Проповедь об отвержении себя и о вере
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о том, как сберечь и не потерять свою душу для жизни вечной. По евангельскому тексту [Мк. 8,34-38; 9,1].
 

Сегодня ради воскресения по Воздвижении читается во всех наших храмах Евангелие от Марка. Этот текст столь важен, что неплохо бы каждому из нас выучить его наизусть.

Господь, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34). Ещё во II веке великий Тертуллиан сказал: «Верую, потому что абсурдно». Каждое живое существо стремится к теплу, к еде, к существу противоположного пола, к покою и к благополучию. То, что Господь сообщил Своим ученикам – современным Ему и будущим – этому кардинально противоречит. Также это противоречит всему сонму миллиардов людей, которые приходят ко Христу за помощью, и многим из них Он помогает. Но Христос пришёл на землю не для того, чтобы помогать людям. Это просто Его такое свойство, Его, можем сказать, сердца. Он иначе не может. Если человек плачет, Он хочет его утешить. Если у мамы умер сынок, Он помогает ей тем ресурсом, который у Него есть. Каким ресурсом? Ну Он Бог. Тот умер, а Он взял его, и воскресил, за ручку взял его: иди, сыночек, к маме. И всё.

И так во всём. Ребята тонут в лодке, испугались, Он – раз – море утихло. Говорит: «Что ж вы, маловеры...». Почему человек вообще пугается? Только по маловерию. В чём оно выражается? Человек в момент испуга – а иногда и просто – вдруг забывает о Боге. Забывает, что Бог его видит, его помнит, знает его, промышляет о нём. И человеку кажется, что он один, что он одинок в этом бездонном космосе, что он очень несчастен. На самом деле это не так, просто в нём говорит его маловерие.

И вот, чтобы отвергнуться себя, взять свой крест и следовать за Христом, нужна очень сильная вера. Каждый человек бесконечно себя любит, особенно тот человек, который говорит: «Батюшка, я прям себя ненавижу!». Так и хочется сказать: «Да-да». Давай гвоздиком пробьём тебе палец насквозь и посмотрим, как ты себя ненавидишь. Человек насчёт себя питает множество всяких иллюзий. А истина заключается в том, чтобы себя отвергнуться. Спрашивается, зачем? Затем, чтобы достигнуть вечной жизни, в которой живёт Господь. И здесь, как греки говорят, возникает некая антиномия. Если ты отвергнешься себя, пойдёшь за Христом, итогом будет то, что ты станешь другим человеком, ты преобразишься. Из злого станешь добрым, из жадного – щедрым, из ленивого – трудолюбивым. И всё будешь делать так, как невыгодно тебе с точки зрения жизненного устройства, твоего здоровья, продолжительности жизни, а Господь сам тебя будет кормить, одевать, исцелять и продлевать твою жизнь. Очень многие святые люди прожили до ста лет и дольше. Почему? Их пребывание на земле столь было важно для Бога, а такие люди столь редки, что Он продлевал им их жизнь, чтобы они как можно больше принесли пользы.

Например, последние годы отец наш Кирилл уже был и недвижим, и был в таком странном коматозном состоянии, он не разговаривал, но то, что он жил и некоторые люди к нему проходили на него просто глянуть, это творило чудеса. Люди укреплялись, находили верное решение в своих жизненных перипетиях. У современных безбожных людей есть такое название: овощ. Человек стал как овощ. Овощ не разговаривает. Ну да, огурец не разговаривает, но от него может быть много пользы, причём не на раз, а на обед и на ужин. Так же и о человеке, который слова не может сказать и пальцем пошевелить, кто-то может и сказать, что он как овощ, но от него идёт этому миру огромная польза, потому что мы все знали, что отец Кирилл жив, а раз он жив, значит он за всех за нас молится, и нам от этого становилось веселей. Веселей – в христианском смысле этого слова. От этого была радость, что среди нас жив такой замечательный человек, который как бы соткан, как ковёр, из одной святости. Можете себе представить, что того, чего в нас полно – зависти, раздражения, какой-то тупости, густопсового невежества, какого-то дурацкого упрямства, хамства – в нём этого ничего не было! Он был абсолютно чист. А ведь когда-то в молодости он таким грубым делом занимался как война, участвовал в битве за Сталинград. Что там? Пот, дым кровь, ранения, контузии, убийства. И вот, из этого ада он достиг такого дивного состояния. И Господь каждому, кто хочет за Ним идти, этот путь и предлагает.

