Проповедь на престольный праздник святителя Митрофана Воронежского
Проповедь на престольный праздник святителя Митрофана Воронежского, произнесённая протоиереем Димитрием Смирновым вечером 5 декабря 2017 года в храме святителя Митрофана Воронежского.

Дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю всех нас с нашим престольным праздником, днём памяти святителя Митрофана, епископа Воронежского, которого народ уже при жизни почитал как святого человека. Чем святой отличается от несвятого? В нашей жизни сейчас святых уже практически не встретишь очень редко.

Вот я прочёл тут позавчера про одного мальчика, молодого юношу. У него сестра тяжело заболела, и ей нужно было делать переливание крови. Мальчику объяснили мама и доктор, и он пошёл на эту процедуру. И он так серьёзно это воспринял, что думал, что ему требуется отдать всю кровь. Крови обычно берут 800 грамм, от этого даже голова не у всех кружится. Ну, взяли пакетик с кровью, он лежит и спрашивает: «А уже всё?» – «Да, сейчас встанешь, пойдёшь домой» – «Я не умру?» – «Да нет». Он даже немножко обрадовался, потому что был в полной уверенности, что пойдёт за сестру на смерть.

Второй случай. Пришла женщина, она ребёнка своего убила, потому что врачи сказали, что он больной. Как фашисты делали? Если человек болен психически или физически, они таких уничтожали. И уничтожали не только больных людей, но и неполноценные нации: цыган – они всё равно не работают, евреев – всё равно они жульничают, славян – ну это вообще, сейчас у любого немца спроси, такая ненависть, злоба, потому что люди же, кроме газет и телевизора, ничего не смотрят. И они ничего, кроме ненависти, не испытывают к славянам, которых они и в глаза-то не видели. Так что всё очень понятно. И вот, я много времени потратил, чтоб ей объяснить, что людей убивать нельзя. Не понимает.

Почему мы празднуем память Митрофана Воронежского? Потому что человечеству, которое сошло с ума, нужны примеры святости. Ведь как возникли заповеди? Пророк Божий Моисей поднялся на гору Синай и принёс народу, который вырос в Египте в рабстве, заповеди Божии. Одна из них так и звучала: не убий (Исх. 20, 13). Это до какой степени люди должны были озвереть, что им нужно было от Бога давать заповедь, что друг друга убивать нельзя! И вот, они полторы тысячи лет жили в этих десяти заповедях о том, что нужно чтить Бога, что нужно почитать отца и мать, не нужно поклоняться идолам, а поклоняться следует одному Единому Богу, не нужно желать чужого, не нужно прелюбодействовать. Это Богу не угодно, потому что если человек живёт так, он ничем не отличается от животного. Но людям всегда нужен пример. И вот, Господь ещё в древности, до пришествия Христа на землю, посылал людям пророков, которые их обличали. А людям же не нравится, когда им говорят правду. Очень не нравится. Можете эксперимент сделать. Если есть у кого подруга, вы придите к ней в гости чайку попить и скажите ей правду о ней прямо в глаза, и эта подруга превратится во врага. Она будет про тебя сплетни говорить, она будет выдумывать, она будет врать, она из дома тебя будет выгонять. Почему? У правды такое свойство – она глаза колет. Поэтому всех пророков Древнего Израиля убили. Но всё равно Господь посылал вновь и вновь. И наконец, когда приблизилось завершение времён, и на земле уже практически не осталось ни одного порядочного человека, пришёл Христос и из всего народа Израиля отобрал дюжину ребят простых – прямых, честных, от хороших родителей – и научил их Евангелию, христианству. И объяснил, что то, чему Он научил их, это есть дороже всего на свете. Научил их любви. Он говорил: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас (Мф. 5, 44) и «добро творите творящим вам напасть». Тогда, говорит Христос, мы будем сынами не погибели, а сынами Отца нашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5, 45). И вот так возникла Церковь. Вся Церковь состояла из святых, потому что в те времена быть христианином, крещёным человеком, значит обрекать себя на смерть. Их ненавидели все.

