Проповедь о бесноватых и бесновании
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о вирусе беснования, которым заражены многие из нас, взрослых и детей, и который настойчиво и успешно внедряют в массовое сознание духи тьмы, стараясь сделать беснование нормой жизни человека. По евангельскому эпизоду об исцелении гадаринского бесноватого [Лк. 8,26-38].

Приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся – ходил совершенно голый – и живший не в доме, а в гробах (Лк. 8, 26-27). Там, в этом пустынном месте родственники покойных вырубали в отвесной стене из мягкого ракушечника пещеры, где хоронили усопших, и при той жаре тела очень быстро истлевали, и когда определённый срок проходил, там можно было хоронить уже другого человека. И вот, этот бесноватый там жил. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал перед Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляю Тебя, не мучь меня (Лк. 8, 28). А в чём мучение? Мучение в столкновении двух разных духов. Господь был носитель Духа Святаго. А этот человек бесноватый – носитель духа тьмы. И поэтому, когда эти духи сталкиваются, то дух тьмы испытывает невыносимые страдания.

Некоторые люди удивляются: вот, были гонения на Церковь, решили её под корень извести, мы сейчас как раз находимся во времени столетнего юбилея этих всех событий. И на протяжении всей своей жизни меня спрашивали, в чём причина этих гонений. Непонятно. Ну, не хочешь чтобы церковь работала, запрети. Ну зачем храм-то взрывать? Он же украшает город. Потом, огромная трата денег. Представьте себе, взорвать Храм Христа Спасителя, это сколько надо деньжищ. А потом надо остатки храма вывезти оттуда. А страна-то бедная. Но желание его взорвать во что бы то ни стало сильнее. Или наш Митрофаньевский храм – взорвали пять куполов, взорвали колокольню. Ну что, стоит на окраине Москвы. Тогда это ещё был край совсем. Зачем взрывать? Ну ладно, храмы вам напоминают прежнюю жизнь. Но зачем священников убивать? Издай указ. Ну ладно, расстреливать – это ещё понятно. Даже расстреливали так: восемь человек в ряд, и последнему в затылок, и одной пулей – сразу восемь человек. Экономно. Но зачем вспарывать живот и кишки прибивать к столбу и плетью его гонять, пока все кишки не намотаются на столб? Это-то зачем? Ну, это, допустим, тоже понятно. Ну а почему дети маленькие поражены в правах. Нельзя им в учебные заведения было поступать. Или сошлют всю семью – матушку с семью детьми – куда-нибудь в Казахстан. А её на работу нигде не берут. Что делать? Только с голоду умирать. Зачем так? Потому что для тех духов революции, которые пришли к власти, Христос – мучение. Даже не сам Он, а один вид храма, поэтому если денег нет на взрывчатку, чтобы всё взорвать, то хотя бы колокольню, а уж кресты посшибать – это минимально, что им необходимо было сделать для собственного комфорта. Потому что один взгляд на крест приносит человеку боль практически физическую.

Таких людей и сейчас сколько угодно. Вот недавно в Москве была битва за то, чтобы строить храм. Все документы собрали, оформили, приезжали какие-то люди на автобусах. Потом выяснилось, что одни – члены партии «Яблоко», а другие – коммунисты. А у главного коммуниста, который это всё затеял, очень интересная фамилия – Рашкин. И вот, там митинг, пытались бороться с толпой, которая выступает за возведение храма. О чём там речь? Там большой парк, и территория, на которой будет стоять храм, составляет, по-моему, два процента от всего этого парка. То есть вообще о чём речь? Чем может помешать храм, построенный на самом краю парка? Люди просят. У нас по пропорции того, сколько нужно храмов на количество людей, в Москве самый худший показатель. Самый лучший у нас в Мордовии, а самый худший – в Москве. Катастрофически не хватает храмов. Вот та ситуация, которая у нас сейчас сложилась, называется антисанитарной. А бывает ещё хуже. Казалось бы, если вы такие все демократические, надо всё поровну. Православных числится у нас сто миллионов человек. Эти противники храмов говорят: «светское государство». А мы что, не светские люди? Я что, монах. Да нет, я светский человек вполне, и книжки светские читаю, а раньше ещё больше читал. А злоба и ненависть рождается этот духом, который заставляет людей бороться со строительством храмов.

И в сегодняшнем Евангелии Господь показывает, как это бывает. Этот бедный человек сам страдал от своего состояния. С одной стороны он понимал, что во Христе спасение. А с другой стороны никак не мог преодолеть внутри себя эту злобу. Поэтому произошёл какой-то удивительный акт: он пришёл, пал ниц и стал Его просить, чтоб Христос ушёл, его не мучил. На Христа не бросился, потому что чувствовал, кто перед ним. Как можно броситься на Христа, если Он сам это не попустит. Я сколько себя помню, наблюдаю за атеистами. Ну если Бога нет, что ты так сердишься-то? Ну нет Его. Вот ветряная мельница стоит? Нет у нас ветряной мельницы. Ты ж не набрасываешься на то, чего нет. Злоба. И человек сам не понимает, чего это он так раздражителен. Есть древнеримская пословица: Юпитер, ты сердишься, значит ты не прав. Поэтому когда человек находится в состоянии злобы, это говорит о том, что он одержим духом нечистым. Всё доброе, всё прекрасное его раздражает.

