Проповедь на Неделю 30-ю по Пятидесятнице. Рождественский сочельник
Утренняя проповедь в Рождественский сочельник о Вифлеемском младенце, о цели пришествия Христа на землю и о заградотрядах.

«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город» (Лк. 2,1-3). Прямо как у нас. Всё то же самое. Великие изобретения римлян, как то: юриспруденция, перепись – дошли до наших дней. Всё, что совершил римский гений в незапамятные времена, осталось в кладовой человечества. И мы видим, что Христос через своих родителей подчиняется этому порядку вещей. Тем самым Он как бы говорит всем, кто хочет слышать, что независимо от того, какими нам представляются земные устроения – хорошими или не очень (и не важно даже, от кого они исходят, в данном случае Тиверий был язычником), цель пришествия Христа на землю – это не есть изменение существующего порядка вещей в каком-то техническом плане. Например, нет ничего плохого в том, что у человека какой-то есть вкус к одежде. Как вот один известный модельер недавно сказал, мне очень понравилась эта фраза: «Мода – это для дураков. А для умных людей – это стиль». Но чтобы иметь стиль, нужно иметь вкус. Потому что только вкус рождал стиль: классицизм, модерн, рококо, ампир. И творили всё это только действительно великие люди, которые имели вкус и осваивали всё культурно-изящное пространство, в котором они жили. И внутри этого пространства и рождался какой-то свой, особенный, стиль, который нас обогащает и доставляет эстетическое удовольствие. Это касается всего, в том числе и архитектуры наших городов. Если взять Москву, то последний наш период, он тоже родил свой собственный стиль. Но этот стиль, конечно, говорит о полном бескультурье тех людей, которые его создали. Поэтому нет ничего удивительного, в том, что сооружения эпохи предыдущей, хрущёвской, хоть и очень дорогостоящие, а современники их безжалостно ломали, несмотря на то, что там всё мрамор и прочие недешёвые материалы. Потому что с точки зрения стиля все эти сооружения представляют собой просто отрицательную величину. То есть это вещи, которые в грубой форме уродуют город.

Но, конечно, подлинный стиль идёт от Христа, как любой творческий процесс. И то, что эти стили рождались в Европе – не удивительно, потому что Европа когда-то была христианской. И вот тот потенциал, который возник в Европе – это действие благодати Святого Духа и именно благодать Божия и родила всю эту европейскую красоту. А вот то, что мы ныне можем наблюдать зрительно, и даже изучать, и даже полностью абстрагироваться от христианства, как советское искусствоведение – оно хорошее, и подлинное, и правильное, но, тем не менее, – всё это совершенно противоположно тому, что есть христианские ценности.

Но, постепенно, то духовное начало, которое было положено в Вифлеемской пещере, оно и в Европе теперь оскудевает, и поэтому в художественных стилях, возникающих сегодня, мы видим одну дохлятину. Поэтому и люди, у которых есть какие-то возможности, предпочитают антиквариат. Или хоть одну картину, но которой лет хотя бы сто пятьдесят, а не современное «произведение», которое, как правило, просто являет собой, повторюсь, дохлятину. Или перепевы вторичного продукта.

Вот так, рождённый Богом две тысячи лет назад в Вифлееме Младенец, как новорождённый гражданин Ветхого Израиля, Он уже подчинялся тем законам Римской империи, которые просуществовали до наших дней. И Он пришёл на землю не для того, чтобы нашу жизнь сделать внешне краше. Нет. Он пришёл для того, чтобы вернуть нашей душе её изначальную божественную красоту. А уже потом из этой красоты будет рождаться, конечно, и красота наружная. Это совершенно неизбежно. Потому что Бог – есть Бог гармонии, красоты и порядка. Человек, конечно, довольно жалкий подражатель той красоте, которую сотворил Господь, но, тем не менее, способность к духовной жизни даёт человеку возможность тоже участвовать в Божественном сотворчестве и украшать свою жизнь. И словом, в том числе. Комбинируя из слов фразы, и главы, и произведения, и даже удивительным образом рифмуя эти буквы и слова, человек может создавать красоту. То есть человек, если он одухотворён дыханием Божественной жизни, способен к такому творчеству, природа которого изначально духовна. Источником же всякой духовности является Бог.

Потому что отрицательная духовность (мы тоже её условно называем антидуховность, всякая чернота), конечно, не может ничего сотворить, она может только имитировать. Поэтому-то бесовское состояние душ современных людей, к сожалению, может рождать только имитацию искусства, науки. Поэтому каждый имитатор является продолжателем дела дьявола, потому что именно дьявол – отец лжи. И имитация всякой деятельности, всякого искусства…Понятно, что это такое и от кого.

