спасибо Вам, дорогой Батюшка !

    3. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам отец Димитрий!

    4. sergobor:

      Храни Господь Отец Дмитрий! Удивительная способность доводить до понимания и до сердца, казалось бы хорошо знакомые слова Писания и видя их в окружающей нас действительности, делать правильные выводы. Молюсь, чтобы наше духовенство было похоже на вас, как вы на Христа.

    5. Святослав:

      Большое Спасибо, Батюшка. Доброго Вам отпуска!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.