Проповедь о лицемерии
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 10 декабря 2017 года, по евангельскому эпизоду об исцелении скорченной женщины в субботу [Лк. 13,10-17].

В одной из синагог учил Он (Господь) в субботу (Лк. 13, 10). Он приходил в субботу в синагогу в том населённом пункте, где оказался. Так Он постоянно странствовал. Потому что в этот день там собирались люди, для которых «Закон и Пророки» – то была очень важная книга, они молились, читали. Так же точно, как спустя две тысячи и у нас в Церкви: если человек пренебрегает сном и приходит с утра в церковь, значит он хочет для себя что-то почерпнуть. И сорокалетние наблюдения показывают, что каждый за чем-то своим приходит, хотя можно так условно и на группы разделять. Кто за чем: кто – пожаловаться на жизнь, кто – пожаловаться на супруга, очень многие – пожаловаться на детей, реже жалуются на родителей, очень многие жалуются на здоровье, некоторые приходят со страху, потому что боятся заболеть. Обычно говорят: «заболеть онкологией». Как онкологией можно заболеть, я не представляю. Это всё равно что заболеть астрономией. Можно раком заболеть. А онкологией как заболеешь? Что такое онкология? Это наука о раке. Этим заболеть – это что, стать доктором-онкологом что ли? Боятся даже слово «рак» произнести. Это уже о чём говорит? О том, что само слово становится носителем чего-то ужасного для человека. И очень небольшая часть приходит в храм для того, чтобы пообщаться с Богом. Очень давно, прям смолоду я стал замечать интересное явление – даже молящийся человек забывает о Боге. Он помнит о правиле, помнит о том, что не надо рассеиваться, вспоминаются всякие дела, он всё время в таком движении. Совершенно забывает о том, перед кем стоит, кому говорит, что он вкладывает в эти слова. Получается такое, по-гречески, «схизофрено» – раздвоение мозга. И, конечно, это очень серьёзное заболевание, которым страдает всё человечество. Некоторые люди не могут ответить себе на какие-то вопросы и изобретают, как им кажется, очень умные вещи. А ответы на их вопросы получены три тысячи лет тому назад, допустим. Но большинство людей не в состоянии не только читать книги, а даже газеты. Максимум – это обёртки от разных товаров и вывески. Вот это их предел. Поэтому обычно они получают какие-то сведения из того, что кто-то сказал, в основном телевизор, или кто-то в автобусе произнёс. И для человека это становится источником размышлений.

Христос искал в синагоге людей, которым нужен Бог. И Он как Бог старался им Его открыть. И разные примеры находил. А в целом Он просто жил как Человек среди людей, потому что Он принял на себя плоть человеческую, для того чтобы люди уяснили через эти наглядные примеры, что Он от них хочет. Вот в чём дело: каждый человек – атеист ли, мужчина или женщина, татарин или удмурт – создан в этом мире Самим Христом. Большинство этого даже не подозревают. Как тюльпан не знает, что он творение Божие, ему знать об этом нечем, у тюльпана нет аппарата познания мира. У большинства людей есть такой аппарат, но он очень неразвит, поэтому какую-то часть человек познаёт и этим довольствуется, но на самом деле человеческие возможности практически неограниченны. Но человек, как всегда, довольствуется чем-то очень малым. Отчего это происходит? От лени. Кот не будет гимнастику делать, чтобы разогреться, он скорее найдёт батарейку и на неё сядет. Ему хорошо, шкурка его предохраняет от ожогов, ему тепло, но не надо бегать, носиться. Тепло и хорошо. И большинство людей такую занимают позицию, про которую русский народ сочинил поговорку: рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше. Человек всё время ищет, где лучше. Но выбирает он именно то, что роднит его с котом. А у Бога о каждом человеке совершенно другой замысел: Бог каждого человека хочет возвести на небо, сделать его небожителем. И в силу того что всё-таки некоторые люди в храмах собираются по всему лицу земли, как раз там, среди них можно искать человека, который может оказаться тем, который в дальнейшем станет учеником Христовым. И вот, Христос зашёл в одну из синагог. А там очень демократическое устройство: читают отрывок из Священного Писания, и каждый, кто хотел, мог встать и предложить своё толкование, чем Господь всегда пользовался. Надо понять, что Автор Священного Писания всегда лучшее предлагал толкование той книги, которую Он Сам сочинил и записал через людей.

Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скрючена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! Ты освобождаешься от недуга твоего (Лк. 13, 11-12). Вот так вот взял просто и сказал. Много лет, даже больше десяти, она страдала, была скрючена. Вдруг подходит молодой Человек лет 30-ти, Который только что толковал Священное Писание, и говорит слова такие. Я думаю, она никогда ничего подобного не слышала ни от кого: освобождаешься от недуга твоего.

И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога (Лк. 13, 13). Ключевые слова. Он на неё возложил руки, сказал: «Ты освобождаешься», а она начала славить Бога. Потому что она поняла, что то, что с ней произошло, это есть проявление силы Божией, а уж через кого, для неё это было не важно. А для Христа важно. Потому что она как раз прославила Того, Кто её исцелил. То есть чего хотел Господь достичь, то и получилось.

При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу (он был такой муж, очень учительный): есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний (Лк. 13, 14). Местов нет, ушла на базу. Всё.

Мальчику, ну не мальчику уже, юноше, у которого нет ни папы, ни мамы, никому не нужному на свете человеку делали операции, он лишился обеих почек, ему пересадили от усопшего почку, и он так плохо-бедно с ней живёт. И у него случился приступ. Те люди, которые его обихаживают, отправили его в больницу, которая тут у нас рядом. Врач в приёмном отделении осмотрел его и – уже ночь была – отправил его домой. И он, корчась от боли, закрывая живот руками, пошёл. Дошёл живым. Потом нам рассказывают всякие умные грамотные люди, особенно на всяких юбилеях, какая это гуманная профессия. Сироту, инвалида в мороз – ну, не сильный, только начало зимы – отправить, не оказав ему никакой медицинской помощи. Замечательно.

И то же самое происходило и две тысячи лет назад в этой синагоге. Что Христос хотел от начальника синагоги? Чтоб там изменился порядок? Или отменить ту заповедь, которую Сам Господь дал, Который сказал: Шесть дней <...> делай <...>, а день седьмой – <...> Господу (Исх. 20, 9-10)? Да нет, конечно. Он хотел, чтобы этот порядок изменил душу человека. Сам по себе порядок Богу не нужен. Потому Сам Бог – Отец порядка, Он так устроил всю земную жизнь, что абсолютно всё, что создано в материальном мире, раскладывается на маленькие кирпичики – химические элементы; и всё из них состоит – что сердце, что дерево, что бриллианты – всё создано из этих кирпичиков, которые Дмитрий Иванович Менделеев сложил в периодическую систему элементов. Что же Он хотел от этого начальника синагоги? Чтоб он обрадовался. Обрадовался не тому, что нарушен порядок, а тому, что больная старушка выпрямилась и ей жить стало легче. Это не значит, что она не умрёт. В своё время умрёт. Но Господь хотел, чтоб ты ходил в храм не для того, чтоб там был порядок. Хотя порядок нужен. В синагоге – не знаю, в каждой или нет – народу может быть много или мало, по праздникам больше, в будние дни меньше. Но дело всё равно не в порядке. А дело в том, что из слова Божия проникает в сердце. А ведь начальником синагоги выбрали самого толкового, а он не понимает таких важных вещей, что Богу каждая старушка важна. И Он каждой хочет помочь, и когда находит это нужным, Он это совершает.

Представьте себе, Христос исцелил женщину. Для этого Он и пришёл на землю. У Него много было всяких, можно сказать, задач, но это одна из них. Он хотел этим показать, зачем Он пришёл. Чтобы научить людей не мечтать, как всякие сумасшедшие из телевизора, которые говорят, что главное – мечта. А хуже того, чтобы мечтать, вообще ничего на свете нет, потому что это глупое безделье. Человек должен не мечтать, он должен трудиться. А мечты бесплодны. Это только в классе сидеть, в окошко глядеть: прилетят снегири или нет? Господь от каждого человека ждёт проявления человечности. И расстояние между жизнью и смертью, между правдой и ложью, между правильным направлением жизни и неправильным, оно в этом месте и проходит. Когда Господь учил Своих учеников о том, что такое Царство Небесное: алкал Я, и вы дали Мне есть; <...> был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25, 35-36). Всё очень просто. Такой порядок, который исходит из милосердия – это то, как бы хотел Господь, чтобы люди жили. Он для этого на землю пришёл.

