Проповедь о сердце, которое откликается на любовь
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы вечером 9 декабря 2017 года, по евангельскому эпизоду о Луке и Клеопе, шедших из Иерусалима в Эммаус [Лк. 24,12-35].

Двое – от апостолов – шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях (Лк. 24, 13-14). Конечно, было о чём поговорить. Из тех событий, которые случились во всей их жизни, это было то, что навсегда запечатлелось в их душах. В этом событии вообще есть отпечаток жизни всего человечества как в неком магическом кристалле. И поэтому что дорогой делать? Только обсуждать что было, вспоминать отдельные эпизоды, стараться понять, что произошло. И в то же время, как сказано, они были печальны.

И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его (Лк. 24, 15-16). Представьте себе картину: сейчас пойдём на метро Динамо и будем с попутчиками о чём-то беседовать, и с нами поравняется Христос, но так как темновато, мы Его не узнаем. А ведь это какое событие-то? Это поважней, чем олимпиада. А важно то, что Творец неба и земли после Своих страданий, позорного и подлого суда, воскресший уже, пошёл за ними, догнал их и заговорил. Для Него то, о чём говорили эти два парня, Его ученики недавние, было очень важно. Это говорит о том, насколько каждый из учеников Ему дорог. Это действительно так.

Для чего Христос пришёл на землю, для чего Он стал человеком? Только с одной единственной целью – собрать этих молодых людей для того, чтобы их научить христианству. А они бы уже в свою очередь ценой своей жизни разнесли бы эту весть о том, что Христос воскрес, по всей земле. Что они и сделали ценою своей жизни. Поэтому каждый из них был Ему очень и очень дорог. Этим объясняется, что не послал никого к ним, а пришёл Сам. Он видит, что они уходят из Иерусалима. Если все сейчас разбредутся, то как их собрать?

И чтобы не перепугать их до смерти, сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином (Лк. 24, 18-19). Не сказали: «С Иисусом, Сыном Божиим». То есть уже вера их поколебалась. Как вот, Сын Божий, Мессия – и вдруг дал Себя распять? Человек сразу колеблется. Сейчас такое время шатаний. Много появилось людей, учителей, которые учат, что правда, что не правда, кто истинный, кто не истинный. Всё это пополам, конечно, с психическими заболеваниями. Но всё время желание во что бы то ни стало быть правым. А выходит всё наоборот. Потому что нет ничего страшнее самоуверенной глупости.

А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло (Лк. 24, 21). Конечно, избавление Израиля они воспринимали политически. Придёт Сын Божий, Мессия, великий пророк, освободит Израиль от господства римлян, им не нужно будет платить подати. Представляете, как обидно: работаешь-работаешь, торгуешь-торгуешь, а доходы (я уж не знаю, какая часть полагалась) – римлянам. Мало того, что они захватили, они ещё обложили данью. Невыносимая ситуация. А что для обыкновенного человека, обывателя, тем более, израильтянина, самое главное на свете? Это деньги. И тут вот эти римляне лишают части денег. Поэтому все ожидания Мессии сводились к довольно прозаическим мечтам. Вы думали, что Царствия Божия, что ль, кто-то ожидал? Нет, доход свой будет побольше.

