Проповедь о выборе человеком жизни вечной
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о самостоятельном выборе человеком во время земной жизни своего удела в жини вечной. По евангельской притче о богаче и Лазаре [Лк. 16,19-31].

Господь сказал притчу: Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон (это такие драгоценные ткани) и каждый день пиршествовал блистательно (Лк. 16, 19). Интересная такая жизнь, мечта многих: красиво одеваться, богатым быть и каждый день пировать, гулять. Просто мечта поэта.

Был и другой человек: нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот (богатого) в струпьях и желал питаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его (Лк. 16, 20-21). Такой контраст. Бедный, больной и не мечтает совершить не очень великую и не обязательно октябрьскую, но революцию, чтоб всё было по справедливости. А что по справедливости? Отнять у богатого и отдать бедному. Он об этом не мечтал. А что он хотел бы? Он хотел, чтобы те крошки, которые со стола падают, он мог бы употребить в пищу. А стол огромный, там пировало сотни людей. И он хотел есть то, что собаки себе берут, которые там были. Очень часто богатые люди любят собачек: и кладбища для них устраивают, и памятники гранитные с фотографиями, и некоторые миллионные завещания собакам оставляют после себя. И они там вокруг стола крутятся. То, что упало, собаки берут. На стол их не всегда пускают. А Лазарь хотел, чтобы из этих крошек собачьих что-нибудь ему уделили, много ему не надо было. Лазарь был очень скромный человек и совершенно независтливый, и незлой. Он не желал богатому зла, не хотел его убить, ему совершенно не завидовал.

Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (Лк. 16, 22). Что такое лоно Авраамово? Это такое место в аду, куда души праведных людей отлетали до того, как Христос спустился во ад. В аду разные места. Вот все мы попадём в ад в разные места. Так же как и те, кто сподобится попасть в Царствие Небесное, тоже окажутся в разных обителях: одни поближе ко Христу, другие – подальше, а некоторые совсем в самом конце. В зависимости от устроения – насколько мы Его любим. И в зависимости от этого так человек и приходит в Царство Небесное.

Умер и богач, и похоронил его (Лк. 16, 22), что закономерно, покойники на улице не валяются; хоронят и богатых, и бедных. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: «отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохлади язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Лк. 16, 23-24). В богаче многое изменилось. Он уже не хотел, чтоб его поставили под водопад Боржоми прохладного, он говорит: «Хотя бы пусть нищий Лазарь палец в воду опустит и мне хотя бы уста омочит и язык, чтоб хотя бы на какую-то секунду я был избавлен от этого пламени». Вот такая у них совершенно разная судьба и в жизни, и за гробом. И у многих людей тоже – эта притча же для людей – разная совершенно судьба при жизни и за гробом.

Авраам сказал: «чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь – справедливость восстановилась – и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16, 25-26). А почему так? Потому что каждый человек своей земной жизнью роет себя жизнь будущую. Эта жизнь наша, конечно, иногда долго длится, особенно когда человек в тюрьме находится, но всё-таки она имеет конец. И вообще, когда человек перешагнул 50-летний рубеж, он понимает, что жизнь просто летит очень быстро, и незаметно, как уже оказываешься в могиле. И изменить ничего нельзя. Вот в данной притче это наглядно объясняется, а то некоторые люди не понимают, почему. Всё зависит от того, что ты строишь, чего ты хочешь в результате своей жизни достичь – близости к Богу или близости к непотребным сообществам. То есть каждый человек в течение своей жизни сам себе выбирает компанию, с которой ему быть вечно: либо с преподобными и Ангелами, либо с пьяницами и бандитами – в зависимости от того, что человек хочет, то он и получает, и изменить это уже нельзя. Изменить можно только до того момента, как ты умер. Вот пока мы живы, мы можем всё в своей жизни поменять. Что такое «поменять»? По-славянски это называется «покаяние». Покаяние – это значит радикально в каждом пункте поменять свою жизнь на противоположную. И вот здесь, пока мы живы, мы можем это изменить, перейти на ту сторону. А когда мы уже умерли, перейти никуда нельзя, ты находишься либо в раю, либо в аду. И в этом никто не виноват, только ты сам. Поэтому будешь кушать такую жизнь всегда. Не сто лет, не тысячу, не миллион, не триллион – всегда, вечность. Вот Господь наглядно об этом говорит, потому что притча – это есть такой наглядный рассказ.

Тогда сказал он... (Лк. 16, 27) Кто «он»? Понятно, богатый, потому что у Лазаря есть имя, а у богатого нет. «Так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения» (Лк. 16, 27-28). Видите, в нём человечность просыпается, о братьях думает, хочет их предупредить: мол, братцы, не надо жить так, как я, ужасно страдаю.

Авраам сказал ему: «у них есть Моисей и пророки» (Лк. 16, 29). Что это такое? Кто автор Священного Писания? Моисей и пророки. Он напоминает. «Пусть слушают их». Он же сказал: «нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются». Тогда Авраам сказал ему: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16, 29-31) – имея в виду уже самого Господа Иисуса Христа, Который учил при жизни, потом Его убили, потом Он воскрес, явился воскресшим в Иерусалиме. И что? Да ничего. Всё равно люди хотят пить, курить, гулять, воровать, оскорблять.

