Проповедь о зле и жизни вечной
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о том, что Бог своими заповедями ограждает человека от всякого зла, чтобы он смог войти в жизнь вечную. По евангельскому эпизоду о богатом юноше [Мф. 16-26, 19].
 

Сегодняшний отрывок из Евангелия от Матфея для нас очень важен, и тот, кто в церковь ходит постоянно, не раз его слышал. В нём повествуется о том, как один человек, подойдя к Нему, сказал: Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? (Мф. 19, 16). Он видел, и чувствовал, и слышал, что от Этого Человека, Которого все называют Иисус, а Иисус в переводе с еврейского означает Спаситель, исходит всякое благо. И поэтому он так и сказал: Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

Есть люди, от которых исходит одно только зло. А есть люди, от которых утром зло, а вечером добро. А есть люди, которые иногда что-то доброе сделают, а так вообще совершают сплошное зло, и все вокруг думают, когда ж его Господь приберёт. Каждому из нас полезно над этим поразмыслить. Вот мы живём на земле, и итог нашей жизни – это благо нашим ближним или, наоборот, одно только страдание? Вот так и дети. Одни дети родителям радость, а другие – проклятие. Можно вспомнить, а какие были мы. И сейчас, потому что некоторые из нас не очень старые, и у нас родители живы. Мы для них благо или горе?

Каждый человек может так жить, что от него будет исходить только одно зло. И это, конечно, противоречит тому замыслу, который есть о человеке у Отца Небесного. Господь нас этому не учил. Наоборот, Он послал Сына Своего Единородного на землю, этим самым отдал Его даже на смерть.

От большинства людей, конечно, зло идёт. Но как нам удалось сохраниться две тысячи лет после пришествия Христа Спасителя? Потому что появились люди, которые, как этот юноша, захотели иметь жизнь вечную. Зло не вечно. И даже поэтому Господь жизнь человека ограничил. Как сказано, семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет (Пс. 89, 10). Каждый человек – и хороший, и злой – обязательно умирает. Такой закон Божий. Потому что если бы злодей, от которого идёт одно зло, жил бы вечно, хуже бы нельзя было придумать. А так мы знаем, любой злодей обязательно сдохнет, и всё-таки будет полегче, потому что два подряд – это вряд ли. И Господь сказал этому юноше: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог (Мф. 19, 17). Потому что полностью благ действительно только Господь. Почему? От Бога ничего злого не исходит никогда, одно только благо и польза. Но злые люди, неблагодарные свиньи Бога винят, потому что они привыкли с мамочкой, с бабушкой ныть и кричать до тех пор, пока не получат своё. И они часто действуют по пословице: «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало». Потому что они о ребёнке совершенно не беспокоятся. Им главное – чтобы было тихо, покойно. Поэтому воспитанием никто не занимается, а только мечтают о том, куда бы его сдать или чем бы его заткнуть. Раньше сдавали бабушкам, теперь в детский сад. А затыкают чем? Раньше конфеткой затыкали, а теперь всякими мультиками. Пока он занят, он молчит. И всё. Это людям и надо. А что потом вырастает, какой злодей, к сожалению, людей не волнует. Потому что большей гадости, чем мультики для детей, вообще в природе не существует. Но, к сожалению, люди думают не о детях, не о внуках. А о собственном покое. И получается всё очень скверно, к сожалению. Антивоспитание.

Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 19, 17). Заповеди для чего Господь дал? Для того,чтобы человек, поверив этим заповедям и следуя им, от многих несчастий себя оградил. Господь не все заповеди назвал, но некоторые, наиважнейшие.

