Проповедь о том, как стать христианином
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова по притче Господа нашего Иисуса Христа о сеятеле [Лк. 8,4-15].

Сегодня Святая Церковь предлагает нашему вниманию такую известную притчу. Притча о сеятеле: Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный (Лк. 8, 5-8). Очень много проблем у христиан связано с тем, что то семя, которое посеял Господь, а мы, Его недостойные служители, распространяем по всей земле, христианами не усваивается. Семя – это слово Божие. Почва, на которую оно падает – это человеческое сердце. И действительно, у одних эта почва вся в сорняках, в сорняки никто не сеет никогда, никакого урожая не будет, семя пропадёт. У других почва каменистая – тоже, даже если немножко прорастёт, когда земли мало, а дальше камень, плодов не будет. А иные сеют на дороге или при дороге – тоже самое, птички поклюют, всякие автомобили ездят, всё затаптывают. Всё оказывается бесполезно. И только добрая почва готова принять семя, и тогда вырастает урожай. Какой урожай? Урожай слова Божия. Для чего Господь сеял семя? Для того чтобы душа человека его восприняла, и тогда на этой почве человеческого сердца вырастет добрый плод. Какой? Любовь, радость, <...> долготерпение, благость, милосердие, <...> кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23). Вот это должно вырасти.

Сегодня одна девочка подходит, маленькая школьница, говорит: «Я с мамой поругалась». Так вот нахально и заявляет. Она с мамой поругалась. А мама не знает даже, что ей сказать, потому что для девочки слово Божие – ничто, и мама – ничто. А что же тогда «что»? А «что» – только то, что хочу. Поэтому дети вырастают такими безжалостными, несострадательными, эгоистами. Их интересует то, что хочу сам. Мама пытается силком – потому что папа не участвует в этом процессе – хоть что-то внедрить, но внедряется с помощью этих усилий очень ненадолго. Когда уже 15 лет молодой лошади, она уже начинает и копытами брыкаться, и заканчивается процесс «христианского» воспитания. То есть сколько истрачено усилий, и всё бесполезно. Поэтому у девяносто девяти и девяти в периоде процентов людей дети в церковь не ходят. Она им совершенно не нужна. Абсолютно. Она только доставляет им всякие неприятности. Надо куда-то ходить, стоять. Вот ребёнок в храме орёт. Что он орёт? От счастья, что ли? Да нет. Он хочет совершенно чего-то другого. И как это совместить? Только одним способом. Потому что из всех этих констант поменять можно только одно. Почву. Сначала с помощью родителей. Семя абсолютно высшего качества – слово Божие. Там ничего не надо корректировать, это прям от Бога такое, как бы сейчас сказали, чистейший продукт. Но не усваивается. Вот ещё один: «Пойдём!». Потому что здесь нечего делать. Потому что непонятно и неинтересно. А чтобы раскрыть перед дитятей всю эту красоту не хватает ни ума, ни образования. Учиться этому никто не хочет. И думают так: вот буду водить, а оно там что-нибудь само. Интересно. Это вот я пришёл к себе на огород, буду семя сыпать, а оно само. Тут у меня клубника вырастет, тут редиска, тут чеснок, тут огурцы. Ничего не вырастет. Максимум, может быть, какой-нибудь цветочек появится там жёлтенький огурчика – и всё. А чтоб огурец вырос, надо всё вспахать на глубину штыка лопаты, потом нужно внести удобрение, потом нужно минимум два раза прополоть, потом рыхлить, окучивать, потеть. Если нет воды, надо натаскать или купить «малыш» (погружной насос – прим. ред.), чтоб он это всё поливал. Только так. Тогда что-то вырастет. И то необязательно, потому что птицы могут поклевать, надо сеткой закрывать, и так далее. То есть это очень большой труд. И что в результате? Обхохочешься. Огурец. То же мне, проблема! Пошёл на рынке и купил. Все думают, что это всё так просто – воспитать дитя христианином. А это такая задача очень важная и даже главная. И притча об этом.

Господь эту притчу подробно изъясняет. Не много притч из тех, что Он сообщил Своим ученикам, имеют изъяснение. Почему Господь так подробно на этом остановился и рассказал, и что такое дорога, и что такое каменистая почва, и что такое терние, сорняки? Потому что для Него это самое главное. Он за этим пришёл на землю. Потому что сам человек спастись не может.