И так во всём. О чём современные молодые люди мечтают? Побольше денег. Всё. И чтоб работа непыльная. И будут очень довольны. Они совершенно не мечтают освободить мир от каких-то ядовитых болезней или стать воинами, чтобы освободить братьев по вере. Нет, ничего это совершенно не интересует. Что интересует? Одни единственные денежки. А уже с помощью денежек улучшить своё бытие. Поэтому Христос очень разочаровал большинство людей. И даже, мы видим, любимые ученики, и то заколебались, потому что Он это освобождение, как они его понимали, не принёс. А Христос, как и Отец Небесный, и Дух Святый, понимает, что никакое благополучие человека от денег никак не зависит. Это совершенно нелепая идея. Внутреннее устроение – вот от чего всё зависит. Стяжи мирный дух – и сам спасёшься, и вокруг тебя спасутся тысячи. Но, к сожалению, не все люди в это могут поверить. Бесполезно трёхлетнему ребёнку, которого привели в «Детский мир» где множество игрушек и всё сверкает, начать рассказывать о Царстве Небесном. Тут машинки ездят, деды Морозы ходят и так далее. Вот так все люди устроены. Почему? Потому что они рай утратили. Утратив рай, они забыли, что это такое. И поэтому, когда вместо рая предлагают цветные шарики и игрушки, их это вполне устраивает, даже когда в этом нет никакого смысла. Погибнут люди – они берут и в небо пускают шарики воздушные. Новый вид религиозных ритуалов – шарики запускают. И это стало вообще общим местом. И Европа запускает, и Америка запускает, и Россия теперь шарики запускает. Потому что своё утрачено, про молитву никто ничего не знает. Или там минута молчания. Она длится 20 секунд. Помолчали – и что из-за этого изменилось? Ничего. Если б в это время кто-нибудь молился, тогда понятно: все молчат, никто не мешает, кто-то молится. А так-то что? Минута молчания. Кому это надо? Никому не надо. Всё иллюзия. Человек вместо важных вещей, таких как молитва, придумывает имитацию. И в этих имитациях проходит вся его жизнь. Вся жизнь направлена на эту имитацию. Школа создаёт имитацию образования. Родители гордятся своими детьми, а это имитация каких-то знаний детей, хотя они вообще ничего не знают. Даже вешалку в ванной не может человек нынче повесить: повесил, деньги получил, а она через два дня упала. Почему? Потому что имитация. Имитация труда, имитация зарплаты. Всё везде ложь, обман. Какая цель, допустим, какого-нибудь ресторана? Не накормить же человека, нет, а взять с него деньги. Так же и со здоровьем. Цель-то – не вылечить больного, а цель первая – чтоб он отвязался, не приставал, а вторая – сымитировать медицинскую услугу. И так во всём. Человечество само себя ввело в этот крупный обман.

И тут бесполезно революции устраивать. Как в шахматах: я белыми играл, ты чёрными, теперь давай ты белыми, а я чёрными. От этого что-то изменится? Да ничего. Был царь в России – святой. Взяли поменяли. Получили Ленина. Отлично стало. Все довольны? Опять недовольны? Ну вот вам Сталин. Радуйтесь. Прошло 75 лет, так никто ничего и не понял, кроме тех, кто уже в Бутове лежит. Или вот я вспоминал недавно в связи с тем, что бабушку одну крестил восьмидесяти лет. И вспомнил ещё одну бабушку, я её крестил, когда ей было 92. Она решила креститься. Не сразу, её ребята готовили. Я спрашиваю: «А как так оказалось, что Вы некрещёная?». Она рассказывает: «Я вообще-то еврейка, у меня родители были иудеями, а я в Кремле работала в библиотеке. И ко мне Троцкий Лев Борисович заходил три раза. У меня в формулярах было проставлено: «Троцкий, брал такие-то книжки»». Она даже мне их назвала, я, конечно, уже не помню. И она мне говорит дальше: «Потом за то, что у меня была связь с Троцким... А как так у меня не было бы такой связи, если член Совнаркома заходит в библиотеку. Что мне, его выгнать? Я получила 25 лет лагерей». Но потом великий Сталин умер и отпустили. Всего-то она отсидела 17 лет. И вот, благодаря таким испытаниям, она пришла к вере христианской. Причём довольно длительным путём. Она сначала к баптистам попала. Закончилось тем, что я её крестил. Тоже очень такая интересная судьба.

И что? Кто-нибудь что-нибудь понял в истории своего отечества? Кто-то сказал: история учит тому, что никого ничему не учит. Люди не понимают, что то, что с тобой происходит, с твоим народом, с твоей страной, это от тебя всё зависит, а не от какого-то несчастного стечения обстоятельств. Нет-нет, это есть закономерный процесс. Прекрасная русская поговорка: за что боролись, на то и напоролись. А всё почему? Потому что верит человек не Евангелию, а верует всякой ерунде. А почему так происходит? Ерунда легче усваивается. Ерунда, она родная. И человек воспринимает её как истину. То, что говорит Сам Бог, человеку кажется маловероятным и каким-то чудным. А многие так и говорят: «Я что-то вообще сомневаюсь». Человечек такой маленький, смешной, он сомневается в истинности слова Божия. Поэтому он и живёт потерянным – кто в национальных предрассудках, кто религиозных, кто партийных, кто идейных, кто философских. Недаром апостол Павел говорит: Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею (Кол. 2, 8). На всё давно есть ответ.