А настоящее искусство – это вообще педагогика, одна из самых сложных вещей на земле! Поэтому большинство людей, конечно, хотят от этого абстрагироваться: детей отдают мамкам, нянькам (у кого есть такие возможности), потом отдают во всякие учреждения и так далее. А собственно воспитания нет. Почему? Ну, это очень сложно – это первое. Второе – это очень тяжело. И главное – требует самоотречения и труда бесконечного. А большинство людей идут путём таким, чтобы куда-то дитя отдать, а потом, что вырастет – то вырастет.

Христос, конечно, хотел бы не этого. Поэтому Он даже заповедовал нам, чтобы мы свою семью не воспринимали, как некую обузу, которая нам мешает самореализовываться. Но, наоборот, что семья – это вообще главное дело жизни человека на земле. Нужно строить семью как домашнюю церковь. И сама в себе, как вещь в себе, семья имеет высокое Божественное достоинство. И высшее проявление творческого духа должно быть направлено на вынашивание, рождение, вскармливание и, главное, воспитание детей, которое правильнее было бы назвать образованием – приведение их в образ христианства. А дети наши что же? Зверёныши, да и живут как зверёныши. А мы ещё вместо того, чтобы взращивать ребёнка в семье, помещаем каждое дитя в некую мерзость, которая называется «детский коллектив». Совершенно противоестественная среда, потому что редко бывает у матери двойня, ещё реже – две двойни, вообще практически не бывает тройни. Но коллектив – это как раз дети одного возраста. А как только собираются дети одного возраста, там возникают законы волчьей стаи. Поэтому детский коллектив – это такое бесовское устроение, совершенно противоположное христианскому воспитанию. Поэтому внутри детского коллектива возникает очень много духовных инфекций, которые нужно постоянно преодолевать. Тогда как правильное воспитание детей возможно только в семье, когда все дети разного возраста. Потому, что это дано Богом. Люди, конечно, не могут этого создать сами, хотя в первых школах всегда были дети разновозрастные. И даже Лев Толстой школу, которую он организовывал, как мы помним, сделал разновозрастной. В ней учились крестьянские детки самого разного возраста. И поэтому там были более естественные, взаимоотношения.

Поэтому то, что мы часто созидаем, идёт во вред главной нашей задаче, если мы являемся христианами, конечно. А это оттого, что очень много всяких обычаев, причём наимерзейших, мы воспринимаем из того мира, в котором мы жили, в котором мы сами воспитывались. На нас орали – мы орём, нас спихивали куда-то на сторону – и мы спихиваем, мы досаждали родителям, а родители нам – и мы это продолжаем воспроизводить в наших семьях. Потом мы удивляемся, что происходит с нашими детьми. Но они, сначала духовные калеки – в результате того, что мы с ними сделали, а потом то, как они отполировывают эту свою искалеченность, делает их и вовсе моральными уродами. Вот это всё продукт нашего антивоспитания. А мы всё ищем причины вовне, а причины в нас, потому что Господь же нам детей дал! И главное наше дело на земле, во-первых, – это наши собственные дети, а, во-вторых, – всё остальное. Пожалуйста, служение отечеству, ещё чему-нибудь замечательному – науке, искусству. Но раз ты женился... Вот Микеланджело говорил, почему он не женится. Оказывается то, что он отдаёт работе, он не может отдать потом жене. Он это понимал. Потому что, если ты уж такой любитель искусства: любишь рубить мрамор – пожалуйста, никто же тебе не говорит – не руби. Но, если у тебя дети, извини… Ты, во-первых, – отец, а уже потом, пожалуйста, Сикстинскую капеллу расписывай и чего хочешь. Во-первых, – отец, во-вторых, – всё остальное.