Невозможно, чтобы ребёнок сам вдруг стал христианином. Потому что человек должен отвергнуться себя, потому что труд на огороде своего сердца требует колоссальных усилий. А ребёнок этого не хочет. А что хотят дети? Дети хотят играть, и больше ничего. Они не хотят ни учиться, ни помогать маме, ни выбирать слова. Они хотят жить так, как живётся, и делать то, что другие дети. А другие дети делают такое, за что в Древнем Вавилоне детей просто сразу убивали. Сразу. Мы в школе проходили, сохранился такой камень вавилонский, на котором высечены Законы Хаммурапи. Среди этих законов, там есть такое положение, что детей, которые по-хамски себя веду, надлежит сразу убивать. Тогда все остальные дети в Вавилоне знали, что их ждёт, и вели себя как паиньки. Потому что боялись. А убивали же на глазах у всех, это была вещь публичная. Раз нет страха Божия, его заменили страхом человеческим. Сейчас, конечно, мы далеко ушли от этой эпохи, я совсем не призываю, просто напоминаю нашу человеческую историю, наше прошлое. Ещё тогда, когда и славяне не сформировались в какую-то единую общность, это была страшная древность.

Как нам подойти к воспитанию детей? Конечно, начинать нужно с себя, потому что передать другому можно только если ты владеешь этим сам. Если ты не умеешь, ты никак не можешь другого этому научить. Что, будешь нотации читать? Это всё равно что советская власть приучала: «Человек человеку – друг, товарищ и брат». Замечательно. Это всё равно что когда чаю хочешь попить, налить водички и говорить над чаем: «Халва, халва, халва, халва». Потом выпил – что-то не сладко. Нужен сахар, нужна заварка и, ну если не халва, по крайней мере, соевый батончик. Тогда что-то такое получится. А так само – никак.

А мы сами, взрослые люди, не умеем себя вести. Не умеем терпеть друг друга, не умеем жить и не раздражаться, не гневаться, по малейшим пустякам не надувать губки, не сердиться на весь мир, в том числе на Господа Бога. Что это Он нам не обеспечивает вообще то, что мы хотим? Он нам должен это, должен то. Нам все кругом должны. Почему так произошло? Это всё постепенно. Очень большая проблема в малодетности. Вырастает ребёночек, а он считает, что ему все должны до 50-ти лет. А в 50 лет и работать бросают. Все ему должны.

Вот это положение надо обязательно изменить. Тогда мы сумеем, себя исправим, изменим сначала своё поведение, потом изменим свою речь, потом изменим свои мысли (это уже начало покаяния), а потом изменим свои чувства. По слову апостола в нас – крещёных людях, имеется в виду – должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Фил. 2, 5) Господе нашем. Как Он чувствовал, так и мы должны чувствовать. То есть вот такой большой путь. Мы поём на Пасху: «Очистим чувствия и узрим свет». Какой свет? Свет благодати Божией.

Ну а мы совершенно не очищаем себя ни от злобы, ни от зависти, ни от гнева, ни от осуждения. Мы в этом всём и варимся и только осуждаем других: вот у него это не так, то не так, она не такая, они не такие. И что это изменит? Ничего. Если мы в другом человеке видим всякие мерзости, от этого мы лучше не становимся, но хуже. Почему? Потому что мы когда видим гадости в другом, нам кажется, что мы лучше. Это очень большое заблуждение. У человека рак четвёртой степени, а ему кажется, что у него насморк. И что это? Это иллюзия. Ещё немножечко, и всё – отправляешься на тот свет, так ничего и не успев.

Большинство людей терпят полное фиаско и в семейной жизни, и в воспитании детей. И горе бывает, когда ещё и внуков им доверяют. Тогда уже в следующем поколении труба дело. Проблема в том, что никто не воспитывает, не знает как и не знает, кого хотим воспитать. Нет образа перед нами. А почему перед нами нет? А потому что мы не смотрим на Господа нашего Иисуса Христа, Который и пришёл в образе Человека, для того чтоб каждый мог увидеть, каков должен быть человек, какие у него должны быть поступки, слова, чувствования. Восприняв этот пример, можно стать христианином. Но таких людей не много, поэтому Господь и говорит: Не бойся, малое стадо! (Лк. 12, 32).