Когда молодой человек спросил, какие именно заповеди, Иисус сказал: «не убивай» (Мф. 19, 18). Взять наш народ. Наш народ, такой патриотичный очень, любящий Родину, весь является народом-убийцей. Либо сам убивал, либо помогал этому убийству. Потому что практически все семьи замешаны в абортах или в том, что этому не препятствовали. Поэтому самая главная заповедь, с которой Господь начал, благополучно нарушается. Человек думает, он пришёл на исповедь, сказал: «Вот, батюшка, аборт был» – и всё. А что «всё»? Ребёнок же не воскрес. Возьми пятьдесят человек из детского дома и воспитай их как родных. Ну и что? А тот? А тот убит. Никогда и ничем убийство исправить нельзя. Убил – значит убил. Очень многие грехи, допустим, воровство, можно исправить. Отдал, всё вернул, да ещё в двойном размере, прощения попросил, и человек простил, и всё. А тот убитый. Это совершенно неисправимое зло. И в этом участвуют все – от министров до медсестёр. Некоторые говорят: «Ну, работа такая». Ну каждый работу сам выбирает – один почтальоном, а другой палачом. Если бы все отказались работать палачами, так и никто бы детей и не убивал. Или убивали бы, но в тысячу раз меньше. Наш народ слёзы льёт каждый раз на 9-е мая, говорят всякие слова интересные: «Низко кланяемся!». А кому ты будешь низко кланяться, если ты сам убийца? Чем ты вообще отличаешься от тех, которые 75 лет назад ходили по нашей земле, всех убивали? Все говорят: «Вот убивали женщин, детей, стариков!». Ну и ты детей убивал. А убивая своих детей, ты убивал и своих внуков, потому что они не родились. А через много лет они были бы уже дедами, поэтому ты убивал и будущих стариков. «А я, – говорит, – сам не убивал, это всё она». Ну она-то убивала, а ты-то не воспрепятствовал ничем.

И дальше: «не прелюбодействуй» (Мф. 19, 18). Тот, кто занимается прелюбодейством, разрушает то, что в человеке задумано как домашняя церковь, чтобы будущие дети возрастали в любви. Недавно опубликовали письма Господу Богу от маленьких деток, учащихся во вторых-третьих классах. Один мальчик пишет: «Дорогой Бог! Прошу Тебя, сделай так, чтоб было добро всем: и моей маме, и всем моим папам. И первому папе, и второму, и третьему, и четвёртому, и папе пятому». Представляете, что у ребёнка в голове? А ещё немножко он подрастёт, и в течение десяти лет он поймёт, кто его мама, он узнает, как она называется. А ведь всё очень просто. Всё очень просто. Замуж можно выходить, а прелюбодействовать нельзя, Богу это неугодно. Если человек прелюбодействует, он значит и не человек, и Царства Божия он достигнуть не может, потому что это только для людей. А если он прелюбодействует, значит он ещё пока на уровне обыкновенных млекопитающих, он ещё не вырвался из животного мира.

И дальше: «не кради» (Мф. 19, 18). Потому что каждый, кто крадёт, он огорчает своего ближнего. Каждый из нас что-то терял, некоторых и ограбили. И все знают, как это на душе приятно, когда у тебя были деньги, а теперь у тебя их нет, потому что некоторые люди тебя их лишили. И то, на что ты копил, ты теперь не получишь. А те люди, которые должны были тебя от этого защищать, свою долю получили, и правды найти нельзя. И тебе на земле становится грустно и одиноко. И ты беззащитный человек. А когда ты это делаешь сам, это говорит о чём? Что ты тоже ещё пока животное. Ты не можешь чувствовать чужую боль. Сидит ворона на асфальте и клюёт другую ворону. А вот чтобы голодный человек сидел и ел бы свежесбитого автомобилем человека – такое не увидишь, только во время войны, когда уж совсем есть нечего, люди начинают друг друга есть, или человек может такое совершать, когда повредился в уме. А воровство – это как раз причинение человеку боли, совершенно не думая, как ворона. «Не лжесвидетельствуй» (Мф. 19, 18). Ни одно животное не врёт. Люди начиная с двух лет врут все. Нам ум дан не для того, чтобы уворачиваться и утаивать истину. Наоборот, ум дан для того, чтобы постигать истину – научную, философскую, истину искусства и много-много всего. А человек это всё тратит на обычную ложь. А Бог всё видит, и даже некоторые люди понимают, что им врут, это и нетрудно.

«Почитай отца и мать» (Мф. 19, 19). Редчайшее явление. Пока папа ещё большой, мама тоже, дитя в какой-то степени почитает, а как ребёнок вырастет – перестаёт. В Древнем Вавилоне таких мальчиков убивали сразу. Нахамил отцу – смертью наказывали хамство. Почему? Ну потому что это уже не человек, а дикий зверь, неблагодарная скотина. А как мама воспитывает детей? «Ну это ж дети!». А сколько детёнку лет? 27. То есть он только привык получать, и никогда не может ничего дать. То есть он только брать: дай, дай, дай.