А сейчас люди зачем принимают святое крещение? Я в четверг буду крестить одну женщину, ей 80 лет. В друг ей подумалось: «А я, кажется, и некрещёная». А спроси у неё – а я её и спрошу, конечно, когда в четверг к ней поеду: «А зачем тебе креститься-то?». Я уже 40 лет всё у людей спрашиваю: «А зачем вы крестите своих детей?». В Послании к Римлянам, которое мы будем читать, если я буду её крестить, написано: крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились (Рим. 6, 3). А у нас? «Батюшка, я как осуждала, так и осуждаю». Ну и осуждай. Но ты знай, что ты не христианин. Ты в церковь ходишь, песни поёшь? Молодец. На тебя растительное масло тратят, тебя водой кропят, и ты радуешься, как баран, которого только на травку выпустили. Дальше что? Какой ты был, такой ты и есть. А Христос хочет, чтоб ты под воздействием благодати Божией преобразился и стал другим. А не таким, который готов детей своих убивать, потому что неохота с больным ребёночком возиться. Неохота. Даже подождать неохота – а вдруг будет здоровый? Вот как, что с головой нужно сделать? Ничего. Может сделать только сам человек. И вот это делание со своей сумасшедшей головой называется покаяние. А не то, что человек пришёл: «Делом, словом, помышлением, сквернословием, объядением» – всё, покаялся. Да ничего ты не покаялся. Ты говоришь о том, что написано в каждом молитвослове – ну и что? Какой ты есть, такой ты и есть, такой ты и вырастешь, такой ты и умрёшь. Что ты ходишь в церковь, что не ходишь в церковь, это на тебе никак не отражается: ты не делаешься лучше, ты не можешь воспитать своих детей. Посмотри на своих детей, они же уроды, им не интересны ни молитва, ни пост, ни богослужение, ни Священное Писание. Им нужно что? Жить в своё удовольствие и лопать то, что вредно, но вкусно. И всё это сдобрить телевизором, мультиками. И тут же бабушка: «Мультики? Пусть смотрит мультики». Главное, чтобы было всё весело, хорошо и так далее. А Христос, значит, на Крест взошёл, чтобы мы спокойно смотрели мультики. Ради этого, что ли, кровь свою пролил Сын Божий?

Митрофан Воронежский наш был совсем другой. Пётр I, царь, пригласил его однажды освятить вновь построенный дворец, сооружённый по моде западной. Государь был очень проникнут Западом, он считал, что в России всё барахло, а на Западе всё хорошо, оттуда всякий пример брал. Поэтому что? На Западе никаких патриархов нет – и у нас упразднил. И говорит: «Вот давай, Митрофан, иди освяти мне дворец!». А Митрофан? А Митрофан говорит: «Не пойду. Убивай – а я не пойду». А любой из нас? Ну если б не убивать, а просто за ухо взять и вывернуть? Да пойдём куда угодно! Ради своего сыночка, ради внучка отрекутся от всего. Вот когда храм будут ломать, ещё интересно, сколько выйдет народу кровь свою пролить? 14 человек из полутора тысяч, может быть. И то разбегутся, когда по башке первый раз получат. Вот в чём дело-то. Чем отличаемся мы от таких, как Митрофан Воронежский? Они были готовы умереть за Христа. Когда нас крестили, мы, конечно, не понимали ничего, но нас крестили ради этого. И поэтому мы прославляем святых, чтоб мы глядели на его икону, почитали житие, послушали песнопение, которое Церковь создала с древности, с ХIX века. Чтоб услышали, каких людей мы прославляем. Вот что такое христианин. И мы должны таким людям подражать. Тогда имеет смысл.

Церковь – это школа. Чему мы должны научиться? Ну, конечно, первым делом – это заповедям Божиим. И одна из первый заповедей – не убий (Исх. 20, 13). Это надо очень прочно усвоить, потому что жизнь другого человека не нам принадлежит. Когда пришёл враг и убивает мою мать, моего отца, моих братьев, сестёр, я вынужден их защищать, чтоб не отдать на поругание, и бывает, что в бою его и убиваю. Но есть русская традиция, которая из древности идёт. Вот вы думаете, Дмитрий Иванович Донской почему установил Родительскую субботу после Куликовской битвы? Потому что он увидел эти горы трупов, его сердечко затрепетало. И он установил память о том, что полегло столько народу, и мы уже 600 лет совершаем это поминовение, потому что он ужаснулся. А мы живём. Пока я вот это говорил, знаете в Москве сколько младенцев убили? И что-нибудь изменится? Обращайся хоть к министрам, хоть к кому-нибудь – абсолютное равнодушие. Поэтому наш народ обречён на исчезновение, это народ-самоубийца, он недостоин жить на этой земле. А достойны только такие, как Митрофан Воронежский. И Господь нам дал таких людей, чтоб мы, глядя на них, исправляли свою жизнь, жизнь своих детей, внуков и тако учили детей.

Спаси всех Господи! С праздником!


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 2

    1. neonilla:

      Под стать Святому дивная проповедь, такая же и съёмка… Пробирает до мозга костей.
      Спаси Господи.

    2. Vladislavv:

      Да что уж спрашивать человека о крещении, если человек вообще не знает куда он пришел? Поэтому я бы на месте батюшки спрашивал бы, что такое вообще церковь и каковы ее функции. Не знаешь что такое церковь?! Тогда какой смысл ходить в церковь и уж тем более креститься. Большинство людей ходят в церковь с таким осознанием как в магазин.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.