А про остальных? Про остальных: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное (Мф. 7, 21). Не всякий. Только единицы. Потому что вот это своё поганое нутро нужно изменить. Сам человек это сделать не может. Это может сделать Господь с человеком при определённых условиях. Первое условие – надо этого очень хотеть. Рассмотрим это условие на примере алкоголизма. Некий алкаш хочет перестать быть алкашом. Главное условие какое? Он должен этого сильно-сильно захотеть. Тогда возможно. Если нет сильного желания бросить такой образ жизни, ничего не получится – лечи, не лечи. Поэтому у многих врачей сложилось такое впечатление, что алкоголизм неизлечим. Ещё как излечим, только людей, которые хотят от этого избавиться, единицы. И они исцеляются. Я таких видел, и не одного. Не могу сказать, что часто. Редко. Даже женщины. Говорят, женский алкоголизм – это вообще. Да нет, если очень сильно человек захочет, всё возможно. Но я видел это исцеление именно под влиянием Господа Иисуса Христа. Ради Господа человек хотел это сделать.

Первое условие – надо захотеть. А второе условие – надо убедить Бога, Господа нашего Иисуса Христа, что мы этого хотим и Его просим. И Он обязательно поможет. Он же сам сказал: Какой из вас отец, когда сын просит у него хлеба, подаст ему камень? (Лк. 11, 11). Ну таких сволочей мало на свете. Всё-таки старается дать ему кусок хлеба. Если человек таким образом действует, то Господь тем более. Самое высшее совершенство – это совершенство Его Божественной любви. Он каждому человеку хочет спасения. Но это не может быть привнесено в человека насильно. Господь даёт такой образ из сельского хозяйства: почва нашего сердца требует очень большого труда. Крестьянский труд по выращиванию плодов очень тяжёл, но с другой стороны, очень способствует очищению души.

Я допускаю такую мысль – может, она очень дерзкая – что кто-то из нас пожелает стать христианином. Чтобы в нашем сегодняшнем собрании, в нашем украшении храма была какая-то толика смысла. Потому что в противном случае можно отходить 50 лет в храм, а потом всё это в преисподнюю, чтоб услышать от Господа слова: «отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7, 23) – то есть то, что противоречит закону Божию. Уж очень мы как-то легко готовы от Него отречься. Вообще без всяких усилий, нас никто не гонит. Вот если всё-таки мы задумаемся о своём спасении, задумаемся о христианском воспитании своих деток, не будем себя в этом жалеть, но наоборот, стараться, то Господь обязательно это старание увидит и нам поможет.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 34

    1. Dace:

      Но молитва и существует, чтобы нас, несовершенных людей, привести к спасению. Тише всего будет тогда, когда никого на свете не станет. Но Вы же этого не хотите, надо надеяться

    2. Роман/ Россия/ Новомосковск:

      Из своего личного опыта… Я стараюсь в храме встать ближе к переду, ближе к солие . Иконы с подсвечниками остались позади. Там тише. Люди не толкают, не отвлекают от молитвы. Если кто и отвлекает, то только бесы, посредством помыслов. Но после исповеди, которая проходит в другом пределе храма, и мне приходится во время богослужения пробираться в то место в храме, описанное мною выше, где тихо, и не толкают. Естественно и я, в тот момент, отвлекаю от молитвы других людей. А что делать? Люди, обычно встанут у входа в зал, где идет богослужение, кто в начале зала, а кто и в притворе. Причем плотно. Зато дальше, ближе к солие, свободно. Одно дело, пробираться, чтобы свечку поставить, другое — добраться и встать там, где не отвлекают, где лучше слышно. Можно, конечно, не пробираться вперед, а встать позади всех, тогда практически общей молитвы никакой не будет, не будет слышно богослужения, а только будешь всю службу смирять себя, чтобы не раздражаться на ходящих туда-сюда людей, говоря в себе: «Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй.» Как по мне, так лучше этим заниматься где-нибудь в другом месте, и в другое время, но не во время богослужения.

      • Галина:

        Спасибо за вашу искренность. Я вас не знаю, но представляю человеком добрым и внимательным к людям.

      • Роман:

        Роман,я немного о другом,и я отвлекаю людей,только в Храме появлюсь все на меня оборачиваются,видели бы вы мою рожу,люди шарахаются,приходиться в колпаке ходить))Не умеешь себя вести в определенном месте учись,сколько всего написано Отцы жизни свои положили указывая нам дорогу,о.Димитрий постоянно об этом говорит,не хочешь учиться зачем ходить если все равно не понимаешь ничего, а если пришел будь добр соответствовать месту в котором находишься…Вы будете говорить,что мы так же ведем себя в кабинете у своего начальника или придя в кабинет мера города расталкиваем всех и тянем свое прошение?,да нет страшно ведь.А тут кого бояться,делай че хочешь,мы ведь даже не уверены есть Он или нет,ходим так на всякий случай,а вдруг…как в лотерее,свечку поставил можно автомобиль выиграть или квартиру или институт для дочки,ребенка принес часа два помурыжил и все счастливая жизнь ребенку обеспечена…посмеялся бы,да вот только горестно почему то и стыдно.

