Проповедь о вере, страстях и послушании
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы вечером 23 декабря 2017 года, по евангельскому эпизоду о воскресении Христа [Ин. 20,1-10].

В первый день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус (Ин. 20, 1-2) – это был автор этого Евангелия Иоанн Богослов. Почему она побежала к Симону Петру? Он был старшим среди апостолов, поэтому это очень естественно.

И говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его (Ин. 20, 2). Что она видела, то и сказала, как она это восприняла. Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра – помоложе, порезвей – и пришел ко гробу первый. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб (Ин. 20, 2-5). Почему не вошёл? Потому что воспитанный был человек. Молодые люди обычно нетерпеливы, и вот эти все недостатки устраняются воспитанием. Он понимал и так был воспитан, что лезть, прежде чем старший придёт, просто неприлично.

Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Тогда вошел другой ученик – именно Иоанн – прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал (Ин. 20, 6-8). Что значит «уверовал»? Согласно Священному Писанию вера – это есть видение того, что невидимо (см. Евр. 11, 1). Вот Мария Магдалина из того, что она увидела и пошла, рассказала Петру с Иоанном, не сделала никаких выводов. А Иоанн Богослов увидел вот эту ситуацию – отваленный камень от гроба, свитые, аккуратно лежащие пелены – и уверовал. То есть он увидел то, что произошло. Почему так случилось? Мария не увидела, хотя первая пришла, Пётр не увидел, хотя был старше и опыт у него был, и близок он был к Спасителю, а вот самый молодой – и вдруг увидел. Что даёт возможность вообще видеть то, что невидимо? Даёт возможность воспитание сердца или, как древние подвижники говорили, устроение. Как устроена душа?

Я, например, очень часто вижу, как родители делают грубейшие ошибки в воспитании своих детей. Это видно и по самим детям и видно, когда они взаимодействуют. Отчего это происходит? Потому что они действуют не по воспитанию, как Иоанн Богослов, а действуют по страсти. Людьми руководствуют страсти: гордость, самомнение, глупость, зависть, желание настоять на своём, часто во что бы то ни стало. И поэтому чаще всего человек даже не может заглянуть немножко вперёд. И в человеческих семьях происходят сплошные трагедии, потому что вместо того чтобы семью устроить так, чтоб она была духовным оазисом в нашей жизни, которая есть бушующее море, наоборот всё время мучают друг друга с утра до вечера, и ночью, и утром. Почему? Всё по гордости, по глупости, по тупости, по нечуткости. И всё глубже и глубже петля на шее входит в саму плоть человека. Потому что руководствуется человек страстями. Он то возмущается, то обижается, то раздражается, то гневается, то в нём кипит чувство справедливости. Что такое справедливость? Справедливость – это когда он останется ни с чем, а я буду со всем. И так далее. Потому что у каждого чувство справедливости работает только в одну сторону. И поэтому Господь в силу непамятливости человека дал нам Священно Писание. И единственное спасение наше в том, чтобы мы выучили его наизусть. Тогда в нужный момент нам на ум придут слова из Писания.

И вот здесь говорит Иоанн: они еще не знали из Писания, что Ему (Спасителю) надлежало воскреснуть из мертвых (Ин. 20, 9). А Иоанн уже уверовал, что это произошло. Итак, ученики опять возвратились к себе (Ин. 20, 10). А Писание – это есть высший авторитет, тут не нужно какое-то чувство логики, не нужны какие-то исследования, хотя это может каким-то образом помочь. Но само слово Писания человеку говорит то, что ему нужно. И в этом для нас спасение. Так и слово Божие говорит. Христос говорил Своим ученикам: Исследуйте Писания <...> они свидетельствуют о Мне (Ин. 5, 39). Но, конечно, и Пётр, и Иоанн ещё и грамоты не знали к тому времени. Они всё, что знали из Писания – это то, что время от времени слышали в синагоге, в Храме и из слов Христа Спасителя. Но через качества души Иоанн прозрел быстрее Петра.

В Писании сказано: Не будь вельми прав (Еккл. 7, 16). Потому что человек, его всё естество – и духовное, и душевное, и телесное – всё искажено грехом, поэтому при всей правоте, юридической, фактологической, человек всё равно неправ. Почему? Потому что у каждого события есть духовный смысл, а мы не видим его. Нет у нас такого христианского качества, чтобы прозреть. А вот если мы будем знать Священно Писание, нам оно даст ключ к пониманию того, как мы должны действовать. Потому что иногда нам кажется, что надо действовать быстрее. А Господь считает, что надо помедленней. Но от того, что мы хотим, мы очень много ломаем и портим. Чаще всего при воспитании детей родители проявляют нетерпение. Самое смешное – это когда мама, жалуясь на своего трёхлетнего сына или дочку, говорит: «Он совершенно не слушается». Извините, как это в три года можно уметь слушаться. Если ребёнок слушается в три года, его надо показать детскому психиатру, что-то с ним не то, он нездоров. А мама, только родив совсем недавно, уже хочет, чтоб он слушался. И от того, что она орёт, раздражается, никогда он не будет слушаться. В этом возрасте это невозможно. Нормальный здоровый ребёнок делает то, что он считает нужным, потому что до четырёх лет идёт интенсивное формирование его личности. Он этот мир изучает, он в нём действует, он видит реакции других людей. И воспитание совершенно не заключается в том, чтобы его свернуть в бараний рог, лупить, орать, чтобы его заставить слушаться. Можно только напугать до смерти и всякие отношения закончить и прекратить. Ребёнок перестанет не только слушаться, он даже слышать перестанет взрослого человека, который всё время орёт. Он от него отключится. Просто будет воспринимать крики взрослых как скучнейший из шумов, в котором нет смысла, и ничего от этого ему не идёт полезного. И тут же: «А как тогда быть?». Раскинь палатой, почитай Священно Писание, помолись, вспомни, какой ты был, почитай возрастную психологию, есть книжечки, они не толстые. И всё узнаешь. Нельзя требовать с ребёнка того, чего ты сам не умеешь. И научить можно только тому, что ты умеешь сам. А такие горе-родители, ничего, кроме как орать, не могут, к сожалению. И всё их воспитание заключается в том, что они уродуют детей.

А вот пример Иоанна Богослова говорит о том, что, оказывается, можно и по-другому. И это Евангелие открывает и для нас такую возможность.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Нет комментариев

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.