Проповедь о спасении и наушниках в ухе
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 17 декабря 2017 года, по евангельскому эпизоду об исцелении десяти прокажённых [Лк. 17,12-19].

Идя в Иерусалим, Он (Господь) проходил между Самариею и Галилеею. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали (Лк. 17, 11-12). Им было запрещено приближаться к людям, они сбивались в группки человек по 10-15 и ходили, просили милостыню, и люди издали им кидали что-нибудь поесть, хлебушка, они с землю поднимали, сдували пыль и это ели. Потому что проказа – болезнь очень заразная, а в те времена её никак не лечили.

И громким голосом говорили: Иисус Наставник! Помилуй нас (Лк. 17, 13). Уже и до них слух дошёл. Никаких СМИ не было, а жизнь каждого народа наполнялась слухами. Это было довольно эффективно и довольно быстро. Поэтому все примерно знали, что происходит, хотя при передаче, конечно, бывали какие-то искажения. Но они знали, что он исцеляет больных, и уже не одного прокажённого исцелил.

Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам (Лк. 17, 14). Священник был и учитель, и судья, и наставник жизни, и советчик, и врач. Всё в одном лице. У нас в России так же было: единственный грамотный человек на селе – это священник. И в Израиле всегда к священнику шли в случае исцеления, а он должен был засвидетельствовать, что проказа прошла. Они раздевались, он, опять же, издали, но очень внимательно их осматривал, потому что если он скажет, что проказа прошла, а потом от него человек заболеет, то священнику этому несдобровать, поэтому всё было по-честному и с большим вниманием. Поэтому Господь их направил к священнику.

И когда они шли (по дороге к священнику) очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога (Лк. 17, 14-15). То есть понял, кто его исцелил. Потому что всякое такое воздействие на человека чудесное, да и не чудесное, исходит от Господа. Разве изобретение пенициллина – это не от Бога? Всё от Бога. Но большинство людей на земле этого совершенно не понимают. По какой причине? По причине хамства, неуважение к своему Отцу и Создателю. Человек дичает и хамеет. Из этих десяти прокаженных один вспомнил о Боге, возблагодарил Его громким голосом. Почему громким? А потому что у него всё в душе ликовало, радость такая. А остальные приняли как должное, уже забыли. Может быть, выпить пошли на радостях. У нас же как? Любое событие – либо свадьба, либо похороны – только повод выпить. Жизнь у людей скучная, неинтересная, и чтоб хоть как-то её скрасить, человек нуждается в некоторых химических веществах, чтоб искусственно себе получить какую-то радость. Это, конечно, суррогат, радость эта неглубокая, потом похмелье, человек ещё в худшую ситуацию попадает. Но, тем не менее, другого не знает.

Пал ниц к ногам Его (Спасителя), благодаря Его; и это был Самарянин (Лк. 17, 16). А какая нам разница, самарянин это был, галилеянин или из Иудеи? Нам всё равно, а тем, кто был вокруг, это очень важно, потому что иудеи с самарянами не общались, так как последние были еретики. И из всех только этот самарянин вернулся прославить Бога. Почему евангелист подчёркивает, что это был самарянин? Потому что очень часто бывает, что человек, которым пренебрегают, оказывается ближе к Богу. Это Господь через Евангелие, через евангелиста Луку нам преподаёт урок. Этот человек, самарянин, оказался ближе по своей душе Самому Богу. И это самое важное.

Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя (Лк. 17, 17-19). Какая вера? Можно сказать, православная. Почему? А что такое вообще вера? Вера по определению – это есть видение истины. Истина – это Бог. Истинная православная вера – это когда человек истинно видит единого истинного Бога (Ин. 17, 3) и живёт так, как Божья воля ему велит. И вот этот самарянин такую веру и проявил. А от чего эта вера спасает? Вера эта спасает от греха. Самый распространённый грех среди семи с половиной миллиардов людей – это есть свинская неблагодарность к Отцу Небесному. Этот человек преодолел этот грех, следовательно покаялся. И вот в этом и есть спасение, потому что спасение – в покаянии. А покаяние – это есть изменение жизни, изменение направления этой жизни. Все трудности нашей обычной земной жизни связаны с покаянием.