Конечно, его соплеменники думали, что вот, сейчас Он придёт, вот Он входит в Иерусалим, сел на молодого осла, они ветвями пальмовыми машут, кричат: осанна Сыну Давидову! (Мф. 21, 9). А кто такой Сын Давидов? Сын Давидов – это потомок царя Давида, а значит, Он входит в Иерусалим как царь и сейчас наведёт порядок. А когда увидели, что Он под арестом, они очень разочаровались, и те же самые люди, которые два дня назад кричали: осанна, теперь стали кричать: распни, распни Его! (Лк. 23, 21). Потому что что-то пошло не по их устроению. Так и ребёночек: «Мам, купи!», а если мама не покупает, то: «Плохая мама!». Потому что и мама, и папа, и дедушка, и бабушка, и директор магазина должны тут же бежать и давать ему всё. Почему? А он так хочет. А задача взрослых научит ему другому. Вот это очень важный момент из жизни Спасителя: Он исцелил женщину вопреки тому порядку, который был установлен не только в этой синагоге, а вообще везде.

Господь сказал ему в ответ: лицемер! (Лк. 13, 15). Почему лицемер? И вообще, кто такой лицемер? Лицемер – это человек, который из разных соображений из себя изображает, что он человек правильный и хороший. А на самом деле он есть гнилая тварь, и даже не человек. Он даже хуже скотины. Потому что в нём нет самого главного – человечности.

И Господь пояснил, почему тот лицемер: не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? (Лк. 13, 15). Как говорится, хороший вопрос. Ты скотину держишь? Держишь. На водопой водишь? Водишь. А как же суббота? Ну а что ж, вол-то не может без воды сутки быть. Не может. Но Господь Сам сказал: Шесть дней <...> делай (Исх. 20, 9). Зачем же ты нарушаешь? А, когда мой вол, мой осёл, я нарушаю. Почему? Потому что это моё. А тут какая-то бабка. Приходи в понедельник.

Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? (Лк. 13, 16). Ну, конечно, надлежало. Какое ещё лучше прославление Бога, чем проявление милосердия к ближнему? И это и было достигнуто, когда Господь её исцелил, она прославила Бога.

Зачем существует синагога – чтоб себе невест искать и женихов? Есть такая функция. Но ведь не для этого, а для того, чтоб через Священное Писание люди, которые туда ходят, познавали бы волю Божию, чтобы слово Божие их преображало. Вот эту бабушку слово Божие уже преобразило. А начальника синагоги – нет.

О чём мы должны задуматься по прочтении этого Божественного текста? О том, что большинство из нас ходят в храм напрасно. В этом нет никакого смысла. Почему? А потому что мы не меняемся. Мы не приближаемся к тому, чтобы нам быть христианами. И наше христианство лицемерное. Мы обращаем внимание только на внешние проявления этого христианства, которые годятся для пятилетних детей. Маленького ребёночка принесут, он крестится, кланяется, и все умиляются. А чему тут умиляться? Настоящее христианство – это когда человек готов, согласен положить душу свою за други своя и с радостью за ближнего умирает, а не отправляет его, согнувшегося в три погибели и умирающего, в мороз домой. Потому что медицина существует не для оказания услуг за деньги, а для того, чтобы ближнему помогать. Не можешь вылечить, ну хотя бы обеспечь тем, чтобы были у него обезболивающие. А то мы создали уникальную систему нашего здравоохранения. От кого они охраняют? По-моему, от людей. При росте заболеваний раком количество выписываемых народу обезболивающих уменьшается. Единственная страна на всём земном шаре. А почему врачи не выписывают обезболивающие? А потому что вышестоящие товарищи им запрещают. А они? Они боятся. Что ты думаешь, всех уволят, что ли? «Нас заставляют, с нас требуют». Ну что тебя, расстреляют, что ль, за это? Нет, никого не расстреляют. А почему тогда не выписываешь препарат? А что тебе больной? Это же не твой сын, племянник или внук. Когда твой племянник и внук, это одно, а когда чужая бабулька – да пусть лежит, всё равно ей умирать, да и возраст подходит. И что получается? Получается лицемерие. Очень легко из христианства сотворить лицемерие. Поэтому Господь даже очень больших грешников прощал, а вот этим всем начальникам Он говорил: Горе вам, <...> фарисеи, лицемеры (Мф. 23, 15), а своим ученикам говорил: берегитесь закваски фарисейской (Мф. 16, 6).