    3. levscha:

      Мы забываем самое главное,кому выгодно помешать проповеди или богослужению?,а как он это делает,используя детей или их родителей или «православного» который во время проповеди или богослужения,расталкивая всех пробирается в центр храма,со свечкой в руке,уверенный в том,что подсвечник с краю не принесет ему нужного результата,имеет небольшое значение.Каждый делает свой выбор…

      • Анна Вихляева:

        Выбор видеть в людях бесов или образ Божий? … таким мраком от Вашего комментария веет… Левша, опомнитесь! Главное в жизни любовь к Богу и ближним!

        • moroz:

          Анечка, родная, о чем Вы? Сейчас главное в жизни это выжить.

        • Роман/ Россия/ Новомосковск:

          Да нет, Анна))) Левша не видит в людях бесов. Он же не называет их бесами, а вот в том, как бесы влияют на людей, чтобы помешать проповеди, и не только проповеди, про это во многих православных книжках описано, как и в проповедях нашего батюшки Димитрия.

          • Анна Вихляева:

            … во многих православных книжках, как и в проповедях нашего батюшки Димитрия написано и многожды повторено: ближних, вот тех самых, которые досаждают нам со своими шумными детьми, толкают нас со своими свечками и просто жутко раздажают нас по тольно нам понятным причинам терперь, прощать и любить. У каждого в жизни своя трагедия, свой груз скорбей… Мешают, так скажи спокойно. Не можешь спокойно сказать? Так подумай о свойх грехах, о том, как бесы на тебя влияют, что в твоей душе творится? Зачем осуждаешь? Ага! Мешают проповеди! Стало быть — слуги антихристовы! Не иначе! Это что-ли по-христиански?

            • Роман/ Россия/ Новомосковск:

              Про любовь к ближнему — это само собой. Никто и не отрицает, что христиане должны к этому стремиться. Левша и я не говорили, что они нас раздражают, хотя бывает и такое, ведь мы не совершенны, а всего лишь о том, кто обычно провоцирует человека грешить, толкает его на те или иные нехорошие поступки. Мы и сами часто бывает кого-то раздражаем. Это жизнь! Да простит нас Господь. Спаси, Господи.

            • Роман/ Россия/ Новомосковск:

              Так же, например, и Осипов Алексей Ильич, в своих проповедях часто говорит, что отвлечь человека от молитвы — это и есть одна из задач нечистого. Люди только пытаются настроиться на молитву, сконцентрироваться, как вдруг кому-то в этот момент обязательно надо куда-то пройти со свечкой, растолкать молящихся. Кто управляет человеком в данный момент, как не бес? Мы не осуждаем этих людей, а лишь обличаем беса, который часто бывает управляет людьми, за собой не следящими. Из них же первый есмь аз.

              • Анна Вихляева:

                Простите великодушно. :) Я то думала, Вы для людей свои комментарии пишете.

                • Роман:

                  Людям наши комментарии ни к чему,человек,как вам должно быть известно-это Образ Божий,творение совершенное,а вот чей образ носит существо называющее себя человеком большой вопрос? Анна можете загадать желание мое имя тоже Роман)))(Levscha)

                  • Анна Вихляева:

                    Вот, что мне нравится в русских людях, так это то, что они не такие страшные, как хотели бы выглядеть. :) На лицо ужасные, добрые внутри. :) … пойду желание загадывать. :)

        • Роман:

          Выбор у нас один быть со Христом или с антихристом.

      • Галина:

        В вашем комментарии нет ни мрака, ни осуждения, ни недовольства самыми разными людьми. Посчитала нужным сказать вам об этом.

    4. Dace:

      Спасибо, дорогие, что многие откликнулись. Ясно, что если младший ребенок плачет, его надо вынести из храма и успокоить. Вот, родилось несколько вопросов:
      - как было в старину у многодетных семей, все ли сразу они с родителями приходили в храм?
      - двухлетний и трехлетний ребенок с трудом выстаивают службу даже на руках.Не лучше ли приносить детей только на причастие?
      Ни о каких «крысах» не говорилось, но детей не любят за то, что они подвижные, шумные, за то, что любят играть (не в храме, а вообще). От них ожидают, что они сразу станут как маленькие взрослые. У кого детей в семье побольше, более терпимые. Радости всем и побольше детей.