Алексей Константинович Толстой написал поэму, которую он закончил словами: «Российская коммуна, прими мой первый опыт!», имея в виду вот эти либеральные идеи, которые привели потом к революции. И там он объясняет этот механизм. Конечно, он Евангелие знал. Дворянин, писатель известный. Там есть ещё такие замечательные слова, мне они очень нравились, когда я в школе читал эту прекрасную поэму: «Сад испортить надо затем, что он цветочный!». Когда мы соорудили здесь «версаль», который два года делали, старались, то первая порция посетителей нанесла ущерб растениям на 300 тысяч рублей за один сеанс сразу. То же самое случилось и в Зарядье, где тоже устроили парк. Там на миллионы вытоптали. Зачем? Люди думали, старались. Сам этот проект мне совершенно не нравится. Но следует ведь проявить уважение к самому усердию. Люди хотели сделать красоту, место для прогулок, для фотографирования, для привлечения иностранцев. У нас же иностранцев больше любят, чем свой народ, всё для них, для дикарей с Европы. И вытоптали. Надо восстанавливать, надо реставрировать. Зачем эти вандалы так поступили? Людьми владеет дух тьмы, дух разрушения.

Посмотрим на наших детей. Все подъезды исписаны, загажены. А если есть возможность что-то сломать, искорёжить, лифты исписать, кнопки сжечь, то это пожалуйста. А как дети относятся друг к другу? Всё сводится к тому, чтобы высмеять, подставить ножку, дразнить, пока человек не заплачет. Удовольствие заключается в том, чтобы сделать гадость. Почему маленькие дети семи-десяти лет этим живут? Потому что они бесноватые. Что из них вырастет? Ещё более бесноватые. И вот эта бесноватость может превратиться во что угодно. Потому что совершенно непонятно, почему 10-летний мальчик стремится купить папиросу и курить. Ну попробуй, заставь шимпанзе курить. Нет, шимпанзе нормальный зверь. А человек намеренно к этому тянется. Начинает курить в том возрасте, когда уже умеет читать. А там написано, что это тебя убивает. А он всё равно. Представьте себе, человек сам себя убивает. Если кто-то из вас захочет покончить с собой и попытка будет неудачной, как вы думаете, куда вас отвезут? В сумасшедший дом. Будут исследовать, потому что это не просто так. Считается, что это уже проявление психического заболевания. Потому что каждый, кто одержим нечистым духом, это очень серьёзно психически (в переводе с греческого – «душевно-») больной человек. Это очень важно нам понимать, когда вдруг мы с вами начинаем бесноваться, когда нас душит злоба или ревность или жажда мести, или желание осуждать, или непреодолимое желание сплетничать, всем про какого-то человека рассказывать гадости, жаловаться. И получать от этого не удовольствие, а удовлетворение.

Этого бедного бесноватого мучил бес, и он страдал. По учению нашего великого святителя Игнатия бесноваты все люди. Просто степень этого беснования разная. Есть лёгкие формы бесноватости, есть потяжелей. А есть такие формы, когда человека вообще называют невменяемым. Что это значит? Его, конечно, арестовывают, хватают, но когда бывает суд, ему не вменяют это в вину, потому что он настолько больной, что для него назначают только принудительное лечение, а в тюрьму не сажают. Это крайняя форма. И вот болезнь этого бесноватого приобрела именно такие крайние формы. А никакого лечения тогда в древности, две тысячи лет тому назад, конечно, не было: никакого амитриптилина, ничего того, что могло бы погасить хотя бы химически вот эту агрессию, злобу.

Одна женщина мне сказала: «Сейчас не одежда, а раздежда». Что заставляло этого бесноватого человека ходить голым? Очень часто беснование проявляется в том, чтобы раздеться. И люди создают такие модели одежды, чтоб быть практически голым – ровно настолько, чтобы милиция не арестовала, не посадила в обезьянник. Хотя обезьянник – самое место, потому что обезьяны всегда голые. Только в цирке их тренируют, трусики им надевают, чтоб им выглядеть поприличней. Надо тоже понимать, что современная мода – это одно из проявлений массового беснования. И те люди, которые этим увлекаются, пытаются этому подражать, они подражают бесноватым. Как это связано с духом нечистым? Ну какая разница, какое декольте? Не хочешь – не смотри. Конечно, это так. Но почему именно догола? Очень просто. Потому что вызвать в людях мысли определённого рода – это и есть задача бесов. Допустим, есть такое выражение: женщина должна быть привлекательной. Стоп. На что? При взгляде на женщину какие мысли должны рождаться? К чему женщина, по их словам, должна привлекать? Как «к чему»? К блуду. Не так, чтобы увидел: «Ах! Хочу с тобой создать большую многодетную семью». Такое вообще только сумасшедшему придёт в голову. Потому что вся одежда, весь облик говорит совсем о другом. Зачем вообще человеком была создана одежда? Рай на земле был в районе Междуречья (весь этот рай сейчас разбомбили, сейчас там камня на камне нет). Но одежда существовала для того, чтобы укрыть человека от пыли, жары, ночной прохлады. Потом, когда людей стало больше, кого-то оттуда вытеснили, и некоторые народы, которые не имели вооружения, вообще оказались в Гренландии, в стране льдов. Ушли как можно дальше от цивилизации, потому что цивилизация – это вообще жизнь бесноватых людей. И они уничтожали всё, целыми расами. Например, американских индейцев, негров уничтожали миллионами. Гитлер – это просто душка по сравнению с тем, что делалось совсем недавно, во времена Пушкина.