Нам нужно стараться очень внимательно наблюдать за своей жизнью – как бы не было в ней лицемерия. Лицемерие всегда выставляет впереди забор из борьбы за правду, а Бог требует от нас милосердия. И христианин должен всегда выбирать милосердие. Тогда он будет идти по пути преображения собственного сердца. Этому мы должны научиться в храме, научиться из Евангелия, это мы должны принести в свои домы, в свою семью,этому мы должны научить и детей. Вот этому. А то некоторые удивляются: «Вот, до 14-ти лет у меня ребёночек ходил в церковь, а теперь не ходит». А потому что его христианство было лицемерное. «Святый Боже» по «Отче наш» он выучил. То, что постом ему не дадут мороженого, это он выучил. То, что он при маме не пользуется интернетом, это он выучил. Зато ночью под одеялом он прекрасно этим пользуется. Почему? Потому что он маленький лицемер, у него уже с 13-ти лет двойная жизнь. Вот и всё. И за этим никто и не смотрит, и не следит. Это совершенно неинтересно. Нам нужно задаться вопросом: наше христианство мнимое или оно настоящее? Если мнимое, тогда какой смысл оттаптывать ноги и здесь, вместо того, чтоб спать, уставать? Если изображаем из себя одно, а на деле мы совсем другие. Вот это надо помнить каждый день.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Проповедь о лицемерии

В одной из синагог учил Он (Господь) в субботу (Лк. 13, 10). Он приходил в субботу в синагогу в том населённом пункте, где оказался. Так Он постоянно странствовал. Потому что в этот день там собирались люди, для которых «Закон и Пророки» – то была очень важная книга, они молились, читали. Так же точно, как спустя две тысячи и у нас в Церкви: если человек пренебрегает сном и приходит с утра в церковь, значит он хочет для себя что-то почерпнуть. И сорокалетние наблюдения показывают, что каждый за чем-то своим приходит, хотя можно так условно и на группы разделять. Кто за чем: кто – пожаловаться на жизнь, кто – пожаловаться на супруга, очень многие – пожаловаться на детей, реже жалуются на родителей, очень многие жалуются на здоровье, некоторые приходят со страху, потому что боятся заболеть. Обычно говорят: «заболеть онкологией». Как онкологией можно заболеть, я не представляю. Это всё равно что заболеть астрономией. Можно раком заболеть. А онкологией как заболеешь? Что такое онкология? Это наука о раке. Этим заболеть – это что, стать доктором-онкологом что ли? Боятся даже слово «рак» произнести. Это уже о чём говорит? О том, что само слово становится носителем чего-то ужасного для человека. И очень небольшая часть приходит в храм для того, чтобы пообщаться с Богом. Очень давно, прям смолоду я стал замечать интересное явление – даже молящийся человек забывает о Боге. Он помнит о правиле, помнит о том, что не надо рассеиваться, вспоминаются всякие дела, он всё время в таком движении. Совершенно забывает о том, перед кем стоит, кому говорит, что он вкладывает в эти слова. Получается такое, по-гречески, «схизофрено» – раздвоение мозга. И, конечно, это очень серьёзное заболевание, которым страдает всё человечество. Некоторые люди не могут ответить себе на какие-то вопросы и изобретают, как им кажется, очень умные вещи. А ответы на их вопросы получены три тысячи лет тому назад, допустим. Но большинство людей не в состоянии не только читать книги, а даже газеты. Максимум – это обёртки от разных товаров и вывески. Вот это их предел. Поэтому обычно они получают какие-то сведения из того, что кто-то сказал, в основном телевизор, или кто-то в автобусе произнёс. И для человека это становится источником размышлений.