Детей исповедуешь – одно и то же: «А я дрался, а я ругался скверными словами, а я не слушаю ни мать, ни отца, а я ругался с бабушкой, а я подрался там с парнями». Всё одно и то же. Почему? Они хотят жить в аду, где все дерутся, друг друга ненавидят, всё время друг другу завидуют, всё время друг друга обзывают. Вот входишь в школу какую-нибудь – и что ты видишь? Гадюшник настоящий. И это что – дети людей? Нет, это дети бесов. И задача взрослых – их постараться к другой жизни приобщить. А дети не хотят ничего читать, дети не хотят ничему полезному учиться. И они вырастают в таких людей совершенно безбожных. Бог их не интересует. Их интересует что? Ночной бар, где воняет табаком, где вся эта молодая гнусная развращённая на прах тварь веселится под какую-то совершенно бесовскую музыку, от которой сворачиваются мозги. Им этого хочется. Они любят всякие вот такие вещи. Это им сладость. Поэтому когда он в ад попадает, он оказывается дома, среди своих, он подготовлен к этому всей жизнью. А уж у того, кто желает читать Писание, молиться Богу и Пресвятой Богородице, у него совсем другая жизнь. Каждый человек сам выбирает.

Ко мне вчера одна женщина пожилая пришла и говорит: «Вот сноха моя, она моего сына спаивает». Я спрашиваю: «Как же она его спаивает? Наверно, через трубочку водкой поит». Ну как можно споить? Или он совсем дубина стоеросовая, не отличает чай от водки? А она хочет, чтоб он умер от разрыва печени (водка – это не свой брат), и завладеть всем имуществом. Ну и окажутся опять вместе – как в этой жизни, так и в той. Почему? В Писании аккуратно написано: пьяницы <...> Царства Божьего не наследуют (1 Кор. 6, 10). И убийцы тоже. И тот, кто спаивал, и тот, кто спаивался, вместе в обнимку будут в аду. Потому что одна спаивала, надеялась на имущество, а другой спаивался, потому что нравилось пить. Так в обнимку навсегда и после конца света это будет продолжаться. Вот о чём хочет нас Господь предупредить.

Христос жил на земле, дополнил Своим словом Божиим Моисея, который 10 заповедей дал. Заповеди очень чудные: о любви к Богу (см. Исх. 20, 2-11), о почтении отца и матери (см. Исх. 20, 12). А одна из самых смешных заповедей – не убий (Исх. 20, 13). Представляете, оказывается, убивать нельзя. А мы-то думали! И так во всём. То есть люди настолько осатанели, что нужно было их останавливать такими словами: не убивай, не воруй (см. Исх. 20, 15), не завидуй, не желай ничего такого, что у ближнего твоего (см. Исх. 20, 17). Неужели непонятно, что это не твоё.

Вот Лазарь не завидовал и отнимать ничего не хотел и поделить. И оказался в лоне Авраамовом. Потому что тогда ещё рай открыт не был. Первый в рай вошёл разбойник. Господь, когда он Ему с креста сказал: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! (Лк. 23, 42), ещё жив был и ответил: ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43). Не с бабой обниматься, которая тебя спаивала, а с самим Христом вместе. Как?! Он же разбойник, где ж справедливость?! Да, он разбойник, но он покаялся. И все слышали. Не каждый человек, когда его прибьют гвоздями к дереву и повесят под палящим солнцем Иерусалима будет думать о спасении своей души. А этот опомнился и успел за несколько часов покаяться. Умер, конечно, в страшных муках. Эта казнь чрезвычайно болезненная, самая мучительная, которая только может быть на свете. Он её претерпел. То есть он за свои грехи разбойничьи получил. Но Господь его принял, и он первый. Опять же, в назидание всем нам. Вот поэтому каждый из нас должен и задуматься над своей жизнью, задуматься о заповедях Божиих, задуматься о том, почему мы так ленимся читать Писание.

Вот сегодня мы читали Послание апостола Иакова. Мы всё время сетуем и жалуемся на то, что вот, кто-то меня подтолкнул, кто-то меня спровоцировал, кто-то меня соблазнил. Апостол пишет: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения (Иак. 1, 2). Этому надо радоваться, потому что в каждом искушении мы можем показать Богу, что нам слаще – грех или послушание и выполнение того, чему нас научил Господь. Чего мы слушаемся – либо Ангелов, которые нам внушают мысли о добре и заповедях, либо бесов, которые нам внушают только то, что служит погибели нашей души. Поэтому Христос и сказал: Исследуйте Писания, <...> они свидетельствуют о Мне (Ин. 5, 39). Не хотим – не надо. Оставайся в темноте, и эта темнота приведёт тебя во тьму кромешную. И опять, в этом никто не виноват, только ты сам. Где церковь действующая, знаешь? Знаешь. Где Священное Писание добыть, знаешь? Знаешь. У большинства на полке, только руку протянуть. А что ж ты не знаешь, что там написано? Да очень просто – лень. Лень. И вот это тоже надо переменить. Это и называется покаяние. Если с нами произойдёт покаяние, то мы минуем тьму и придём к свету.

Спаси всех Господи!


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Нет комментариев

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.