И завершает Господь такими словами: «люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19, 19). Потому что каждый человек любит сам себя и всё хочет себе всякого блага. Господь говорит, что чтобы понять, как нужно любить ближнего, ты его люби как самого себя. Что желаешь для себя, то делай и для ближнего, а что не желаешь для себя, не желай и для него. Вот какая цель. А в противном случае ты просто эгоист. Эгоист – это тот, кто своё эго, самого себя ставит превыше всего, себя предпочитает. Я уже много раз говорил, что нравственное состояние нашего народа можно наблюдать, когда входишь в автобус – все сидят у окошка. А некоторые даже делают вид, что они заняты, потому что не дай Бог ближнему уступить. И так же родители приучают детей – сразу сесть, вместо того чтоб сразу встать. Потому что все остальные в автобусе, в троллейбусе, в метро старше тебя. Как тебе бегать целыми днями по двору – это ты не устал, а как зайдёшь в общественный транспорт – сразу тебе сесть. Вот и сидит такая неблагодарная скотина, глядя на людей старше его. Ну и как они будут почитать родителей? Никак и никогда. Если детям всё лучшее, всё им вперёд, вырастают скоты.

Юноша говорит Ему (чудесные слова!): всё это сохранил я от юности моей. (Мф. 19, 20). То есть его папа и мама так, оказывается, и учили. Чего же еще недостает мне? (Мф. 19, 20) – тоже интересно, значит он чувствует своё несовершенство, а не знает, в чём.

И Господь ему отвечает, не оставляет наедине со своими мыслями и вопросами: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следую за Мною (Мф. 19, 21). Имение большое было. Оно очень мешает. Казалось бы, ведь с большого имения можно многим помочь. Вот Шереметьев какой странноприимный дом построил, до сих пор там помещается институт Склифосовского, я сам там лежал. Там, конечно, сейчас корпус пристроили, то здание уже не годится, но в нём церковь. Я помню, там отец Василий служил, он умер, мы его там отпевали. Какая красота! Но построил-то граф Шереметьев. Для кого? Для бомжей. Для бездомных. Чтобы они в этом дворце могли бы ночевать, чтоб у них были чистые простынки, чтоб их кормили, чтоб они какое-то время могли там пожить. Я не знаю, не изучал, какой там был устав. Но он это сделал для тех бездомных, которые оказались в Москве. И каждый богатый человек, может, если захочет, очень много сделать. А почему же Христос говорит отдать имение? А потому что на всю Россию таких шереметьевых оказалось не так много. Имена известны. Третьяков картинную галерею подарил, Бахрушин занимался благотворительностью. У нас даже есть один купец из Павловского Посада, который к лику святых причислен за свою доброту. А князь Голицын построил больницу, которую сейчас именуют Первой Градской, где бесплатно лечили. И сейчас лечат, но, правда, уже не бесплатно, эпоха другая. Можно. А почему же Христос сказал отдать имение? А потому что Он видел, что юноша к имению очень пристрастен. Потому что человеку жалко расставаться с тем, что он имеет. Чем больше человек имеет, тем больше он жаден. Это закон. Он начинает собирать, копить, ему жалко выбросить, лень кому-то отдать. Такой закон. А чтобы войти в жизнь вечную, надо ни к чему на земле не привязываться: ни к домам, ни к одеждам, ни к средствам передвижения – вообще ни к чему. Потому что заколачивают человека в гроб, и он из массива дуба сделан или из сосновых досок, это совершенно ни на что не влияет. А влияет только одно – в душе твоей жадность или щедрость, например.

И вот, Господь этому хорошему, воспитанному юноше таким образом хотел помочь. Пойди, имение отдай. И не просто раздай бездумно и живи бедно. Нет. Приходи и следуй за Мною (Мф. 19, 21). Ты будешь жить, глядя на Меня и учиться, как нужно поступать. Что Он ему предложил? Он ему предложил: «Апостолом хочешь быть?». Не какая-нибудь рвань, какой-нибудь граф или князь, которого только историки помнят, а ты будешь апостолом. Вся Церковь через сто, двести, триста, тысячу, две тысячи и три тысячи лет будет тебя помнить, в твою честь будут строить храмы, писать иконы, на твоём примере будут люди учиться, будут университеты называть, в честь тебя будут ордена устанавливать, как орден Андрея Первозванного, будут твоим именем самых выдающихся людей награждать в самой выдающейся стране.