      • regent:

        Если бы Вы просто набрали в окне поиска мультиблога «дети в храме», то получили бы не один десяток ответов о.Димитрия на Ваши вопросы. Почему Вы этого не сделали перед тем, как написать такой неоднозначный комментарий, не совсем понятно :)
        ——-
        Вот, например: Дети в храме. Интервью «Журналу Московской Патриархии»
        http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/cerkov-20507/

      • moroz:

        У моей прабабки ее старшие сыновья даже в школу поочереди ходили, так как валенки были одни на семью. И это ж в Сибири…Про их походы в Храм не знаю, история умалчивает. Наверно, раньше люди были добрее и заботливее, о других больше думали. Семьи были больше, ближних было много. А еще замечено, в Питере о других еще думают, телефоны выключают, чтоб не мешали, паркуются так, чтоб и другим место было, а в Москве по-другому как-то, норовят подпихнуть в том же метро, например. Еще интересно, как в столице мамочки- бабушки приводят своих сопливых и заразных чад на занятия, тем самым бескорыстно делятся инфекцией. Нет такой привычки-думать о других. Прямо беда…

    5. VIKTOR:

      Спасибо,отец Дмитрий.Многая вам лета.

    6. Anna Vladimirovna:

      Батюшка Дмитрий говорит о том, что прежде, чем вести ребёнка в храм надо дома за ранее подготовить его, научить элементарным правилам поведения, рассказать, что в храме нельзя кричать, громко разговаривать, объяснить ребёнку зачем мы ходим в храм, нужна конечно подготовка, чтение библии, да и пример родителей в семье должен быть, как молиться, как креститься, и зачем это делать.

    7. Dace:

      Говорим, что надо рожать детей, а потом этих детей на дух не переносят, что в храме, что в магазине. Народ в основном старый, ну или пожилой, не понимают, что ребенок — не взрослый. Он не может выстоять службу. Шалости гасить, но не ненавидеть ребенка.

      • Татьяна:

        Вот все больше такого наблюдаю восприятия(?). Исходя из Вашего комментария, получается, что значительная часть проповеди отца Димитрия вообще и не услышана,и уж тем более не понята. Какое-то месиво из понимания любви, как сюсюкания и желательно в сопровождении моложаво-бодрых, а то и глянцевых морд,и плюс…, нечего прибавить. Вакуум. Всех не усадишь и не заставишь построчно вникать, к сожалению.

      • Иванов:

        Интересно, кто может вырасти у родителей, которые рассматривают храм как игровую площадку (или магазин) и умиляются шалостям своих чад, призывая всех разделить это умиление, а несогласных, которые, наверное по ошибке случайно, забрели помолиться, обвиняют в старческой отсталости и ненависти к детям?

      • Анна Вихляева:

        Не поверите. Это у них так любовь проявляется… Dace, не обижайтесь на них. Они хорошие.

        • Иванов:

          Вчера, когда о.Димитрий хотел начать читать воскресную проповедь, один грудничок так красиво громко и долго орал на весь храм, и он (храм) от этого переполнился такой любовью до самого падикадила, что о.Димитрий закрыл Евангелие и ушёл с кафедры, чтобы не мешать всем слушать эти прекрасные вокализы. К сожалению, вскоре несознательные родители вынесли грудничка из храма, и о.Димитрий всё же прочитал свою проповедь, но вы же понимаете, что ни о какой атмосфере христианской любви уже не могло быть и речи — кругом сплошные старики и старухи с ненавистью в глазах и бородах :(

          • Анна Вихляева:

            И что, многолетним прихожанам и церковным сторожам никак нельзя было объяснить маме грудничка, что надо выйти с долго и красиво орущим на весь храм младенцем и не мешать проповеди?

            • Иванов:

              Отец Димитрий чуть ли не в каждой проповеди объясняет таким мамочкам, что они растят монстров на свою голову, и если они (мамочки и папочки) не слушают о.Димитрия, то с какого испуга они будут слушать «церковных крыс». Мамочка же ясно сказала, что их в храме и магазине все ненавидят (особенно старики и старухи) :)

      • Наталья:

        Dance уважаемая! По вашим комментарию я поняла,что только у вас дети и все их не любят? У меня тоже дети второй и третий росли в храме,и что? Не делайте из детей дурачков,они понимают ещё больше нас.Шуметь,галдеть в храме нельзя.А груднички,если хотят есть,то мамочкам надо выйти просто из храма на время,а потом опять зайти,когда тот успокоится. Про магазин не знаю,там проще всего.Ну попадаются иногда старушки и что? Вас послушать,так вы обижаетесь,что вас не носят на руках все за то,что вы родили деток.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.