Христос искал в синагоге людей, которым нужен Бог. И Он как Бог старался им Его открыть. И разные примеры находил. А в целом Он просто жил как Человек среди людей, потому что Он принял на себя плоть человеческую, для того чтобы люди уяснили через эти наглядные примеры, что Он от них хочет. Вот в чём дело: каждый человек – атеист ли, мужчина или женщина, татарин или удмурт – создан в этом мире Самим Христом. Большинство этого даже не подозревают. Как тюльпан не знает, что он творение Божие, ему знать об этом нечем, у тюльпана нет аппарата познания мира. У большинства людей есть такой аппарат, но он очень неразвит, поэтому какую-то часть человек познаёт и этим довольствуется, но на самом деле человеческие возможности практически неограниченны. Но человек, как всегда, довольствуется чем-то очень малым. Отчего это происходит? От лени. Кот не будет гимнастику делать, чтобы разогреться, он скорее найдёт батарейку и на неё сядет. Ему хорошо, шкурка его предохраняет от ожогов, ему тепло, но не надо бегать, носиться. Тепло и хорошо. И большинство людей такую занимают позицию, про которую русский народ сочинил поговорку: рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше. Человек всё время ищет, где лучше. Но выбирает он именно то, что роднит его с котом. А у Бога о каждом человеке совершенно другой замысел: Бог каждого человека хочет возвести на небо, сделать его небожителем. И в силу того что всё-таки некоторые люди в храмах собираются по всему лицу земли, как раз там, среди них можно искать человека, который может оказаться тем, который в дальнейшем станет учеником Христовым. И вот, Христос зашёл в одну из синагог. А там очень демократическое устройство: читают отрывок из Священного Писания, и каждый, кто хотел, мог встать и предложить своё толкование, чем Господь всегда пользовался. Надо понять, что Автор Священного Писания всегда лучшее предлагал толкование той книги, которую Он Сам сочинил и записал через людей.

Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скрючена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! Ты освобождаешься от недуга твоего (Лк. 13, 11-12). Вот так вот взял просто и сказал. Много лет, даже больше десяти, она страдала, была скрючена. Вдруг подходит молодой Человек лет 30-ти, Который только что толковал Священное Писание, и говорит слова такие. Я думаю, она никогда ничего подобного не слышала ни от кого: освобождаешься от недуга твоего.

И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога (Лк. 13, 13). Ключевые слова. Он на неё возложил руки, сказал: «Ты освобождаешься», а она начала славить Бога. Потому что она поняла, что то, что с ней произошло, это есть проявление силы Божией, а уж через кого, для неё это было не важно. А для Христа важно. Потому что она как раз прославила Того, Кто её исцелил. То есть чего хотел Господь достичь, то и получилось.

При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу (он был такой муж, очень учительный): есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний (Лк. 13, 14). Местов нет, ушла на базу. Всё.

Мальчику, ну не мальчику уже, юноше, у которого нет ни папы, ни мамы, никому не нужному на свете человеку делали операции, он лишился обеих почек, ему пересадили от усопшего почку, и он так плохо-бедно с ней живёт. И у него случился приступ. Те люди, которые его обихаживают, отправили его в больницу, которая тут у нас рядом. Врач в приёмном отделении осмотрел его и – уже ночь была – отправил его домой. И он, корчась от боли, закрывая живот руками, пошёл. Дошёл живым. Потом нам рассказывают всякие умные грамотные люди, особенно на всяких юбилеях, какая это гуманная профессия. Сироту, инвалида в мороз – ну, не сильный, только начало зимы – отправить, не оказав ему никакой медицинской помощи. Замечательно.