Сегодня одна женщина пришла, жалуется: «Сын не может найти работу». У меня есть излюбленный приём, я сам его применял неоднократно, всегда эффективен. Сын не может найти работу. Я говорю: «Опустоши холодильник и питайся в общепите На второй день он найдёт работу. Или пусть едет в Таджикистан, там все мужики уехали в Москву, и здесь работают, поэтому в Таджикистане полно всякой работы. Пусть мотыгу купит здесь у нас в магазине «Сад и огород», и начинает на бая там работать, ему еды за это дадут, а будет хорошо работать, лупить не будут». Вот, собственно, и всё. Какой же дурак будет работать, если его мама кормит, поит, одевает, за квартиру платит, стирает, квартиру убирает! Лежишь себе и ищешь работу: «Может, быть туда... Нет, туда нет. Может быть, сюда... Да ну, вроде там уже был четыре года назад». Это можно так вообще всю жизнь прожить, потому что у мамы пенсия есть, всё хорошо. Некоторые мамы даже думают, что они проявляют любовь к сыну. А любовь к сыну – это заставить его голодать. Обычно взрослый здоровый мужик есть хочет сильно на второй день. Один день ничего, водички попил, и всё. Очень всё просто. Чрезвычайно эффективно. Конечно, будет раздражаться. Всякий человек, когда голодный, чрезвычайно раздражителен. Но на это время можно уйти из дома, погулять в парке под зонтиком. Благо, сейчас дождик идёт, а не вихрь, снег и так далее.

Жизнь нужно изменить. Изменение жизни, направления её – это есть покаяние. Господь от каждого человека этого желает, но не насильно. Любого из нас можно в его бездействии оправдать. Например, лишить его ног. Если не помогло, лишить глаз. Не помогло – лишить рук. И что взять с человека, который недвижим и ничего не видит? Ему простительно не работать, и при такой болезни ему обязательно назначат пенсию – небольшую, но прокормиться можно. Но Господь не хочет никого заставлять. Хотя к некоторым людям Он подбирает Свой ключ, поэтому у каждого человека его сумма страданий своя. Люди часто говорят: «За что мне так?». Да не «за что», а «почему». Просто Господь, и мы это знаем из Писания, всем человекам хочет спастись. Почему этот самарянин очистился? А потому, что ему эта болезнь уже не нужна. Она свою роль выполнила. И он тут же выздоравливает, становится учеником Христовым, меняет свою жизнь. Видите, он вернулся к Нему, он не стал идти туда, куда все его товарищи идут. Нет, он пошёл ко Христу, пал ниц, поблагодарил Его. То есть совершенно человек изменился, стал другим.

И Господь хочет, чтобы каждый из нас стал другим, похожим на христианина, причём не внешне. Смысл не в длинной юбочке, платочке и каких-то атрибутах. Дело не в атрибутах, дело во внутреннем устроении души. А для чего Господу это надо? Потому что Господь Дух Святый может войти в человека и преобразит его, только если он будет определённым образом устроен внутри. Никто же из нас в корзину из лозы не льёт воду, потому что вода сразу протечёт. Мы можем туда картофель класть, яблоки, грибы. Так же и душа человека должна быть готова к тому, чтобы воспринять Святаго Духа. И когда Дух Святый приходит к человеку, Он очищает человека от всякой скверны. И это называется спасение. Вот так устроена христианская жизнь.

Но это не для всех. Иные довольствуются суррогатами: кто покуривает, кто попивает, кто блудит, кто в картишки играет, кто просто: «Ой, я с ребятами». Вот, с ребятами, потому что жизнь-то, она такая, очень на самом деле безрадостная, поэтому люди оглушают себя музыкой, какими-то дикими танцами, всякими напитками, чтоб немножко забыться. Современный человек без наушников в ухе даже не может существовать. Он как-то чувствует себя в какой-то панике. Он с одной стороны хочет быть как все, а с другой стороны вот эта жизнь не даёт ему ни покоя, ни радости. А Господь говорит: Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас (Мф. 11, 28). А человек этого не слышит. Не слышит, поэтому он мечется. А спасение вообще рядом. Для этого не надо ехать в Америку, в Африку, в Антарктиду, даже в соседний подъезд. Только скажи: «Господи!», и вот Он. Ближе, чем Бог, никого к нам нет.