А что юноша? Услышав слово сие, юноша отошел с печалью (Мф. 19, 22). Отчего печаль? А потому что не видать ему вечной жизни. Потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное (Мф. 19, 22-23). Не невозможно, но трудно. Это есть дополнительные трудности для человека. А не каждый человек может с этим справиться.

Еще говорю вам: удобнее верблюду войти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно (Мф. 19, 24-26). Сам человек не может стать достойным Царствия Небесного, потому что ни один человек не может исправить своё сердце, он может только дать возможность Господу Богу исправить его. И вот, в данном случае юноше такая возможность была предоставлена, он ей не воспользовался.

Каждому из нас такая возможность предоставлена. Каждому из нас Господь дал веру. Мы все люди разные, разные книги читали, у всех нас разные родители, а у некоторых их даже нет, но Господь им послал людей, которые научили их вере. У нас есть храм, который мы не строили, не восстанавливали. У нас есть хор, который поёт нам службу. Никого из певчих мы не научили петь. У нас есть священники, которых мы не учили, и деньги, чтоб их выучить, мы не тратили. У нас прекрасные иконы, все музейные. Мы мало что в них понимаем, но цена их совершенно для нашего семейного бюджета непредставима даже. И вот, это всё наше. И Богослужение, и храм, и иконы. И служим мы по книгам, которые составили святые отцы в то время, когда никакой России даже в помине не было, а была дикая страна, где люди занимались охотой, грабежом, и только некоторые были хлебопашцами, и их постоянно грабили, они постоянно воевали, совершенно была дикая ситуация. В это время составлялось наше великое богослужение. И ни один из нас не потратил ни одного часа, чтобы с древнегреческого это перевести на славянский. Нам дано Евангелие, которое никто из нас не переводил на русский язык. Переводили совсем другие люди. Переводил митрополит Дроздов, который в нашем храме служил. Он же дал благословение на строительство этого храма по просьбе камергерши Анны Нарышкиной, у которой умерла любимая ею внучка. И митрополит Филарет (Дроздов) дал благословение на строительство этого храма. То есть нам всё дано даром. Пожалуйста, для Бога не жалко, если хочешь наследовать жизнь вечную. А мы даже ленимся прочитать Евангелие, хотя должны знать наизусть. Если ты наизусть карту не знаешь, ты из тёмного леса нашей жизни никогда не выберешься. Поэтому нужно знать наизусть. Тогда в нужный момент твоего путешествия Господь тебе на ум приведёт те слова, которые позволят тебе сделать шаг в верном направлении. Вот таким образом люди – не все, только некоторые – могут войти в жизнь вечную.

Потому что многие из нас – я всё время и страдаю от этого, и сочувствую – даже и не представляют себе, что такое жизнь вечная с Богом. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). Это проходит мимо нас из-за нашего невежества. Невежество – в смысле незнание этой дороги. И несмотря на это Церковь постоянно нас учит этому пути. И если мы встанем на этот путь, то к этому придём, и Сам Господь нам будет в этом помогать усердно. Мы видим, сколько времени, внимания, любви Он уделил этому юноше. Видим, что он отказался.

То же происходит и со многими нашими детками, про которых можно сказать, что мы делаем вид, что их воспитываем. На самом деле никакого воспитания они от нас не получают. Как только они чуть-чуть повзрослеют, их ваша церковь церковь перестаёт интересовать совершенно. И они уходят на страну далече (см. Лк. 15, 11-32).

Поэтому дай Бог хотя бы нам самим наследовать жизнь вечную.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 4

    1. Святослав:

      Батюшка, Большое Спасибо! Прслушав эту проповедь, вдруг понял, что этот «богатый юноша» живёт в каждом, кто обратился ко Христу (за исключением полностью очистившихся от страстей, святых). Я вот инвалид, живу на пенсию, которая составляет за вычетом льгот и оплаты ЖКХ около 6 тысяч рублей в месяц. Но я очень богат… греховными пристрастиями. Например, выкурить вечером перед сном пару-тройку, а то и более сигарет. А это и есть отражение образа данного богатого юноши в моей душе. Наверное, для Бога не столь важно, к чему человек пристрастился в этом мире, что предпочел это служению Ему, Творцу Вселенной. Раньше я считал эту притчу ко мне не относящейся.

    2. Pavel1958:

      Да.Всё мрачно

    3. Виктор:

      Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, когда появится возможность скачать?

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.