Дальше Он объясняет: кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8, 35). Обычные люди, как простые млекопитающие существа, хотят богатеть в самого себя. Вот медведь, он за лето хочет поесть побольше, обрасти жирком, и жирок этот экономненько так расходовать всю зиму, пока не наступит весна и он сможет питаться полноценно. Так мишка в лесу. И не только мишка, и тигр, и лосось, и марал – кто угодно, любое существо гребёт к себе. Почему? А потому что я сам – это самый мой любимый человек на свете.

А Христос призывает совершенно к другому: отвергнись себя, любимого, и следуй за Мной. Под себя, под своих деток грести не надо. Если ты гребёшь только под себя, то ты гребёшь от Царствия Небесного. А если ты хочешь, как София и её дочки – Вера, Надежда и Любовь, то там совсем всё по-другому. Кто не знает, почитайте, как это было. Наоборот, она их уговаривала претерпеть муки и пойти на смерть. Не так обычная мама, не христианка, хотя она может на себя крест надеть, поехать в Почаев, там таранить раку с мощами Иова Почаевского лбом, поругаться по дороге: «Вас здесь не стояло, а вас стояло!», всё это исполнить, потом облиться водой из святого источника, поехать домой довольной. Но она не христианка и никогда не знала, что это такое. А христианство – это всё совсем наоборот, когда человек отвергается себя, даёт возможность другому: а мне не надо, мне достаточно того, что Господь сам мне даст. Потому что Евангелие становится руководителем жизни. Христос и Евангелие. Христос говорит нам через Евангелие, и там всё совсем наоборот. Поэтому обычная мамочка – как курица над своими цыплятками: «Ой, как же, батюшка, что делать? Он в церковь перестал ходить». Перестал. А где написано, чтобы все ходили в церковь? И вообще, зачем в неё ходить? Какой вообще смысл? Поэтому я всем говорю, как заставить сына 15-ти лет ходить в церковь: покупаешь сначала лицензию на ношение оружия, потом ставишь между лопаток автомат «Сайга», потом, чтоб он проникся к тебе верою, стреляешь в потолок, он видит, что заряжено, штукатурка сыплется, а потом приводишь в церковь. И что, от того, что ты его привёл в церковь, он будет христианин что ли? Да никогда в жизни. Только сам человек может отвергнуться себя, отвергнуться своего айфона, отвергнуться своих дружков, отвергнуться футбола, отвергнуться пивка, отвергнуться всего того, что он любит, и пойти за Христом. Другое дело, что некоторые родители сумеют его сердечко, когда он ещё маленький, поджечь любовью ко Христу. Но если нет любви ко Христу, зачем ходить в церковь? И так народу полно.

Отвергнуться себя – это отвергнуться своего пьянства, своего курева, своих грубых слов, отвергнуться того, чтобы украсть что-нибудь с работы. Люди думают, что такое грех? Грех – это вот это не надо делать и вот это не надо делать, а вот это надо, и тогда всё будет хорошо. А что надо? Надо молиться. Ну и что, ты думаешь, ты молишься? Так ты называешь то, что происходит у тебя вечером рядом с молитвословом? Да нет, ты не молишься, ты просто мучаешься, когда же это всё кончится. И устал, и сейчас лампадку поправлю – что угодно делать, лишь бы не молиться. Наконец, кто-то позвонил – о, всё! А потом после звонка, когда сорок минут поговорили, что? А теперь я устал. Устал, поговорил, отложил. Законная причина. Всё, выдохнул. Почему? Молиться не хочется. Не хочется. А отвергнуться себя – это значит через «не хочу». Если есть есть жажда. Человек, как поэт сказал, должен быть томим духовной жаждой. Он хочет, жаждет духовной пищи. И вот, Господь к этому зовёт Своих учеников и всех тех, кто хочет Его слушать. Говорится: «сберечь свою душу». Вроде мы знаем, что каждый человек обязательно умрёт, душа тело обязательно покинет. А как её сберечь? Имеется в виду сберечь для Царствия Небесного. Потому что у большинства людей, у миллиардов, душа идёт в преисподнюю. Потому что преисподняя – это любимое человеческое состояние.