Такое явление как беснование было всегда. Уже Каин, брат Авеля, проявил своё беснование, из зависти убив Авеля, потому что Господь у Авеля принял его жертву, а жертву Каина нет. От этой зависти, злобы мы должны стараться наших детей оберегать, от неё хранить. Следует объяснять им, что никакая их правота не даёт им права бесноваться и вести себя так, как порой наши дети себя ведут. И всегда человек, если он признаёт Бога, может к Богу обратиться и умирить своё беснование с помощью Божией, и утихнет сердце, и отойдёт зависть, и угаснет ревность, и увидишь всю мерзость сплетен. И так далее.

Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его долгое время связывали цепями и узами, сберегая его (Лк. 8, 29). Связывали не чтоб себя обезопасить, а чтоб он не убился. Он мог и головой стучать об эти камни. И сейчас есть смирительные рубашки, их редко используют, больше специальные ремни в медицине используют. Потому что человек невменяемый. Ему его поведение не вменяется в вину.

И был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: «легион», – потому что много бесов вошло в него (Лк. 8, 29-30). То есть он даже имени своего не знал, потому что забыл в своём бесновании. И целый легион бесов его мучил.

И они – бесы – просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись (Лк. 8, 31-35). Интересная реакция, да? Был бесноватый, которого связывали, чтобы он руки на себя не наложил, который убегал в пустыню. А теперь, когда они увидели его спокойным, одетым, сидящего у ног Иисуса, они ужаснулись. А почему? Потому что они тоже бесноватые. Бес – это родное им существо.

Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них – прогнать Его не могут, боятся, ласково просили удалиться – потому что они объяты были великим страхом (Лк. 8, 36-37).

А ведь Господь ещё Марию, сестру Марфы, похвалил за то, что она сидела у ног Его и слушала слово Божие. Господь бы хотел, чтобы мы все, бесноватые, сели у Его ног, одетые, и слушали Его слово, впитывали это слово, а не подражали беснованию, которое очень заразительно.

Человек же, их которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил Его, сказав: Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог (Лк. 8, 38-39). Он его сделал проповедником.

Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус (Лк.. 8, 39). Не каждый человек, конечно, может быть проповедником. Но в этом человеке, может быть, Господь разглядел такие возможности, а мог дать ему это как дар вместе с Духом Святым, Который вытеснил их него бесов.

Чему это Евангелие нас учит? Что даже совсем пропадший человек, который попал в состояние крайней степени беснования, и тот, если он придёт к Господу нашему Иисусу Христу, падёт перед Ним ниц и попросит Его, то Господь может исцелить. Как один прокажённый сказал Спасителю: Господи! Если хочешь, можешь меня очистить (Лк. 5, 12), а Он ответил: хочу, очистись (Лк. 5, 13). Господь для каждого из нас хочет спасения, чтоб мы были не бесноватые, которые всё хотят доказать свою правоту. А это одна из форм беснования – когда человек борется на правду, а ведёт себя как бесноватый. Не в этом правда совсем. Правда заключается в том, чтобы сидеть у ног Христа Спасителя и усваивать те слова, которые Он направляет к тебе. Если мы будем так делать, то беснование будет от нас постепенно отходить. Помоги нам в этом Господи!


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Один комментарий

    1. s2235:

      С Богом и тот в коем легион нечисти очищается и Спасается и того Бог не брезгует очистить и Спасает, и он просит остаться с Ним. Но без Него ни «труд», ни «мир»(ни май в том числе, как впрочем и август…), ни «закон», ни гадаринская демократия ни мощь «искусственного интеллекта»(за неимением естественного) сами по себе не способны очистить спасти и вдохнуть Жизнь и сделать искусственный интеллект прогрессивного гадаринского человечества(и свинства) Естественным, более того оно(прогрессивное гадаринское человечество) может только хотеть просить уйти Жизни и Смыслу и Истине, предпочитая искусственное, механическое(неживое)… и не хотят, главное не могут хотеть Жизни. С Богом и тот в ком легион нечисти очищается спасается и становится неуязвим, поэтому приобретает возможность Хотеть и просить Христа быть с Ним, без Бога ничего не спасает, а гонит к пропасти как то стадо поросенков, не спасёт даже «полная уверенность» и «вера» в правильность направления, ни сильное желание ни мощный энтузиазм, только усугубит.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.