Проповедь о том, как остаться добрым и милосердным человеком
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о том, что "с волками жить" не означает для настоящего христианина "по волчьи выть", а как раз наоборот.

Мы сегодня читали во всех храмах отрывок из Евангелия от Луки, где Господь говорит такие слова: И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6, 31). Не сказал, чтоб поступали с людьми так, как они с вами поступают. Потому что так у животных. Но так, как желаешь, чтобы поступали. У нас, у христиан, очень задача непростая. С волками жить, но по-волчьи не выть. Это очень трудно. Ну, во-первых, мы рождаемся уже в этот волчий мир, где отношения между людьми мстительные, предательские, обман постоянный, корысть между людьми. И человек к этому привыкает, думает, это вот и есть такая жизнь. Но вот, пришёл Христос и говорит совершенно противоположные вещи. Говорит о том, что надо жить наоборот – не так, как все люди живут, а совершенно по-другому. И вот, такой первый алгоритм: как бы с тобой люди плохо ни поступали, а ты с ними поступай так, как ты бы хотел, чтоб они поступали. Тогда что произойдёт? Произойдёт то, что несмотря на эту атмосферу жестокости, предательства, клеветы, корысти ты сам останешься человеком добрым и милосердным, а это очень важно. Очень важно для кого? Очень важно для Отца Небесного, нашего Создателя. Он хочет нас всех видеть добрыми, нежадными, милосердными, помогающими друг другу в том, в чём можем. Потому что у каждого человека разные возможности. Но это не важно, сможешь ли ты построить на Садовом кольце странноприимный дом, как граф Шереметьев, или сможешь супом накормить одного человека. Это не важно. Важен мотив твоего поступка.

Граф Шереметьев был миллионер, он немножко миллиончиков отделил, построил странноприимный дом и до сих пор он украшает столицу, и там теперь Институт скорой помощи. По смыслу то же самое. Тогда, сотню лет назад, когда человек оказывался в Москве без еды, без койки, без тепла, он мог там остановиться, пожить, отогреться, поесть. А сейчас, если ты ожог получил или под машину попал, тебе там окажут помощь.

Так что важен не объём добра, который ты можешь сделать. Хотя всем тем людям, которые начинают делать добро, Господь увеличивает возможности. Был такой в Кронштадте священник – Иван Ильич Сергиев. Потом уж люди даже забыли его фамилию, а так и называли – Иван Кронштадтский. Он сначала бедным так помогал: выстраивал нищих рядами, «на первый-второй рассчитайсь!», они становились в несколько колонн, и каждому он рупь давал. Они получали своё, уходили, на это питались. Через некоторое время опять такая очередь выстраивалась. А потом всё разрослось, у него возник целый дом трудолюбия, где не просто деньги раздавались, а люди что-то делали, продукцию свою продавали и на это жили. Это уже лучшее получилось устройство. О его делах многие люди услышали, стали ему помогать. Один купец ему пароход подарил, чтоб он мог ездить по всей Руси и творить то добро, к которому у него лежало сердце. Сердце его имело возможность всё время расширяться всё больше и больше. Но это не всегда так бывает и совсем не обязательно, а главное, чтобы сердце каждого человека было отзывчиво на добро.

И дальше Иисус Христос объясняет: И если вы любите любящих вас, какая вам за то благодарность? (Лк. 6, 32). Мама любит своего ребёночка, ребёночек любит маму – это очень естественно. Ты мне, я тебе. Кого этим удивишь?

И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? (Лк. 6, 33). Тебе подарочек подарили ко дню рождения – и ты даришь в ответ, не забудь, а то получается вообще хамство. Ибо и грешники то же делают (Лк. 6, 33). Грешниками в здесь называют тех, которые не знают Иисуса Христа.

И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? (Лк. 6, 34). И дальше очень интересное продолжение: и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же (Лк. 6, 34). То есть Богу угодно, чтоб, если ты даёшь взаймы, ты бы об этом забыл. Отдадут – хорошо, не отдадут – ещё лучше. В наше время, когда отдают назад, это бывает столь редко, что даже золотыми буквами надо где-то записать. Тут как-то пришёл ко мне один мальчонка, говорит: «Другу дал шесть миллионов, чтоб он, так сказать, своё дело поднял. Прошло какое-то количество лет, он расширил бизнес, всё у него хорошо идёт. И он так прям глядя в глаза откровенно говорит: «Ну я тебе не отдам»». И этот мой собеседник удивляется: «Интересно, я с него ещё не просил, потому что у меня сейчас дела неплохо идут, но он вот так откровенно говорит: «Я не отдам»». Потому что этот его должник живёт в наше время, а в наше время никто не отдаёт и никогда. Очень удобное время: берёшь и не от даёшь. И всем легко. А почему? А все так делают. Не один какой-то среди нас нечестный человек, а все такие. А почему так происходит? Жадность сильней. Человек всегда поступает на основании своих чувств. Чувства людьми руководят. Так вот, чувство жадности сильное. И человек, если не знает других чувств, то он живёт именно в этой парадигме.