Господь говорит в Евангелии, которое я помянул: пьяницы <...> Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 10), а он пьёт, потому что ему это нравится. Что ему Христос, висящий на Кресте, истекающий кровью, весь оболганный, весь истерзанный пытками! Причём абсолютно не виновен ни в чём. Если у нас полно грехов, то у Него вообще нет ни одного греха. Определение – что такое Бог? Бог – это невидимое, всемогущее, безгрешное Существо, Которое сотворило весь мир. В Нём нет греха. Человек, который говорит, что в нём нет греха, просто врун жалкий, а Бог действительно таков.

И вот, что же получается? Для Царствия Небесного человек душу свою не может как раз сохранить, грех её пожирает. А человек хитренький – по глупости, как малые дети – думает, что он Бога обманет. Так и Адам в раю хотел спрятаться от Бога. Это очень наивно и глупо.

Поэтому Господь решил предупредить: кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8, 35). Вот один младший офицер в Сирии не так давно вызвал огонь на себя и наши же артиллеристы уничтожили и его, и всех, кто к нему подползал с намерением убить, всякие эти борцы за счастье человечества. Этим самым он сохранил жизни многих других своих солдат. Потому что он грёб не под себя, он умирал ради них, он свою жизнь поставил в ничто, чтобы спасти других .Вот этот человек – христианин. Когда прилетел снаряд и он погиб, в эту самую же секунду душа его полетела в рай, в этот самый момент. Никто не говорит, как он в церковь ходил, когда он последний раз причащался, было ли у него там с собой Евангелие. Это не важно. Конец – делу венец. В Евангелии написано: Нет больше той любви, как если кто положит душу за други своя (Ин. 15, 13). Здесь в точности так и произошло, значит этот человек как раз настоящий христианин. Как он к этому пришёл, нам политруки не докладывали. Так рассказывают о нём, что парень хороший был, исполнительный офицер, ни в чём плохом не замечен. Сказать-то о нём что, не знают. А среди них жил настоящий святой человек. Потому что это очень трудно – взять и в расцвете сил в командировке добровольно принять смерть. Это же не то что война была, Сталинград, а просто в командировку поехал. И там оказаться убитым по своей собственной воле. И мотив тут – самопожертвование. Поэтому быть христианином или им не быть – это зависит от мотива твоей жизни. Какая была мотивация каждого твоего поступка, каждого твоего слова? У большинства мотивация: «я так хочу» или «я иначе не могу». То есть опять гребу под себя.

Христианство – это вещь очень трудная. И это совсем не для всех, и не для каждого сыночка и дочки. И у большинства с этим ничего не получается. Поэтому мы не много видим людей, которые приходят в храм в таком составе, чтобы и он стоит, отец, и она стоит, и с ними их детки стоят, и никуда бы не идут – ни пиво пить, ни на футбол, ни на танцы. А все идут прославить Господа, потому что Он им нужен гораздо больше, чем тем людям, которым нужно ещё что-то другое.

