Проповедь о смирении и преображении
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова по евангельскому эпизоду на горе Фаворской [Мф. 1-9, 17], читанная на праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке.
 

Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф. 17, 1-2). Тот свет, который сподобились увидеть святые апостолы, на иконах изображается либо с помощью золотого ассиста, либо цветом морской волны, либо синим. Это есть слава Господня. И этот свет называется с тех пор фаворским светом, потому что впервые человек сподобился увидеть его. Трудно сказать, то было видение очами ли своего тела или духом своим, потому что во время переживания созерцания фаворского света, человек даже не может осознать, где он находится – на небе или на земле. Это такое особенное состояние, о котором сказал Пётр: «Господи, давай здесь сотворим три кущи: Тебе, Моисею, Илии, и мы здесь будем при вас». Он забыл о еде, о сне, о жене, об одежде. Может быть, у него и дети были, это неизвестно. Забыл там о том, что внизу, забыл о братьях своих, апостолах, которые не взошли на эту гору. Забыл обо всём. Другие апостолы, бывшие на горе – Иоанн и Иаков – тоже это испытали, то Пётр, во-первых, был самый горячий из них, а во-вторых, он был постарше. И и так всегда учили, что младший должен быть потише и помалкивать. А Пётр сказал: хорошо нам здесь быть (Мф. 17, 4). Они испытали блаженство, о котором мы в третьем антифоне на каждой Литургии поём. Текст этого антифона взят из Нагорной проповеди и начинается словами: Блаженны нищие духом (Мф. 5, 3). Если бы, например, Иван сказал бы: «Так, Петь, подожди, я скажу», не увидел бы он фаворского света. Пётр и Иаков бы увидели, а он нет. И даже если б они ему сказали об этом видении, то он бы и поверить не мог. Но смирение каждого из троих апостолов дало возможность им это созерцать.

Ни один человек, родившийся на земле, не может войти в Царствие Божие, пока он не достигнет смирения. Даже сущий ангел, как ребёнок, должен понять, что орать в церкви нельзя, потому что это не смиренно, это значит обращать на себя внимание. А у детей наоборот большой дефицит общения, и им всё время хочется обращать на себя внимание. И хотя он безгрешное существо, но пока не научится смирению, он не может в Царство Божие войти.

Вся жизнь человеческая так устрояется Богом для того, чтобы каждому человеку, особенно если этот человек уверовал во Христа и стал христианином, чтобы достигнуть смирения, которое приведёт его в Царствие Божие. Потому что Царствие Божие – это как раз испытание того блаженства, которое даёт благодать Божия. Из Писания известно, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6). Однажды авва Дорофей, великий учитель Церкви, сказал такую бриллиантовую фразу: «Анафема мне и моему мнению». То, чему учит сегодняшняя антихристова цивилизацию, которую человечество торжественно строит для благодарной встречи антихриста, это зиждется на мнении, на отстаивании своей позиции, на всякой сатанинской ахинее. Это есть борьба против Бога. Что такое человек? Это необученный глупый червячок, который даже если что и знает, что может быть отмечено и медалями, и зарплатой, то перед Богом это совершеннейшее ничто. Потому что человек многие вещи и не знает, и не понимает, а есть даже такие вещи, которые он никогда не поймёт. Но тем не менее имеет мнение. Так вот это мнение и есть невыразимая глупость. И Господь предлагает не быть уж полным дураком. Русская пословица (а все русские пословицы идут от христианства) гласит: помолчишь – за умного сойдёшь. Это не значит, что ты поумнеешь, но по крайней мере будешь вести себя как умный человек. Умный человек – это скромный человек. Человек, который настаивает на своём «я», этот человек, во-первых, глупый, во-вторых, тщеславный, а в-третьих, даже если он в церковь будет ходить утром и вечером, день и ночь, он не сможет достичь Царствия Небесного. Потому что, при полном его, как он думает, уме, он не понял, в чём заключается христианство.

Христианство заключается в том, чтобы достигнуть истинного благочестия. И фундамент этого истинного благочестия – это как раз смирение. Господь, призывая Своих учеников, говорил: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11, 29). Потому что всякое несогласие приводит к сваре. И худшая из свар – это когда человек рядится с самим Богом. Бог лучше знает, кому нести какой крест. И Он знает обо всём. Господь промышляет не только о каждом человеке, а это Его любимое детище, но и о каждом даже насекомом Господь заботится. И нам заповедовал эту заботу. И о ближнем своём, и вообще обо всех.