А у нас, к сожалению, всё ещё советское, такое совершенно сатанинское воспитание. Карл Маркс и его последователи вообще говорили, что семья должна отмереть. Людей нужно случать, как собак, а потом уже государство должно из них воспитывать новых таких винтиков. Потому что у них другая была задача: создать такую дисциплину, как на подводной лодке и плыть туда, куда им Лёва Троцкий разрешит. А для тех, кто туда не хочет, он изобрёл такую замечательную вещь, как заградотряды. То есть стреляют в спину, и поэтому человеку ничего не остаётся, как идти только вперёд. Только вот вперёд, вот вперёд, вперёд, вперёд. Всё время вперёд. А почему вперёд? А потому что сзади его гонят. А Христос не так. Христос идёт впереди и зовёт. Хочешь? Иди. Не хочешь? Иди, куда хочешь, вплоть до того, что прямо в противоположную сторону. Почему? Потому что мы Христу очень милы. Он любит нас. И Он не хочет нас ни к чему принуждать. Он хочет, чтобы, если мы за Ним пойдём, то чтобы мы Его полюбили. Полюбили вот Этого Рождённого в пещере Младенца, Который пришёл, чтобы нас спасти. И спасение заключается в том, чтобы нам услышать Его голос и пойти на этот голос. Евангелие от Иоанна нам говорит: «овцы слушаются голоса Его, и Он зовет Своих овец по имени и выводит их… а овцы за Ним идут, потому что знают голос Его» (Ин. 10, 3-4). Они Его узнают из тысяч голосов. А сейчас вообще миллиарды голосов и все на свой лад, и процесс осатанения и оболванивания, собственно, в самом разгаре. То есть вообще неограниченная возможность имитации всякой полезной деятельности и манипуляций. Они сейчас как-то просто утысячерились. Хотя такой формы нет в русском языке, но приходится создавать новые слова, потому что такова действительность. И смотришь, молодые люди, благодаря вот этой такой наглой, дерзкой, очень самолюбивой и весьма исполненной апломба агитации, думают, что вот там вот оно, светлое будущее, или там, или вон где. А Господь говорит, что, кто бы вам ни указывал, где спасение, всё не там, потому что спасение – в Вифлеемской пещере.

Как хорошо, что мы все сегодня пришли в Сочельник, в преддверие самой кульминации праздника Рождества. Потому что мы уже всю неделю празднуем Рождество Христово. Потом будет Рождественская ночь, будет и продолжение. И сегодня мы вспоминаем, как пришли пастухи поклониться Этому Младенцу. И вот мы все пришли, как эти первые христиане. Почему? Они услышали голоса ангельские, которые созвали их к этой пещере, показали, что, вот, смотрите, ребята – это ваше спасение лежит. Спелёнутый, такой маленький тихонький Ребёночек, потому что трудно себе представить, что Христос ручками там махал и плакал или кричал, чем-то раздражал свою маму – это совершенно невозможно представить. Вот спасение. Как говорил Господь: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте» (Мф. 17, 5). Поэтому спасение – оно не вовне, спасение – оно внутри. Внутри Слова Божия и внутри Церкви, которую Он создал.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 8

    1. i.v.:

      Ирина,Москва.
      Каждый раз прослушивая проповедь, думаю «все просто, слова доступные, смысл сказанного в принципе можно найти и у психологов, педагогов да и просто людей с опытом жизни». Но когда пытаюсь пересказать проповедь своему сыну подростку, понимаю, что говорю не то,слова вроде те же,но краски пропадают, все сухо, не живо. Поистине у о. Дмитрия талант и слушать его надо в оригинале, пересказ это совсем не то.
      С Рождеством!

    2. stroilova:

      Я молюсь за Отца Дмитрия в утренней молитве о живых за Отца моего Духовного.
      Знаю Отца Дмитрия с 1990 г. Венчалась у него. После каждой Проповеди поет душа и хочется жить дальше и делать добро и бороться со злом.

    3. genia:

      Евгения Г. Здравствуйте! Отец Дмитрий, с каждым разом все тяжелее и тяжелее слушать Ваши проповеди… После услышанного меня мучает совесть. Спасибо Вам за это.

    4. dvornick:

      Классно паникадило украсили. Не осыпались бы иголки за шиворот клира и прихожан.

    5. Masha Stavropolskaia:

      спаси Господи,батюшка!
      Ваши проповеди-как выстрел в упор-так больно,такая горечь от того,что всю свою жизнь ты занимался не тем и вспомнить нечего,потому что все силы уходили на имитацию-семьи,работы,внутренней жизни,развития,что вся твоя деятельность-это косметика для мертвых,имитация жизни.И только в связи с этим пониманием стало ясно,что только такая боль может быть дорогой из мрака.И это самый лучший подарок,знать,что Спаситель рождён и в свете Милости Его,хотя бы подумать о Божественной Его Любви и хотя бы на чуть-чуть,на самую крохотную малость попытаться перестать быть тем парализованным телом,которым являешься.
      Тайсон,Али,Кличко просто милые,нежные ребята,по сравнению с теми нокаутами,в которых находишься после проповедей )))
      Со Светлым Праздником Рождества Христова!
      Храни вас Господь!

    6. Екатерина:

      необходимые слова

    7. lavrina:

      Очень мудрые слова. Спасибо!

    8. mtn:

      Отличная проповедь, с удовольствием прослушала 2 раза и еще наверное попозже послушаю. Спаси Бог.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.