Пойдём дальше: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? – я всегда умиляюсь, читая эти слова – <...> какой выкуп даст человек за душу свою? (Мк. 8, 36-37). Господь здесь как бы уговаривает, говорит, что душа дороже всего. За душу свою какой ты дашь выкуп? Цель жизни человека не прожить долго, не прожить богато, не достичь известности. Вся человеческая жизнь в очах Божиих – это суета. Ну, допустим, в науке сделал открытие, Нобелевскую премию получил – не знаю, сколько она сейчас, по-моему, два миллиона долларов – вот, пожалуйста. В очах Божиих никакой цены в этом нет. Главное – чего ты достиг. А именно – достиг ли ты, человек, Царствия Небесного? Всё остальное, все медальки, они смешные. Это только для людей, которые сохраняют в детской чистоте. Дают ему медальку, он раздувается: мне дали медальку, в Кремле, сам! Ну дальше что? Ты погляди на тех, кого хоронят. Ну, собрались, ну отметили, ну поговорили. Сказали одно и то же. На всех похоронах – одно и то же: «Чтоб земля тебе была пухом». Как будто мягкое ложе на Митинском кладбище – это вот самое главное достижение. И это вместо чего? Вместо вечного общения с самим Богом. Да это просто смешно. Поэтому Господь и говорит, что нужно такую жизнь жить, которая даст нам в вечности блаженное общение с самим Отцом Небесным. Все заповеди, молитвы, посты, храмы, монастыри – всё только для этого. А не для того, чтобы у ребёночка грыжи не было, не для того, чтоб Господь продлил жизнь маме. Господь, конечно, всё может: и жизнь продлить, и исцелить. Знаем в истории, люди вообще в учёбе плохо соображали, Господь одним прикосновением делал из них круглых отличников. Среди русских святых два таких есть великих умнейших человека. А в детстве у них с грамотой было очень плохо. Но им очень хотелось. А Господь, видя в них это стремление к небу, и одному, и другому дал. И оба преуспели в науках.

И последнее: кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, – это тот род, в котором мы с вами живём – того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк. 8, 38). Потому что некоторые ещё стесняются своей веры, как-то стараются, как они говорят, не афишировать. Почему? Как бы чего не вышло. А вдруг ко мне подойдут и спросят! Одна женщина мне сегодня говорит: «Нас погнали на выборы!». Я спрашиваю: «Что, кнутами?» – «Да нет, ну вот, сказали, надо быть». Всё равно это дело свободное. Хочешь – иди, не хочешь – не иди. Ты не хочешь идти – не иди. А почему ты идёшь? А ты что, боишься? А за что? Что с тобой будет? Тебя повесят ногами вниз? Или вверх? Да нет, ничего не будет. Да никто и не заметит. Чего человек боится? А бояться нужно только двух вещей: Боа и греха. Всего остального христианин не должен бояться, потому что всё остальное не страшно, если с нами Бог. А если с нами нет Бога, тогда всё страшно: и темно на улице, и учительница злая в классе, и как дорогу переходить, и как бы вообще чем-то таким не заболеть страшным под названием онкология.

Так что каждый из нас должен сделать этот выбор. А у нас вся наша жизнь – хорошо ещё, если вокруг семьи. Всё-таки забота, хоть не о ближних, хоть о родственниках, это ещё терпимо. Но родственник – это продолжение тебя. Ты всё равно гребёшь под себя. А Господь говорит: кто матерь Моя, и кто братья Мои? <...> Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь (Мф. 12, 48-50). А то, что его жилах кровь течёт, а если посмотреть, то те же самые гены, что и во мне, это вообще что-нибудь меняет? Нет, важны не гены, а то духовное, что в нём есть. Какого ты духа? Либо в тебе дух Христов, либо Его антипода.

Вот, в продолжение празднования Воздвижения Креста Господня Святая Церковь предлагает нашему вниманию эти замечательные слова.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 5

    1. bifford:

      Всё же нам точно неизвестны мотивы солдата вызвавшего огонь на себя. Думается, что вызвал огонь на себя, чтобы избежать плена и публичной казни (н.р. живой факел) да заодно покрошить врагов.

      • s2235:

        Думаете споткнулся и случайно закрыл собой амбразуру?

        • bifford:

          Вы не поняли, о.Дмитрий говорил, что мотив солдата был евангельский (нет больше той любви если кто душу положит за други свои), но думается, что огонь на себя вызвал дабы избежать неминуемой публичной казни.

    2. СветланаМ:

      Прослушала 2 раза, хочется еще раз. Оба раза прослезилась, жалея офицера, погибшего в Сирии. Что это? Почему слова все проще, а смысл все глубже. Отец Дмитрий, неужели…вы живой апостол? Это не от себя говорю.

    3. Анна:

      спаси Господи всех и помоги нам проникнуться словами проповеди отца Димитрия!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.