Поэтому мы наблюдаем у святых людей особую любовь к животным. Лучшее выражение этого – такие народные лубочные картинки распространялись, как Серафим Саровский зимой кормит медведя с рук. Тот хлеб, который ему приносили (а ел он только один хлеб и сушёную траву, сныть), он уделял и мишке, чтоб и он поел. Отчего он это делал? Не то чтоб он испытывал себя на храбрость, нет. Он просто его жалел. Потому что мишка зимой должен спать, тратя те жиры, которые он накопил за лето. А уж если мишку кто-то разбудил, ему очень плохо приходится, он даже может на человека напасть. И преподобный Серафим его кормил, не страшась, что тот его может съесть просто. Любовь ко всякой твари – свидетельство его доброго сердца. А почему так случилось? А потому что Дух Святый был всегда в нём.

Мы помним слова Господни, которые Он сказал апостолам: никому не сказывайте (Мф. 17, 9). Потому что их высмеют и им никто не поверит. Человек никогда не может поверить тому, что у другого человека есть совершенно другой опыт общения с Богом. Когда к Серафиму Саровскому приходил человек, он ему говорил: «Радость моя, Христос Воскресе!», хотя, может, бывало и Рождество. А он говорил так, потому что у него в сердце была Пасха. Отчего Пасха? От Духа Свята.

И вот, к этому же блаженству каждого человека зовёт Господь. И путь к этому идёт через преображение. Преображение всей нашей жизни. Сначала, как более простое упражнение, человек преображает свою жизнь. Он должен изменить свои поступки. Каждый поступок, который человек совершает, независимо от возраста, (мы сегодня уже про младенцев говорили, но человек может быть и совсем старый), может быть либо христианским, либо нехристианским. И каждый из нас, если захочет, задаст себе вопрос: «Вот я сделал то-то и то-то – христианский ли это поступок или нет?». У каждого человека внутри есть такое свойство, которое нас отличает от животных. Ну, таких свойств пять, но одно из них – это совесть. И совесть всегда человеку скажет – это есть грех. А что такое грех? Это любой нехристианский поступок. И вот если человек всю свою жизнь так перестраивает, чтоб вся его жизнь состояла из христианских поступков, тогда, значит, он уже преобразил свою жизнь.

А что дальше? А дальше нужно преобразить свои слова. Потому что многие слова, многие речи, рождающиеся в нас желания что-то такое сказать – это всё совершенно не христианское. И нужно преобразить своё слово, потому что что у человека на сердце, то у него и на языке. От избытка сердца глаголют уста (Мф. 12, 34). Поэтому достаточно с человеком поговорить, и ты узнаешь, чем он дышит, какой дух в нём. Сразу понятно. И уровень воспитания, и образования, и качества души. Это всё сразу из речи понятно, кто перед тобой.

И третье. Этого недостаточно. Нужно преобразить свои мысли. Очень здорово, когда человек не говорит ничего плохого и вообще предпочитает помалкивать. «Кто обуздает свой язык, – апостол говорит, – тот человек совершенный» (см. Иак. 3, 2). Но этого совершенства недостаточно. Нужно ещё исправить мысли, чтоб даже не подумалось ничего худого.

И этого недостаточно. В завершение нужно, чтобы и чувства преобразились. Чтоб были только чувство радости, чувство веселья, чувство покоя, чувство желания помочь ближнему. Только чувство, о которых сказал апостол в послании к Филиппийцам: В вас – писал филипписийским христианам апостол Павел – должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Фил. 2, 5). Вот какие чувства должны быть в христианине. Откуда эти чувства могут появиться? Только от Духа Святаго.

Начало в смирении, а завершение – все чувства только такие, как у самого Христа. Такой человек сподобляется видения фаворского света и непрестанного блаженства. Оно не связано ни с внешними обстоятельствами, ни с состоянием собственного здоровья, ни со смертью близкого, ни с термоядерной войной. Это вообще нельзя отнять. Это новое свойство и качество человека. Он часто, как апостол Павел говорил: «Не знаю, где я был, на небе ли, на земле».

