Проповедь утренняя на Неделю 32-ю по Пятидесятнице. Крещенский сочельник
Утренняя проповедь в Крещенский сочельник о нашей неблагодарности Богу и ближним нашим, о пробуждении совести, об увядшей розе и покаянии.

«И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие» (Лк. 3, 3-6).

Мы живём в такое время, когда люди о спасении вообще даже не задумываются. И если какой-то человек думает о своём спасении, это очень большая редкость. Основная масса людей заботятся только о своей телесной жизни. Даже появилось такое присловие, уже много десятков лет оно витает в воздухе, люди говорят: «Главное – здоровье». Для людей стала главным, к сожалению, жизнь телесная.

Но Господь пришёл на землю и крестился в водах Иорданских от Иоанна не для того, чтобы дать людям здоровье. Хотя исцелял он десятки и сотни болящих людей, причём болящих смертельно, и даже воскрешал мёртвых. Но не для этого Он, конечно, пришёл. Потому что, сколько человека не исцеляй, какую терапию не прикладывай к его болезненному состоянию, придёт время, и душа расстанется с телом, как это ни прискорбно. Это общий закон для нашего падшего человечества. А Господь пришёл, чтобы человеку подарить вечность. Иной скажет: «Ну, мы и так вечные, душа же не исчезает, а переходит в мир иной». Это правильно. Но с точки зрения Божественной не всякая жизнь может называться жизнью. Потому что вне Бога жизнь человека не может называться жизнью, так как Господь есть Податель жизни. Можно такое сравнение привести – как со срезанным цветком. Срезаем розу, ставим её в вазу, и она какое-то время продолжает цвести, даже запах источает. Но потом, даже в воде, она засыхает. И засохнув, она может сохранить свою форму, свой цвет. Любой, даже не специалист, скажет, что это роза. Но она сухая. Так и жизнь для человека вне Бога засыхает. Она даже перестаёт быть жизнью человека. Потому что всё человеческое вне Бога засыхает, человек становится хоть и разумным, хоть и говорящим, но всё-таки животным. Человек вне Бога теряет свои божественные и человеческие свойства, становится одним из млекопитающих, которые населяют нашу Землю.

Но Бог, когда творил человека, готовил для него совершенно другую участь. Не чтобы человек в конечном итоге озверел, а наоборот, чтобы человек уподобился Ангелам, а небесная жизнь в нём как раз пребывала больше, чем жизнь телесная. Вот для чего Господь пришёл на землю – спасти нас от греха, от озверения, чтоб мы не изуродовали жизнь нашу и самих себя не превратили бы в демонов. Но человек всё больше и больше напоминает именно демона. И по своему злому нраву, и по своим поступкам, и по тем словам, которые он изрыгает, и во взаимоотношениях друг с другом. Есть пять камней, на которых зиждется наше человечество. И один из них – вещь фундаментальная, которая отличает человека от животного, это – семья. И если посмотреть на отношения внутри отдельных семей, то их вполне можно сравнить с отношениями животных. Диких. Ну, а некоторых животных даже можно поставить в пример. Как самец относится к самке, как самка относится к самцу, как детёныши относятся к своим родителям. Отношения вполне такие ворчливо-звериные, едва не доходящие до открытой вражды и угрозы, и ненависти, и злобы. То есть всё рассыпается. В чём причина? В том, что между человеком и Богом стоит грех. И благодать Божия, источник Божественной любви, она не доходит до сердца человека. Не умягчаются злые сердца, но, наоборот, ожесточаются действием греха. Люди всё дальше и дальше уходят от Бога. Человек по-прежнему не хочет Бога видеть, не обращается к Нему за помощью, не ставит себе даже такую задачу – спасение от этого кошмара, в котором он живёт. Напротив, он всё время настаивает на собственной правоте. А путь к спасению – он совершенно в другом месте. Вот поэтому Христос даже прежде того, как Ему Самому выйти на проповедь, послал Израилю Своего последнего пророка Иоанна, который говорил: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2).