И то же самое происходило и две тысячи лет назад в этой синагоге. Что Христос хотел от начальника синагоги? Чтоб там изменился порядок? Или отменить ту заповедь, которую Сам Господь дал, Который сказал: Шесть дней <...> делай <...>, а день седьмой – <...> Господу (Исх. 20, 9-10)? Да нет, конечно. Он хотел, чтобы этот порядок изменил душу человека. Сам по себе порядок Богу не нужен. Потому Сам Бог – Отец порядка, Он так устроил всю земную жизнь, что абсолютно всё, что создано в материальном мире, раскладывается на маленькие кирпичики – химические элементы; и всё из них состоит – что сердце, что дерево, что бриллианты – всё создано из этих кирпичиков, которые Дмитрий Иванович Менделеев сложил в периодическую систему элементов. Что же Он хотел от этого начальника синагоги? Чтоб он обрадовался. Обрадовался не тому, что нарушен порядок, а тому, что больная старушка выпрямилась и ей жить стало легче. Это не значит, что она не умрёт. В своё время умрёт. Но Господь хотел, чтоб ты ходил в храм не для того, чтоб там был порядок. Хотя порядок нужен. В синагоге – не знаю, в каждой или нет – народу может быть много или мало, по праздникам больше, в будние дни меньше. Но дело всё равно не в порядке. А дело в том, что из слова Божия проникает в сердце. А ведь начальником синагоги выбрали самого толкового, а он не понимает таких важных вещей, что Богу каждая старушка важна. И Он каждой хочет помочь, и когда находит это нужным, Он это совершает.

Представьте себе, Христос исцелил женщину. Для этого Он и пришёл на землю. У Него много было всяких, можно сказать, задач, но это одна из них. Он хотел этим показать, зачем Он пришёл. Чтобы научить людей не мечтать, как всякие сумасшедшие из телевизора, которые говорят, что главное – мечта. А хуже того, чтобы мечтать, вообще ничего на свете нет, потому что это глупое безделье. Человек должен не мечтать, он должен трудиться. А мечты бесплодны. Это только в классе сидеть, в окошко глядеть: прилетят снегири или нет? Господь от каждого человека ждёт проявления человечности. И расстояние между жизнью и смертью, между правдой и ложью, между правильным направлением жизни и неправильным, оно в этом месте и проходит. Когда Господь учил Своих учеников о том, что такое Царство Небесное: алкал Я, и вы дали Мне есть; <...> был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25, 35-36). Всё очень просто. Такой порядок, который исходит из милосердия – это то, как бы хотел Господь, чтобы люди жили. Он для этого на землю пришёл.

Конечно, его соплеменники думали, что вот, сейчас Он придёт, вот Он входит в Иерусалим, сел на молодого осла, они ветвями пальмовыми машут, кричат: осанна Сыну Давидову! (Мф. 21, 9). А кто такой Сын Давидов? Сын Давидов – это потомок царя Давида, а значит, Он входит в Иерусалим как царь и сейчас наведёт порядок. А когда увидели, что Он под арестом, они очень разочаровались, и те же самые люди, которые два дня назад кричали: осанна, теперь стали кричать: распни, распни Его! (Лк. 23, 21). Потому что что-то пошло не по их устроению. Так и ребёночек: «Мам, купи!», а если мама не покупает, то: «Плохая мама!». Потому что и мама, и папа, и дедушка, и бабушка, и директор магазина должны тут же бежать и давать ему всё. Почему? А он так хочет. А задача взрослых научит ему другому. Вот это очень важный момент из жизни Спасителя: Он исцелил женщину вопреки тому порядку, который был установлен не только в этой синагоге, а вообще везде.

Господь сказал ему в ответ: лицемер! (Лк. 13, 15). Почему лицемер? И вообще, кто такой лицемер? Лицемер – это человек, который из разных соображений из себя изображает, что он человек правильный и хороший. А на самом деле он есть гнилая тварь, и даже не человек. Он даже хуже скотины. Потому что в нём нет самого главного – человечности.

И Господь пояснил, почему тот лицемер: не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? (Лк. 13, 15). Как говорится, хороший вопрос. Ты скотину держишь? Держишь. На водопой водишь? Водишь. А как же суббота? Ну а что ж, вол-то не может без воды сутки быть. Не может. Но Господь Сам сказал: Шесть дней <...> делай (Исх. 20, 9). Зачем же ты нарушаешь? А, когда мой вол, мой осёл, я нарушаю. Почему? Потому что это моё. А тут какая-то бабка. Приходи в понедельник.

Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? (Лк. 13, 16). Ну, конечно, надлежало. Какое ещё лучше прославление Бога, чем проявление милосердия к ближнему? И это и было достигнуто, когда Господь её исцелил, она прославила Бога.

Зачем существует синагога – чтоб себе невест искать и женихов? Есть такая функция. Но ведь не для этого, а для того, чтоб через Священное Писание люди, которые туда ходят, познавали бы волю Божию, чтобы слово Божие их преображало. Вот эту бабушку слово Божие уже преобразило. А начальника синагоги – нет.

О чём мы должны задуматься по прочтении этого Божественного текста? О том, что большинство из нас ходят в храм напрасно. В этом нет никакого смысла. Почему? А потому что мы не меняемся. Мы не приближаемся к тому, чтобы нам быть христианами. И наше христианство лицемерное. Мы обращаем внимание только на внешние проявления этого христианства, которые годятся для пятилетних детей. Маленького ребёночка принесут, он крестится, кланяется, и все умиляются. А чему тут умиляться? Настоящее христианство – это когда человек готов, согласен положить душу свою за други своя и с радостью за ближнего умирает, а не отправляет его, согнувшегося в три погибели и умирающего, в мороз домой. Потому что медицина существует не для оказания услуг за деньги, а для того, чтобы ближнему помогать. Не можешь вылечить, ну хотя бы обеспечь тем, чтобы были у него обезболивающие. А то мы создали уникальную систему нашего здравоохранения. От кого они охраняют? По-моему, от людей. При росте заболеваний раком количество выписываемых народу обезболивающих уменьшается. Единственная страна на всём земном шаре. А почему врачи не выписывают обезболивающие? А потому что вышестоящие товарищи им запрещают. А они? Они боятся. Что ты думаешь, всех уволят, что ли? «Нас заставляют, с нас требуют». Ну что тебя, расстреляют, что ль, за это? Нет, никого не расстреляют. А почему тогда не выписываешь препарат? А что тебе больной? Это же не твой сын, племянник или внук. Когда твой племянник и внук, это одно, а когда чужая бабулька – да пусть лежит, всё равно ей умирать, да и возраст подходит. И что получается? Получается лицемерие. Очень легко из христианства сотворить лицемерие. Поэтому Господь даже очень больших грешников прощал, а вот этим всем начальникам Он говорил: Горе вам, <...> фарисеи, лицемеры (Мф. 23, 15), а своим ученикам говорил: берегитесь закваски фарисейской (Мф. 16, 6).

Нам нужно стараться очень внимательно наблюдать за своей жизнью – как бы не было в ней лицемерия. Лицемерие всегда выставляет впереди забор из борьбы за правду, а Бог требует от нас милосердия. И христианин должен всегда выбирать милосердие. Тогда он будет идти по пути преображения собственного сердца. Этому мы должны научиться в храме, научиться из Евангелия, это мы должны принести в свои домы, в свою семью,этому мы должны научить и детей. Вот этому. А то некоторые удивляются: «Вот, до 14-ти лет у меня ребёночек ходил в церковь, а теперь не ходит». А потому что его христианство было лицемерное. «Святый Боже» по «Отче наш» он выучил. То, что постом ему не дадут мороженого, это он выучил. То, что он при маме не пользуется интернетом, это он выучил. Зато ночью под одеялом он прекрасно этим пользуется. Почему? Потому что он маленький лицемер, у него уже с 13-ти лет двойная жизнь. Вот и всё. И за этим никто и не смотрит, и не следит. Это совершенно неинтересно. Нам нужно задаться вопросом: наше христианство мнимое или оно настоящее? Если мнимое, тогда какой смысл оттаптывать ноги и здесь, вместо того, чтоб спать, уставать? Если изображаем из себя одно, а на деле мы совсем другие. Вот это надо помнить каждый день.


Комментарии.