Некоторые думают: «А вот как же, я умру, а на земле останутся люди, они будут страдать, значит, и я буду им сострадать». Голубчик, ты тёмный необученный человек. У человека, который достиг Царства Небесного, совершенно другие чувства, в которых всё растворяется. Представьте себе, Господь человеческими глазами глянул бы на нашу землю. Он бы ужаснулся. Потому что Господь видит не только наши поступки (они, конечно, безобразны), а Он видит и чувства наши, и мысли, и слова. Некоторые удивляются: «А почему же, как Господь терпит, что же Он нас всех не уничтожит?». Ну «всех» – это редко говорят, обычно – «кое-кого», то есть тех, кто мне не нравится. Оставить только таких как я и тех, кто мне нравится. Да потому что Господь пребывает в славе Божией, и в Его сердце, наполненном любовью, все наши грехи растворяются. Как один святой, который жил в этом блаженном состоянии, сказал: «Неужели ты думаешь камнями своих грехов забросать море милосердия Божия?». Поэтому не удивляйтесь, что мы до сих пор живы, что нас молния не сожгла или никакой кирпич сверху не упал. У нас же они все еле держатся. Я даже знаю один случай. Одна женщина причастилась, шла из храма, и ей упал на голову кирпич. Аккуратно на темя.

Господь не отчаивается ни в ком из нас, но наоборот, Он видит всё то доброе, которое есть в нас и надеется на наше преображение. И вот, святые отцы, которые составляли наше богослужение, отметили вот это событие путешествия на гору Фавор трёх ближайших Спасителю учеников и самого Господа, для того чтоб рассказать будущей Церкви, после того как Господь уйдёт на небеса, как это будет. Чтобы всех нас призвать к этому преображению.

И если каждый из нас маленькими шажочками будет стараться идти в этом направлении, Господь будет нам обязательно в этом помогать. Обязательно. И каждый в свою возможность сподобится и благодати Святаго Духа, и этого преображения искомого. И тогда Господь увидит, что человек, хоть и не достиг, но по крайней мере стремился к этому. И может быть, и возьмёт нас, хоть не первыми, не туда, где Матерь Божия, Иоанн Предтеча и все апостолы, может быть, самыми последними. Может быть, кто-то из нас и окажется этим самым последним. Но как ещё одна русская пословица говорит, лучше быть последним, но с Богом. Так что будем, дорогие братья и сестры, стремиться к этому, и тогда научимся быть христианами.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 6

    1. mila.sukhorukikh:

      Храни Вас Господь, наш дорогой батюшка!
      Ваши проповеди помогают выживать и выкарабкиваться из своих грехов.
      Нахожу ответы на все возникающие у меня вопросы о духовной жизни.

    2. ElenaP:

      Удивительно прекрасная проповедь, одна из лучших! Низкий поклон Вам, отец Димитрий. Благодарю от всей души.

    3. Галина:

      Читаю комментарии и душа радуется. Вот как действует Слово Божие через нашего дорогого батюшку Димитрия.

    4. Анна:

      Поделюсь с ВАМИ братья и сестры этими строками записей, так тронувших душу:

      Протоиерей Сергий Булгаков
      Дневник духовный, 31.I/13.II.1925
      Господи, благодарю Тебя за любовь. Нет ничего выше любви, блаженнее любви и прекраснее. Ты даешь мне любить и быть любимым, мне, жестоковыйному, недостойному, черствому. Ты благодатию Твоею воспламеняешь во мне любовь так, что кипит сердце мое и сгорает утроба моя. Ты даешь мне себя возненавидеть и ближнего моего возлюбить благодатию Твоею , причащением Тела и Крови Твоей. О, сколь дивное и страшное сие таинство! Как спасает оно и живит причащающихся! Сколь блажен удел иерея, имеющего страшное сие право, и как должны мы стремиться и верующим чаще преподавать святые тайны. Изменяется природа нашего естества , противоестественное становится естественным, чужая радость- своей радостию, чужая боль- своею болью. И в сердце — ликующая радость о каждом человеке, о каждом создании Божием, и заблудшем и погибающем, и не ведающем Создателя своего. И небесной, райской радостию, звоном Иерусалима небесного звенит радость о любящих и любимых, данных Богом! Слава Тебе!

      Храни Господи протоиерея Димитрия и всех отцев нашей Церкви русской православной!

    5. СветланаМ:

      Милый, милый, милый отец Дмитрий, текут слезы умиления, такую надежду Вы подали, так утешили. Каждое слово — бисер и святыня. И сколько!!! Благодарю Господа, что сподобил слышать,понимать и сочувствовать всему, что Вы сказали. Все, пошла жить дальше!

    6. Ekaterina Antonowae:

      Спаси Господи,Вас батюшка,за такую хорошую проповедь!Я только что зарегистрировалась на Вашем блоке.Это то,что искала моя душа!!!Благодарю Вас!Теперь я буду Вашим постоянным слушателем,вернее сказать ученицей.Храни Вас Господь!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.