Если спросить, практически, у любого человека, пусть он хоть 25 лет ходит в церковь, что такое покаяние, он, к сожалению, не сможет сказать. Потому что сам далёк от покаяния. Почему, в чём это покаяние, что это значит? А покаяние это, во-первых, искать причину того, что с тобой происходит, не в других людях, а в самом себе. Некоторые говорят: «Ну, хорошо, а чем же я виноват?» Давай так рассудим, что раз Господь тебе попускает вот такие-то, такие-то обстоятельства, то значит Богу угодно, чтобы ты эти обстоятельства использовал, чтобы спасти свою душу. Мы же не можем верить в какие-то случайные вещи. Тот, кто верит в случай, тот не может веровать в Бога. Это только неверующий говорит «повезло» или «не повезло», как будто это что-то случайное. Нет. Всё, что с нами происходит, происходит по благому промыслу Божию. Всё, что Господь ни попустил тебе, и сладкое, и горькое, это всё тебе благо. И поэтому причину того, что вокруг тебя происходит, нужно искать в самом себе. А найти – это и есть начало покаяния. Как один древний святой говорил: «Когда увидишь в себе грехи, как песок морской, знай, что ты положил начало покаянию». Это ещё не покаяние, потому что увидеть свой грех – есть только начало покаяния. Если человек выучил буквы, это для него ещё только вход в книжный мир. То, что ты знаешь алфавит, это ещё ничто. А вот прочтёшь полторы тысячи книг, причём, не всякую дребедень, а полезных, это уже есть некое образование. Потому что мудрость людей, которые изложили там свои мысли, ты, хоть и частично, но всё-таки имеешь возможность впитать. Так вот, увидеть свои грехи – это есть только начало покаяния. А настоящее покаяние – это изменение своей жизни. Причём изменение в соответствии не с тем, что тебе кажется. Хотя совесть – вещь великая, данная нам от Бога, и также является фундаментальным признаком того, чем мы отличаемся, вернее, должны отличаться, от животных. К сожалению, можно, положа руку на сердце, говорить о том, что у большинства людей совесть спит. Пока человек жив, конечно, она не умирает, бывает, что она оживает. Я был свидетелем того, что у людей, которым даже больше 90 лет, вдруг просыпается, начинает действовать совесть, и они приходят к покаянию. Но, тем не менее, в большинстве случаев она спит. Поэтому человек и так говорит, и так живёт, поэтому обвиняет других, когда Господь Сам ему указывает на его вину – вину и перед ближним, конечно, но, прежде всего, перед Богом.

Несмотря на то, что Господь дал нам Божественную службу, Евхаристию, которая есть Благодарение, мы никак не научимся быть благодарными Богу. Почему? Потому что мы, к сожалению, из людей превратились в свиней. Свинья – это образ неблагодарного существа. Потому что, с одной стороны, ну, конечно, какие дети бывают благодарны родителям. Они всё принимают, как будто так и надо, всю родительскую любовь. Но когда дети вырастают, они должны же понимать, что для них сделали родители. И вот если человек не понимает этого, значит, он свинья. И, конечно, мы привыкли жить и пользоваться тем, что Господь нам дал: и небо, и землю, и солнце, и воду, и все, что на земле, дал нам в пищу, и дал нам разум и слово. Мы этим всем привыкли пользоваться и как-то не замечать, что это всё – дары Божии. Вот как на руке пять пальцев, и мы ими пользуемся. Но, попробуй, лишись одного, как бы самого ненужного, мизинца, и уже почувствуешь эту нехватку. Мы тогда начинаем ценить, когда чего-то лишимся. Вот такое подлое свойство падшего человеческого естества. Только когда лишимся, начинаем понимать, чего мы лишились. Господь бы хотел, чтобы наша совесть и благодарность жила в нас. А зачем Ему это надо? Ну, живём, как свиньи, и живём. Грызёмся, ну и грызёмся. Ненавидим друг друга – ну и пусть. Но почему Бог хочет от нас добиться совсем иного? Потому что неблагодарная тварь не может достичь любви, а Бог по своей природе – есть Любовь. И поэтому как Отец наш, Он хочет взаимности. И больше ничего. Если попускает нам какие-то трудности в нашей жизни и призывает нас к покаянию, чтоб мы изменили свою жизнь, то только для одного – чтоб мы познали Любовь Божию. Вот для чего Ему это надо. Спасение, происходит от Божественной любви, потому что сам человек не может стать лучше. Ну, вот возьмём какого-то человечка. Ну, барахло барахлом, халтурщик из халтурщиков, подлец из подлецов, скотина из скотин, ворюга из ворюг, бессовестный из бессовестных. И скажи ему: «Ну, давай, теперь ты с понедельника, а лучше прямо сегодня, с вечера, стань хорошим». А как? Может ли испортившийся кипятильник сам себя починить? Нет. Нужен мастер, который либо перемотает обмотку, либо заменит сгоревшую часть и так далее. Но это кипятильник – он неживая, неразумная вещь. То есть нас только Бог может изменить. И Бог ничего не может с человеком сделать помимо свободного волеизъявления самого человека. Мы должны пожелать того же, что и Бог хочет для нас. А вот пожелать этой исправности в себе, вот это как раз от нас. А остальное всё Господь. Но, к несчастью, мы все распластаны по нашей земной жизни, смотрим, где бы что схватить, а о Небесном, к сожалению, не помышляем.