    Комментариев 8

    1. Aleksandr Iz:

      Отец Димитрий, простите меня, согласен с Вами, что ходим мы в храм и не меняемся, а значит нет покаяния. А если в храм ходят, по некоторой статистике, 2% крещеных православных, получается маловато остается настоящих верующих. Отец Димитрий, Спаси Господи и еще раз простите.

    2. TATIANA1996:

      Спаси Господи,батюшка, за проповедь. Это мой первый комментарий,надеюсь не последний))) Прослушала и поняла-да,лицемерие повсюду. Но уши не закроешь, с этим жить как-то надо. Иногда трудно до тошноты. Молчишь или сам лицемеришь. Прости Господи.

    3. Алексей:

      Спаси Господи.

    4. s2235:

      Лицемерие это когда причина поступков «состояние лица» «господина», поэтому необходимо его постоянное измерение, не польза не благо не Бог, а состояние лица «господина», не Истина а реакция лица того кому раболепствуют, кому пресмыкаются, поэтому лицемерие дорога к лжи. Лицемерие это не только подхалимство и не спасает от хамства, а наоборот провоцирует его. Лицемерие — раболепство, лицемерие несвобода, лицемерие толерантность, лицемерие — демократия(измерение рейтинга лица демоса для последующего его обмана) лицемерие — рейтинг. Опасная закваска, из этой закваски обязательно получается лож. При этом в самом измерении и служении нет греха, но «лицемерие» это суррогат любви, это подмена и суть её — ложь.

    5. Fatiniy:

      Хочу присоединиться к комментарию Albin и добавить: как же корректно о. Дмитрий все объясняет, как он эти объяснения-пазлы складывает в общую картинку. У меня ощущение после просмотра проповеди, что я вышла с новым мышлением. В чём корректность? Ну даже в том, что шизофрения была объяснена на греческом языке и растолкована по пунктам, как она проявляется и раздваивает мозг. Вялотекущая её стадия во мне проявляется при каждой утренней молитве, когда, обращаясь к Богу, думаешь о «красных туфельках». Её (σχίζω-,φρήν-) активное проявление — борьба за правоту, поиск правильности и правды. Что я вынесла для себя из этой проповеди? Что понятия «цель» и «смысл» разные основы для мысли. Откровением стала короткая фраза, которая открыла именно смысл посещения храма — общение с Богом. Спаси Бог отца Дмитрия, ибо он забросил очередную закваску, которая, надеюсь, принесёт плод. Даже если из ста привычек лицемерия (а оно для меня стало привычкой) я все же один раз проявлю честность, это уже плод. Главное прогресс, а не совершенство. И ещё, это проповедь — пример мужества. Низкий поклон за прямоту в оценке фактов сегодняшней действительности и, к сожалению, не только в сфере медицины.

    6. ullis62:

      Ох и не любит отец Дмитрий медицину. И правильно! Увы нам грешным. Дай Бог здоровья батюшке!

      • s2235:

        Нет, не так, медицина как раз тут не причём. Батюшка не любит лицемерие, и Слава Богу. Чьё лице меряет лицемер? Что такое лицемер, это измерительный прибор, измеритель лица? И вообще зачем его мерить? Почему он в почёте у фарисеев и почему Господь не смотрит ни на чьё лице и не пользуется измерительным прибором под названием «лицемер» и не нуждается в его(лица) измерении? Почему злоупотребление этим измерением обязательно приводит к ОГРОМНОЙ ЛЖИ?

    7. Albin:

      Проповеди о.Димитрия каждый раз заставляют заглянуть в себя и увидеть в своей душе те страсти и грехи,которые обличает наш батюшка. Словно это лично для меня сказано! И так горько становится,что я как малое и глупое дите повторяю одни и те же ошибки. Особенно это относится к греху лицемерия. Мне сестра часто высказывает: «Почему ты в храме спокойная и вежливая,а со мной грубая и злая?». У меня на это 33 «убедительных» объяснений. А потом так стыдно!
      Благодарю Господа, что есть такой пастырь как отец Димитрий, что могу читать его проповеди, находясь далеко от Москвы. Дай Бог ему и всем его помощникам многая и благая лета!
      Алевтина (Адлер)

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.