И этот самарянин нашёл Бога. И Господь хочет, чтоб все мы нашли. Мы приходим в церковь зачем? «А вот мой сын», «а вот мой бывший муж», «а вот у меня двоюродного брата троюродный племянник», «а вот она», «а вот они». Сейчас вот мы вам сейчас это всё поправим и у вас всё будет хорошо. Потому что человек думает, что если ты без ноги остался, тебе сделали хороший немецкий протез за полтора миллиона, и ты теперь уже бегаешь, то всё в порядке. А куда ты побежишь на этом протезе? «Вот, я теперь олимпийский чемпион». Хорошо, а когда тебе будет 50 лет, куда ты побежишь? Всё равно это какие-то временные вспышки удовольствия. А Царство Небесное – это царство вечности. Почему? Потому что ты приобретаешь новые качества. Ты был один человек, а стал совсем другой.

И вот, Отец Небесный наш, Который действительно нас создал, действительно нас любит, каждого хочет спасти. Не насильно, а хочет к Себе привлечь. Ведь Он за этими прокаженными не бегал, не говорил: «Ребята, если хотите, Я вас могу очистить от вашей проказы. Падите ниц, я вас сейчас перекрещу, и будете здоровы». Они сами пришли. Почему они пришли к Нему? Потому что они уже, все вот эти десять, поверили, что Он может исцелить. Нас здесь сейчас триста пятьдесят человек, и мы не дома лежим, нежимся в постели, а пришли сюда для того, чтобы ощутить присутствие Божие среди нас. Он посреди нас стоит и слышит не только то, что я сейчас говорю, а каждая мысль ваша Ему слышна, и ещё каждое чувство. Всё, что проносится, Он это всё знает. И Он хочет наши чувства очистить. Для чего? Как поётся на Пасху? Скоро Пасха... Смеются. Ну вон, весна уже, Пасха всегда весной. «Очистим чувствия и узрим свет». Он хочет нам показать.

Каждая маманя всегда беспокоится, если сынок не учит уроки, потому что она хочет, чтоб открылся целый мир для него. Иначе что его ждёт? Шлагбаум поднял-опустил, поднял-опустил. И так неделю, месяц, год, десять лет. Сначала на автобазе шлагбаум, а потом на кладбище. Вот, собственно, что, это жизнь? Мать носила, в муках рожала, врачей вызывала, для того, чтоб он шлагбаум поднимал, нажимая кнопки? Это же работа для инвалидов. Сидишь без ног и кнопку жмёшь. А у нас здоровые мужики шлагбаум поднимают. Поэтому она хочет, чтоб он учился, что-то узнал. Нет, неохота. Почему? Очень трудная работа – головой. А хочется гулять. Тут вот опять же, если дитя поверит родителям, то это гораздо лучше. Раз самые любящие люди на земле – мои мама и папа – так хотят, считают нужным, я поверю. Поверю и выучусь, и посмотрю, что из этого выйдет.

Так же и Господь всех, каждого из нас, зовёт к себе, хочет, чтоб мы не просто стали хорошими людьми, а чтоб мы были как Ангелы. Он хочет, чтоб мы на всю оставшуюся жизнь (а нас ждёт вечность, а не какие-то там оставшиеся 25 лет, а вечность) остались с Ним. Мы можем всегда остаться с Ним, с самым прекрасным из людей, а ведь Господь в человеческой плоти пребывает во Царствии Небесном. А можем быть отвержены навсегда, там будет плач и скрежет зубов (Лук. 13, 28). Поэтому очень важно этот покаянный выбор сделать, услышать, что Господь говорит. К нам Господь обращается только через Евангелие. И тогда Господь в нашем сердце победит все наши страсти, грехи, прегрешения. Жизнь наполнится радостью, смыслом. Апостол Павел говорит: едите ли, пьете ли, <...> все делайте во славу Божию (1 Кор. 10, 31). Всё во славу Божию, каждый поступок, каждый шаг, каждое движение глаз, всё направлено к тому, чтоб Бога прославить. Как этот прокажённый вприпрыжку бежал и кричал от восторга, как милостив Господь. И это ждёт всё каждого из нас. Раз из 12 или 14 миллионов москвичей Господь нас собрал, через разные обстоятельства все пришли, Он надеется на нас, Он в каждом из нас увидел возможность спасения и позвал. Осталось уши души прочистить, чтоб услышать голос Божий


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 2

    1. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам отец Димитрий!

    2. ElenaP:

      Сильная проповедь, спасибо! Храни Вас Господь, отец Димитрий.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.