Вот Господь послал пророка Иоанна к Израилю. Ну и что, весь Израиль пришёл на Иордан в Заиорданскую страну? Нет. Пришли только некоторые и стали его учениками. Потому что не всем и тогда, в древнем Израиле, нужна была проповедь о покаянии. Но всё-таки нашлись такие люди. И они поселились рядом с Ним, и слушали Его, и учились от Него.

И вот сегодня Крещение. Придут тысячи людей за святой водой. Спроси у человека: «А зачем тебе святая вода?» – «Я буду освящать своё жильё». Хорошо это? Хорошо. «Я буду пить эту воду». Хорошо это? Хорошо. А зачем тебе освящать жильё? А зачем тебе во здравие души и тела пить святую воду? Зачем? Какой в этом смысл, если ты за этим не видишь благодеяний Божиих к тебе? А чтобы тебе это увидеть, должна упасть греховная пелена с твоих глаз. И вот этот процесс обоюдный: увидеть то, что меня отделяет от Бога, и начать просить у Него о том, чтобы Он меня исправил – вот это и есть покаяние.

Итак, этот чудный праздник Богоявления Господня… Он явился народу, чтобы исполнить всякую правду, Иоанн, конечно, удивился, и спросил Господа, зачем Ему креститься, когда на Нём нет греха. И ещё спросил о себе – как он, грешный человек, буду крестить Христа, Который есть Творец вселенной? Ну, это даже смешно: Бог омывает Свои грехи. Но Христос хотел во всем быть подобным нам. Он нам указал путь. Потому что Крещение – это такой символ: вода – омывает грехи. Во всех религиях есть этот обряд – омовения. Он разного содержания, но всегда связан с очищением. Вот и Христос хотел, чтобы это не только внешне, по обряду, стало очищение, но и внутренне. Чтобы произошло очищение души от греха. Понятно, сейчас вечером раздетые мужики, бабы будут, крякая, а некоторые, крича благим матом, окунаться в ледяную воду и будут думать, что сейчас там нечто с ними такое произойдет. Ничего, кроме прилива крови, потому что вода холодная, сосуды имеют свойство сжиматься, расширяться. И потом, действительно, такое приятное ощущение. В отдельных случаях даже можно и оздоровиться. Но неужели Христос пришёл на землю, пролил Свою Кровь, чтобы мы погружались в ледяную воду? Нет, конечно! Он явился для того, чтобы дать нам новую жизнь, и жизнь с избытком. Вот чего Он от нас хочет. Не то, чтобы мы соблюдали какие-то очень приятные, симпатичные народные обычаи. Нет. Он хотел, чтобы мы изменили свою жизнь. Если мы не будем её менять, то вера наша тщетна. Она не приносит никакого плода. Как лыжная палка, которую можно посадить в любую плодородную землю, хоть в навоз воткни – на ней персики не вырастут. Мы должны ожить, и ожить не с нашей, человеческой точки зрения, когда живём и радуемся, а с точки зрения Божественной. Чтобы в душе нашей благодать Божия, как в нашем теле кровь, лилась. Вот это и есть изменение жизни, вот этого Он и хочет. Господь хочет войти в нас, хочет достучаться до нашего сердца. Не только водой, Он своим собственным присутствием через Благодать желает быть с нами, соединиться с нами в любви. Это же очень естественно. Потому что даже и человек хочет заниматься тем, что он любит. И это очень правильно. Поэтому нам нужно понять своего Бога. А понять можно только любя. Когда мужчина говорит о женщине: «Она меня не понимает», как это перевести на русский язык? Что она, из Таджикистана, что ли, приехала? Нет. А он просто чувствует, что она его не любит. И наоборот. Потому что понимание возможно только в любви. Как и дитя воспитать, понять, что ему надо, что для него лучше, можно только очень его любя. Часто и этого не хватает. Только любовь делает нашу душу зрячей. Только любовь может нам дать возможность встретиться с Богом, и увидеть Бога друг в друге. Потому что какие-то следы присутствия в нас Божества, конечно, есть. И понимая это, мы можем увидеть в любом человеке, который далёк от Бога, Божественное. И дать возможность открыться в нём тому, что вполне достойно любви. И вот Господь от нас этого ждёт.




Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 11

    1. mtn:

      Пример с розой очень хороший, причем некоторые садоводы-любители, когда розы завянут, делают из них черенки и кладут в воду, затем, когда они дают корни высаживают в землю и снова получаются шикарные розы. Так и у нас есть надежда, что мы оживем, только для этого надо наверное прекращать заниматься всеми этими деривативами и возвращаться к земле. Стоит правда заметить, приживаются только розы, выращенные в России, розы голандских и эквадорских израильских, турецких и др. дружественных нам стран — нет :).

    2. anni:

      Господь милостив к нам!! Так нравится слушать проповеди о.Димитрия,доходчиво и просто излагает он свои мысли.Смотреть ТВ передачи пропадает охота,хочется жить и радоваться каждому дню.Поздравляю всех с праздником!!!

    3. muza:

      Дорогой отец Димитрий!С праздником Вас и всех участников блога.Благодарю Вас
      за проповеди,которые так много научают нас благочестию.
      В нашей жизни самое прекрасное
      Не ценою денег покупается.
      Даром светит с неба солнце ясное,
      И луна нам даром улыбается.
      Даром на распаханные полосы
      Льется дождь со щедростью обильною,
      Даром ветер гладит наши волосы,
      С дуба листья рвет рукою сильною.
      Даром птичьим пеньем наслаждаемся,
      Зорями,восходами,закатами,
      С близкими,любимыми встречаемся
      И вдыхаем воздух не за плату мы.
      Посмотри,как Бог к тебе склоняется,
      И любовь Его,как солнце ясное.
      Не ценою денег покупается
      В нашей жизни самое прекрасное.
      Ольга.г.Рига.

      • ukrvadim:

        Прекрасные стихи…переписал в блокнот и обязательно выучу наизусть.Спаси Господи,вас Ольга!

      • Lena.it:

        Спасибо Вам большое за наводку на стихи Веры Кушнир! Удивительные стихи, каждое слово живое!

    4. XXAIBI:

      Спасибо. Хранит Вас БОГ Отец Димитрий!

    5. Елена:

      Господь Милостив к нам….,раз посылает таких батюшек!!! Спаси Вас Господи!!!

    6. Владимир:

      С Богоявлением !!!!!

    7. ivan smekhov:

      Спаси Господи!С праздником всех,душевного и телесного здравия всем !!!Пусть стремление каждого будут чисты и прозрачны,как крещенская вода во всех наших храмах !

    8. Vadim:

      Спаси Господь!

    9. genia:

      Евгения Г. Батюшка, мне страшно подумать, что бы сейчас было со мной, если бы я 2,5 года назад не посмотрела Вашу передачу на «Спасе». Жаль, что таких проповедников у нас единицы… Благодарю Бога за все, особенно, что Он послал мне Вас. Спасибо Вам.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.