Проповедь о взращивании в себе плодов Святого Духа
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о плодах человеческой жизни по "Посланию Галатам святого апостола Павла".
 

Сегодня Святая Церковь и мы вместе с ней прославляем преподобного Сергия, игумена земли Русской, одного из самых великих людей наших русских, который в ту эпоху, когда он жил, явился спасителем Росси. Хотя он и благословил Дмитрия Донского на битву с Мамаем, это был всего лишь один эпизод, он, конечно, как теперь говорят, знаковый, но это не главный знак. А главное то, что он пробудил в нашем народе жажду духовной жизни. Вот это самая большая ценность, потому что одну битву можно выиграть, а вот встать на христианский путь гораздо труднее.

И вот, Святая Церковь для этого дня избирает отрывок из Послания к Галатам, потому что эти слова, которые читались, как раз свидетельствуют о том, что преподобный Сергий стал таким человеком, о котором в этом Послании пишет святой апостол Павел. И нам очень полезно вчитаться и вдуматься в эти слова, чтобы понять, что такое христианство, какими Господь хотел бы нас видеть, что такое духовная жизнь. Потому что каждая деятельность человека интересна только тем, какие будут плоды.

Вот родился ребёночек. Это ещё не плод. А что требуется? А требуется из него воспитать христианина. Каков он? Человек христианской жизни или моральный урод? Поэтому выходить замуж, жениться нужно, имея в виду, каковы будут дети и что мы из них вырастим. Потому что нельзя идя за нашим естеством всех млекопитающих, просто зачать, родить, вскормить и забыть до следующего помёта. Вырастить человека, христианина – это та задача, которая на каждом крещёном человеке лежит. А остальные? А остальные – помёт. Потому что большинство людей, детей вообще этим вопросом не шибко интересуются. Стараются отдалиться как можно дальше, кому-нибудь их отдать, и там – что вырастет. А Господь ждёт другого.

И эти замечательные слова апостола Павла нам надо бы всем выучить наизусть, потому что даже если вроде уже поздно, ребёнок охамел, можно попытаться всё-таки что-то в нём изменить, привести его к покаянию. И покаяние даёт такие результаты. Итак: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23). Наша задача – быть такими, в себе взрастить эти плоды Святаго Духа, а также потом всеять семена веры христианской в детей, внуков, а потом вырастить из этих семян эти плоды. В противном случае жизнь наша бессмысленна, потому что Богу совершенно не нужны наши научные, художественные, политические и прочие, прочие достижения. Это всё временно, это всё сгорит в огне, это всё игрушки никому не нужные. Это борьба, но не за то, что надо. А главная борьба –это борьба с грехом, борьба с самим собой и с грехом, который в нас, для того чтобы в наших детях грех был побеждён. Грех – то, что нас отделяет от Бога и делает нас уродами. То есть уродиться-то мы уродились, а что из этого вышло? Так по-русски это и звучит. На других славянских языках по-другому, на некоторых «урода» значит «красавица». А на нашем наречии «урода» – это то, что, к сожалению, не уродилось.

И эти плоды можно взрастить не какими-то упражнениями. Под упражнениями понимается то, чтоб себя заставить, напрячь усилием воли. Это всё помогает человеку, и воля, и знания, и умение молиться. Но главное не это. Главное – желание стать христианином и вести христианскую жизнь. И если человек этого желания достигает, даже если он не читал книги по педагогике, обязательно у него будет успех в детях. А почему? Потому что христианство – это есть сокрушительнейшая сила. Дети – очень разумные существа, просто чрезвычайно. И глядя на папу, на маму, они увидят: мой папа-то самый лучший! Ни у кого такого нет, он имеет любовь, радость, он не раздражительное такое существо, которое всё время брюзжит и говорит: «Отстань!», наоборот у него в душе радость, мир, долготерпение, он вообще не раздражается. И тогда дети к этому потянутся. Потому что дети – нормальные существа, в их произведении на свет, помимо папы и мамы, всегда участвовал сам Господь Бог. Поэтому вот это стремление к прекрасному у них есть, только у них не хватает образа. Родители никак не являют им вот этот образ. Дети смотрят на родителей и видят, какие это неприятные существа, не хочется даже быть на этих родителей похожим. Они всегда раздражительные, они всё время в состоянии войны с кем-нибудь, и прочее.

Христианство – это есть взращивание в себе плодов Духа: и любви, и радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания. Любой человек, самый злодей, может совершить милосердный поступок. Что он не может? Он не может быть милосердным. На один поступок даже саблезубый тигр может отважиться. Само по себе это хорошо, но это не есть новое качество души. А Господь ждёт именно этого. И это можно вырастить в себе, только если будем жить во Святом Духе. Он нами будет руководить. Не какие-то тренинги, не какие-то люди, которые нас учат чему-то, не какие-то ВУЗы, ничто. Только сам человек, если захочет.

Господь говорит, обращаясь ко всем нам: Какой из вас отец, когда сын просит у него хлеба, подаст ему камень? <…> Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11, 11-13). А Дух Святой научит и молитве, и терпению, и благорасположению, и милосердию. Всему-всему Он сам научит. Но для этого нужно сочетать свою дух человеческий с Духом Святым. И вот это сочетание – это и есть христианская жизнь, а всё остальное – иллюзия и обман. В церковь ходим – молодцы. Я тысячу раз говорил здесь же, что это лучшее времяпрепровождение – ходить в церковь. Но если в нас не возрастает благодать Святаго Духа, то наши усилия, чтоб себя сюда принести, здесь отстоять, рассказать священнику, что у нас там ничего не получается, бессмысленны. Каким был человек, такой он и есть. Раздражается, и злится, и осуждает, и врёт постоянно. И что? И ничего не происходит.

Дорогие братья, недаром Господь выставляет таких великих людей как преподобный Сергий, который нам своею жизнью показывает: никаких особенных талантов не имел он в начале своей жизни, а стал самым духовным человеком на Руси, да ещё воспитал учеников святых, и они преобразили целый народ, целую страну. От нас такого не требуется, как от него. От нас требуется управить хотя бы своих детей. Это будет огромное благо.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Один комментарий

    1. СветланаМ:

      Спасибо за то, что называли все своими именами, четкая антитеза: «Или плод — или помет».

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.