И всё равно Господь любит каждого. И в этом замечательном эпизоде это просто наглядно видно. Беседуют они дальше: Некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и придя, сказывали, что они видели явление Ангелов, которые говорят, что Он жив (Лк. 24, 22-23). Вот, уже подошли к самому главному – к тому, что Христос воскрес. Он их так постепенно подвёл к этой мысли.

И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем (Лк. 24, 24-25). Конечно, мышление – это процесс умный. А почему «медленное сердце»? Потому что если б у них хватило любви к Нему, то они бы вспомнили, что он многажды раз им говорил.

Медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! (Лк. 24, 25). В то время, когда Он говорил, Евангелие ещё не было написано. Они только читали ветхозаветных пророков, которые об этом говорили.

Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И – терпеливо – начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нём (о Христе) во всем Писании. И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошёл и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них (Лк. 24, 26-31). И они причастились Пречистого Тела и Крови Его.

Если христианин будет изучать то, чему учил Его Христос и причащаться Святых Христовых Тайн, он тогда расширит возможности своего духовного зрения и сможет увидеть Христа в своём ближнем. Тогда поймёт, что это за такие странные слова: был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25, 36). И так далее. Как человек Христа увидит? Не очами, которые в глазных впадинах в черепе находятся, нет, а сердцем, которое откликается на любовь.

Вот это и есть христианство, это и есть Царство Небесное, когда Сам Господь по благодати Своей воцаряется в сердце человека. Нас должно заботить это больше всего. Если Сам Христос, придя на землю, чтобы спасти людей от того кошмара, в котором они пребывают, претерпел невыносимые страдания (и физические, и нравственные), и нет такой подлости, которую Он не претерпел, то почему мы, если мы хотим быть Его учениками, должны этого всего миновать? Мы же живём среди таких же людей, среди каких жил и Он. Но какой жизнью живут окружающие нас люди, включая мам, пап, соседей, дедушек, бабушек, власть имущих, судей, и так далее весь корпус, который вокруг нас вьётся? Нам этого всего не победить. И не в этом задача. А задача в том, чтобы при таких условиях жить по-христиански: не убивать, не воровать, не прелюбодействовать, не завидовать, не врать, а свою жизнь всё время соотносить со словом Божиим, во что бы это ни стало, даже если будут убивать. Потому что те, кто убивают, в жизни ничего не достигают. Даже те, кто при жизни достигли большой известности. Взять того же Сталина. Весь мокрый лежал, и к нему не пускали врачей, и он ничего не мог сделать, вокруг него клевреты бегали, не пускали врачей, чтоб он скорей отчалил. А того, кто ему организовал эту смерть, первого расстреляли. Всё равно собаке собачья смерть. Богатый ты, бедный, умный ли ты, образованный, говорил: «Здравствуй, мамочка» или посылал её куда подальше, не от этого зависит жизнь человека в вечности, а от того, какие отношения были у тебя со Христом.

А у этих ребят какие были отношения? Смотрите, Он специально сделал вид, что идёт дальше, а они говорят: «Останься с нами, покушай, уже вечер». Ими руководила любовь к путнику, они проявили к Нему любовь христианскую. Господь их таким образом проэкзаменовал. Значит, то, что Он в них вложил, а также и родители, дало им возможность увидеть, как Он превратился в евхаристических хлеб.

И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил? (Лк. 24, 32). И тогда у них как пелена с глаз упала. И нам нужно стремиться к тому, чтобы с наших глаз пелена тоже упала. Упадёт эта пелена – увидим Христа в нашей жизни, Он войдёт в нашу жизнь. Каждого из нас Он любит. Какие мы грешные люди, а Он нас из Своего храма не изгоняет, так что у каждого из нас есть надежда.

Спаси Господи!


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Один комментарий

    1. Aleksandr Minsk:

      Хорошая проповедь.Спасибо!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.