Но приходит христианство и говорит: всё наоборот. Ты хочешь быть как все? А как все? Все живут в аду. Некоторые люди боятся попасть в ад. Зачем туда попадать – ты в нём. У человека есть возможность из ада выбраться в другую жизнь, где отношения между людьми не собачьи, а человеческие, и Господь указывает на этот путь.

Вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая – какая же? – будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 35-36). Дети похожи на родителей. Есть такая поговорка: родителей не выбирают. А христианам предлагается: если у тебя папа – злобный крокодил, бессовестная тварь и безжалостная, ты можешь выбрать себе другого Отца – Отца Небесного. И тебе нужно быть похожим на Отца, ты должен стать таким же милосердным, как Всевышний Бог. Вот такая задача. И тогда Бог тебя усыновит. Тогда ты будешь жить вопреки всему тому, как живут люди. Ты будешь ходить в церковь, где собираются люди, которые пытаются жить по-иному. В основе этой жизни лежит любовь. И вот это и есть, собственно, христианство. Поэтому христианство везде ненавидят, везде, где только могут, утесняют, и, по возможности, христиан убивают. Казалось бы, какая тебе разница. А нет. Чего больше всего боялись иудеи? Что все пойдут за Ним. Тогда вот эти собачьи отношения на земле прекратятся. А человек привык жить именно так, а то, что ему непривычно, он считает неправильным.

Но есть такой призыв. Для каждого из нас есть такая возможность – стать сынами Всевышнего, жить так, как Он заповедал, так, как жил среди людей Сын Его Единородный, Господь наш Иисус Христос. Он показал, что такое настоящая жизнь, та, которой от нас ждёт Отец Небесный. И почему Он от нас ждёт? Потому что все люди на земле, независимо от расы, национальности, от своей религии, созданы одним единым Богом. Но большинство людей от Бога заблудились, повыдумывали себе других богов. Так, древние греки придумали, что боги очень похожи на людей. И вырубали из мрамора себе богов, им поклонялись, ими восхищались, им служили, им приносили жертвы. И они думали, что богам это нужно. А никаких богов не существует. Существует один единый Бог. И Он милосерд. И Он хочет Своих детей вернуть к Себе. А это возможно только через любовь. Поэтому Господь для всех людей и солнце даёт, и воздух, и пищу. Для того, чтоб люди на Него посмотрели и опомнились. Но люди забывают о Боге, они думают, что это всё само собой. Есть некая такая гражданка по имени «эволюция», и она из ничего создала и рыбу, и мясо, и сою, и рис. И вот оно всё само. Ничего подобного.

Если мы хотим Богу угодить, у нас есть единственная возможность. Некоторые думают, что угодить можно Богу, постясь. Некоторые думают, что угодить Богу можно, молясь. Вот человек молится утром, днём и вечером, и в результате этого он угождает Богу. Прочёл один акафист, потом 50 акафистов. И он думает, этим он угодил Богу. Нет, Богу можно угодить только единственным образом – изменить качества своей души. Если ты был раздражительным, стал смирным; если ты был жадным, стал щедрым; если ты был ленивым, стал трудолюбивым; если был равнодушным, стал, наоборот, участливым. И так во всём и вот этот процесс внутреннего душевного изменения называется покаянием. Если человек регулярно опаздывает на службу, потом он напрягся, 50 лет потрудился, стал приходить вовремя, это что, покаяние? Нет. А для Бога совершенно не важно, вовремя ты пришёл или опоздал. Для Бога важно, кто пришёл, вредный злобный человек, который всех осуждает, или добрый, готовый каждому помочь, и который никогда никого ни в чём не осуждает, ибо сам грешный. Богу очень важно, чтобы каждый человек увидел свою греховность, чтобы он увидел, что он сам в себе не может изменить ничего. Господь сказал: кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? (Мф. 6, 27). Как это возможно? Кто может, будучи дураком, стать умным? Никак. Эти преображения может совершать только сам Бог, если Он увидит, что это поможет этому человеку сотворить больше добра на этой земле. Тогда он прибавит и ума, и денег может прибавить. Вот в этом очень простом деле и есть христианство. А большинство людей усердствуют совсем не в том, в чём надо.

Чтоб мы поняли, Господь к нам обращается с такими словами: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48). Хотим называть Небесного Бога Отцом? Чтобы по праву называть Его: Отче наш! Отец наш, который на небесах! Пусть святится Твоё имя и придёт Твоё Царство! Куда придёт? Ко мне в сердце. Что ж это за царство? Это царство любви. Тогда Бог нам будет Отец.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Нет комментариев

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.